Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мы нуждаемся в совершенствовании




Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха...

Мы только что говорили о том, какого терпения и каких усилий требует от христианина истинная вера, ибо жизнь по вере подобна странствию, полному неприятных сюрпризов, риска и конфликтов (11:32—38); жизнь по вере — это также «забег на дистанцию», мобилизующий и совершенствующий нас (12:1,2). Мы видим, что некоторые из первых христиан, принявших старт в этом забеге, не сумели продолжать его и находились перед опасностью отпадения от веры. У таких верующих, по убеждению автора, есть лишь один выход: взирать на Иисуса, Который лично испытал жесточайшую оппозицию в период Своего земного служения. Взирая на Иисуса, они восстановят силы, чтобы продолжать свой путь, и не станут отступниками (12:3). Автор напоминает своим братьям-христианам, что, несмотря на все тяжести и испытания, им еще не пришлось платить за свою веру цену собственной жизни. Христос терпел издевательства от грешников, и в итоге был приведен ими к страшной казни на кресте, а эти верующие в своей борьбе еще не сталкивались с необходимостью пролить собственную кровь. Их могли бросать в тюрьму (13:3), истязать за Христа (13:13), но они не должны считать эти страдания бессмысленными. Бог вполне может использовать такие неблагоприятные обстоятельства как необходимое средство исправления их поведения и научения дисциплине. По убеждению автора, враждебные обстоятельства должны восприниматься как Божественное научение или обрезание (Ин. 15:2), совершаемое ради принесения хорошего плода. Поэтому в периоды испытаний верующие в Бога должны помнить о Его слове, Его заботе и Его цели.

1 Помнить слово Бога (12:5,6)

...И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой!не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя, б Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет

же всякого сына, которого принимает».

И забыли утешение... послание утверждает, что не все, слышавшие слово Бога, обратились к Нему всей душой. Порой истина забывается очень скоро, и мы быстро отходим от нее (2:1). Здесь автор вновь демонстрирует свое глубочайшее доверие к ветхозаветному учению, упоминая хорошо известное изречение из Книги Притчей (3:11,12), которое он цитирует ради наставления своих читателей. В этой цитате отражены три важных момента. Когда Господь учит Свой народ дисциплине, некоторых это оставляет равнодушными, других подавляет, номы, как христиане, должны радоваться этому.

Действительно, некоторых это оставляет равнодушными, но сказано: Сын Мой, не пренебрегай наказания Господня. Некоторые христиане могут заблудиться настолько, что перестают замечать суверенную руку Бога в горестях и радостях своей жизни. Бог может говорить нам что-то очень важное через постигшие нас несчастья, которых мы просто не выдержали бы, будь наша жизнь совершенно ровной и беспроблемной. Бог может также призывать нас к обновлению доверия к Нему, как к всезнающему и заботливому Отцу; возможно, Он хочет обновить в нас желание посвятить жизнь Ему, несмотря на все помехи этому; может быть, Он хочет зажечь в нас желание познать Его волю, а не идти на поводу у своих желаний, или воспитать в нас готовность к любым испытаниям, если в результате всего этого мы станем хоть немного больше подобны Христу. Люди, руководствующиеся такими духовными ценностями, не смогут пренебрегать наказанием Господним.

Во-вторых, некоторые не выдерживают испытания. Они не пренебрегают Божьим словом, которое входит в них через страдания, но унывают, когда несчастья наваливаются на них. Угнетенные своими трудностями, они впадают в подавленное состояние и начинают верить, что Бог их оставил. Это огромная ошибка. Такая реакция на Божьи воспитательные методы неоправданна, ибо страдающий христианин знает, что Бог, испытывающий нас, есть Господь, помогающий нам, и он никогда не пошлет нам страданий выше наших сил (1 Кор. 10:13). Каким бы отчаянным ни было наше положение, Его благодати всегда достаточно для нас.

В-третьих, Священное Писание учит нас уметь радоваться в страданиях, потому что Господь, кого любит, того наказывает. Страдания не должны внушать нам отчаяние, потому что не ис-пытываются те, которые не любимы так сильно. Дьявол дарует своим подданным ощущение душевного «мира», погружает их в духовную апатию и невежество. Но те, кто входит в семью Божью, наверняка получают раны от огненных стрел, которые непрестанно нацелены на Самого Христа. Иисус предупреждал учеников, что их ждет эта участь (Мф. 10:22). Страдания свидетельствуют о том, что через веру в Христа мы принадлежим семье Бога, Который бьет... всякого сына, которого принимает. Корректирующим и дисциплинирующим воздействием на нас Господа подтверждается факт нашего сыновства.

2. Помнить заботу Бога (12:7—9)

Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? 8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны. 9 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

В первых стихах этой главы автор убеждал страдающих христиан вспомнить пример Христа. Теперь он обращает их внимание на другую очень важную библейскую истину, которая может укрепить силы верующих в период тяжелых испытаний, — отцовство Бога. Через страдания мы можем научиться более глубоко и искренне любить Бога.

Эти строки говорят нам о том, что Отец дорожит Своими детьми: Бог поступает с вами, как с сынами. Тот, кто ни разу не почувствовал на себе дисциплинирующую руку Господа, должен задуматься, принадлежит ли он Ему вообще. Наше вхождение в Божью семью влечет за собой, наряду с привилегиями и чувством безопасности, также трудности и испытания.

Далее, мы видим, что Отец совершенствует Своих детей: Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Глубоко любящий отец заботится о том, чтобы его дети реализовали свой потенциал и обрели зрелость. Без дисциплинирующего воздействия отца они останутся инфантильными и недоразвитыми.

Далее, эти стихи уверяют нас в том, что Отец дает Своим детям все необходимое. Любящий отец не только отдает приказания. Когда Он приходит к нам на помощь, Его любовь вызывает нашу ответную реакцию. Автор послания говорит: «Мы уважаем наших земных отцов, но давайте полностью отдадимся на волю нашего небесного Отца». Выражение Отец духов подчеркивает контраст между земным родителем и нашим духовным Отцом, вечным Богом. Небезынтересно отметить, что, если мы покоримся Ему, мы будем жить. Первым мужчине и женщине было ясно сказано, что в случае неповиновения слову Бога они умрут. Отказавшись покориться Отцу духов, они навлекли на себя и на своих детей духовную смерть.

3. Помнить о целях Бога (12:10,11)

Весь комплекс трудностей, страданий и дисциплинарных наказаний имеет важный и ясный смысл: каким бы болезненным ни был наш жизненный опыт, Бог будет его использовать. Бог в Своей суверенной власти не упускает и не теряет ничего. Перед лицом испытаний верующие должны думать о непосредственной пользе, конечном результате, о том добром и постоянном плоде, который приносится этими испытаниями.

1) Размышлять о непосредственной пользе (12:10)

Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

Дисциплина в семье определяется личными взглядами и позициями родителей, которые делают это по своему произволу или «как им вздумается». Мотивы, которыми руководствуются родители в воспитании детей, не всегда достойны похвалы и, как сказал Уэсткотт, «человек может ошибаться в выборе метода и действовать в эгоистических целях». Но вся воспитательная методика Бога ориентирована на нашу пользу, чтобы мы видели непосредственный положительный результат. Как поистине любящий и милостивый Отец, Бог не может допустить в воспитательных вопросах чего-то, что не полезно для нас. Но больше всего Он желает, чтобы мы могли иметь участие в святости Его. Освященность, сближающая нас с Богом, становится более ощутимой в тяжелые моменты жизненных испытаний. Бремя невзгод и трудностей иногда помогает нам яснее осознать свой вечный неоплатный долг перед Ним, свое единство с Христом и свое упование на помощь Святого Духа. Только так мы сможем иметь участие в святости Его.

2) Размышлять о конечном результате (12:11а)

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности.

Всякое наказание кажется нам печалью. Однако верующий не сосредоточивается на своем нынешнем состоянии, но размышляете конечном результате, который есть мирный плод праведности. Для этого требуется время. Плод не вырастает скоро после того, как дерево посажено. Если трудности и воспитательные меры, применяемые Богом, производят в итоге внутренний мир и нравственное очищение, значит страдания не были напрасными.

3) Размышлять о постоянно приносимом добром плоде (12:116)

Воспитание посредством наказания взращивает мирный плод праведности в наученных чрез него. Процесс Божественной корректировки обеспечивает церковь духовно зрелыми христианами. Здесь автор прерывает свое рассуждение о добром плоде в душах верующих и возвращается к спортивным образам, появившимся еще в начале главы. Те, которые научены (gegymnasmenois), знают, что обильный плод, ожидающий их в конце пути, потребует от них немалых усилий и напряжения, однако он этого стоит (2 Тим. 2:5,6).

12:12-17

23. Что же делать дальше?

В предыдущей главе говорилось о необходимости смиренно принимать наказание, посылаемое нам нашим небесным Отцом для нашего исправления. В данном отрывке рассматривается другая, не менее важная тема. Речь будет идти о необходимости активно следовать духовным идеалам. И вновь мы замечаем верность автора идеалам ветхого завета. Рассматриваемый пассаж представляет собой настоящую мозаику, сложенную из библейских идей и образов, навеянных пророческой традицией (12:12), книгами мудрости (12:13), псалмами (12:14), законом Моисея (12:15) и историей патриархов (12:16). Прежняя картина христианской жизни как напряженного забега на дистанцию сменяется теперь картиной нелегкого путешествия, для совершения которого требуются не всплески энергии, а настойчивые и постоянные усилия. Здесь христианам дается наставление преодолевать уныние, сохранять душевное равновесие, хранить святость, искать благодати и избегать всякого осквернения.

1. Преодолевать уныние (12:12,13)

Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена 13 И ходите прямо ногами вашими, дабы хромающее не совратилось, а

лучше исправилось.

Посредством уже знакомой нам терминологии из Книги Пророка Исайи, где описывается новый путь святости (Ис. 35:3), автор убеждает христиан укрепить опустившиеся руки и ослабевшие колена. Христианская жизнь — это «марш Божьего народа по определенному маршруту» (Монтефиоре), и в связи с этим совершенно уместно следующее авторское наставление: «Будьте сильны и ходите прямо. Оставьте уныние и продолжайте идти». Образ опустившихся рук и ослабевших колен типичен для иудейской литературы и используется при описании состояния душевного уныния и отчаяния. Здесь также использовано наставление из Книги Притчей (Прит, 4:26), убеждающее верующих неуклонно идти к цели для того, чтобы ослабевшие члены церкви (хром-дющеё) укреплялись позитивным примером, обретали потерянное мужество и не отставали еще больше, а продолжали свой путь. Автор знает, что некоторые члены церкви отчаянно нуждаются в исправлении как совратившиеся. Однако исцеление достигается не только ценой неустанного труда духовных руководителей и пасторов (13:17), но и ответственным отношением и усилиями каждого отдельного члена церкви.

2. Поддерживать гармонию отношений (12:14а)

Старайтесь иметь мир со всеми...

Атмосфера прочного внутреннего единства в поместной общине как нельзя лучше способствует исцелению нуждающихся душ. Члены церкви должны не только сохранять, но и активно поддерживать мир между собой. Вполне возможно, что недавние гонения со стороны иудеев внесли разногласия в среду христиан, которые могли спрашивать о том, как относиться к отступникам или должен ли христианин из иудеев исполнять культовые предписания Ветхого Завета. Эти проблемы, вероятно, порождали раздоры внутри поместной церкви. Но христиане должны стараться иметь мир. В этой фразе слышится голос псалмопевца, призывавшего «искать мира и следовать за ним» (Пс. 33:15). Мир не приходит сам собой только потому, что мы христиане. Дьявол будет стараться подорвать мирное общение верующих в любом собрании; «рыкающий лев» (1 Пет. 5:8) не оставит их в согласии и гармонии надолго.

3. Хранить святость (12:146)

Старайтесь иметь... святость, без которой никто не увидит Господа.

В своем едином марше верующие должны не только пребывать в гармоническом и мирном общении друг с другом, но также иметь личную святость перед Богом. Они освящены во Христе (10:10); это часть Его спасительной миссии. Но здесь речь идет о святости, которую, как и мир, можно сохранить только серьезными усилиями, только стараясь. К этой цели мы должны стремиться всю свою жизнь, потому что без этого никто не увидит Господа. Возможно, по мнению Нейрна, «увидеть Господа» подразумевает ожидание грядущего Христа (10:37). Этой великой темой завершается данная глава (12:22-29). В этих последних стихах мы слышим призыв к практической святости в личной жизни каждого верующего. Писание ясно говорит, что освящение имеет два аспекта — негативный и позитивный. Во-первых, верующий обязан уклоняться от всякой нечистоты, о чем мы будем говорить ниже. Подобно храмовым или почетным сосудам в доме, они должны храниться в безупречной чистоте (2 Тим. 2:21). Но с другой, позитивной стороны, верующие должны не только удаляться от всякого зла, но быть отделенными для Бога, посвященными Ему и полностью отданными служению Ему.

4. Искать благодати (12:15а)

Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией...

Верующие, которые ищут святости, должны непременно полагаться на благодать Бога, ибо они не в силах достичь ее самостоятельно. Очевидно, что некоторые из членов той ранней церкви отступили или даже отпали от благодати. Когда-то они вступили на путь веры по Божьей благодати (Еф. 2:8), и только благодатью они смогут продолжать идти по нему. Автор старается быть услышанным своими читателями, наставляя их: «Старайтесь идти в ногу с Божественной благодатью» (Уэсткотт).

5. Уклоняться от всякого осквернения (12:156-17)

... Чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; 16 Чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. 17 Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.

Если верующие стремятся к святости, они должны поставить заслон всякому злу. Под злом автор, по-видимому, подразумевает страшный грех отступничества, который подобен заразной болезни, быстро распространяющейся по всей церкви. И вновь верующих убеждают взглянуть на хорошо знакомый им пример из ветхозаветного Писания. Книга закона Моисеева предупреждает об опасности идолопоклонства, принесшего большой вред всему Израилю, и говорит о человеке, чье «сердце уклонилось бы ныне от Господа», как о горьком корне, приносящем негодный, отравленный плод. Грех такого человека непростителен, потому что сердце его лукаво. Слова завета у него на устах, но не в сердце. Его лицемерие и отступничество подобны опасному яду, поражающему окружающих его людей (Втор. 29:18,19).

Возможен и другой вариант, когда заболевание порождается не отступничеством (о котором говорилось в приведенном тексте Книги Второзаконие), а человеческой безнравственностью, хотя опасность в этом случае ничуть не меньше. Согласно иудейской вере, Исав был падшим человеком, совершенно безбожным и нерелигиозным. Он продал свое первородство Иакову, и это было необратимо. Напрасно он пытался отменить свое решение, принятое им в момент сильного плотского голода. О многом говорит и обращение Исава к своему отцу. Хотя он возопил к нему со слезами (Быт. 27:34), у отца уже не было возможности изменить свое решение. Было поздно: благословение ушло к Иакову и вместе с ним — все обетования. Если бы он даже вознес свое прошение к Богу, ничего бы не изменилось. Исав презрел обетования и упустил благословения. Удовлетворение плотского голода оказалось для него дороже духовных благ. В этом тексте заключено серьезное пасторское наставление. Если отступник сознательно пренебрегает Божественными благословениями и упорствует в своем презрении, он никогда не вернется на прежний путь. Случай с Исавом в яркой и жесткой форме напоминает нам о том, о чем уже говорилось ранее: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим» (4:1).

Обильные Божественные благословения могут быть утрачены теми, кто добровольно избирает путь отступничества или порочной жизни. В случае с Исавом проиллюстрированы оба фактора, хотя, скорее всего, здесь в большей степени присутствует фактор антирелигиозности. Прав Мэнсон, говоря, что «там скорее имело место неверие Божьим обетованиям, чем обычное плотское желание поесть, что в конечном итоге и привело Исава к такому необратимому поступку, как заключение сделки, лишившей его права первородства. Никакое раскаяние уже не могло ничего изменить»1. Читатели послания должны быть очень внимательны к самим себе, чтобы не потерять своего права на Божественное наследие.

Заключение

Исследованный отрывок ставит перед нами две практические задачи: быть внимательными к своей духовной жизни и помогать другим наладить их духовную жизнь.

1) Быть внимательными к себе

Мы всегда должны помнить, как легко оскверниться порочным поведением или неверностью. Легкомысленное отношение к этой опасности недопустимо, потому что верующие очень легко поддаются дурным примерам, соглашаются с заниженными нравственными стандартами и принимают посторонние лжеучения. Учение Послания к Евреям призывает верующих наблюдать, чтобы кто-нибудь из них не осквернился. Отсюда не следует, что мы имеем право превозносить свою святость и считать себя более достойными, чем другие. Дьявол сделает все, чтобы сбить нас с пути и столкнуть с дистанции. Верующие должны всегда быть начеку, «гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотию» (Иуд. 23). Такой же нравственный контекст (идолопоклонство и порочная жизнь) мы находим в учении апостола Павла, адресованном коринфской церкви: «...кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12).

2) Помогать другим наладить их духовную жизнь

Но христианская жизнь есть нечто большее, чем простое содержание в чистом виде своих «одежд», ибо это только одна часть нашей ответственной жизни перед Богом. Если кто-то из членов церкви переживает тяжелые духовные и душевные испытания, все остальные обязаны прийти к нему на помощь. В чем же выражается наша взаимопомощь?

Очень важно правильно понимать ситуацию. Вид опустившихся рук и ослабевших колен угнетающе действует на других. Дьявол использует уныние как оружие, нацеленное на то, чтобы, с одной стороны, о гран ичить наше продвижение, с другой, — ввести в уныние окружающих. Одна пожилая верующая женщина, мой хороший друг, написала на обложке своей Библии такие слова: «Я совершенно отказываюсь радовать дьявола своим унынием».

Большое значение имеет наш личный пример. Прямые пути, которые мы готовим для себя, могут стать дорогой для других. Мы не хотим, чтобы слабые и немощные продолжали оставаться в своем ущербном состоянии. Если мы постоянно ищем мирных взаимоотношений и стремимся к христианской святости, то наша жизнь станет благословением для других.

Помогать заблудившимся исправлять свои ошибки, наставлять в любви — долг всех членов общины, а не только духовных руководителей (13:17). Если кто-то из членов церкви ошибается, обязанность исправить его лежит на всех. Каждый христианин несет ответственность за духовное состояние своих братьев-христиан (Гал. 6:1,2). На практике это должно выражаться в дружественном ободрении, разумном совете, молитвенной поддержке, теплых и приветливых братских взаимоотношениях, постоянном наставлении в духовной истине. Мы должны также помогать друг другу видеть свои ошибки и исправлять их.

12:18-29

24. Тогда и сейчас

В данном отрывке автор приходит к интересному заключению, к финальной, впечатляющей своей контрастной силой картине (ср.: 1:4-14; 2:1-4; 2:5-9; 3:1-6; 3:7 - 4:11; 5:1-10; 8:1-5; 9:1-5; 8:6-13; 9:6-14), изображающей гору Синай и гору Сион, запечатлевших устрашающий образ закона, с одной стороны, и радостное явление Благой вести, с другой. Величественное звучание этих двух тем — ветхого и нового заветов — достигается посредством выразительного приема контраста. На первый план выходят три основных фактора: через Христа мы входим в духовное, вечное и несокрушимое царство.

1. Мы принадлежим духовному царству (12:18—22а)

Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, 19 Не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, 20 Ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: «если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою)»; 21И столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете». 22 Но вы приступили к горе Сиону...

Здесь показано четкое различие между физическими характеристиками ветхого завета и духовной сущностью нового завета, как различие между обычной горой, на которой был дан закон (Синай), и духовной горой (Сион), небесным Иерусалимом. При старом завете святость и могущество Бога выражались через природные явления, например, пылающий огонь, или мрак и бурю, или пронзительный звук небесных труб. Ветхий завет был основан на соблюдении бесконечной и непреодолимой дистанции между Богом и человеком, в связи с чем нужно выделить два момента.

Во-первых, Божественный голос действовал на народ подавляюще. Они не могли слышать Его голос и умоляли Моисея быть посредником в этом общении (Исх. 20:18,19). Однако автор сравнивает этот поступок древних евреев с христианским откровением, через которое Бог говорит к Своему народу прямо Своим словом: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего» (12:25). Это не менее серьезно, чем сказанное на Синае, но, хотя требования Бога остаются очень жесткими, в новом откровении даны ободряющие, дающие надежду обещания. По просьбе народа Божественный голос, говоривший на Синае, заговорил через уста Моисея, а голос, говоривший в откровениях, звучит прямо с небес. Если старозаветные верующие слушали Его, то можем ли мы избежать этого?

Во-вторых, Божье присутствие было народу недоступно. Евреям было приказано держаться как можно дальше. Даже животное, случайно прикоснувшееся к горе, падало замертво, а тем более человек должен был умереть за такое преступление (12:20). Но по условиям нового завета, восхождение на гору идентично вхождению в жизнь. Теперь верующие идут к Богу «путем новым и живым» (10:19), а не путем смерти. Если они сходят с пути жизни, они узнают, что живой Священник на небесах ходатайствует за них (7:25). Итак, под законом люди жили под страхом смерти; под благодатью Евангелия они радуются надежде вечной жизни. Они приступили не к подножию земной и недоступной горы, а к вратам славного, открытого для всех вечного города.

2. Мы принадлежим вечному царству (12:22—24)

Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, 23 К торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, 24 И к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.

Сейчас мы подошли к беспрецедентно емкому и четкому определению сущности христианской судьбы, выраженному в одном предложении. Все ветхозаветные обряды носили временный характер. Очевидно, что мы получили доступ к великим богатствам не только нового, но и вечного завета, который принадлежит царству нетленной Божественной реальности.

Возможно, те христиане-иудеи страдали от насмешек родственников, друзей, соседей, от жестокой критики зато, что они оставили великие традиции иудейской веры ради человека из Назарета. Неужели они забыли землю, которую Бог даровал им, и Иерусалим, святой город, где Бог прославлялся, где Его могущество являлось в течение многих веков? А как быть с многочисленными откровениями, ниспосылаемыми этому народу, с теми небесными посланниками, которые служили иудеям многие века? А те великие личности прежних лет — Моисей, Давид и другие, чтившие этот закон и поклонявшиеся Богу Авраама, Исаака и Иакова, в которых жил дух праведности"} (Рассуждение автора основано на английском переводе Библии. — Примеч. пер.) Неужели эти христиане так легко отказались от своего наследия?

Авторское учение дышит пасторским ободрением верующим, о которых говорится, что они не отбрасывают свое прошлое, а, напротив, наследуют его сокровища и свидетельствуют об исполнении его обетовании. Древние святые жили как странники на земле, они буквально «вытягивались в струнку», вглядываясь изо всех сил в далекие горизонты. В одном смысле, христиане живут надеждой на исполнение Божественных обещаний (13:14) чего-то лучшего, а в другом — они уже подошли к ним; их ноги уже стоят у врат небесного Иерусалима, города живого Бога, в котором, они уверены, хранятся все вечные благословения, обещанные им Божественными откровениями. Там есть огромная армия ангелов вместе с собранием первенцев в праздничных одеждах, а посреди этого великого торжества царствует Господь. Среди них находятся также праведники, достигшие совершенства через познание Христа.

Хотя эта сцена написана в торжественных, радостных красках, она заставляет задуматься о многом, потому что войти в небесный город — значит встретиться с Богом, Который есть Судия всех, с Господом и первых святых, и нынешних верующих, и язычников, и иудеев. Он есть суверенный господин всего существующего, и все должны склониться перед Ним. Но рядом с Судьей присутствует Посредник. Оказавшись перед всемогущим Судьей лицом к лицу, Моисей задрожал от страха (12:21), номы, благодаря служению Иисуса, Ходатая нового завета, можем приближаться к Нему уверенно. Здесь, как мы видим, не случайно упомянуто имя Иисуса, Который был таким же человеком, как каждый из нас, человеком, жившим ради нас, и Кровь кропления Его по-прежнему говорит о благодати и прощении, тогда как кровь Авеля взывает к возмездию. Автор говорит, что нам, как христианским верующим, принадлежит все во Христе. Божьи обетования вечны, и никакие иудейские преследования не могут лишить верующих их богатого небесного наследия. Их имена написаны на небесах, как и имена огромного множества небесных святых. Они жители вечного царства.

3. Мы принадлежим несокрушимому царству (12:25—29)

Вместе с тем благословленный верующий имеет не только глубокую уверенность, но и великую ответственность. Созерцание небесного собрания вызывает в верующей душе глубокие и благотворные чувства. Однако автор преследует более серьезную цель: побудить верующие сердца немедленно и активно откликаться на голос Бога, чтобы, даже если бы вокруг все поколебалось, они не испугались, а радовались своей принадлежности к надежному и неколебимому небесному царству.

Наш вечный неоплатный долг Христу мы компенсируем послушанием, упованием и поклонением.

1) Наше послушание (12:25)

Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушавши глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес...

Слово, исходящее из этого царства, говорит о его неколебимой сущности. Это очень важное слово, и его предписания даны на все времена. Христиане не могут отказываться слушать и подчиняться Глаголющему с небес. Членство в вечном и нетленном царстве требует не только прилежного изучения Божьего слова, но также добровольного послушания и преданного свидетельства его истины.

2) Наше упование (12:26,27)

...Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: «еще раз поколеблю не только землю, но и небо».

27 Слова «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.

Напоминание о событиях на Синае переплетается здесь со словами пророка (Агг. 2:6) о последних днях. В дни Моисея гора сотрясалась, но в грядущий День Господа вся земля и даже небо будут поколеблены и уничтожены. Верующие же принадлежат к неколебимой реальности. Все, пребывающее под господством Христа, останется (ср.: 1:11,12; в русском переводе Библии — «чтобы пребыло...» — Примеч. пер.). Христиане быстро реагируют на события, происходящие в мире, и это не страшит их. Они не отчаиваются перед лицом любых социальных, политических и экономических катаклизмов, религиозного отступничества, физических преследований и нравственного падения. Они доверяют Богу, и поэтому чувствуют себя в безопасности.

3) Наше поклонение (12:28,29)

Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, 29 Потому что Бог наш есть огонь поядающий.

Но наше упование не должно превращаться в высокомерие. Верующие нередко впадают в искушение принимать небесные благословения как нечто само собой разумеющееся, или принижать их достоинство легкомысленным отношением, или несоответствующе говорить о их. Согласно учению, данному в этом отрывке, жизнь христианина должна протекать в духе благоговейной благодарности, ибо он был избран Богом из всех других людей и получил в наследие царство непоколебимое. Верующий также благодарен несравненному и святому Богу за то, что Он открыл Себя грешным людям. Огонь на Синае уже стал образом прошлого (12:18), но пылающий огонь Божьей святой и праведной любви (Втор. 4:24) никогда не погаснет. Верующий знает, что яркий небесный свет обнаруживает все его грехи (Ис. 33:14), и радуется тому, что все они, по милости Божьей, будут поглощены этим очищающим огнем.

 

 

Глава 13






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных