Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Уроки 2-3. Семья Головлевых




Цель: проследить, в чем причина постепенного вырождения головлевской семьи; анализ образа Арины Петровны и ее сыновей.

Метод: беседа с чтением соответствующих эпизодов романа, сообщения учащихся.

 

Ход урока

I. Беседа.

1) В главе «Семейный суд» найдите первое упоминание о Порфирии Головлеве и попытайтесь его объяснить.

— Почему Арина Петровна из четверых своих детей только среднего, Порфишу, не то что любила, а словно побаивалась? Обратите внимание, где и в каких ситуациях встречается в авторской речи эпитет «загадочный» и к кому он в первую очередь отнесен?

(Арина Петровна, как ей казалось, умела хорошо разбираться в людях. В Порфирии же она чувствовала нечто загадочное, до поры до времени неразъясненное. Салтыков-Щедрин пишет, что Арина Петровна давно уже с какою-то подозрительностью относилась к сыновним заискиваньям. Этот пристально устремленный взгляд казался ей загадочным, она не в силах была определить, что именно он источает из себя...)

— Каков характер Павла Головлева? В чем его своеобразие, его несхожесть с братом?

(Это был человек лишенный поступков. Учащиеся зачитывают соответствующий отрывок романа.)

Интересна в романе эпистолярная характеристика героев. Образцы писем, с которыми обращаются друг к другу щедринские герои, обнаруживают особенности их натуры, жизненных позиций, мысли.

— Сравните письма Порфирия и Павла к Арине Петровне, а также завершающее главу письмо Арины Петровны Порфирию (лексика, синтаксические особенности, обращения, реакция на письма).

(Письмам Порфирия свойственно соединение канцелярской точности: «деньги, столько-то и на такой-то срок», с неумеренным пышнословием, велеречивостью, сюсюкающим самоуничижительным подобострастием: «знай, малый дружок, маменька... недостойных детей ваших». Он как бы ненароком может бросить тень на искренность чувств брата Павла: «не знаю, как брат, а я...»

Павел, напротив, не был мастером по части плетения слова. Он всегда краток до резкости, прямодушен до крайности и вдобавок ко всему косноязычен: «Дражайшая родительница! Хотя вы долгов... прошу чувствительнеше принять уверение».)

— Кто из сыновей и чем именно похоже на свою маменьку?

(Порфирий — склонность к многословию, внешнее благочестие, видимая участливость, но у Арины Петровны, узнавшей о бегстве сына Степана из дома, пробуждается даже некое подобие искреннего материнского чувства. Павел — строптивость, резкость в суждениях, попытка высказать собственную независимость и самостоятельность характера — все отчасти напоминают Арину Петровну.)

За делами и словами людей важно угадывать их истинный смысл, их «секрет», важно понять, что ими движет.

— Какова же в этой связи тайная пружина, определяющая все жизненное поведение Арины Петровны? В самом деле, ради чего госпожа Головлева занималась расчетливой хозяйственной деятельностью, ради чего «припасала», «ночей недосыпала, куска недоедала»? (учащиеся высказывают свое мнение).

 

II. Вывод учителя.

Госпожа Головлева — натура сложная и богатая по своим возможностям и «готовностям», но изуродованная самим складом жизни. Ее накопительство бессмысленно, хотя слово «семья» не сходит с ее языка и внешне всеми ее действиями руководят непрестанные заботы об устройстве семейных дел. Но говорить о семье — материнский долг, скорее по привычке, по традиции, а отчасти и для самооправдания (чтобы и самой не обидно было, и чтобы злые языки не попрекнули). Неизменная и жадная приобретательская страсть способна до неузнаваемости исказить, обезобразить личность, ожесточить ее, заглушить истинно человеческое в человеке.

— В центре семьи в главе «Семейный суд» — судьба обреченного на гибель Степана Владимирыча. Чем он отличается от своих братьев?

(Это одаренный от природы, но беспутный человек, озорной и одновременно жалкий. «Такие личности», — добавляет автор, — охотно поддаются всякому влиянию и могут сделаться чем угодно: пропойцами, попрошайками, шутами и даже преступниками».)

— Каким представляется Арине Петровне ее сын Степан и почему она боится его возвращения в родительский дом?

(Он придет, будет требовать, будет всем мозолить глаза своим нищенским видом. И надо будет удовлетворять его требованиям, потому что он человек наглый, готовый на всякое буйство. Его не спрячешь под замок; «он способен и при чужих явиться в отрепье, способен произвести дебош, бегать к соседям и рассказывать им вся сокровенная головлевских дел».)

— Что погубило Степана Владимирыча? Жестокосердие матери? Предательство Порфирия? Невмешательство отца и Павла?

(Все эти предположения верны. Верно и то, что у Степана с детских лет образовался «характер рабский, повадливый до буффонства, не знающий чувства меры и лишенный всякой предусмотрительности». И еще одно чрезвычайно существенное авторское уточнение: в Степане Владимирыче не оказывалось ни малейшего позыва к труду». Степана Головлева губит сам склад жизни. Тем самым в названии романа словно бы уже содержится указание на главный источник гибели героя.)

Обратим внимание на приметы конкретно-исторического времени, отразившиеся в главе «По-родственному».

— Какие важные исторические события вторгаются в жизнь головлевского семейства? Какой отпечаток накладывают они на судьбу каждого из Головлевых?

— Как реагировала на слухи о реформе Арина Петровна?

(В романе дано комическое описание посещавшим ее фантастических предположений: То вдруг вопрос представится: как это я Агашку звать буду? Чай, Агафьюшкой... а может, и Агафьей Федоровной величать придется! То представится: ходит она по пустому дому, а людишки в людскую забрались и жрут! Жрать надоест — под стол бросают!... Теперь они вольные, на них, поди, и суда нет! Предчувствие страшных для нее перемен парализовала Арину Петровну. Строгая хозяйка Головлева «как-то вдруг выпустила из рук бразды правления и в течение двух лет только и делала, что с утра до вечера восклицала: «Хоть бы одно что-нибудь — пан либо пропал! А то: первый призыв! Второй призыв! Ни Богу свечка, на черту кочерга!»)

— Что есть общего в сетованиях Арины Петровны по поводу готовящихся реформ и в рассуждениях сказочных персонажей Салтыкова-Щедрина — генералов и дикого помещика?

(Подобно дикому помещику, который опасался, что мужика с каждым днем не убывает, а все прибывает. Арина Петровна жалуется своему сыну Порфише: «Теперь у меня одних поганок в девичьей тридцать штук сидит — как с нал поступить? Ежели на моем иждивении останутся — чем я их кормить стану?»)

— Каков характер отношений автора к Арине Петровне?

(В описании усадьбы некогда всемогущей помещицы, в изображении ее сильно переменившегося положения, в передаче прежде неведомых ей чувств и состояний появляются и известные элементы авторского сочувствия. Запоздалое прозрение не снимает, однако, вины с Арины Петровны за прежнюю жестокость, скаредность, ханжество, но усложняет и драматизирует ее портрет: «наконец она села и заплакала. Слезы так и лились из потухших глаз по старческим засохшим щекам, задерживаясь в углублении морщин и капая на замасленный ворот старой ситцевой блузы. Это было что-то горькое, полное безнадежности и вместе с тем бессильно строптивое Арину Петровну медленно, но верно вытесняет из жизни Иудушка.

Так Арина Петровна из грозной головлевской барыни превратилась в «скромную приживалку в доме младшего сына». От запоя и тяжкого недуга медленно умирает Павел Владимирыч, владелец дубровинской усадьбы, в силу сложившихся обстоятельств не способный даже распорядиться принадлежавшим ему имением. Сироты Аннинька и Любинька, те и вовсе не господа, ах судьба пока целиком в руках Арины Петровны. Один Иудушка, ее «ласковый сын», головлевский владыка — полновластный хозяин положения, преуспевающий помещик.)

Сосредоточим внимание на образе главного героя романа — на образе Порфирия Головлева. (Работу можно провести в форме беседы, а можно подготовить сообщение «Порфирий — главный герой романа»).

 

Предполагаются вопросы для беседы:

— Что сближает Иудушку с другими Головлевыми и в чем главная особенность его характера?

— Что выделяет Порфирия Владимирыча в ряду остальных господ Головлевых?

— Какая особенная сила, заключенная в нем, служит источником гибели и смерти ближних?

— Какая сила заставляет Иудушку вдруг очнуться? Как автор объясняет случившееся с его героем превращение?

— Кажется ли вам естественным и закономерным предложенный автором жизненный конец Порфирия Владимирыча? Подготовлен ли он всем предшествующим ходом романа или является, на ваш взгляд, внезапным?

— Как кончает жизнь головлевский хозяин?

— Можно ли считать, что автор, в какой-то мере оправдывает своего героя?

— Кто же, по мысли автора, виновен в духовном омертвении Иудушки?

Вариант. Учащиеся слушают сообщение и записывают тезисы в тетради. Предлагаются тезисы по теме сообщения.

Вывод. Великий мастер смеха Салтыков-Щедрин представил гениальный образец сатирического произведения, в котором смех застывает, замолкает, а читатели побуждаются к серьезным раздумьям о страшных последствиях, к которым приводит человека нравственные изъяны, нравственное окостенение.

 

Домашнее задание

Ответить на вопросы:

Каковы основные этапы духовного распада Иудушки?

— Как вы понимаете финал «Господ Головлевых»?

— Что нового внес писатель в тему дворянского оскудения?

Дополнительные вопросы по роману «Господа Головлевы»:

— Чем объясняется интерес сатирика к истории одной дворянской семьи?

— В чем причина постепенного вырождения головлевского рода?

— Как связаны с содержанием романа «Господа Головлевы» изображенные в нем картины природы?

— Докажите, что в Порфирии воплощены все пороки головлевской семьи.

— Как в речи Иудушки выражается его сущность и какую роль в раскрытии образа Иудушки играет Портрет?

Вариант дополнительных заданий по роману «Господа Головлевы»:

1. Дайте сравнительную характеристику Степана, Порфирия и Павла.

2. Чем вызвана вражда всех со всеми в головлевском семействе?

3. С какой целью Иудушка «умолил доброго друга маменьку остаться в Головлеве и управлять его имением?

4. Что роднит Иудушку с Плюшкиным, Собакевичем?

5. С какой целью автор неоднократно сравнивает Иудушку с Пауком?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных