ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. Работа с текстом1. Выразительное чтение и анализ начала «Пролога» - «...А Пров сказал: царю...» Первые слова - «В каком году...» - звучат как сказочное вступление. Из семи мужиков только два брата Иван и Митродор — Губины, а остальные, как в сказке, называются только по именам. Цифра «семь» — считается народной поэзией магической и тоже вводит нас в мир сказки. Речь идет о Русской земле, и называет ее Некрасов не Россией, а Русью, что сразу придает рассказу необычайную широту. Но уже на фоне этой первой сказочной строфы резким диссонансом звучит: «семь временнообязанных» — и все приобретает остросовременный смысл.
2. Беседа: вопросы и задания Задание. Проследить, как автор передает динамику нарастания спора, и на основе наблюдений сделать выводы по проблеме урока. Отметим прежде всего применяемые автором глаголы. Начало спора: все «заспорили», и каждый из крестьян — Роман Демьян, Лука, братья Губины, Пров — свое мнение «сказал», а Пахом! — «молвил». Продолжал спор, они «упираются, всяк на своем стоит», а в конце — «...перекоряются! Кричат — не образумятся»! Спор вспыхивает снова, во 2-ой раз. И каждый из крестьян уже — «кричит» («Роман кричит...»), а вместо, ругательски ругаются, не мудрено, что вцепятся друг другу в волоса». (Подбор глаголов помогает автору создать ощущение спора, глубокой заинтересованности спорящих. Усиливает это впечатление характер сравнений, используемых автором: «Мужик, что бык: втемяшится в башку какая блажь, колом ее оттудова не выбьешь», «Идут, как будто гонятся за ними волки серые, что доле – то скорей».) — Какие мысли и чувства рождает описание драки мужиков в сказочном лесу? («Оживление» природы в этой сцене усиливает общее напряжение, помогает увидеть «взбаламученное, крестьянское море»: все волнуется, движется, шумит. Но пьяное побоище в сказочном лесу заставляет задуматься, сколько еще в этом разбушевавшемся крестьянстве неорганизованного, стихийного, темного:
И в правду: сами спорщики Едва ли знали, помнили — О чем они шумят...
И все же самый спор временнообязанных мужиков говорит о значительных сдвигах в сознании крестьянства. Пробуждение активности крестьян, их самосознания ощущается уже в самом начале поэмы. Герои решают вековечный для народной жизни вопрос: о правде и счастье. Мужики из нищих деревень задумались о том, кому живется весело, вольготно на Руси?». Эта вековечная мечта о хорошей жизни в середине прошлого века становится всеобщей, по-особому злободневной. Дорожная ссора мужиков все менее остается бытовой. Пьяная драка переросла в грандиозное побоище и стала своеобразным испытанием — очищением. После чуда — явления самобранной скатерти — мужики решают «дело спорное по разуму, по-божески, на чести повести», дают обет на подвижничество:
В домишки не встречаться, Не видеться ни с женами, Ни с малыми ребятами, Ни с стариками старыми, Покуда не доведают, как ни на есть доподлинно, Кому живется счастливо, вольготно на Руси?)
Так, к концу «Пролога» семь мужиков уже становятся семью странниками-правдоискателями. Вопрос о счастье, который они будут решать, - не личный, а общественный, и обсуждение его обусловлено не частными интересами, а общественным положением крестьянства. Речь идет о самом главном в жизни всего народа. Дорожная ссора становится все более великим спором. Все главные социальные силы русской жизни призваны на мужицкий суд: поп и помещик, купец и чиновник, и царь. 7 странников-правдоискателей как бы символизируют собой всю тронувшуюся с места, ждущую перемен пореформенную народную Россию. Задание. Рассказать о встрече крестьян с попом, помещиком, о Ермиле Гирине. Найдите строки, в которых говорится о том, что же включает в идеал счастья каждый из них. (Все они в идеал счастья включают «покой», «богатство», «почет». Первым встретился странникам поп. На их вопрос: «Ты как вольготно, счастливо живешь, честной отец?» - Поп ответил прежде всего вопросом же: «В чем счастие по-вашему?». Вопросы: что такое счастье? Что нужно человеку для счастья? — возникают и в разговоре с помещиком, и в рассказе об Ермиле Гирине. Выясняется, одинаковый ли смысл вкладывает помещик и крестьяне в понятие «счастье», «почет». Дворянское понимание счастья — это: Богатство, владение собственностью: Бывало, ты в окружности Один, как солнце на небе, Твои деревки скромные, Твои леса дремучие, Твои поля кругом!
Всеобщая покорность: Пойдешь ли деревенькою — Крестьяне в ноги валятся, Пойдешь лесными дачами — Столетними деревьями Преклонятся леса! ……………. Все веселило барина, Любовно травка каждая Шептала: «Я твоя!»
Неограниченная власть над людьми, Ни в ком противоречия, ему принадлежащими: Кого хочу — помилую, Кого хочу — казню. Закон — мое желание! Кулак – моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловорррот!..
В рассказе об Ермиле Гирине Почет завидный, истинный, имеется в виду: Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою, Умом и добротой.
Народ единодушен в своем добровольном желании поддержать Гирина в борьбе с купцом Алтынниковым, как велико доверие крестьян к Ермиле. Это с особой силой передано в сцене сельского схода, выбирающего бурмистра, когда «шесть тысяч душ всей вотчиной» кричат: «Ермилу Гирина!» — Как человек один!» Это почет истинный».) Размышления о счастье попа, помещика и Ермилы заставляют задуматься, что люди понимают счастье по-разному. Счастье попа и помещика — это счастье жить чужим трудом. Именно к этому выводу приводят рассуждения попа о том, «о богачество поповское идет»: «Не брать, так нечем жить» - и рассказ Оболта Оболдуева о счастье помещика в дореформенное время. Ермиле мало иметь «спокойствие, и деньги, и почет» - нужно, чтобы каждый имел это все. — Каким путем идет к счастью Ермила Гирин? (Крестьянину, рассказывающему об Ермиле Гирине, странники задают вопрос:
Однако знать желательно — Каким же колдовством Мужик над всей округою Такую силу взял?
В ответ они услышали: «Не колдовством, а правдою».) — В чем же правда Ермилы Гирина?
(Где хватит силы — выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмет! Худую совесть надобно — Крестьянину с крестьянина Копейку вымогать.
В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновному, Душой не покривил...)
Итак, поистине ответа на вопрос — кто счастлив? — ставит странников перед решением других вопросов: — Что такое счастье? — Как счастья добиться? — Сознание семи странников не остается неизменным. В каком же направлении идет это изменение? (В начале пути странники считали счастливыми только господ и спорили лишь о том, кто из них счастливее. Предмет спора осмыслен ими лишь с одной стороны, и, как выясняется в дальнейшем, не главной его стороны. Пока их представление о счастье обязательно связано с богатством. Мужики без всяких оговорок соглашаются с формулой счастья попа — «покой, богатство, честь». Они воспринимают его рассказ с полным доверием.) — Как осмыслили крестьяне самый предмет спора в «Прологе», в начале пути при встрече с попом? (После встречи с попом странники попадают в богатое село Кузьминское, где идет веселый праздник — «ярмонка» с многоликим, разноголосым крестьянским миром. У мужиков-правдоискателей рождается желание поискать счастливого среди мужиков. Выслушав рассказы «счастливых» из народной толпы, семь странников отвергают ограниченные мужицкие представления о счастье, «дырявом с заплатами», «горбатом с мозолями».) — Какие представления о счастье отвергают поспорившие мужики? (Ермил Гирин имел все, что надобно для счастья, живя по законам на родной правды. Но это не явилось гарантией счастья, а, напротив, привело к столкновению с силами, стоящими в стране порядков. Народный заступник не принимает жизни, построенной на корысти и лжи, он бьется за добро и правду, социальную справедливость, но заступничество за народ во время бунта в «вотчине помещика Обрубкова, Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки» окончилось для Гирина трагически. С тех пор «в остроге он сидит». Судьба этого героя заставляет почувствовать неразделимость понятий: «счастливо» и «вольготно», «счастье» и «воля, свобода». Встреча семи странников с помещиком, реплики крестьян по ходу его рассказа свидетельствуют о том, как глубоко чужды им идеалы господствующего класса. Разговор мужиков с Оболтом-Оболдуевым воспринимается как столкновение непримиримых точек зрения. Реплики крестьян, сопровождающие рассказ Оболта-Оболдуева, начиная с наивно-простодушной:
Леса нам не заказаны — Видали древо всякое!
кончая социально-острыми:
Кость белая, кость черная, И поглядеть, так разные, - Им разный и почет! А про себя подумали: «Колом сбивал их, что ли ты Молиться в барский дом?..
— Да, было вам, помещикам, Житье куда завидное, Не надо умирать! —
обнаруживают враждебность народа к господам и господ к народу, открывают ту пропасть, которая существует между ними). После встречи с помещиком поспорившие мужики приходят в деревню Вахлаки. Здесь на вопрос дяди Власа: «О чем же вы хлопочите?» — они ответили так:
…Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села!..)
— Когда по-новому определили цель своих поисков странники? Чем это вызвано? — Кто еще включается в поиск ответа на вопрос о счастье? (В новом определении цели странствий речь идет уже о счастье народном. С особой силой звучит мысль о коренных преобразованиях, создании жизненных условий, совсем не похожих на те старые, что оно до сих пор знали. В поиски счастливого, в обсуждение вопроса — кто счастлив? — постепенно включается буквально весь народ. Не только странники, крестьянин Федосей, попик седенький, Матрена Тимофеевна, но и «молва народная придающая делу, затеянному семью поспорившими мужиками, всенародный размах. Народной молвой прославлены счастливыми Ермил Гирин, дед Савелий, Матрена Тимофеевна.) — К какому итогу приходят они? Действительно ли счастье в богатстве? В чем оно, народное счастье? (Рассказы о их жизни убеждают, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу. Отвергается ложный идеал счастья: кто всех богаче, тот и всех счастливей, — воспитанный в условиях классового общества, где все сводится к сытости, материальному достатку, жизни для себя одного.) — В чем особенности представления народа о счастье? Каковы необходимые условия счастья народа? (Народное счастье оказывается органически связанным с вопросом о путях его достижения. Вопрос о счастье переводится из этического в социальный план, приобретает острое политическое звучание. Поиски счастливого заставили задуматься крестьян о невозможности счастья без изменений условий жизни народа и поставили их перед вопросом — что делать, чтобы счастье стало возможным?). Таковы новые выводы, к которым пришли странники — правдоискатели, свидетельствуют о росте самосознания крестьянства. Спор, возникший в «Прологе», продолжается во всех главах и частях поэмы, все время приковывая внимание читателя к тем процессам, которые происходят в жизни русского народа после реформы.
Домашнее задание 1. Ответить на вопрос: «К какому решению дела спорного привели странников-правдоискателей встречи со «счастливыми» и почему? 2. Перечитать главы «Помещик» (I ч.), «Последыш» (II ч.). 3. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Идейный смысл изображения, помещичьей России» в решении проблемы о счастье и путях его достижения». 4. По изученным темам письменно ответить на вопрос: Каковы особенности авторской речи в изображении народной жизни? 5. Прочитать «Пир на весь мир». Рассказать «Про холопа примерного — Якова верного», легенду «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех» и ответить на вопрос: в чем суть и внутреннее единство этих рассказов? 6. Выучить наизусть «Пир...», «Русь» «Ты убогая...» — песня Гриши Добросклонова. 7. Индивидуальное задание. Подготовить сжатый пересказ и сделать анализ легенд: — «Про холопа примерного — Якова верного», — «О двух великих грешниках», — «Крестьянский грех».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|