ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III Анализ рассказов— Почему Некрасов называет Якова холопом «примерным и верным»? — Почему возник и как разрешился конфликт между помещиком и крестьянином? (В рассказе крупным планом показаны два образа — господина Поливанова и его верного холопа Якова. Помещик «жаден», «скуп», «жесток».
В зубы холопа примерного Якова верного, Походя дул каблуком. О Якове «верном», холопе помещика Поливанова, сказано так:
Люди холопского звания — Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа. Яков таким объявился из младости, Только и было у Якова радости: Барина холить, беречь, ублажать...
Перед нами добровольный холоп, крестьянин, рабски преданный своему господину, потерявший человеческое достоинство. Но даже и это существо не может вынести обиды, причиненной ему Поливановым, - так жесток произвол помещика. Рисуя барина Поливанова и холопа Якова в его непосредственном столкновении, автор показывает, что существующий между помещиком и крестьянином конфликт невозможно решить «мирным» путем, по совести:
Как ни просил за племянника дядя, Барин соперника в рекруты сбыл.
Читатель узнает, что крестьяне мстят барину, когда «задурил», «мертвую запил» холоп Яков:
…Неловко без Якова, кто ни послужит — дурак, негодяй! Злость — то давно накипела у всякого, Благо есть случай: груби, вымещай!
Яков придумал страшную месть, жестокую: он кончил жизнь самоубийством на глазах у помещика. Протест Якова заставил помещика осознать свой грех:
Барин вернулся домой, причитая: «Грешен я, грешен! Казните меня!)
«О двух великих грешниках» — Почему старец решил рассказать пану свою тайну? (В легенде идет речь о разбойнике Кудеяре и пане Глуховском. У Кудеяра, совершившего тяжкие грехи, пробудилась совесть, он раскаялся, и Бог к спасению путь ему указал:
Старцу в молитвенном бдении Некий угодник предстал, Рек: «Не без Божьего промысла Выбрал ты дуб вековой, Тем же ножом, что разбойничал, Срежь его той же рукой!» Он рассказал свою тайну в поучении грешнику.) — О чем свидетельствует ответ пана? (Моральное воздействие оказывается тщетным. Совесть пана осталась глуха к призывам старца. В свою очередь знатный пан обращается с таким поучением:
Жить надо, старче, по-моему: Сколько холопов гублю, Мучу, пытаю и вешаю, А поглядел бы, как сплю!
Слова эти вызывают бешеный гнев старца, и он убивает пана Глуховского.) — Что толкнуло раскаявшегося разбойника на этот поступок? (Гнев в душе грешника рожден сочувствием к тем крестьянам, которые терпели жестокие издевательства пана Глуховского.) В этой легенде, как и в рассказе о Якове, вновь звучит тема жестокого издевательства над крестьянами. Но решение, выход предлагается иной. Если Яков не хочет «руки марать убийством», то старец убивает пана Глуховского. И именно за убийство, расправу над тираном, притеснителем народа, он и получает прощение грехов:
Только что пан окровавленный Пал головой на седло. Рухнуло древо громадное, Эхо весь лес потрясло. Рухнуло древо, скатилося С инока бремя грехов!
— В чем идейный смысл легенды? (Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ. Расправа с тираном утверждается как единственно возможный путь разрешения непримиримого конфликта народа с угнетателями. Легенда утверждает моральное право народа на расправу с его врагами: Кудеяру за убийство жестокого угнетателя народа прощаются все грехи.)
«Крестьянские грехи» — Кто герои рассказа? Чем отличается этот рассказ от первых рассказов? (Перед нами вновь те же герои — барин и крестьянин. Но, в отличие от первых двух рассказов, здесь барин совершил добрый поступок:
Из цепей-крепей на свободушку Восемь тысяч душ отпускается!
А человек из народа — крестьянский староста Глеб — предал своих земляков, загубил восемь тысяч душ крестьян. После смерти адмирала дальний родственник его:
...Все повыведал, насудил ему Горы золота, выдал вольную... Глеб — он жаден был — соблазняется: Завещание сжигается!
Вновь звучит тема взаимоотношений угнетенного и угнетателя, но ставит она уже проблему крестьянского греха. Староста Глеб из-за жадности, ради собственной выгоды обрек своих земляков на муки рабство, стал виновником народного горя.) Грех предательства народных интересов в самой крестьянской среде оказывается самым великим грехом. Не добиться «свободушки», а «вечно маяться» народу, пока будут в его среде предатели и терпеливое к ним отношение:
Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех, И за то тебе вечно маяться!
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|