ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Уроки 60-61. Душа народа русского...Цели уроков: раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест; глубину поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности. Методические приемы: работа по тексту с элементами беседы; сообщения.
Ход урока I. Запись темы, эпиграфа, плана урока Эпиграф: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! Н. А. Некрасов План урока: 1. Отношение русской революционной демократии к народу. 2. Противоречивость, сложность и богатство духовного мира крестьянства.
II. Слово учителя Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» продиктован самой жизнью, тем значение, которое приобретал в пореформенную пору крестьянский вопрос. Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний европейской части России, на которые распространялось действие Манифеста 19 февраля, было охвачено крестьянскими бунтами. Однако вожди революционной демократии несколько преувеличивали возможности народа, так он не был подготовлен к сознательным действиям. Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но повлиять на их политическое самосознание. Народная жизнь Некрасовым изображена глазами самого народа.
III. Работа с текстом первой части «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Ответы учащихся 1 группы — Как показано безудержное веселье? — Какие глаголы использованы?
(Шумит, поет, ругается, Качается, валяется, Дерется и целуется У праздника народ).
Задание. Выразительно прочитать и постараться передать атмосферу широкого народного праздника. Первая картина: обратите внимание на богатство красок (пестро, красно кругом; рубахи всех цветов; платья красные; косы с лентами). Безудержная веселость, жизнерадостность, царящие на ярмонке («играет солнце вешнее, хмельно, горласто, празднично»). Во второй картине выделим глаголы: шумит, поет..., передающие поведение народа на празднике; сравнения (не ветры воют буйные, не мать-земля колышется) заставляют почувствовать размах, удаль, силу молодецкую, проявляющуюся даже в гульбе. В третьей картине отметим художественные детали (песня хором грянула, согласная, складная, и катится она «широко», «вольно»…). Эти детали говорят о талантливости, эстетической чуткости и душевной силе народа. — Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки? Задание. Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в ничем не сдерживаемое пьянство. (В первом эпизоде создается, а во втором усиливается представление о том, как еще много в народе темного, неприглядного и безобразного.
По всей по той дороженьке И по окольным тропочкам Покуда глаз хватал, Ползли, лежали, ехали, Барахталися пьяные,...
Дорога многолюдная Что позже — безобразнее: Все чаще попадаются...)
Вывод. Итак, сознание народное — сложное и противоречивое:
Народ суеверен На баб нарядных глядючи, Старообрядка злющая Товарке говорит: Быть голоду! быть голоду!
В семье деспотизм Другая: «Врешь, в моем дому Похуже твоего! Мне старший зять ребро сломал!...»
Пьянству — пристрастие Расхвастался Вавилушка, И старому, и малому Подарков насулил. А пропился до грошика!
Таким образом, все высказывания из толпы (в главе «Пьяная ночь») свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение. В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка проведенной реформы:
Добра ты царска грамота, Да не про нас написана...
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|