Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Елена Алексеевна Алябьева




Алябьева Е.А.

А60 Логоритмические упражнения без музыкального сопро­вождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с. (Логопед в ДОУ). ISBN 5-89144-514-Х

В пособии представлен практический материал для развития у детей дошкольного возраста чувства ритма, темпа, для расширения их словарного запаса и автоматизации звукопроизношения. Предлагаемые логопедиче­ские стихотворные упражнения без музыкального сопровождения и уп­ражнения по методике «Расскажи стихи руками» можно использовать и как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки рит­мических акцентов.

Пособие предназначено для логопедов и воспитателей логопедических групп дошкольных образовательных учреждений.

ББК 74.102

Елена Алексеевна Алябьева

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Методическое пособие

Редактор Н.М. Спиридонова Художник обложки Е.В. Кустарова

Художник А.Д. Прутенская

Корректоры А Б. Успенская, Л.В. Петрова

Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой

Оригинал-макет и диапозитивы текста

изготовлены в «ТЦ Сфера»

На обложке использована фотография из ГОУ д/с № 1266 СБОУО г. Москвы Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05 от 28.02.2005 г.

Подписано в печать 03.04.06. Формат 60х90716. Гарнитура Балтика. Усл. печ. л. 4,0. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 6176.

Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (495) 656-75-05, 107-59-15

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»

«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

ISBN 5-89144-514-Х© ООО «ТЦ Сфера», 2005


От автора

В данном пособии представлен практический стихотворный ма­териал, сочиненный автором, преподавателем специальной дошколь­ной психологии Рязанского педагогического колледжа, специально для логопедов и воспитателей логопедических групп. Выбор стихов достаточно велик, чтобы позволить отбирать необходимый в соответ­ствии с речевым диагнозом и этапом коррекционной работы. В ос­нове содержания стихов — любимые занятия дошкольников, знако­мые объекты окружающего мира, что, несомненно, вызывает интерес у детей. Достаточно обширный познавательный материал, отражен­ный в стихах, дает возможность уточнять и конкретизировать знания детей о реальной действительности, о природе.

Предлагаемые логопедические стихотворные упражнения без музыкального сопровождения и упражнения по методике «Расска­жи стихи руками» можно использовать и как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки ритмических акцентов.

Г.А. Волкова в учебном пособии «Логоритмическая ритмика» [2] выделяет следующие средства этой методики:

— ходьба и маршировка в различных направлениях;

— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

— упражнения, регулирующие мышечный тонус;

— упражнения, активизирующие внимание;

— счетные упражнения;

— речевые упражнения без музыкального сопровождения;

— упражнения, формирующие чувство музыкального размера
или метра;

— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

— ритмические упражнения;

— пение;

— упражнения в игре на детских музыкальных инструментах;

— самостоятельная музыкальная деятельность детей с речевы­-
ми нарушениями;

— игровая деятельность;

— упражнения на развитие творческой инициативы;

— заключительные упражнения.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения пред­ставляют особый интерес для логопедов и воспитателей логопеди­ческих групп, не владеющих музыкальными инструментами.

Такие упражнения в стихотворном варианте можно использо­вать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.

К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:


разнообразную коррекционную направленность:для нор-­
мализации темпа и ритма заикающихся; для развития слова-­
ря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием
речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с ди-­
зартрией и т.д.;

определенный динамический размер,чтобы можно было
соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

среднюю длину строки,так как для длинной строки трудно
подобрать соответствующее движение;

насыщенность глагольной лексикой,чтобы проиллюстри­-
ровать движение;

сюжетную линию и действующее лицо,чтобы исключить
механические движения и воспитывать у детей понимание
логической связи между текстом и движением;

при подборе стихотворений необходимо учитывать воз­-
раст, речевые и двигательные возможности детей.

Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и од­новременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произно­сит текст, затем они меняются ролями.

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффек­тивность запоминания, способствует развитию произвольного вни­мания, крупной и мелкой моторики, координации движений, вооб­ражения, образности мышления.

Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с ре­чевым дефектом или личностными комплексами.

Движения, предложенные автором, не стоит воспринимать как догму. Их можно обогащать и видоизменять.

Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней, однако это доступно только детям старшего дошколь­ного возраста и не со сложными речевыми диагнозами.

Обязательно надо учитывать возраст детей при выборе содер­жания и объема стихотворения. Можно делить стихи на части.

В стихах содержится много глагольных форм, что очень полез­но для детей с общим недоразвитием речи, у которых образование глагольных форм вызывает определенные трудности.

В пособии не ставится цель вооружить логопедов и воспитате­лей теоретическими знаниями, так как по этим вопросам литера­туры достаточно. Однако использовать представленный практи­ческий материал можно, только обладая знаниями теоретических аспектов проведения логопедической ритмики.

I


РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

Котенок-шалун

Котенок мамочку зовет: Дети ритмично соединяют од-

— Мяу-мяу, мяу-мяу. ноименные пальцы обеих рук.
Он не напился молока: Скрещивают пальцы рук, рит-

— Мало-мало, мало-мало. мично опускают и поднимают

пальцы.
Покормит мама молочком: Ритмично поглаживают ладо-

— Мур-мур-мур, мур-мур-мур. нью одной руки тыльную сто-

рону другой.

Свернется маленьким клубком: Ритмично потирают кулачок о

— Ур-ур-ур, ур-ур-ур. кулачок.

Потом с клубочком поиграет. Ритмично сжимают и разжи-
Цап-цап-цап, цап-цап-цап. мают пальцы рук.

И нитку быстро размотает. Делают ритмичные круговые

Ап-ап-ап, ап-ап-ап. движения указательных паль-

цев вокруг друг друга.

Машина

Би-би-би — Дети ритмично постукивают

Гудит машина. кулачком одной руки о ладонь

другой.

Тук-тук-тук — Ритмично хлопают руками.
Мотор стучит.

— Едем, едем, едем, едем, — Ритмично потопывают ногами.
Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу.

Шу-шу-шу — Потирают ладони.

Они шуршат.

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та — Делают ритмичную «вертуш-

Вперед спешат. ку» руками.

Часы

Ходят часики — тик-так Дети сгибают руки в локтях

перед собой и ритмично пока-


чиваются из стороны в сторо­ну (рукистрелки).

И вот так, и вот так.

Громко бьют часы кругом:

— Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично хлопают руками.
Гирю оттянули вниз.

Скрип-скрип-скрип,

Скрип-скрип-скрип. Ритмично похлопывают по

Вот так часовой сюрприз! телу сверху вниз.

Гиря вверх опять ползет, Ритмично похлопывают по

Чтобы завести завод. телу снизу вверх.

Чтобы стрелки в путь пошли,

Молоточки есть внутри.

Тук-тук-тук — они стучат. Ритмично постукивают кулач-

— Тук-тук-тук, — все говорят. ком о кулачок.
Завертелось колесо, Ритмично «заводят мотор»
Вот другое в ход пошло. руками.
Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра.

Закрутилось до утра.

Ветер

Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ла-

Шу-шу-шу, шу-шу-шу. донь о ладонь.

В трубах громко он гудит:

У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над голо-

Поднимает пыль столбом. вой.

Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.

Дует он везде, кругом.

Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично переступая, повора­-чиваются вокруг себя.

Может вызвать бурю он.

Страх-страх, страх-страх! Поднимают руки в стороны и

Не удержится и слон. делают вращательные движе­-
ния.

Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.

Дождик

Майский вдруг закапал дождь.

Кап-кап-кап-кап. Дети ритмично щелкают паль-

И по лужам ты идешь. цами рук.

Так-так-так-так. Ритмично притопывают.


Ветер шелестит листвой.

Ш-ш-ш-ш. Ритмично потирают ладонь о

Спрятал кудри под травой. ладонь.

Тш-тш-тш-тш. Ритмично потирают ладонями

Дождь сильнее застучал. о колени.

Тук-тук-тук-тук. Ритмично стучат указатель-
Скоро дождик ливнем стал. ным пальцем одной руки о ла­-
донь другой.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. Ритмично хлопают в ладоши.

Лужи

Шлеп-шлеп-шлеп — Дети ритмично постукивают

Иду по лужам. ладонями по ногам.

Хлюп-хлюп-хлюп — Ритмично притопьшают ногами.

Вода в ботинках.

Кап-кап-кап — Поднимают руки вверх и рит-

Мне зонтик нужен. мично щелкают пальцами с од-

новременным движением рук сверху вниз.

Оп-оп-оп — Скрещивают руки на груди и

Вода по спинке. ритмично похлопывают по

предплечьям.

Буль-буль-буль — Выполняют ритмичную пру-

Упала шапка. жинку.

Ой-ой-ой, Ритмично кружатся.

Кругом вода.

Да-да-да, Ритмично кивают головой.

Себя так жалко.

Одевайтесь в дождь всегда!

Веселые человечки

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно —

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо. Дети ритмично хлопают.

Удивлялись человечки:

— Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо! Ритмично пожимают плечами.
Им собака шла навстречу

И дышала глубоко. Засмеялись человечки:

— Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи. Выполняют ритмичную пру-
Ты похожа на овечку. жинку.


 

 

Прочитать тебе стихи?

Разобиделась собака

И ушами затрясла. Ритмично потряхивают голо-

Человечки же хохочут: вой.

— Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха! Ритмично притопывают ногами.

Пришла Весна

Улыбаются все люди —

Весна, весна, весна! Дети поднимают руки над го~

Она везде, она повсюду ловой и ритмично хлопают.

Красна, красна, красна. Делают ритмичные повороты

По лугу, лесу и полянке туловища.

Идет, идет, идет. Ритмично шагают на месте.

На солнышке скорей погреться

Зовет, зовет, зовет. Взмахивают обеими руками к

И в ручейке лесном задорно себе.

Звенит, звенит, звенит. Ритмично щелкают пальцами

По камушкам в реке широкой рук.

Журчит, журчит, журчит. Потирают ладони.

Разносит запахи повсюду

Цветов, цветов, цветов. Делают из пальцев «бутон»,

И все живое сразу слышит ритмично сжимают и разжи-

Весенний зов! мают пальцы.

Насекомые над лугом

— Жу-жу-жу, — жужжит пчела: Дети поднимают руки в сто-
Я лечу издалека. роны и ритмично ими машут,

как крылышками.

— Зу-зу-зу, — комар пищит. Ритмично «выбрасывают» ука-

зательные пальцы вперед.

Уф-уф-уф, — как паровоз Ритмично притопывают ногами.
Шмель пыхтит, пыльцу повез.

Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу. Ритмично хлопают в ладоши.
Я любого разбужу».

Птичка песенку поет

Птичка песенку поет: Дети ритмично постукивают

- Тинь, тинь, тинь. подушечками пальцев одной

Скоро солнышко взойдет. руки о пальцы другой.

Тинь-тинь-тинь. Ритмично хлопают в ладошки.
Комары проснутся скоро.

I

 

Тинь-тинь-тинь. Ритмично похлопывают по пле-

Вот тогда наемся вволю. чам скрещенными руками.

Тинь-тинь-тинь. Ритмично пощелкивают паль-

Деткам мошек принесу. цами.

Тинь-тинь-тинь. Руки скрещивают перед собой,

В клювик наберу росу. пальцы расставлены, ритмич-

но помахивают «крыльями».

Тинь-тинь-тинь. Ритмично открывают и закры-

Поучу птенцов летать. вают «клюв»: собранные в ще-

поть четыре пальца руки смы­кают с большим пальцем.

Тинь-тинь-тинь. Ритмично приседают, руки в

Крылья смело расправлять. стороны.

Тинь-тинь-тинь. Делают ритмичные плавные

движения руками.

Заботливое солнышко

Солнце с неба посылает Дети ритмично скрещивают

Лучик, лучик, лучик. руки над головой.

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи. Плавно покачивают руки вверху.

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки. Ритмично потирают щеки.

А весной на носик ставит

Точки-точки-точки. Ритмично постукивают паль-

Золотят веснушки деток. цем по носу.

Очень нравится им это!

Надоедливые мухи

Чай душистый пьем, пыхтим:

— Уф-уф-уф, уф-уф-уф. Дети ритмично потирают ла-
Отгоняем веткой мух. донь о ладонь горизонтально.
Мух-мух-мух, мух-мух-мух. Ритмично помахивают рукой.
А они в варенье сели,

Ели-ели, ели-ели. Ритмично постукивают паль-

Так нам мухи надоели! цем о ладонь.

Мы варенье быстро съели.

Мышка и кошка

— Пи-пи-пи, — Ритмично щелкают пальцами
Пищала мышка. рук.

— Кошка на охоту вышла!


 

Мне так страшно, трепещу.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу. Ритмично постукивают по пле-

чам скрещенными на груди ру­ками.

Норку я свою ищу. Ритмично притопывают нога-

Щу-щу, щу-щу, щу-щу-щу. ми.

Кошка притворилась доброй.

— Мур-мур-мур, — она поет. Ритмично поглаживают одной

рукой другую.

— Нет-нет-нет, — пищит Ритмично покачивают головой.

мышонок. К кошке в лапы не пойдет.

Веселый ручеек

Ручеек в лесу бежал

И зайчонка повстречал.

Тра-та-та-та, тра-та-та-та — Дети ритмично постукивают

Лапками по пню стучал. ладонями по ногам.

Ручеек зайчонку вторит:

— Дзынь-дзынь-дзынь, Ритмично «выбрасывают»

дзынь-дзынь-дзынь. пальцы из сжатого кулака.

Колокольчик их услышал:

— Динь-динь-динь, Ритмично покачивают головой.

динь-динь-динь. Белочка спустилась с ветки

И орешками — хрум-хрум. Ритмично щелкают пальцами.

Тук-тук-тук — с березы дятел. Постукивают кулачком о кула-
Ах, какой поднялся шум! чок.

Непослушная неваляшка

Кукла неваляшка встала, не лежит.

Сильно раскачалась, весело звенит.

Дили-дили-дили-дон — Дети ритмично покачиваются

Раздается всюду звон. из стороны в сторону.

Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.

Слышен Лены громкий плач. Ритмично покачивают «куклу»

Неваляшка все не спит, на руках.

Не ложится, не сидит. Делают ритмичные наклоны

Бом-бом-бом-бом, туловища вперед.

бом-бом-бом —

Закрутилась вдруг волчком. Ритмично хлопают в ладоши.

Лена плакать перестала

И сама качаться стала.


Облака

— Жур-жур-жур, — журчит река: Дети наклоняются вперед,

— Я теку издалека. плавно покачивая руками.
Мимо-мимо-мимо-мимо Ритмично покачивают руками
Проплывают облака. над головой.

«Вы куда?» — кричит река.

Облака: «Туда, туда, туда». Ритмично покачивают ногой

«Может, снова приплывете?» вперед назад.

А они: «Когда? Когда? Ритмично пожимают плечами.

Гонит ветер нас лихой.

Только снится нам покой».

Колокольчик

— Дон-дон-дон, — Дети ритмично покачивают
Колокольчик звенит. головой из стороны в сторону.

— Ля-ля-ля, — Выполняют ритмичную пру-
Что-то он говорит. жинку.

— Динь-динь-динь, — Ритмично покачивают головой
Наклоняет головку. вперед.

— Бом-бом-бом, — Ритмично проводят ладонями
Растрепал всю прическу. по волосам.

— Дзынь-дзынь-дзынь, — Поднимают руки вверх и рит-
Солнцу он улыбнулся. мично хлопают в ладоши.

— Дили-дон, — Ритмично стучат пальцами
Наконец-то проснулся. одной руки о пальцы другой.

Маленькие ножки

Топ-топ-топ — Дети ритмично потопывают

Медленно топают ножки. ногами.

Топ-топ-топ-топ — Ритмично хлопают руками.

Чуть быстрее идут по дорожке.

Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ — Ритмично хлопают ладонями

по бедрам.

Очень быстро идут.

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ- Указательным и средним паль-

топ-топ-топ. цами одной руки «бегут» по ладони второй.

А теперь они бегут.

Ох-ох-ох. Устали ножки

Быстро бегать по дорожке. Выполняют ритмичную пру-

жинку.


Друзья помогли

От друзей муравьишка отстал.

Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой. Дети прижимают ладони к

Ножку тонкую он поломал. щекам и ритмично покачивают

головой.

Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай. Ритмично сгибают и разгиба-

Травкой быстро ее обмотал, ют ноги.

В муравейник скорей побежал. Бегут на месте.
Ну а солнце за лес уж зашло.

Ох-ох-ох-ох! Делают ритмичную пружинку.
Стало сразу так страшно, темно.

Ах-ах-ах, ах-ах-ах! Ритмично закрывают глаза ла-

Хорошо, что друзья помогли, донями.
Муравьишку домой принесли.

Мо-лод-цы! Ритмично хлопают в ладоши.

Весенняя березка

Березка в белом сарафане

Весною водит хоровод. Дети идут дробными, ритмич-

Звенит сережками так нежно ными шагами и одновременно

делают повороты в стороны.

И птичек в гости все зовет. Делают ритмичные взмахи ру-

ками к себе.

Раскроет свои руки-ветки, Разводят руки в стороны.

Опустит ветки-пальцы вниз, Сводят руки к центру вниз.

Подставит солнышку листочки, Ритмично покачивают руками

Чтоб лучик на ветвях повис. вверху.

Тополиные пушинки

Тополиные пушинки

Легкие, как пух.

Разлетаются повсюду,

Словно туча мух. Дети ритмично скрещивают

руки наверху.

Пух-пух-пух, пух-пух-пух. Ритмично щелкают пальцами

рук.

Мухи белые на крыше, Ритмично загибают на каждую

В парке на траве, фразу пальцы левой руки, начи-

На дорогах, тротуарах, пая с мизинца.
В окнах на стекле.

Пух-пух-пух, пух-пух-пух. Энергично потирают ладонь о

Лезут в нос они и в глазки, ладонь вертикально.


Хочется чихнуть.

И бегут они, как в сказке, Ритмично шевелят всеми паль-

Выбирая путь. цами рук.

Пух-пух-пух, пух-пух-пух. Делают ритмичные легкие

Только дождик им преграда. прыжки.

И дождю они не рады.

Яблоневый цвет

Невесомы, прекрасны, легки

Облетают с цветков лепестки. Дети ритмично, с акцентом на

И под яблоней нежный ковер. каждое слово, выполняют плав­- ные движения руками сверху вниз.

На траве нарисован узор. Делают ритмичные круговые

Нежный цвет разметали дожди, движения в воздухе указатель­ными пальцами.

Завязались на ветках плоды. Ритмично соединяют пальцы

Будут солнца и дождика ждать, обеих рук, придав кистям ок-Чтобы спелыми, вкусными стать, руглую форму.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных