Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Быть стойкими до конца




Сейчас нам предстоит изучить обширный и очень сложный отрывок, представляющий большую трудность для понимания и толкования. Важно отметить в самом начале, что мы имеем дело с оченьлаконичной аргументацией, подкрепляемой ветхозаветными текстами. Главная идея первых стихов очевидна — превосходство Христа над Моисеем. Однако автор ни в малейшей степени не склонен принижать роль Моисея, на что он особо обращает внимание иудейских христиан. Моисей был верен Богу (3:2,5), но, к несчастью, его верность не унаследована израильским народом. Они были неверны и не вошли в покой обетованной земли. Вполне естественно, что автор, обращавшийся к христианам из иудеев и глубоко уверенный в том, что «Бог многократно и многообразно» говорил к Своему народу, автор, искренне любящий Священное Писание, не мог не провести параллель между печальным историческим событием, каким было странствие по пустыне, и христианским путем со всеми сопутствующими ему опасностями.

Новозаветные авторы видели в христианском пути новый исход. Так Лука при описании смерти Христа использует этот термин (exodos, Л к. 9:31). Павел называет Господа Иисуса Пасхальным Агнцем (врусском переводе Библии — «Пасха ваша, Христос...» — Примеч. пер.)\ Петр говорит об Иисусе как о «непорочном и чистом агнце» (1 Пет. 1:19); в 1 Кор. 10:1—10 есть много ссылок на «исход», и Павел замечает, что события эти упоминаются «в наставление нам» (1 Кор. 10:1—10; Рим. 15:4). Автор Послания к Евреям не менее трепетно относится к ветхозаветному Писанию. Мы такие же странники, говорит он. Древние израильтяне начинали прекрасно, но они не устояли в вере и поэтому не смогли войти в обещанный покой. Нам также недостаточно сделать хороший старт. За славным началом должны следовать стойкая вера и смиренное послушание.

Выбор темы «Израиль в пустыне», сделанный автором, не мог не впечатлять первых христиан — читателей послания, так как многие из них, по мнению некоторых богословов, находились под влиянием учения свитков Мертвого моря. Эта секта состояла из людей, которые сознательно порвали с иудейским укладом жизни, чтобы показать свою верность событиям древнего исхода. Кумранская община считала исторический период под названием «сорок лет в пустыне» образцом для подражания, моделью жизненного пути, ведущего в Иерусалим, очищенный от оскверненного храма и его лжесвященства.

В этом отрывке автор делает своим читателям предупреждение, обращается к ним с призывом и открывает им обетование.

1. Голос Бога из прошлого: серьезное предупреждение (3:7—11)

Почему, как говорит Дух Святый, «ныне, когда услышите глас Его, 8 Не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, 9 Где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дела Мои сорок лет. 10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждают сердцем, не познали они путей Моих; 11 Посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой».

Мы уже сказали, что это автор послания обращается к проблеме отступничества. Некоторые члены церкви были на грани выхода из нее и возврата к прошлому. Эти стихи звучат напоминанием верующим о роковой ошибке Израиля в период странствия по пустыне. Бог ожидает от Своего народа твердой веры. Он хочет, чтобы они верили в Его силу и способность не только изменить, но и сохранить их. Они должны «идти дальше» (6:1; в русском переводе Библии — «поспешить к совершенству». — Примеч. пер.). Христиане — это люди, удостоившиеся чести стать членами Божьей семьи и войти в Его дом, однако членство это не является безусловным. Да, мы получаем привилегии безопасности и другие блага, но «если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (3:14).

Здесь, как и в предыдущих главах, приоритет отдай Божьему слову со всей его серьезностью и значительностью. Мысль автора привязана к тексту Псалма 94, который удивительно соответ-ствуеттеме настоящего отрывка. Этот псалом регулярно читался по субботам в синагогах I в. для прославления, и поэтому он очень близок идее вечной субботы, обетованного покоя, приготовленного Богом для Своего верного народа. В псалме связаны две неразрывные темы: «поклонение» и «преданность». Для чего возносить Богу хвалу, если славословие наше — лишь набор религиозных фраз, не касающихся наших сердец, в которых должна присутствовать любовь и смирение? Поклонение должно быть не только в словах, но и в поступках. Те, которые хотят «предстать лицу Его со славословием» (Пс. 94:2), должны приходить к Нему со вниманием (чтобы «послушали гласа Его») и готовностью к послушанию. Они не должны пренебрегать путями Бога, как поступили их предки (Пс. 94:7—11).

Автор уверен, что Бог продолжает говорить к Своему народу через ветхозаветное Писание, что псалмы — это не просто прекрасные гимны, а инструмент современного откровения Бога Своему народу. «Как говорит Дух. Святой» — в этой фразе говорится о присутствии Святого Духа с Его страстным призывом и стремлением донести этот призыв до читателей, и с этой целью в тексте псалма допускается одно серьезное изменение. В псалме говорится: «Я вознегодовал на то поколение», а в нашем тексте: «это поколение» (рассуждение автора основано на английском переводе Библии. — Примеч. пер.). Он знает, что даже христиане могут ожесточить свои сердца (3:8), а потом заблуждаться (3:10). Автор размышляет над печальными историческими фактами, запечатленными в Исх. 17:1—7 и Чис. 20, когда искупленные израильтяне забыли о прошлом избавлении по милости Божьей и начали роптать и жаловаться на настоящие условия жизни. Переход через Красное море был замечательным событием, но как только на их пути возникли сложности, они восстали на Бога, ополчившись против Его служителей. Они сомневались в Божьем присутствии, говоря: «Есть ли Господь среди нас, или нет?» Места, в которых Израиль бунтовал против Бога, получили названия: «Искушение» и «Укорение». Бог был очень огорчен сомнением и недоверием Своего народа и поклялся, что они не войдут в землю, которая обещана им и приготовлена для них.

Это грозное предупреждение из прошлого, несомненно, не могло пройти мимо неверных и отпавших иудейских христиан.

2. Слово Бога для современности: серьезный призыв (3:12—19)

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. 13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне*, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом; 14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, 15 Доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». 16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. 17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? 18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? 19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.

Автор послания не только одаренный толкователь, но и преданный пастор. Ему недостаточно предостережения ветхозаветного Писания и псалма, он хочет еще раз подчеркнуть эту мысль, теперь уже для своих современников. Он как будто говорит читателям: «Будьте осторожны, братья. То же самое зло и неверие, которое вы осуждаете в древних израильтянах, может жить внутри вас, внутри каждого из вас». В этих строках нет ни капли наивного оптимизма по поводу человеческой природы. Ситуация очень серьезна. Некоторые из этих верующих могут не увидеть вечную обетованную землю только потому, что, подобно упрямым и неверным евреям первых веков, они восстают против любящего их Бога. Они должны быть внимательными, чтобы в тяжелые дни гонений также не отступить от Бога живого. Обратим внимание на то, как, согласно этим стихам, мрачна судьба человека, потерявшего благодать и постоянную поддержку Бога. Наши сердца могут протестовать, отклоняться, заблуждаться, исполняться злом, неверием, ненавистью и коварством (3:8,10,12,13,18). Это не портрет случай но оступившихся людей, это портрет сознательных отступников (3:12, NEB: «злое, неверное сердце отступника»). Будьте внимательны.

Как же могли первые христианские верующие избежать судьбы непокорных странников-иудеев далекой древности? Автор утверждает, что, если мы, христиане, хотим закончить свое странствие в чудесной, обещанной нам Богом обители, мы должны с радостью и смирением следовать Его слову: слушать, верить, подчиняться и исполнять.

Слушать слово

Его голос должен быть услышан (3:7,15; 4:7). Страстный призыв Псалма 94 слышится в этих трех стихах. Мы должны читать Божье слово в уединении, размышлять над его вечными истинами. Каждый день должен быть новой встречей с Богом, которая происходит в процессе систематического чтения Библии и молитвы. Здесь не должно быть спешки; в ежедневных встречах с Богом мы должны постоянно «слушать слово» своими сердцами и душами. В наши дни некоторые христиане, напуганные строгостью законничества или обычным традиционализмом, пренебрегают ежедневным общением с Богом. В обществе, где дисциплина находится в забвении, а власти ни во что не ставятся, нетрудно увидеть, какое серьезное влияние оказывают некоторые современные деструктивные учения на христианское мышление. Христианин, не находящий времени для ежедневной работы над собой и своего духовного роста, не может рассчитывать на достижение духовной зрелости.

Но это не только личное дело каждого. Слово должно провозглашаться и изучаться публично. Автор послания осознает высшую ценность назидающего учительства и милосердного служения, коллективного прославления и ободряющего дружеского общения. Он горячо одобряет регулярные посещения христианских собраний, на которых верующие поклоняются Богу и изучают Библию, где есть все возможности для христианского образования (10:25).

Верить слову

Слушать слово и применять его к живой вере — не одно и то же. Человек с неверным сердцем непременно отступит от Бога живого (3:12). Если мы отказываемся принять живое слово (4:12), как же мы можем познать живого Бога, всемогущего автора этого слова? Непокорные иудеи, не вошедшие в обетованную землю, умерли в пустыне из-за своего неверия. Они оказались морально и духовно неспособными вступить в приготовленное для них наследие только потому, что в своей жажде, в своей погоне за

сиюминутными благами они потеряли надежду на блага вечные. Упрямое недоверие, настойчивое нежелание прислушаться к слову Бога и положиться только на Него не позволили им войти в благословенный покой, приготовленный Богом для Своего народа. Поскольку непокорные иудеи не соединили посланное им слово со своей собственной верой в него, благословенное откровение Бога «не принесло им пользы» (4:2). Вера в то, что сказал Бог и что сделал Христос, — вот что имеет первостепенную важность в христианской жизни.

Подчиняться слову

Недостаточно только слушать слово и верить ему — необходимо поступать согласно ему без сомнений и колебаний, выражая свою веру исполнением его требований. Непокорные потеряли свою награду. Эта же тема звучит и в следующей главе, где говорится, что израильтяне «не вошли в него [Божий покой} за непокорность» (4:6), несмотря на то что вначале они с восторгом приняли добрую весть о славной будущей судьбе, приготовленной для них Богом. Но все это не просто печальный опыт далекого прошлого, это прискорбное и тревожное явление настоящего времени. Ктаким верующим обращен следующий далее призыв совершать свой христианский путь с усердием и серьезностью, продвигаясь по нему так, чтобы «кто потому же примеру не впал в непокорность» (4:11). Послушание—вотключевая идея Послания к Евреям. Первые христиане были призваны к послушанию, ибо знали, что даже Господь Иисус, удостоившийся всех высших небесных почестей («хотя Он и Сын»), все-таки «научился послушанию через страдания» (в русском переводе Библии — «страданиями навык послушанию». — Примеч. пер.).

Делиться словом

Мы уже говорили, что автор высоко ценит роль христианской общины. Он говорит, что, как сыны, братья и дети, христиане постоянно нуждаются в ободрении и наставлении со стороны братьев и сестер. Возможно, они собирались вместе на поклонение в чьем-то доме ранним утром в воскресенье. При таком еженедельном контакте возможности общения и взаимопомощи были, поэтому автор убеждает изучать наставления и обетования Божьего слова на ежедневных собраниях («каждый день», 3:13), чтобы никто не увлекся обманчивой привлекательностью греха. Этим верующим нужно было напоминать не только о превосходстве Христа и важности слова, но и о необходимости поддерживать церковь. Находясь в отчаянии и изоляции, они могли упасть, а в дружеском общении нашли бы дружескую поддержку.

Некоторые члены тогдашней церкви стремились возложить большую часть ответственности на плечи служителей, а сами скорее напоминали равнодушных посторонних наблюдателей. Но церковь нуждается в коллективной ответственности. Не всем дано быть проповедниками (милосердными!), но в поместной церкви все должны уметь быть пасторами. Слово наставлять (parakleite) означает «сильно и энергично вдохновлять, ободрять». Оно применимо для описания действий смелого и мужественного командира перед боем и нередко используется в светской греческой литературе в эпизодах, когда военный командир обращается с вдохновенной речью к своим солдатам. Верующие призваны ежедневно с любовью служить другим христианам. Верующим не свойственно впадать в депрессию, они не могут пессимистически смотреть на безбожный мир. С Богом жизнь всегда лучше, и христиане должны всегда говорить об этом. Жизнь многих верующих нелегка, и поэтому им трудно свидетельствовать о Христе современному миру. Каждый христианин должен надеяться на полную поддержку своих братьев по вере. Для этого каждый член тела Христова должен ежедневно использовать любую возможность говорить ободряющее слово и всеми силами поддерживать своих братьев по вере.

Глава 4

3. Божье слово о будущем: верное обещание (4:1—13)

Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. 2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. ЗА входим в покоимы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира. 4 Ибо негде сказано о седьмом дне так: «и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих». 5 И еще здесь: «не войдут в покой

Мой», б Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, 7 То еще определяет некоторый день, «ныне», говоря чрез Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». 8 Ибо, если бы Иисус Новин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. 9 Посему для народа Божия еще остается субботство. 10 Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. 11 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.

Напомнив своим читателям идею обещанного Богом покоя, автор теперь говорит, что понятие «покой» не ограничено историческими рамками тогдашних событий в Ханаане. Истинный «покой», говорит Бог, еще не наступил, ибо он принадлежит будущему. Разумеется, никто не думал тогда, что обещанным «покоем» является земля Ханаана, потому что Давид писал об этом с надеждой значительно позднее (Пс. 94:11), а иудейский народ уже в значительной мере укоренился в той земле к моменту появления этого псалма. Когда Бог закончил процесс творения, Он удалился на покой, и Он также хочет, чтобы в конце всего все Его люди вошли в этот покой. Это милостивое обетование до сих пор живо, и приглашение остается в силе, однако надо помнить, что существует цена вхождения в него, и довольно высокая. Совершая свое странствие, нам нужно внимательно вглядываться вперед. Но не следует заблуждаться — невозможно достичь цели нашего странствия хорошими делами (Еф. 2:8,9), поскольку это Божественный дар верному и послушному страннику в конце его дней, когда он успокоится от дел своих, как и Бог от Своих.

Этот обещанный «покой» иногда истолковывают как нынешний покой, в котором пребывает освященный верующий. Некоторые движения «за святость» обычно обращаются к этим двум главам с целью подкрепления своего учения. Они настаивают на необходимости «второго благословения» христиан. Образ исхода используется здесь, чтобы напомнить, что при обращении верующий с благодарностью оставляет греховный Египет, однако он еще не освятился настолько, чтобы войти в обетованный ханаанский «покой». Если бы под словом «покой» в этом учении понимался нынешний мир в душе христианина, то кто бы возразил против такой версии? Да, Бог дает Своим людям внутренний мир, однако образ «покоя» ассоциируется с чем-то большим, чем просто нынешнее освящение верующего. Уж слишком напоминает эта теория небезызвестную концепцию «живи спокойно, и пусть Бог делает, что хочет». Иными словами, чтобы стать освященным христианином, достаточно полностью расслабиться психологически и оставить всякие попытки нравственного совершенствования. Согласно этой теории, все это делает за нас Бог, а от нас требуется только вера. Совершенно верно, что мы не можем достичь святости своими усилиями, даже самыми отчаянными. Святость дает Бог. Но также верно и то, что невозможно уподобиться Христу в обыденной жизни, ничего не делая для этого. Быть христианином нелегко и ответственно. Верующие должны «стараться» войти в покой Бога (4:11). Это слово (в английском переводе Библии — strive, «прилагать особые усилия». — Примеч. пер.) подразумевает напряженную концентрацию энергии и сил, необходимых для достижения желаемой цели. Отсюда следует, что мы должны мобилизовать все, что имеем, не забывая при этом, что «все наши достоинства, и все наши победы, и вся наша святость от Него одного исходят»1. Желание жить для Христа дано нам Богом. Неверующим неведомо это стремление. Бог в Своем слове ясно говорит о нашей ежедневной зависимости от Него. Наша сила для борьбы с иску-шениямитоже происходит от Святого Духа, Который по милости Божьей живет в нас. В этом смысле все исходит от Него. Однако нельзя опрометчиво называть христианскую жизнь «покоем». Наконец, были же в той земле великие люди! Иисус Навин и его современники очень скоро поняли, что жизнь в Ханаане требовала мужественных героев, а не расслабленных наблюдателей.

Современные христиане, как странники в этом мире, должны понимать, что, согласно данному отрывку из послания, недостаточно исповедовать номинальную верность христианской истине или выражать свою веру периодическими лобзаниями на собраниях и богослужениях. Наша посвященность должна быть искренней и истинной, а это возможно только потому, что Бог говорит нам об этом и видит все:

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. 13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами

Его: Ему дадим отчет.

1) Слово Бога (4:12)

Если Бог так ясно говорил Своему народу, значит легкомысленное отношение к Его слову недопустимо и ошибочно. В нем запечатлены великие события прошлого, и этот фактор немаловажен, а особенно для этого послания. Но Божье слово — это нечто неизмеримо более великое, чем обычная историческая летопись. Ключевым словом здесь можно считать «сегодня». Бог говорит к нам через Свое живое слово каждый день (3:7,15). Именно «сегодня» (4:7; рассуждения автора основаны на английском переводе Библии. — Примеч. пер.) Он обновляет Свой призыв, простирает Свои обетования и повторяет Свои предостережения. Его слово не только живет, оно действует. Оно по-прежнему актуально и эффективно работает сегодня. Оно приводит в исполнение Его суверенную волю и Его замыслы (Ис. 55:11). Его слово исполнено энергии и подобно острому мечу, беспрепятственно проникающему в любую субстанцию. Меч слова (Ис. 49:2; Еф. 6:17; Отк. 1:16; 2:12) глубоко проникаете человеческое сердце и разум. Оно способно достигать таких глубин сердца, куда не доходит пустой звон и шум этого мира и где не слышны ничьи голоса. Это слово проникновеннее любого человеческого, даже самого замечательного голоса. Оно проникает в «самые укромные уголки нашего духовного существа и выносит на свет все подсознательные мотивы сердца» (Брюс).

Природа Бога

Эта тема естественным образом вытекает из всего сказанного выше. Бог использует Свое слово, чтобы достичь упрямого и непокорного человеческого сердца, потому что знает, как оно нуждается в этом слове. Он вглядывается сквозь тонкую завесу внешней набожности и видит истинные мысли. Он способен

испытывать человека на искренность. Ничто не скроется от Его проницательного взгляда, и все открыто ему. Поэтому так нелепо наше притворство и так отвратительно наше лицемерие. В словах Ему дадим отчет очень точно передан смысл будущей участи человека, который, нравится ему это или нет, неудержимо движется ей навстречу. Благая весть о нашем Вожде и Священнике жива и действенна сегодня. Христос полностью исполнил Свою миссию ради человека, а мы, со своей стороны, призваны верить, подчиняться и делиться с другими этим словом преизобилующей жизни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных