Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






V. Выразительное чтение сцен снов.




Первый сон — гл. 6 (Кот пока — просто кот)

Второй сон — гл. 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича убиенного)

Вывод: не так просто, оказывается, «песенку спеть». Что-то внутри постоянно напоминает об этом. Хоть по Шекспиру:

 

Сон, смерть земных тревог,

Бальзам больной души, —

 

— но легче от этого не становится. Таким образом, сны символичны. Уже не совесть ли просыпается в молодой купчихе?

(Пока нет).

Символичные слова звучат и в устах бабушки Феди. (Текст — гл. 10: «Потрудись, Катеринушка, ты, мать, сама человек грузный, сама суда Божьего ждешь; потрудись…»)

— Как же потрудилась Катеринушка? (Убила Федю.)

— И перед Очередным убийством «собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом». Случайно ли у Лескова упоминание этой детали?

(Сама природа, женское естество предостерегает ее от задуманного преступления.)

Но нет: «Кто начал злом, тот и погрязнет в нем» (Шекспир).

— В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. (Гл. 11): «... стены тихого дома, сокрывшего столько преступлений, затряслись от оглушительных ударов: окна дребезжали, полы качались...» Как вы думаете, почему — сразу?

(Погублена душа чистая, ангельская, безгрешная.)

— Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: «Федор» в переводе с греческого — «Божий дар». Всмотритесь в репродукцию предсмертного портрета Феди кисти художника Ильи Глазунова. Что подчеркнул художник?

(Большеглазый отрок на фоне икон, ручка на груди как парафразис страстей по Дмитрию убиенному.)

— Это ли не вечный укор за содеянное перед Богом? А ведь Катерина Измайлова о Боге-то еще и не упомянула. Что это? Может, в Мценске все люди — безбожники, креста на себя положить не умеют?

Подтвердите свою мысль текстом.

(«Наш народ набожный, к церкви Божией рачительный и по всему этому народ в свою меру художественный. благолепие церковное и стройное «органистое» пение составляют для него одно из самых высоких и самых чистых его наслаждений (начало гл. 12).)

Вывод: нарушен высший нравственный закон, заповедь Божия — «не убий», ибо высшая ценность на земле — это жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

Вспомните Тютчева:

 

Две силы есть — две роковые силы,

Всю жизнь свою у них мы под рукой,

От колыбельных дней и до могилы, —

Одна есть Смерть, другая — Суд людской.

 

— Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну?

(Гл. 13): «Она видит опять Сергея, а с нам ей и каторжный путь цветет счастьем». Любит она ведь по-прежнему.)

— В самом начале урока вы услышали мнение Ап. Григорьева о Катерине как о «страстном, хищном типе». К чему же приводит вырвавшаяся на свободу страсть?

(Свобода, страсть, не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность.)

Вывод: страстная натура, оказавшись во власти «свободы» преступлений, неминуемо обречена на гибель.

— Изменила ли лесковскую героиню каторга?

(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.)

— Жалко ее? Почему?

(Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14): «Она хотела себе сказать: «не люблю ж я его» и чувствовала, что любила его еще горячее, еще больше». Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувством.)

Вывод: бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники.

— Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которого на небе». Как вы понимаете эти слова?

(Бог — совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе — страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей.)

— А героиня изменилась. Что же теперь больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины?

(Душа.)

Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет:

 

Она больна не телом, но душою.

 

— Можно ли так сказать о Катерине? Ответить на этот вопрос поможет обращение к символике пейзажных сцен.

 

VI. Самостоятельная работа по анализу пейзажа (работа по тексту с карандашом, 3 мин.)

 

ВАРИАНТ I ВАРИАНТ II
ТЕКСТ «Золотая ночь» «рай» (гл. 6) белый цвет молодой цвет яблони яблоня, залитая белыми цветами СИМВОЛИКА Белый цвет в природе, «рай». Чернота, грязь, тьма в душе, «ад». ТЕКСТ «Безотраднейшая картина», «ад» (гл. 15) грязь, тьма серое небо ветер стонет СИМВОЛИКА Грязь, тьма на улице, «ад» - свет в душе, «рай» (очищающая боль)

 

Вопросы на доске:

— Какой цвет чаще встречается в описании природы?

— Найдите слово-образ, который использует Лесков в этом отрывке.

— Какова символика пейзажной сцены?

Выводы: больная душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния.

— Как показано пробуждение чувства вины в Катерине?

(Текст, гл. 15: И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеевича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей».)

Волга заставляет вспомнить другую Катерину — из «Грозы» Островского. Определите различие в трагической развязке судеб героинь Лескова и Островского. (Катерина Островского, по мнению Добролюбова, «луч света в темном царстве». А о Катерине Измайловой два отзыва (запись на доске):

Катерина Измайлова — «молния, порожденная самим мраком и

лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта».

В. Гебель

 

Какая там «Гроза» Островского — тут не луч света,

тут фонтан крови бьет со дна души:

тут «Анна Каренина» предвещена —

отмщение «бесовской страсти».

Л. Аннинский

— Кто из исследователей более глубоко «вчитался» в образ Катерины Измайловой, понял и почувствовал его?

(Л. Аннинский — Ведь он увидел «фонтан крови» не только напрасно убиенных Катериной, но и кровь ее загубленной души.)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных