ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Урок 25. Анализ первой главы.Способы выражения авторского сознания в замысле поэмы Цель урока: выяснить идейные позиции писателя, обусловившие его интерес к определенным явлениям действительности, раскрыть учащимся идейный замысел поэмы; при анализе первой главы дать понятие о приемах типизации. Методические приемы: лекция с элементами беседы; сообщения.
Ход урока I. Вступительное слово учителя «Мертвые души» Гоголя — творение столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и явилось бы одиноким среди изобилия в хороших литературных произведениях», — сказал В. Г. Белинский. Столь высокая оценка «Мертвых душ» была дана Белинским в конце 1843 года. С момента этого высказывания прошло полтора века. Но и по сей день феномен Гоголя поражает с не меньшей силой. В чем причина? Легко было бы ответить: в гениальности создателя поэмы. Но такое объяснение будет слишком общим. Ведь каждый великий художник имеет особые истоки и импульсы творчества. Имел их и Гоголь.
II. Реализация индивидуального домашнего задания Слушаем сообщение учащегося «История создания и публикации поэмы «Мертвые души». (В 9 классе поэма изучалась обзорно).
III. Слово учителя Писателю всегда было «тесно» в одной сфере деятельности, в одном направлении творчества, в одном жанре литературы. Душа Гоголя жаждала союза между самоуглублением и широкой общественной деятельностью. Поэтому страдающая душа художника, захваченная сюжетом «Мертвых душ», на какое-то время успокоилась. «... Я принялся за «Мертвые души», — писал Гоголь В. А. Жуковскому, — которые было начал в Петербурге. Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись... Вся Русь явится в нем! Это будет первая моя порядочная вещь, — вещь, которая вынесет мое имя». Однако «спокойное, летописное» начало неразделимо слито с мощным и живым потоком раздумий о русской жизни, обществе, народе, настоящем и будущем страны. В поэме ярко отражены явления деградации российского общества. И вместе с тем — мечта о возрождении страны вера в изначальные силы народа. Поэтому в ходе работы над поэмой творческий замысел писателя обогащается, развивается и постоянно углубляется. По словам Гоголя, изменение замысла сводилось еще и к тому, чтобы смягчить тягостное впечатление от первоначальных «чудовищ и карикатур»: «Я увидел, что многие из гадостей не стоят злобы; лучше показать всю ничтожность их...». В процессе работы над «Мертвыми душами» сатирическая резкость уступила место юмору, иронии; пафос злобы сменился пафосом разоблачения ничтожества. Ирония пронизывает всю поэму, она вступает во взаимодействие с лирикой, вплетается в размышления, воспоминания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|