Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Беседа по вопросам домашнего задания.




Итак, осмыслив характер отношений между вахлацким миром и помещиком переключим внимание на крестьянство корежского края.

Задание.

Рассказать, как жили корежские крестьяне.

— Одинаков ли уровень сознания вахлаков и корежских крестьян (в отношениях с помещиками)?

(В отличие от вахлаков поведение корежских крестьян в истории с Шалашниковым и немцем Фогелем не покорность, не вера в возможность договориться с помещиком, а страстная жажда независимости.

В своеобразном состязании с Шалашниковым они проявили беспримерную стойкость, сумели одержать моральную победу над своим поработителем. Грубая сила Шалашникова не смогла победить упорства мужиков. Жажда независимости, жгучее чувство ненависти к угнетателям, непокорность судьбе ведут корежских крестьян на путь борьбы, против немца Фогеля, которого они живьем в землю закопали).

— Кто такой Савелий?

Слушаем сообщение учащихся о Савелии.

Задание.

Найдите в тексте портрет Савелия.

— Как понимает Савелий слово «терпит»?

(Слово «терпит» в данном контексте ассоциируется с такими понятиями как стойкость, выносливость, умение противостоять злу, выстоять, не согнуться. В этом «терпении» и видит Савелий богатырство крестьянина).

— Почему в размышлениях Савелия о судьбе народа возникает ассоциация с былиной о Святогоре?

(Глава называется «Савелий, богатырь святорусский». Образ Савелия внутренне соотносится с образом Святогора и со всем русским крестьянством. Образ Святогора помогает донести мысль не только о могучей силе, но и о слабости героя-богатыря. Он один из самых сильных, но и один из самых неподвижных героев богатырского эпоса. Так и народ русский и силен, и бессилен одновременно).

— Какие любимые слова Савелия? Что в них звучит?

 

(Эх вы, Аники-воины!

Со стариками, с бабами

Вам только воевать!

 

Звучит презрение к тем, кто не способен на борьбу).

— Как понимать «терпение», к которому призывает Савелий Матрену Тимофеевну?

(Терпение как покорность, смирение. Отчаяние, безысходность, обреченность, неверие в возможность изменить горькую судьбу крестьянина слышится в предсмертных словах героя.

Так в образе Савелия обнажается сила и бессилие русского крестьянина, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая, несгибаемая мощь, понимание бесполезности терпения, неутихающий гневный протест, с другой — незнание, как надо завоевать себе свободу. А отсюда— ноты отчаяния, чувство безысходности, неверие в возможность изменить свою судьбу).

 

2. Слушаем сообщение о Матрене Тимофеевне. Заключительные слова главы как бы подводят итог ее раздумьям:

 

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!..

 

Слова эти заставляют почувствовать, как велика сила зреющего гнева и протеста. Матрена Тимофеевна — представительница новой эпохи и нового поколения коржцев, в ее душе растет протест против угнетения. Это женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная.

«Крестьянка» - единственная часть поэмы, написанная от первого лица, Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. Речь ее насыщена пословицами, поговорками, песнями, легендами, плачами и причитаниями, что свидетельствует о творческом складе ее души. Эта женщина не только сильная духом, но и одаренная, талантливая.

 

VII. Итог урока

Итак, в поэме народная жизнь раскрыта в самых разнообразных проявлениях. Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы. Поэтому ведущее место в поэме занимают образы крестьян, не примиряющихся со своим положением, протестующих против угнетателей.

 

Домашнее задание

Ответить на вопросы:

— В чем увидел Некрасов сущность характера, миросозерцания народа?

— Перечитать все части до «Пира на весь мир» выделить все эпизоды, в которых дается ответ на вопрос о счастье.

— Что нового внесли поиски счастливого странниками правдоискателями в спор о счастье, вспыхнувший в «Прологе». (Письменный ответ).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных