ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
IV. Чтение и обсуждение первой главы поэмы— Вспомните, от чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке» Пушкина, в «Герое нашего времени» Лермонтова. (Там рассказчиками выступают литературные персонажи: Гринев («Капитанская дочка»), странствующий офицер, Максим Максимыч, Печорин («Герой нашего времени»). — Кто является рассказчиком в «Мертвых душах»? (Писатель. Но это не просто Гоголь: это обобщенный образ, в нем отразились идеалы, стремления, настроения, идеалы Гоголя и вместе с тем — черты русского писателя-гражданина вообще.) — Как и в чем проявляется присутствие автора в поэме? (Уже в первой главе слышим в упоминании о чичиковской шерстяной косынке, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым, наверное, не могу сказать, кто делает, бог их знает: я никогда не носил таких косынок». Но более важным признаком присутствия автора в каждой фразе служит сам тон повествования: мы, читатели, чувствуем иронию во всем многообразии ее оттенков. Именно ирония, открывающая как бы второй план повествования, истинный смысл каждой оценки, заставляет почувствовать присутствие автора.) — Как описывает автор неприглядные явления жизни в поэме? (Учащиеся читают в качестве доказательства со слов: «Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета...» до слов «…протянувши обе лапки, потереть ими у себя над головою, повернуться и опять улететь, и опять прилететь с новыми докучными эскадронами») — Найдите и проанализируйте описание города. (Обратим внимание на два фрагмента, начинающихся со слов: «...сильно била в глаза желтая краска на каменистых домах и скромно темнела на деревянных» и «попадались почти смытые дождем вывески…» У автора все значимо — даже краска: во-первых, это — как и везде, ярко безвкусно; во-вторых, скромность деревянных домов в силу сравнения подчеркивалась еще больше. Здесь явно чувствуется общественное неравенство. Смытые вывески свидетельствуют о бесхозяйственности, пустоте, заброшенности. Мелочи реализуют значительный смысл) — А еще в чем автор увидел социальные контрасты в городе? (Учащиеся зачитывают фрагменты «...одевшись, покатился он в собственном экипаже по бесконечно широким улицам, озаренным тощим освещением из кое-где мелькавших окон...». Ирония автора заметна не только в описании города, но и в описании людей, живущих в нем.) — Как и какими средствами характеризуются обитатели города? (В сопоставлении тонких и толстых открывается обнищание человеческой души. Автору достаточно одной черты, чтобы обрисовать человеческую судьбу, так как вся жизнь у одних сводится к приобретению, у других — к мотовству.) — Кто такие толстые и тонкие? (Автор показывает, что эти толстые, ловко обделывающие свои дела и набивающие шкатулки, эти тонкие, т. е. чиновники при больших начальниках и спускающие «на курьерских все отцовское добро» — это все «цвет» губернского и столичного общества это те, кто управляет Россией.) — Какова роль первой главы в раскрытии идейного замысла поэмы «Мертвые души»? (В первой главе поэмы завязывается действие. В ней автор изобразил картины русской жизни. В основе произведения лежит не только история похождения Чичикова, а сатирическое изображение современной ему жизни. Сатира Гоголя имеет социальный характер. Образы и картины, созданные пи В первой главе ярко проявляется личность автора, резко противостоящая всем ее персонажам. С начала поэмы писатель формирует центральный мотив поэмы — опустошенность, мертвенность героев.)
Домашнее задание 1. Выписать слова, подчеркивающие типичность изображаемых явлений. Гоголь сознательно прибегал к обобщению, подчеркивая широкую распространенность явлений и образов («словом, то же, что и везде», «обычные», «как-то», «и так и в просвещенной России», «по нашему обычаю», «у нас на Руси» и др.). 2. Подготовить развернутое сообщение «Идейно-художественное своеобразие поэмы «Мертвые души». 3. Выписать действующих лиц, которые, по вашему мнению, относятся к России «живой и мертвой». 4. Подготовить сообщения-характеристики помещиков по плану: а) первое впечатление; б) характерные особенности внешности; в) манера поведения и речь; г) отношение к хозяйству; д) отношение к окружающим; е) любимые занятия; ж) жизненные цели; з) выводы. 3. Индивидуальные задания: подобрать в тексте поэмы цитаты, подтверждающие слащавость Манилова, наглое вранье Ноздрева, «дубиноголовость» Коробочки, человеконенавистничество Собакевича, чудовищную скупость Плюшкина.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|