ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. Сообщение учителя по биографии поэта.Ф. И. Тютчев (1803-1873 гг.) родился в Орловской губернии в стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала. Отец Иван Николаевич не стремился к служебной карьере, был радушным и добросердечным хозяином помещиком. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя будущий поэт рано приобщился к литературному творчеству и уже в двенадцать лет поступает на словесное отделение Московского университета, его товарищем был М. П. Погодин, впоследствии известный историк. В студенческие годы формируется умеренное политическое вольномыслие, но Тютчев остается противником революционных выступлений, преобладают интересы художественные, философские. В студенческие годы Тютчев много читает, участвует в литературной жизни университета, его ранние опыты выдержаны в духе поэзии классицизма и сентиментализма. После окончания университета (1821) едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию Иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года. Как поэт Тютчев сложился к концу двадцатых годов. Значительным событием в литературной судьбе Федора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском “Современнике” (№ 3, 4, 1836 г.) под заголовком “Стихи, присланные из Германии” и за подписью Ф. Т. После этой публикации на Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям его имя по-прежнему оставалось не известным. Осенью 1844 года Тютчев возвращается на родину. В Петербурге сразу завоевывает репутацию блестящего собеседника, любимца салонов. (Собрание его эпиграмм, острот, изречений, афоризмов, подготовленное внуками поэта, было впоследствии издано отдельной брошюрой “Тютчевиана”, 1822). С конца сороковых годов начинается новый подъем лирического творчества поэта, но его имя все еще почти неведомо русскому читателю, а он сам не принимает участия в литературной жизни. Начало его поэтической известности положила статья Некрасова “Русские второстепенные поэты” (в журнале “Современник” № 1, 1850 г.), в которой он говорит о Тютчеве как о поэте необыкновенного таланта, вовсе не замеченного критикой, и поставил никому неизвестного Федора Ивановича в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым, относил его к русским первостепенным талантам. Сборник стихов Тютчева отдельной книгой вышел в 1854 году по инициативе и под наблюдением И. С. Тургенева. Выходу книги предшествовала публикация девяноста двух стихотворений поэта в журнале “Современник”. Высокую оценку поэзии Тютчева дали писатели и критики разных направлений: Чернышевский, Добролюбов, Л. Толстой, Фет, Дружинин, Аксаков. Все это означало, что к Тютчеву пришла поздняя, но подлинная слава. Поэзия Ф. И. Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, ученых, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятным. В 1903 году, когда исполнилось сто лет со дня рождения поэта, один из его горячих поклонников, И. С. Аксаков, писал: “Трудно принять историческую точку зрения на Тютчева, трудно отнести его творчество к одной определенной и законченной эпохе в развитии русской литературы. Для него не настала история. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает нам как бы особую, внеисторическую точку зрения на него”. О творчестве Тютчева высказано немало противоположных мнений: им восхищались, его не воспринимали. Каждый должен будет выработать свою точку зрения на его творчество в контексте эпохи. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы. Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы, И в сознание читателей поэт вошел прежде всего как певец природы, ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать “именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина”. Л. Н. Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской «Весны»:
Как ни гнетет рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни браздят чело морщины, И сердце как ни полно ран; Каким бы строгим испытаньям Вы ни были подчинены, Что устоит перед дыханьем И с первой встречею весны!
Да разве в торопливом говоре весенних ручейков не слышится нам песня тютчевских весенних вод, славящих приход “молодой весны”, и разве первым раскатам весеннего грома не вторят в нашем сознании знакомые строки:
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
А летом, когда мы видим сгустившиеся тучи и переводим взгляд на притихшие поля, нам опять-таки вспоминаются тютчевские строки:
Зеленеют нивы Зеленеют под грозой.
Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. Правильнее называть ее пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чем его Судьба. Тютчев как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира, к тем вопросам, которые волновали человека еще на заре его существования и которые получили отражение в легендах, обрядах и сказках. Старинные образы Матери-земли, Океана, Солнца, Дня и Ночи, Смерти, Сна и Любви, Человека, Судьбы вошли в его поэзию. Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоборствующих сил, беспрерывной смены дня и ночи, круговороте времен года, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. “На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром...” - восхищается поэт картиной ночного моря. (“Как хорошо ты, о море ночное” (1865)). То же пиршество звуков и красок в хрестоматийных строках “Весенние грозы”. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природы Характерны начала его стихотворений: “Как хорошо ты, о море ночное...”, “Есть в осени первоначальной...”, “Как весел грохот летних бурь...”, “Люблю грозу в начале мая...”. Поражает диапазон художнического видения поэта от тонкого волоса паутины, что “блестит на праздной борозде”, до океана вселенной, объемлющего “шар земной”. Неожиданны тютчевские эпитеты и метафоры, передающие столкновение и игру природных сил. Солнечный полдень поэт называет “мглистым”, пышность древесного убора - “ветхой”, сияние ночного моря “тусклым”, “Воздушная арка” радуги “полнеба обхватила и в высоте изнемогла”. Поэта особенно привлекают переходные промежуточные моменты жизни природы. Он изображает осенний дёнь, напоминающий о недавнем лете (“Есть в осени первоначальной...”) или же осенний вечер – предвестие зимы (“Осенний вечер”). Он воспевает не грозу в разгар лета, а весенний первый гром “в начале мая”. Он рисует первое пробуждение природы, перелом зимы к весне (“Еще земли печален вид, / А воздух уж весною дышит...”). Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. “В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...” – убежден поэт. («Не то, что мните вы, природа...»). Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Весенний гром грохочет в небе, “как бы резвяся и играя”. Вешние воды “бегут и будят сонный брег”. Уступая дорогу весне, зима злится, “хлопочет”, “ворчит”, “бесится”. “Лазурь небесная смеется”, “полупрозрачный лес грустит” и т. д. Само по себе одушевление природы довольно обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто метафоры и олицетворения; живую краску природы “он принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину”, - писал В. С. Соловьев. Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. (“Осенний вечер”, “Еще земли печален вид...”, “Когда в кругу убийственных забот...”, “О чем ты воешь, ветер ночной”). Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено до пределов. Поэту чуждо не только современное общество (“Душа моя Элизиум теней...“, 1830 г.), история, культура, цивилизация – все кажется ему призрачным, обреченным на гибель (“От жизни той, что бушевала здесь...”, 1871 г.). Итак, человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно: Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, немощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Вот почему невыносимо для него спокойное существование в однообразии, для него велик человек, оказавшийся участником или свидетелем исторических свершений (“Счастлив, кто посетил сей мир / В его минуты роковые...” (“Цицерон”)). Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года: В стихотворении “Весенние воды” ручьи — первые вестники весны оповещают о приходе праздника природы. Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов (1, 2 строфа) до теплых, тихих майских дней (3 строфа).
Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... Они гласят во все концы: “Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!”
Шум природы передает само звучание стихов. Аллитерации “бегут... будят... брег... бегут... блещут”; “гласят, гласят, гонцы”; “весна, весна, весны, выслала вперед!” — это будто праздничные трубы природы, в которые трубят ее глашатаи. Последняя строфа рисует весеннее успокоение, цветущее блаженство мая. Образ хоровода, вызывающий крестьянскую ассоциацию, приближает тютчевскую весну к народу:
Весна идет, весна идет! И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|