ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
V. Выразительное чтение сцен снов.Первый сон — гл. 6 (Кот пока — просто кот) Второй сон — гл. 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича убиенного) Вывод: не так просто, оказывается, «песенку спеть». Что-то внутри постоянно напоминает об этом. Хоть по Шекспиру:
Сон, смерть земных тревог, Бальзам больной души, —
— но легче от этого не становится. Таким образом, сны символичны. Уже не совесть ли просыпается в молодой купчихе? (Пока нет). Символичные слова звучат и в устах бабушки Феди. (Текст — гл. 10: «Потрудись, Катеринушка, ты, мать, сама человек грузный, сама суда Божьего ждешь; потрудись…») — Как же потрудилась Катеринушка? (Убила Федю.) — И перед Очередным убийством «собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом». Случайно ли у Лескова упоминание этой детали? (Сама природа, женское естество предостерегает ее от задуманного преступления.) Но нет: «Кто начал злом, тот и погрязнет в нем» (Шекспир). — В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. (Гл. 11): «... стены тихого дома, сокрывшего столько преступлений, затряслись от оглушительных ударов: окна дребезжали, полы качались...» Как вы думаете, почему — сразу? (Погублена душа чистая, ангельская, безгрешная.) — Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: «Федор» в переводе с греческого — «Божий дар». Всмотритесь в репродукцию предсмертного портрета Феди кисти художника Ильи Глазунова. Что подчеркнул художник? (Большеглазый отрок на фоне икон, ручка на груди как парафразис страстей по Дмитрию убиенному.) — Это ли не вечный укор за содеянное перед Богом? А ведь Катерина Измайлова о Боге-то еще и не упомянула. Что это? Может, в Мценске все люди — безбожники, креста на себя положить не умеют? Подтвердите свою мысль текстом. («Наш народ набожный, к церкви Божией рачительный и по всему этому народ в свою меру художественный. благолепие церковное и стройное «органистое» пение составляют для него одно из самых высоких и самых чистых его наслаждений (начало гл. 12).) Вывод: нарушен высший нравственный закон, заповедь Божия — «не убий», ибо высшая ценность на земле — это жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея. Вспомните Тютчева:
Две силы есть — две роковые силы, Всю жизнь свою у них мы под рукой, От колыбельных дней и до могилы, — Одна есть Смерть, другая — Суд людской.
— Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? (Гл. 13): «Она видит опять Сергея, а с нам ей и каторжный путь цветет счастьем». Любит она ведь по-прежнему.) — В самом начале урока вы услышали мнение Ап. Григорьева о Катерине как о «страстном, хищном типе». К чему же приводит вырвавшаяся на свободу страсть? (Свобода, страсть, не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность.) Вывод: страстная натура, оказавшись во власти «свободы» преступлений, неминуемо обречена на гибель. — Изменила ли лесковскую героиню каторга? (Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.) — Жалко ее? Почему? (Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14): «Она хотела себе сказать: «не люблю ж я его» и чувствовала, что любила его еще горячее, еще больше». Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувством.) Вывод: бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники. — Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которого на небе». Как вы понимаете эти слова? (Бог — совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе — страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей.) — А героиня изменилась. Что же теперь больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины? (Душа.) Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет:
Она больна не телом, но душою.
— Можно ли так сказать о Катерине? Ответить на этот вопрос поможет обращение к символике пейзажных сцен.
VI. Самостоятельная работа по анализу пейзажа (работа по тексту с карандашом, 3 мин.)
Вопросы на доске: — Какой цвет чаще встречается в описании природы? — Найдите слово-образ, который использует Лесков в этом отрывке. — Какова символика пейзажной сцены? Выводы: больная душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния. — Как показано пробуждение чувства вины в Катерине? (Текст, гл. 15: И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеевича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей».) Волга заставляет вспомнить другую Катерину — из «Грозы» Островского. Определите различие в трагической развязке судеб героинь Лескова и Островского. (Катерина Островского, по мнению Добролюбова, «луч света в темном царстве». А о Катерине Измайловой два отзыва (запись на доске): Катерина Измайлова — «молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта». В. Гебель
Какая там «Гроза» Островского — тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут «Анна Каренина» предвещена — отмщение «бесовской страсти». Л. Аннинский — Кто из исследователей более глубоко «вчитался» в образ Катерины Измайловой, понял и почувствовал его? (Л. Аннинский — Ведь он увидел «фонтан крови» не только напрасно убиенных Катериной, но и кровь ее загубленной души.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|