ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. Работа учителя с классом.Ученики по очереди выразительно читают стихотворения Тютчева о природе, характеризующие различные времена года. После прочтения всем классом пытаемся раскрыть значения поэтических образов поэта. Пусть выскажутся все о том, как воспринимаются строки Тютчева, какие чувства и ассоциации они рождают. Весна. «Весенняя гроза» передает возвышенную по-тютчевски красоту мира. Мы видим «небо голубое», «перлы дождевые», «солнца нити золотые», лес, омытый дождем; слышим «первый гром грохочет», «гремят раскаты», «птичий гам», «гам лесной», «шум нагорный», «все вторит весело громам», «громокипящий кубок» проливается на землю. Так весеннее действие, развернувшись на небесах, касается земли. Важно чтобы ребята почувствовали, что, несмотря на зимнюю пору, при чтении стихотворения возникает ощущение весны и свежести. Лето. Тютчевское лето также очень часто грозовое: “В душном воздухе молчанье”, ‘Как весел грохот летних бурь”, “Неохотно и несмело...” Стихотворение “Неохотно и несмело” создает олицетворенный образ природы. Место действия — земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые взаимоотношения. Природа полна движения (ветер порывист, пламень молний летучий, пыль вихрем летит, земля в смятении), полна звуков (гром гремит, раскаты громовые), красок (зеленеющие нивы, синяя молния, пламень белый, земля в сиянье). И снова поэт дает почувствовать приближение праздника. Хотя “неохотно и несмело” смотрит солнце, “исподлобья” поглядывает на поля и гром “все сердитей”, а земля “принахмурилась”, но все же природу красит этот гнев — “зеленеющие нивы зеленее под грозой”, и гроза несет блаженство сияния: “И в сиянье потонула вся смятенная земля”. Осень. Картины осени рисуются в стихотворении “Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...” и снова видим действие на земле и излюбленное вертикальное движение с неба. Зима. Зимнюю природу Тютчев изобразил в стихотворении “Чародейкою зимою околдован лес стоит”. Зимнее “чудо” совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в Сон, что особенно подчеркивают повторы: “околдован... околдован.. очарован... весь опутан... весь окован... неподвижною... немою”. Стихи завораживают своей музыкой, “колдуют”:
Чародейкою Зимою Околдован лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,— Не мертвец и не живой — Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой — В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
Итак, в чем же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего? Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева — это живое, разумное существо.
IV. Слово учителя. Далее учитель знакомит учеников с размышлениями русского философа Владимира Соловьева об образе природы у Тютчева (Приложение к уроку). Итак, мы видим, Тютчева недаром называют певцом русской природы. И надо думать, что полюбил он ее не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Красота русской природы с юных лет во шла в сердце поэта с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины.
Домашнее задание. 1. Подготовить пересказ лекции по биографии и творчеству с устным цитированием одного из стихов поэта. 2. Проанализировать основные факты биографии Тютчева и выделить ключевые особенности в виде тезисов. 3. По желанию учителя и учащегося подготовить сообщение на тему «Любовная биография Тютчева».
Приложение к уроку [25] …Никто не решится утверждать, что механическое устройство и действие скелета, сосудистой, мускулистой и нервной систем, изучаемое точными науками — анатомией и физиологией, — исчерпывает собою весь смысл человеческого существа и существования; напротив, каждый согласится, что весь этот механизм координированных частей имеет смысл только как орудие или средство выражения и осуществления внутренней жизни или души человека. Точно так же и механизм всей природы есть только слаженная совокупность для проявления и развития всемирной жизни. Точное изучение этого механизма в высшей степени важно: оно дает человеку возможность в известной мере управлять естественными явлениям, пользоваться ими для своих целей. Но ни теоретический интерес, ни практическая польза такого изучения не составляет еще достаточного основания, чтобы видеть здесь всю истину о природе: это. В сущности, было бы так же странно, как если бы кто-нибудь стал утверждать, что для полного и окончательного познания человека нужно только вскрыть и препарировать его труп. Против нашего заключения от одушевленности человеческого тела к одушевленности тела всемирного нельзя приводить то соображение, что живого человека мы действительно видим как замкнутое целое в некотором единстве, - природу же воспринимаем всегда по частям. Ясно, что это различие зависит не от существа дела, а от причины совершенно условной — от относительных размеров того и другого предмета. Для микроскопических глаз мухи вовсе не существует целого гармоничного очертания человека, да и для нашего собственного глаза самое прекрасное и одушевленное лицо превратилось бы при микроскопическом исследовании в бесформенную массу грубых тканей и клеток, механически нагроможденных без всякой законченности и единства. Однако, когда я смотрю на это лицо, как на живое, узнаю в его очертаниях и изменениях следы внутреннего опыта и выражение мыслей, то я конечно вижу несравненно больше, чем видит в нем самая наблюдательная муха, и узнаю в нем более полную истину, чем ту, которую мог бы узнать при помощи микроскопа. Никак не те волокна и клетки, а именно это большое, содержательное и единое, что я вижу живым взглядом, - оно-то и есть ИСТИНА, или подлинный СМЫСЛ этого человеческого существа, а то все – только материал, в котором воплощается, посредством которого выражается эта истина и этот смысл.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|