ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Фундаментализм (fundamentalism) — строго ортодоксальное учение, основанное на определенных догматах, таких, например, как буквальное понимание Библии. — Прим. пер.Биллингтон вылез из укрытия, не теряя времени. Он использовал все, чтобы «выбить ее из зоны». В случае удачи он сумел бы «взять корзину сверху» и заодно избавиться от Хамбардов. Как и Кейси, он, в конце концов, расчистил себе дорогу, но не без того, чтобы самому получить несколько крепких «ударов по лицу», подобно всякому в Акроне, кто ведет борьбу, пытаясь уворачиваться от ударов. В воскресенье, 10 августа 1952 года, Кэтрин сделала свою первую «подачу мяча», проповедуя для более 15 000 человек, набившихся в гигантскую палатку. Многие из них приехали аж в 5 утра, чтобы в 9 часов занять места на собрании, которое продолжалось и после обеда. 15 августа Биллингтон «отбил подачу». В сводке новостей, помещенной на первой странице акронской газеты «Бикон Джорнал» напыщенный проповедник предложил 5000 долларов тому (мужчине или женщине), кто сможет доказать, что умеет исцелять человека посредством молитвы: «Я публикую свое предложение, чтобы подчеркнуть мою уверенность в том, что нет большего надувательства в Америке (будь то ставки на жокеев, собачьи бега или же ежедневная цифровая лотерея*), как так называемые новые «целители верой». У меня в общине есть целый класс немых. Если Кэтрин Кульман придет в воскресенье и откроет их уста и уши так, чтобы они могли говорить, я позволю ей проводить одно богослужение в моем «храме» каждый месяц в течение 12 месяцев бесплатно». Ежедневная цифровая лотерея» (numbers game, numbers pool, numbers racket(s) — нелегальная лотерея, в которой принимаются ставки на появление в официальных источниках (газетах, биржевых сводках, статистических отчетах) определенных чисел (типа «588»). — Прим. пер. Биллингтон, который публично обвинил Кэтрин, что она взяла свое учение из книг Эмми Снмпл Мак-Ферсон, писал: «Нигде еще не бывало, чтобы сила чудесного исцеления была дарована женщине. У женщин есть свои законные места в мире, но когда вы пускаете их на кафедру, то это противоречит Писанию». Биллингтон следовал строгому фундаменталистскому учению, тому учению, которое помогло ему стать популярным в качестве одного из самых сильных и успешных проповедников своего поколения. Никогда не было свидетельств, что он нападал на Кэтрин лично, хотя перед тем, как бой закончился, он взошел на свою кафедру и разоблачил ее как разведенную женщину. Впрочем, он чувствовал, что имеет право от Бога «вострубить в трубу» и предупредить паству, что волк рыскает по окрестностям города. Кэтрин, помня свои победы во Франклине, упивалась успехом своего служения в Питтсбурге и Янгстауне. Она была вдохновлена тысячами людей, поднявшихся поддержать ее: она выпустила свой быстрый снаряд и попала точно в цель. «Я живу в этом районе вот уже 7 лет и чувствую, что моя жизнь и мое служение говорят сами за себя, — сказала она газетчикам. — Я никогда и нигде не делала заявлений, что я кого-либо исцелила. Это — сила Божья. Давайте идите и печатайте все, что скажет доктор Биллингтон. Он собирается развалить свою церковь». Ответ последовал немедленно. Отдел подписки и распространения газеты сообщил, что запросы на дополнительное количество экземпляров уступали тиражам разве что во время «Соуп Бокс Дерби»* — ежегодного представления, которым знаменит Акрон. Письма тысячами приходили в офис газеты, а также в офисы Кэтрин в «Карльтон-Хаус» в Питтсбурге. * «Соуп Бокс Дерби» (Soap Box Derby) — детские соревнования по скорости спуска с холма на безмоторных конструкциях (обычно деревянных) собственного изготовления. Прим. пер. Рекс Хамбард, который никак не мог ожидать такой битвы от кого-либо, кого он называл «братом в Господе», был ошеломлен происходящим. Он позвонил Кэтрин и предложил ей, если она пожелает, отказаться проповедовать в ближайшее воскресенье. «Никто так сильно не хотел избежать вывешивания нашего грязного белья, как я, — сказала она. — Давайте придерживаться нашей тактики. Я прибуду туда в воскресенье утром во всеоружии». Но не только Кэтрин была там, а еще более 20 000 человек. Биллингтон нечаянно предоставил Кэтрин и Хам-бардам больше рекламы, чем они смогли бы приобрести на свои деньги. У себя в Питтсбурге Кэтрин обдумывала линию своей защиты. У Мэгги Хартнер, которая теперь работала полный рабочий день, были в помощницах две сестры: Марион Марш и Руфь Фишер. Подобно многим, Руфь и Марион были, скорее, номинальными христианками, чем настоящими верующими, когда они посетили свое первое «собрание с чудесами» в 1950 году. Впрочем, после того как Руфь была исцелена от серьезной болезни позвоночника, которая заставила ее полжизни провести в больницах, обе они стали серьезно относиться и к Богу, и к служению Кэтрин. Руфь стала помогать Мэгги в ее работе с прихожанами во время «собраний с чудесами», а Марион пошла работать в офис машинистской (Руфь позднее тоже стала официальным сотрудником Кэтрин). Помимо воскресных служений в Акроне, Кэтрин проводила также разовые «собрания с чудесами» в Нью-Касле, Янгстауне и Батлере, наряду с регулярными занятиями по изучению Библии по четвергам в Питтсбурге и большими служениями в «Карнеги-холл» по пятницам. У Руфи и Мэрион, у обеих, был музыкальный слух, и они чувствовали необходимость звучания хора во время собраний. Они организовали группу незамужних женщин, стали репетировать в подвале у Руфи и спели на нескольких собраниях. Видя нужду в хоре, Кэтрин позднее заключила контракт с доктором Артуром Меткалфом, известным руководителем «Хора Мендельсона» в Питтсбурге. Она уговорила его работать с ней в качестве руководителя ее хора. Это был один из лучших ее ходов. Доктор Меткалф посвятил более 23-х лет своей жизни ее служению, пока не сдался в конце концов сердечному приступу ровно за год — день в день — до того, как умерла Кэтрин. Другим членом ее «Питтсбургской команды» был ее бухгалтер Уолтер Адамак. Адамак уже почти достиг пенсионного возраста и во многом походил на отца Кэтрин. Он не доверял проповедникам и религиозным организациям. Когда он услышал об атаке Биллинггона против Кэтрин, он понял, что занял позицию на правильной стороне. Он был бойцом и не думал о том, чтобы использовать цветистые выражения, когда кто-то нападает на тех, кому он верен. И он вполне представлял, кто такой Биллингтон. Кэтрин любила его. Она любила его, потому что он был человек прямой, даже немножко грубый. Он стал сторожевым псом ее финансов. Позднее он помогал ей с созданием ее организации, а также нескольких сторонних корпораций. Он был одним из самых доверенных ее друзей и советчиков — и также он был неоценимым адъютантом, когда она вступила в бой с Биллингтоном. Укрепив, таким образом, свои позиции хорошим персоналом и заручившись поддержкой тысяч друзей, которые писали письма и звонили по телефону, Кэтрин была во всеоружии для следующего раунда битвы между палаткой и храмом. Вернувшись в Акрон на воскресное богослужение, она привезла с собой множество людей, которые добровольно вызвались свидетельствовать о физическом исцелении. Двое из них, как она сообщила газетным репортерам, окружившим помост перед богослужением, могли бы пройти более серьезную проверку, чем тесты доктора Биллингтона на «исцеление верой». Это были Иаков Хесс и его жена Сара, обоим было по 66 лет, и оба были рождены глухонемыми. Слух г-жи Хесс был частично восстановлен, и она могла говорить, хотя не очень разборчиво. Господин Хесс начинал воспроизводить голосом шумы. Через свою 13-летнюю приемную дочь, которая выступала как переводчица перед толпой, насчитывающей более 20 000 человек, чета Хессов провозгласила, что Бог исцелил их во время «собрания с чудесами» в Питтсбурге. Госпожа Маргарет Ричардсон, 71-летняя подруга Хессов, сказала, что она выросла вместе с ними и может свидетельствовать об их прежнем состоянии и об их исцелении. Другим «доказательством» Кэтрин была некая Присцилла Бойко, 38-летняя конторская служащая, рассказавшая о себе, что она была парализована с рождения. Затем Присцилла сообщила, что теперь она может нормально ходить, факт ее исцеления подтвержден исследованиями сотрудников питтсбургского госпиталя. После этого, попросив гигантскую толпу взять друг друга за руки, Кэтрин «повела их в особой молитве» за Биллингтона, сказав, что она просит пастора «поместить свои деньги туда, где находятся уста». Ее предложение состояло в том, чтобы Биллингтон положил 5000 долларов на условно депонированный счет, и беспристрастный совет духовенства и мирян будет уполномочен решить это дело на основе свидетельств. Если она победит, то пожертвует эти деньги в «Объединенный фонд» города Акрона Биллингтон, в свою очередь, сделал некоторые встречные предложения. Отступив от своих самых непреклонных заявлений, сделанных вначале, он сказал, что хотел бы, чтобы жители Акрона знали, что он верит в божественное исцеление; но что есть такие «целители верой», с которыми ему не по пути. А посему он настаивал, чтобы Кэтрин письменно, под присягой поклялась, что эти исцеления были вызваны исключительно ее молитвами. Это поставило Кэтрин в затруднительное положение, ибо она никогда не претендовала на то, что ее молитвы исцеляют. Затем, когда схватка уже почти достигла кульминации, в местной газете на первой странице появилась статья, из которой стало ясно, что газетчики сумели раскопать прошлое Кэтрин и обнаружили, что несколько лет назад Кэтрин вышла замуж за разведенного евангелиста. Кэтрин взорвалась. Это не было просто ярмарочной игрой. В течение почти семи лет она была свободна от того старого скандала, и вот теперь он выплыл снова, подняв уродливую голову как раз в то время, когда, казалось, она уже одержала победу. Когда Роберт Хойт из акроновского «Бикон Джорнал» брал у нее интервью, Кэтрин отрицала, что была замужем. «Мы никогда не были женаты. Я никогда не давала брачных обетов, — говорила она с горящими глазами, — Вы знаете, что произошло? Я скажу вам, что произошло. Я упала в обморок, полностью потеряла сознание, — говорю я вам — перед тем, как давать брачный обет». Потрясая кулачками перед лицом молодого репортера, она кричала: «Это — правда, пусть мне поможет Бог». Хойт был настойчив: «У нас есть фотокопия вашего брачного заявления». — «Если я и подписывала заявление на вступление в брак, то его мне просто принесли на подпись. Я не припоминаю, чтобы я подписывала подобную бумагу. Я не верю, что есть какая-либо разница, была я замужем или нет. И это — все, что я собираюсь вам сказать». Печально, что Кэтрин и Биллингтон вели свое сражение на публике, к нескрываемому восторгу неверующего мира. Но бесконечно печальнее было то, что битва не имела этических границ. Она переместилась теперь от теологических понятий к личностям, а точнее — к личности Кэтрин. Та старая тень прошлого, которую она так отчаянно хотела оставить позади, продолжала снова возникать, снова преследовала ее. Годы спустя Кэтрин рассказала мне небольшую историю, которая помогла объяснить до некоторой степени, почему она так неистово отрицала свой брак с Волтрипом. Похоже, она давным-давно определила для себя, что лучший путь обойти неприятный факт — это просто сделать вид, что он никогда не существовал, и продолжать двигаться дальше. «Я проповедовала в маленькой церкви в Нью-Джерси, — говорила она, — и жила в доме у одного из членов общины. Я так живо вспоминаю это, потому что это была неделя выборов в тот самый год, когда Франклин Рузвельт баллотировался на третий президентский срок. У мисс Анны, моей хозяйки, была близкая подруга, на несколько лет старше ее самой. Это была крупная, дородная женщина, которая насмерть стояла против переизбрания Рузвельта на третий срок. Они ввязалась в кампанию одной женщины, которая хотела остановить его. Ее муж был богат, и она потратила тысячи долларов на эту кампанию. Что ж, подошел вечер дня выборов, и она была абсолютно истощена от умственного напряжения и физических усилий. Около 7 часов вечера ее муж сказал: «Ступай в постель. Когда станут известны окончательные результаты, я позову тебя». Она пошла спать в полной уверенности, что Рузвельт потерпит поражение и ее разбудят, чтобы праздновать победу. Конечно, Рузвельт буквально «смел» конкурентов, победив с большим отрывом. В доме мисс Анны зазвонил телефон. Это был муж той самой женщины, которая еще спала. Он сказал: «Анна, срочно приходи. Господин Рузвельт победил, и когда я скажу об этом моей жене, это убьет ее. У нее будет удар, и она умрет. Приходи поскорей и помоги мне сообщить ей это». Мисс Анна сказала мне: «Кэтрин, я скоро вернусь. Не знаю, как долго я там пробуду». Потом она рассказала мне, что там произошло. Было два часа утра, и Анна вошла на цыпочках в комнату, с нюхательной солью в руках. Она предприняла все меры предосторожности, чтобы у этой старой женщиной не случилось удара. Та проснулась и увидела мисс Анну у постели: «Анна? Что случилось? Мы победили?» Мисс Анна с нюхательной солью в руке подошла поближе к своей старой подруге и сказала: «Извини, но мистер Рузвельт будет президентом на третий срок». Полная и грузная, она села в своей постели. Подняв голову и гордо держа подбородок, она сказала: «Анна! Анна! Мы просто будем жить так, словно этого никогда не было!» И до самого дня своей смерти она никогда ни с кем этого не обсуждала. Она никогда не говорила о том, что Рузвельт правит страной. Она просто действовала так, словно этого никогда не было. Ее сердце продолжало стучать ровно, и ни один нерв не дрогнул». Кэтрин закончила свою историю, затем, наклонившись ближе ко мне, резюмировала: «Это — один из самых больших уроков, которые я когда-либо получала. Не проходит ни одной недели, поверьте мне, чтобы не случилось нечто, ужасно не огорчившее меня. Меня могли бы разорвать на тысячи кусочков. Когда ты имеешь дело с человеческими жизнями, как я, то это — самая тяжелая работа в мире. Поверьте мне! Но снова и снова я поступаю так, как поступила та женщина. Я сказала себе самой: «Кэтрин, живи так, словно этого никогда не было». Это — лучший путь в мире, чтобы принять поражение и разочарование. Вот такие дела». Вооруженный этим откровением, я смог понять до некоторой степени, почему Кэтрин чувствовала себя правой, делая вид, что она никогда не была замужем; а также делая вид, что она моложе, чем на самом деле (она также сказала акроновским газетчикам, что ей едва больше 30 лет, хотя на самом деле она уже отпраздновала свое 45-летие). Каким- то образом, для себя самой, ей было едва за тридцать. И каким-то образом, пользуясь той же самой логикой, она никогда не была замужем. Подобно подруге мисс Анны, она просто жила так, словно этого никогда не было. Хотя Биллингтон и упомянул со своей кафедры о разводе Кэтрин, он не стал разглагольствовать по этому поводу. К его чести, он не был грязным бойцом. Он чувствовал, что он прав и что он сможет выиграть битву без ударов ниже пояса. 28 августа он установил последний срок (пятница) для своего предложения дать 5000 долларов всякому, кто сможет доказать, что молитва Кэтрин исцелила кого-либо. «После 12 часов в пятницу, 29 августа, я отменяю свое предложение и оставляю это дело на решение общественности, дабы люди определили, кто был честен, а кто был жуликом в вопросе исцеления верой», — сказал он в интервью, данном прессе. Кэтрин осознала, что правила игры некоторым образом изменились. Она никогда не утверждала, что исцеляют ее молитвы. Все, что она делала, — это лишь обратить внимание на то, что Святой Дух свершает на ее собраниях. Она обсудила создавшееся положение с Хамбардами и решила, что у нее нет иного выбора, как только вступить в игру и зайти с козырного туза. В пятницу, 29 августа, в 11.05 утра она включила магнитофонную запись, сделанную госпожой Хесс на одной радиостанции в Акроне. Билл Берне с другой радиостанции в Питтсбурге провел интервью с госпожой Хесс. Старая женщина свидетельствовала, что она была немой всю свою жизнь вплоть до 1948 года, когда она начала посещать богослужения, проводимые мисс Кульман. После третьего «собрания с чудесами», она почувствовала, что может слышать и говорить. В это время Мэгги Хартнер вела дела в Питтсбурге. Она пошла в офис доктора Б. Э. Никлеса, чтобы взять письмо, написанное Роберту Хойту из акроновского «Бикон джорнал», в котором говорилось о мисс Присцилле Бойко, которая была парализована от рождения, перенесла серию операции в течение нескольких лет и ходила в ортопедической обуви, пока не получила исцеления на одном из «собраний с чудесами» у Кэтрин. Доктор сообщил, что он проверял состояние мисс Бойко время от времени начиная с 9 сентября 1950 года, но ни разу не лечил ее ногу, «по причине физической невозможности лечения конечности и постоянных неконтролируемых судорожных мышечных спазмов, которые оставляют пациента в очень ослабленном состоянии». «Впрочем, — сказал он, — я обратил внимание на то, что состояние ее конечности изменилось в стопе, лодыжке, голени и колене от полной неподвижности до некоторой подвижности сейчас. Кровообращение в стопе и голени существенно усилилось». По профессиональным соображениям доктор Никлес просил не называть его имя в статье, но согласился лично подтвердить свои заявления, если потребуется. Мэгги принесла письмо в газету Акрона до установленного доктором Биллингтоном срока. На следующий день Биллингтон объявил, что Кэтрин не выполнила своих обязательств. В передовой статье он писал: «Мисс Кульман (он настаивал на обращении «мисс Кульман») убедительно доказала, когда она пыталась ухватиться за предложение относительно 5000 долларов, что она претендует на роль «целителя верой». Я установил окончательный срок, чтобы лишь вывести ее на чистую воду». Пастор заключил, что он выполнил свою задачу и теперь аннулирует свое предложение: «Я взялся доказать общественности, что «целители верой» являются большими жуликами, чем устроители "цифровой лотереи"». Никто не победил. Биллингтон ушел с поля боя, а Кэтрин прочно села на мель. Произошло то, что всегда происходит, когда христиане пытаются обосновать духовные вещи перед неверующей толпой, — они потерпели фиаско. «Я не хотела денег, — сказала Кэтрин Рексу Хамбарду. — Я только хотела убедить доктора Биллингтона, что Евангелие, которое он профессионально обязан проповедовать, реально и что Бог, Которого в силу своей профессии он обязан любить, — чудесный и замечательный». ^ Всю следующую неделю, осознав тщетность своих усилий, Кэтрин предпринимала попытки исправить положение. В воскресенье вечером она нанесла специальный визит в «Баптистский храм города Акрона» и лично доктору Бил- лингтону, пытаясь выразить ему свою любовь и сожаление о том, что случилось. Но он не пожелал ее видеть. «Что касается меня, то я полагаю, что не было никакой вражды между доктором Биллингтоном и мною, — сказала Кэтрин, — он вызвал меня на бой, и все, что я делала, — так это защищала свое служение». В интервью по телефону она сказала Джону Ватерсу из местной газеты: «Всего этого вообще не должно было быть. Теперь это смешно. Для мужчины или женщины, прочно стоящих в вере, вся эта история — просто хорошее чтиво. Но для тех, кто слабы в вере, я боюсь, это может послужить причиной полной ее потери и, следовательно, вечного проклятия. Это очень не по-христиански для двоих людей, которые в силу своей профессии обязаны проповедовать Евангелие, которые верят в Иисуса Христа как в Сына живого Бога и основывают свою веру на одной и той же Библии, — вести себя так, как они вели себя». Когда Ватере спросил Кэтрин, почему она приняла предложение Биллинггона, она смутилась, а затем сказала: «Я хотела бы уйти от того, чтобы поднимать это дело снова, поскольку мы уже сделали столько плохого. Но, отвечая на ваш вопрос, я скажу, что я должна была принять этот вызов, ибо не только Кэтрин Кульман была вызвана на поединок, но тысячи и тысячи христиан разных конфессий, которые верят и практикуют «исцеление верой». Если бы я не приняла вызов, то доктор Биллингтон стал бы утверждать, что я мошенница и что я не могу дать ни одного свидетельства исцеления». И затем она нанесла свой coup de grase *: «Вы знаете, те же самые чудеса, что происходят на моих собраниях, будут происходить и на собраниях доктора Биллингто- на, если он будет вселять веру в сердца своих прихожан». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|