Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пасторское наставление




Заключительная глава послания производит впечатление внезапного и неожиданного поворота к другой тематике. Здесь мы встречаемся с настоятельным пасторским наставлением о христианской любви в общинах, гостеприимстве в домах, о важности посещения узников в тюрьмах, о ценности супружеской верности, а также с рассуждением о человеческом пристрастии к земному имуществу и о страхе перед неопределенностью будущего. Чем объясняется такое неожиданное обращение к целой серии нравственных назиданий, очевидно, не связанных с темой предшествовавшего повествования?

Все эти наставления и призывы звучат очень современно и имеют прямое отношение к обществу третьего тысячелетия. Те, кто остается равнодушным к пасторской проповеди, не могут понять всей глубины социального и нравственного содержания христианского учения, заложенного в этом послании. Это не просто чьи-то размышления, которые можно выслушать и забыть как необязательное дополнение к более духовной информации. «Значит, если это истина, тогда она вправе требовать перемен в твоей жизни...» (Рим. 12:1; Еф. 4:1: Флп. 2:12; рассуждение автора основано на английском переводе Библии. — Примеч. пер.). Согласно этим текстам Нового Завета, от христиан требуется любовь, чистота, непритязательность, дружелюбие, смелость и желание славить Бога.

1. Иметь в себе любовь (13:1-3)

Для совершенствования внутренней жизни христианской общины нет ничего важнее любви. В первых фразах своей пасторской проповеди автор раскрывает три стороны братской любви, подчеркивая важность и необходимость постоянства в любви, которая щедро выражается в гостеприимстве и заботе об узниках и больных.

1) Необходимость постоянства в любви (13:1) Братолюбие между вами да пребывает.

То, что называется термином братская любовь (Philadelphia), фигурирует в посланиях апостолов Петра и Павла (Рим. 12:10; 1 Пет. 1:22) и с особой силой звучит в Послании к Евреям. Христос не стыдится называть верующих «братьями» (2:11,12), и потому автор с радостью следует Его примеру. Они должны быть не только святыми братьями, но и любящими также. Если верующие являются членами одной семьи, тогда любовь Отца выражается в их жизни. По-видимому, эти наставления были чрезвычайно необходимы той поместной церкви, ибо ее раздирали разногласия, соперничество и междоусобицы (12:14; 13:9).

Братская любовь должна пребывать, то есть постоянно жить в сердцах верующих. Но христианская любовь не должна подменяться эмоциональной набожностью; онадолжна выражаться в постоянных практических делах. Кальвин напоминает нам о том, что «ничто не исчезает так быстро, как любовь, если человек начинает заботиться о себе больше, чем о своей жене и других близких. Кроме этого в нашей обыденном жизни есть еще много неприятностей, которые способны разделить нас».

2) Щедрое выражение любви (13:2)

Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная,

оказали гостеприимство Ангелам.

Любовь не ограничивается словами. Она проявляет свою сущность в делах сострадания. Автор призывает верующих открыть двери своих домов для гостей и не привязываться душой к своему имуществу. Гостиницы того времени были известны своим развратом, антисанитарией и дороговизной, и христианские странники должны были рассчитывать на гостеприимство своих братьев по вере. Если любовь не выражается в гостеприимстве, значит она вообще отсутствует. Авторская любовь к ветхозаветному Писанию вновь дает знать о себе в строках этих поучительных стихов. Он напоминает своим читателям о щедрости тех древних святых, которые через свое доброе отношение к ангелам получили благословения от Бога (Быт. 18:19; Суд. 13). Как сказал Иисус, принимая в своем доме странников, мы обретаем не только ангелов, но Самого Христа (Мф. 25:31—40).

Одним из самых позитивных качеств современной церкви является использование христианских домов для евангелизма, научения и других видов общения. Там изучается Библия, собираются евангельские домашние группы, туда привлекаются нецерковные люди, чтобы поделиться с ними Благой вестью о Христе. Для многих неверующих посещение церкви является довольно сложным делом, а неформальное собрание в свободной атмосфере христианского дома может помочь им раскрыть свои проблемы и сомнения.

Этот стих призывает верующих не только проводить регулярные домашние собрания, но также постоянно совершать домашнее служение гостеприимства. Люди разных профессий, особенно приехавшие к нам из-за океана или вышедшие из нехристианских семей, могут укрепиться в вере и достичь духовной зрелости с помощью верующих, которые отдают им тепло своих гостеприимных христианских сердец. Сегодня это как нельзя более актуально и востребовано. В обстановке распада семей и нестабильности домашнего очага молодые обращенные очень нуждаются в «наставниках» в вере. Любовь, которая не идет дальше слов, рискует оказаться обыкновенным обманом.

3) Практическое выражение любви (13:3)

Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.

А как насчет тех, которые лишены свободы и не могут посещать наши домашние собрания? Верующие призваны сочувственно относиться к узникам, как бы находясь там вместе с ними. Это значит, что они должны уметь ставить себя на место этих узников, чтобы ощутить, как те нуждаются в помощи, в общении, в теплом слове, укрепляющей молитве, материальной помощи. По всей вероятности, поцузниками подразумеваются лишенные свободы за веру, хотя мы не можем быть в этом уверены.

Упоминание страждущих свидетельствует о том, что некоторые верующие были притесняемы физически и нуждались в большой поддержке и любви братьев по вере, помнящих о собственной слабости и незащищенности и потому готовых разделить их скорби.

Эти заключительные строки, несмотря на свою кажущуюся оторванность от главного содержания послания, имеют ярко выраженное отношение к современной жизни. В нашем мире, где политические преследования являются печальным фактом исторической биографии некоторых стран и где тысячи людей посвящают свои жизни борьбе за гражданские права, призыв «относиться к заключенным так, будто вы находитесь там же, рядом с ними» (NIV), звучит как важное напоминание о нашей духовной, социальной и политической ответственности. В Лозаннском соглашении евангельские христиане всего мира выразили свое единство со всеми узниками совести. Они не только обязались молиться за руководителей наций и народов, но и обратились к ним с призывом «гарантировать свободу религиозной пропаганды и деятельности в соответствии с волей Бога и согласно Всеобщей декларации прав человека». Далее в соглашении выражена «глубокая озабоченность судьбой всех несправедливо осужденных, и особенно наших братьев, страдающих за свидетельство о Господе Иисусе. Мы обещаем молиться и трудиться ради их освобождения». Такие инициативы должны не только запечатляться на страницах важных документов, но и ре-ализовываться в практических делах любви и соответствующих политических акциях поддержки. Андрей Сахаров подсчитал, что из всех 10 ООО узников совести в СССР почти 2000 страдают за веру. Если мы знаем, что вместе с ними принадлежим к одной семье, то не можем не молиться усердно за их нужды, за их духовную крепость и не добиваться неустанно их освобождения. Многие христиане серьезно ходатайствуют за узников совести с помощью молитвенного буклета, в котором есть фотографии, карты, сведения о сроках наказания и другая важная информация о людях, которые разделяют нашу веру, но лишены нашей свободы.

Кроме этого, мы также не должны забывать о людях, живущих рядом с нами, страдающих от других форм «заключения», хотя и менее суровых, но не менее угнетающих. Много пожилых людей в наше время практически «отрезаны» от жизни. Недавно было опубликовано признание одной 81 -летней вдовы:

«Я ужасно одинока. Особенно вечерами. Клуб закрывается в пятом часу вечера и уже ничего нет, кроме долгих пустых часов вплоть до отхода ко сну... Я слышала много раз, как старики говорят; „У нас больше ничего нет". Ты просто ешь, чтобы жить, но кругом пустота. Время тянется так долго... эти вечера... уикэнды. Старые люди говорят: „Нам все равно, сколько осталось жить..." У меня много знакомых, но все это ничего не значит, если нет близкого друга».

Сколько радости пациентам домов для престарелых могли бы принести посещения христиан! А разве эти «изолированные» люди в конце жизни не так же нуждаются в Благой вести о Христе, как все остальные, имеющие ежедневные контакты с верующими? Но от кого эти заключенные в четырех стенах могут об этом услышать, как не от христиан, увидевших в этой заброшенной сфере духовной деятельности возможность для пасторского служения и возрождающего свидетельства?

2. Будем чисты (13:4)

Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.

Проблемы политических заключенных не столь близки нашей обыденной жизни, как, например, такое трагическое явление, как разрушение семей. Рассуждение автора о «братолюбии» естественным образом перерастает в рассуждение о супружеской любви. Послание, написанное в I в., настаивает на уважительном отношении к браку и призывает нас к нравственной чистоте и готовности быть ответственными перед вечностью. Хотя эта тема звучит поразительно современно, ее появление в историческом контексте столь далекой древности может показаться нам более чем странным, ибо Послание к Евреям было адресовано христианам-иудеям, которые имели ясный и бескомпромиссный закон о супружеской верности. Однако позднее иудейские лидеры сочинили более «приемлемое» учение о разводе (Мф. 19:3).

Некоторые комментаторы допускают, что это обличение адресовано не нарушителям брачных клятв, а разрушителям самого института брака. Аскетические группы верующих иудеев и христиан, широко распространенные в первые века, отрицали брак и даже хотели запретить его вообще (1 Тим. 4:3). По их мнению, все дела, связанные с «плотью», чрезвычайно порочны как не имеющие никакого отношения к «духовному». Возможно, некоторые читатели послания увлекались этой теорией, что побудило автора настоятельно утверждать высокий авторитет брака для всех общественных классов. Бог будет судить не супружество, а безнравственность и прелюбодеяние.

Содержание этих стихов потрясающе современно, потому что в наше время огромное число браков заканчивается разводами. Опасность развода не минует даже христианские браки, если только оба партнера не признают свою посвященность Христу и друг другу. Некоторые церкви предъявляют к супругам-христианам повышенные требования. Добросовестное участие в вечерних мероприятиях по будням, а также воскресная занятость в церкви приводят к разобщению семей, в которых есть дети, и семейная жизнь подвергается большому риску, поскольку время совместного досуга сокращается до минимума. Церковные руководители должны служить духовному единству семьи и утверждать святость брака не только своими проповедями. Очень плохо, когда поместная церковь покушается наличное время человека, лишает его или ее возможности строить счастливое супружество, создавать здоровую семейную жизнь и красивое жилище. Молодые люди, и не только молодые, должны знать, что счастливый брак не состоится «сам собой». В суете и вихре современной жизни, где людям приходится справляться с финансовыми трудностями, решать проблему трудоустройства, чрезмерно занятым мужьям и женам очень легко потерять интерес к своим супругам.

3. Будем довольны тем, что имеем (13:5,6)

Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: вне оставлю тебя и не покину тебя», 6 Так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»

Крайне материалистическое сознание нынешнего общества со всеми атрибутами безбожного секуляризма остро нуждается в учении, убеждающем нас отвергнуть сребролюбие и довольство-ватьсятт, что имеем. Алчность, выражающаяся в притязаниях на чужую жену (Исх. 20:17) ил и чужую собственность — это опасная ловушка. Христианин верит, что Бог по Своей мудрости и благости даст ему все необходимое и полезное. Он честно трудится, не привязывается сердцем к своему имуществу, а все остальное отдает на волю Бога (2 Фес. 3:10; 1 Кор. 9:6—11). Он не тратит драгоценного времени на накопление денег и собирание материальных ценностей. Так живут люди, не знающие Бога (Мф. 6:32). Верующий благодарен Богу зато, что имеет все необходимое для жизни, и находит радость в более высоких духовных ценностях. Его сердце принадлежит небесным богатствам (1 Тим. 6:17-19), а не тленным материальным вещам, не имеющим никакого значения после смерти. Алчность есть признак неверия, а довольство всем есть плод веры. Довольство не приходит само собой, это образ мышления, привычка правильно мыслить, вырабатывающаяся в процессе постоянного напоминания себе о Божьем отеческом провидении и Его щедрых обещаниях. Для большей убедительности автор опять подтверждает свои доводы текстами Ветхого Завета (Втор. 31:6,8; Нав. 1:5; Пс. 117:6). Бог по Своей милости говорит нам многое, чтобы мы могли поделиться своим упованием с другими; ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя». Так что мы смело говорим: «Господьмне помощник». В итоге чувство удовлетворенности у верующего находит выражение в словах, которые ясно говорят о происхождении этого поразительного спокойствия, надежды и довольства.

Возможно, здесь подразумевается страх не только перед нищетой, но и перед гонениями. Автор напоминает о том Божественном ободрении, которое получил Иисус Навин, и о мире, который посетил отчаявшегося псалмопевца. Он цитирует слова псалма: «Неустрашусь: что сделает мне человек?» (Пс. 117:6). Можно искать популярности и любой ценой добиваться ее. Верующие знают, что страх перед человеком порабощает не меньше, чем любовь к деньгам, но когда Господь — помощник, душа освобождается от этого рабства. Страсть к удовольствиям (13:4), к вещам (13:5), к славе (13:6) — все находится под суверенным контролем святого, милостивого и любящего Бога.

Призыв Нового Завета «довольствоваться» тем, что имеешь, не означает, что проявление желаний и устремлений противоречит Божьей воле. Это не так, ибо каждый верующий призван исполнять свое дело с максимальным усердием. Верующий понимает, что результат его труда должен быть чистой жертвой Христу. Он изо всех сил старается трудиться лучше, но ему чужд карьеризм. Он согласен оставить эту проблему в руках всевидящего Бога, Который знает его нужды лучше, чем он сам. Эгоистические амбиции обладают разрушительной силой. Питаемые алчностью, они равнодушны к нуждам окружающих, к воле Бога и даже к собственному здоровью. В обществе, пропитанном холодным эгоизмом, такое качество, как христианская удовлетворенность всем, имеет огромную евангельскую ценность. Оно напоминает другим людям, что в жизни есть нечто большее, чем временный успех.

4. Быть верными (13:7-12)

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. 8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. 9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатиюукреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. 10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. 11 Так как тела животных, которых кровь, для очищения греха, вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — 12 Той Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

Рассказав о бесстрашии тех, кто считает Господа своим помощником, автор переходит к рассуждению о мужественной вере прежних наставников этой церкви. Члены церкви помнили их исполненные верой проповеди (которыепроповедовали вам слово Божие) и их праведную жизнь. Читателей призывают «взирать», то есть пристально вглядываться в жизнь тех людей, а особое

внимание обратить на кончину их жизни. Это слово (ekbasis) подразумевает жизнь как свидетельство, как богатый плод, как итог всего жизненного пути. Хотя не исключен и иной смысл, подразумевающий мученическую смерть этих наставников. Но даже если они не заплатили столь высокую цену, сама их достойная и бесстрашная жизнь была блистательным примером для окружающего мира, порабощенного страхом смерти и неизвестностью будущего. Такие христиане оказывают на людей большое влияние, и читатели призываются подражать вере их.

Но, несмотря на то что эти наставники уже покинули их, вечный, живой и неизменный Христос остается с ними. Он всегда рядом, вчера и сегодня и во веки Тот же. В заключении послания по-прежнему неустанно звучит напоминание читателям о неизменном Господе. Он всегда тот же (1:11,12). В великом вчера человеческой истории Он умер ради них, принеся Свою уникальную жертву. Сегодня Он вождь, первым проложивший путь в небеса и ныне ходатайствующий по правую руку Бога. Будущее открыто пред Ним; Он жив во веки, ибо Он есть Властелин истории, Который обязательно вернется (10:37) для ожидающих Его во спасение (9:28).

Мы всегда должны помнить этот стих (13:8), один из самых известных из всего послания. Он расположен между двумя другими, где звучит похвала истинным лидерам (13:7) и обличение лжеучителям (13:9). Некоторые христиане отводили взгляд от Христа (12:2) и обращали его на «учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4:3).

В наше время ст. 9 звучит очень актуально. Многие наши современники начинают осознавать свои духовные нужды, и этот вакуум провокаторы от различных религий и учителя от лжехристианских школ целенаправленно заполняют своими антибиблейскими идеями. Никогда прежде в XX в. не наблюдалась такая активность и такой размах культового сектантства. За ним невозможно проследить, и оно не поддается никакому контролю. Некоторые секты ведут бурную деятельность среди студентов и другой молодежи, находящейся вдали от дома. Сегодня надо очень серьезно воспринимать учение данного послания о приоритете Божьего слова и превосходстве Божьего Сына. Это необходимо для того, чтобы не попасть под влияние учений раз-

личных и чуждых, идущих от группировок, далеких от Священного Писания. Мы обязаны молиться за друзей, которые оказались вовлеченными в эти организации, потому что многие из них искренне ищут истину и могли бы обрести мир, жизнь и крепкую надежду, если бы пришли к Христу. Многие нынешние члены сект разочаровались в церкви, что не может не быть для нас справедливым укором. Открыли ли мы им свои сердца, исполненные любовью, приняли ли их в наши общины, чтобы у них возникло ощущение «защищенности», то есть сделали ли мы то, чем в первую очередь привлекают к себе эти секты?

Упоминание о яствах в ст. 9 говорит о том, что «слепые вожди» насаждали среди верующих свои чуждые учения об ограничениях в еде и о законах приема пищи. Такие теории были очень популярны в I в. и среди иудеев, и среди язычников (9:10; Кол. 2:16,20—23; 1 Тим. 4:3). Принявшие эти теории не получили от них никакой духовной пользы. Только благодатью укрепляется верующее сердце, а не строгим исполнением предписаний и правил относительно употребления той или иной пищи. Сейчас нет места для животных жертв, освященной пищи и жертвенников, ибо все это ушло в прошлое. Христиане же придают важнейшее значение главной истине своей веры: Христос умер за них, став жертвой за них и пролив кровь не животных, а Свою собственную. Те, кто остается в узких рамках иудаизма, названные служащими скинии, не имеют доступа к единственной живой жертве, которая лишь одна действенна и эффективна.

Образы иудейских обрядов напоминают нам о жертвах за грех и о Дне искупления (Лев. 4:12; 16:27). По условиям ветхого завета, священники имели право употреблять в пищу мясо жертвенных животных после жертвоприношения, но это не относилось к жертве за грех и к Дню искупления, когда жертвы сжигались полностью (13:11) и Богу приносилась вся жертва, а служителям ничего не оставалось. Писание подчеркивает, что желающие остаться под покровом ветхого завета не могут быть участниками единственной величайшей жертвы за грех — жертвы Христа. Служить скинии — значит оставаться в ветхом завете, и потому такие люди не имеют права питаться от вечного благословения нового завета.

5. Быть мужественными (13:13,14)

Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

Картина жертвенного всесожжения за грехи открывает читателям еще одну важную практическую деталь: жертвы «сжигаются вне стана» (13:11). Также и Господь Иисус пострадал «вне врат», будучи отвергнут собственным народом. Сейчас эти христиане должны понять, что им тоже необходимо выйти за удобные и привычные рамки иудаизма как «безопасной религии, официально признанной Римскими властями, которых она мало интересовала». Верующие в Христа должны выйти, как вышел Он, нося Его поругание, чтобы полностью идентифицировать себя с Его страданиями (Флп. 3:10; Кол. 1:24). Текст стиха подчеркивает, что они должны выйти к Нему, а не идти «за Ним», ибо именно там, втом враждебном, ненавидящем Христа мире находится Иисус.

В своем комментарии Уильям Мэнсон высказывает мнение, что послание, возможно, написано не для группы верующих, находившихся на грани отступничества, а для замкнутого круга иудейских христиан, отгородившихся ото всех остальных верующих и как бы «присвоивших» себе Благую евангельскую весть. Опасаясь открыто выражать свою христианскую веру, они свели ее к минимуму, «спрятавшись, как в раковине, в своем иудейском христианстве»'. В результате они возвели вокруг себя безопасные стены, пренебрегли желанием Бога видеть в них носителей Евангелия. Эта версия довольно привлекательна, и если она верна, то призыв выйти к Нему за стан приобретает особый смысл.. В этом случае он адресован уже не мужественным христианам, изгнанным из синагоги, а тем колеблющимся верующим, которые все еще остаются в ней из-за страха. Этот стих ободряет этих боязливых христиан, придает им смелость, побуждает свидетельствовать. Если они хотят следовать за Христом, они должны быть готовыми к испытаниям.

По мнению Мэнсона, эти верующие находились под сильным воздействием некоторых специфически «иудейских» сторон

1 Manson, р. 24.

своей веры, почитания «обрядов поклонения, таинств, освященных привилегий и признаков благодати»1. Автор сочувствует им и понимает их трудности, но, указывая на несовершенство ветхого завета, ни в малейшей степени не унижает его. Ему, как и его читателям, дороги все его духовные ценности. Трепетное отношение автора к этим ценностям проявляется в благоговейном описании устройства скинии (9:1-5). Говоря о старозаветном жертвоприношении, он нисколько не отрицает очищающего действия тех обрядовых церемоний, даже несмотря на их неспособность воздействовать на больную человеческую совесть (9:13,14). Автор очень восприимчив к нуждам тех своих читателей, которые оставили организованный корпоративный иудаизм ради христианства и теперь испытывают чувство потери. Однако он не только превозносит христианские ценности как более совершенные (12:22—24), но и, что самое драгоценное, подчеркивает их преемственность. В конце концов, они поклоняются одному Богу, и христианская доктрина о Боге, изложенная в послании, во многом созвучна ветхозаветному откровению. Они также одинаково любят Священное Писание. На всем протяжении текста послания мы отмечали трепетную любовь автора к учению Ветхого Завета и любовались его умением пользоваться им. Ангелы, посещавшие Божий народ в древности, продолжают и ныне служить христианскому сообществу (1:14). Покинув синагогу, они не повернулись спиной к героям старой религии, но, напротив, древние патриархи и их последователи составляют неотъемлемую часть славы церкви, «сделавшись совершенными» через Христа (11:40; 12:23).

6. Пребывать в поклонении (13:15,16)

Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его. 16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы бла-

гоугодны Богу.

Принося свои жертвы, верующие ветхозаветного периода ожидали лучшей жертвы (9:23). Однако, говорит автор, хотя полная и совершенная жертва уже принесена нашим великим Первосвященником, другие жертвы не отменяются и должны приноситься Богу ежедневно. Эти жертвы приносятся не для того, чтобы упрочить наше искупление, а для того чтобы угодить Богу. Нетрудно различить в этом контексте четыре вида жертв, которые христиане обязаны приносить Богу непрестанно.

Во-первых, это жертва благодарной хвалы. Чрез Него, то есть через Христа, Который пострадал за нас и жив вечно, давайте приносить Богу жертву хвалы. Бешеный ритм современной жизни нередко не оставляет нам времени для спокойного размышления о своем неоплаченном долге Богу. Неверующие «не прославили Его» (Рим. 1:21), а христиане обязаны делать это. Глубокое и вдумчивое прочтение послания не может не зажечь в душе желание славить и хвалить Бога. Разве мы не хотим восхвалить Его за дарованное нам «братолюбие» (13:1), за щедрое гостеприимство, которое постоянно нам оказывается (13:2)? А разве верующие люди не помогают нам в тяжелые минуты нашей жизни и не приходят к нам с состраданием, чтобы облегчить наше горе (13:3)? Многие из нас могут благодарить Бога за верных и любящих супругов, за счастливую семейную жизнь наших родителей как пример для подражания (13:4). А разве нам не стоит благодарить Бога за удовлетворение наших материальных нужд (13:5а), за мудрую заботу о нас (13:56,6)? Мы благодарим Бога за выдающихся проповедников, учителей, руководителей библейских и воскресных школ, за верующих родителей и верующих друзей, разделяющих с нами «слово Божие», и за то, что они не только исповедуют вечные ценности, ной подают чудесные примеры христианской жизни (13:7). Каждый верующий жаждет принести жертву хвалы Иисусу, нашему неизменному Господу, за Его спасительную смерть, за Его нынешнюю помощь и за Его будущие свершения (13:8). А как нам не хвалить Бога за мудрое учение, изложенное в Священном Писании, за многократную возможность «благодатию укреплять» свои сердца (13:9)! Все это и многое другое зажигает в наших сердцах благоговейный трепет и открывает наши уста для хвалы, чтобы не периодически, а непрестанно, каждый раз при мысленной встрече с этими великими истинами мы приносили бы Богу жертву хвалы. Такие жертвы были известны в ветхозаветные времена (Лев. 7:12; Пс. 49:12—14,23) и должны быть неотъемлемой частью нашей христианской жизни.

Во-вторых, мы должны приносить жертву смелого свидетельства нашей веры. Эта жертва названа плодом уст, прославляющим имя Его. Это еще одна сторона нашего жертвенного поклонения. Если же эта жертва приносится только нашими устами и не исходит из сердца, то она становится просто публичной декларацией. И это видно всем. Данная фраза подразумевает также помимо жертвы хвалы еще один аспект христианского благодарения, имевший прямое отношение к первым читателям послания. Они призываются использовать свои уста, буквально «делать исповедание» (homologounton, глагольная форма существительного, употребляемого в 4:15; 10:23). Возможно, как считает Мэнсон, не делали этого из опасения гонений, которые неизбежно обрушились бы на них в случае открытого исповедания ими имени Христа. Одно дело признавать себя должником Бога, а совсем другое — свидетельствовать людям о том, что Он на самом деле для нас значит. В нашем нынешнем духовно невежественном обществе есть возможность в своем ежедневном христианском поклонении уделять место свидетельству о Христе. Воспринимая плодуст, приносимый нами Богу, слабоверующие люди осознают, что, прославляя Его, мы исповедуем Его имя.

В-третьих, существует также жертва служения другим, «которую Бог одобряет» (NEB): «Никогда не забывайте делать добро» (NEB). Бескорыстное и щедрое служение другим было характерно для той общины прежде (10:33,34); характерно оно для нее и сейчас (6:10). Автор подчеркивает, что эта жертва должна приноситься охотно и постоянно. «Добрые дела» составляют важную часть новозаветной доктрины христианской жизни. Протестанты со свойственным им и вполне понятным опасливым отношением к «спасению делами» порой принижают значение этой важной стороны библейского христианства. Иисус поощрял учеников делать добрые дела, и раннехристианские обшины находились под сильным влиянием этого практического тезиса христианского учения (Мф. 5:16; Гал. 6:10; 1 Фес. 5:15). По словам апостола Павла, Богу угодно, чтобы Его народ делал реальные добрые дела (Еф. 2:10).

Наконец, христиане должны приносить жертву щедрой благотворительности. Они призваны делиться тем, что имеют. Использованное здесь слово делиться (рассуждение автора основано на английском переводе Библии. — Примеч. пер.) может навести на мысль о денежных пожертвованиях, которые приносились в новозаветное время ради нуждающихся. Со временем этот термин стал употребляться в более узком смысле и подразумевать «товарищеский фонд». Финансовая поддержка верующими Божьего дела, как мы ее себе представляем, остается христианской жертвой, которую мы обязаны приносить не только постоянно, методично и пропорционально нашим доходам, но и охотно (1 Кор. 16:2; 2 Кор. 9:7). Не мудро было бы сводить этот вид жертвенности исключительно к финансовым «сборам». У христиан есть и другие возможности приносить эту жертву, делясь с другими, верующими и неверующими, теми благими дарами, которые Бог так щедро дарует им.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных