ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Поражение египтянинаВ 1970 году газетный обозреватель Лестер Кинсольвинг (рукоположенный епископальный священник) «вскрыл», что 32 года назад Кэтрин Кульман вышла замуж за Барроуза А. Волтрипа, а затем развелась. Лестер не мог понять, однако, что хотя Кэтрин и пыталась похоронить эту неудачную главу своей жизни, она не стыдилась ее. «Поскольку эта ошибка была исповедована, она уже находится под действием крови Иисуса, — говорила она мне после опубликования статьи. — Но, к сожалению, господин Кинсольвинг ничего не знает о прощении Иисуса». Это, пожалуй, был единственный случай, когда Кэтрин, хотя бы и в личном разговоре, говорила что-то против того, кто нападал на нее. Кинсольвинг, со своей стороны, показал свою библейскую безграмотность, назвав ее дар слова знания «телепатией», насмехался над ее ораторским стилем, называя его «невероятной сентиментальщиной». Кэтрин быстро набросала извинительное письмо, хотя священник-перебежчик и не собирался просить у нее прощения: «Я всегда буду помнить две вещи — Вашу любезность, что Вы нашли время прислать мне личное уведомление и Ваш сердечный смех (однажды) во время нашего интервью в офисе. Помня эти два случая, я могу простить Вас за все. Статья не была обидной, и я лишь сожалею, что не могу использовать высокий слог, как это делаете Вы, моя речь остается и всегда будет оставаться на сентиментальном уровне». Открытость Кэтрин и ее любовь обезоруживали даже тех, кто нападал на нее. И хотя журнал «МС» — печальный орган «Движения за права женщин» — писал о ней с презрением, другие периодические издания, такие как «Тайм», смотрели дальше и видели в ней искру Божью. Отвечая критикам, Кэтрин любила вспоминать одну из ее «папиных историй». Однажды, говорила она, папа проходил через вращающуюся дверь, «вертушку». Какой-то пьяница стал петушиться и оттолкнул его. Человек, стоявший рядом, сказал: «И Вы собираетесь позволить ему уйти просто так?» На что Джо Кульман, бывший мэром и самым богатым человеком в городе, тихо ответил: «Я могу позволить себе такую роскошь». Таково было и отношение Кэтрин к подобным вещам: «Я могу позволить себе дать им уйти просто так. Как Иисус не отвечал, судившим Его, так и я верю, что мой Небесный Отец достаточно велик, чтобы разобраться с любой ситуацией». Но все же в 1938 году, похоже, даже Бог не был достаточно велик, чтобы «обуздать» Свою упрямую рыжую подручную. Ибо тогда она твердо решила все в своей жизни делать, как ей захочется, невзирая на то, что Бог или Его люди подумают об этом. Брак Кэтрин с Барроузом Волтрипом, который ради ее любви оставил жену и детей, был больше чем просто ужасной ошибкой. Это был грех — бунт против Бога. В то же самое время это было также суровое испытание — подобно тому, как Моисей, поразив египтянина, вынужден был бежать в землю Мадиамскую, — и это испытание привело Кэтрин к ее полному подчинению совершенному Божьему плану для ее жизни. Невозможно писать о Кэтрин Кульман, ничего не написав о Боге. Ее жизнь не принадлежала ей самой. Вполне вероятно, что она была дочерью предначертания. Избранной. Посвященной стать Его особым инструментом. И поскольку она предпочла, ввиду некоторых черт своего характера, делавших ее упрямой, бунтовать против Божьего плана для ее жизни, то Бог просто надавил, и она была вынуждена подчиниться Его повелениям. У Бога есть способ взять наше бунтарство, наши грехи, наше позорное неповиновение и переплавить все это в будущую силу и гибкость. Так, когда Кэтрин осознала позднее, что согрешила, она также поняла, что поскольку она все еще бродит по долине мрака, то сможет лучше увидеть Крест и понять значение собственного искушения. Ибо, несмотря на все это, даже когда она «убивала египтянина» и когда путешествовала по ужасной пустыне, созданной ее неповиновением, все же и тогда рука Божья была на ней. Все в церкви в Денвере пытались отговорить Кэтрин от брака с Барроузом Волтрипом. И никому это не удалось. Волтрип впервые приехал в «Скинию пробуждения Денвера» в 1937 году. Он приехал по рекомендации Фила Керра, радиопроповедника, и пробыл там почти два месяца. Ему было 38 лет — на восемь лет больше, чем Кэтрин. И он был, как позднее написала она сама, самый красивый мужчина, какого она только видела. Хорошая внешность и хорошие проповеди были удачной комбинацией, и Кэтрин пригласила его снова осенью того же года. В тот раз его жена, Джесси, и два его сына, шести и восьми лет, приехали вместе с ним. Ходили разговоры в то время, что Джесси чувствовала себя неуютно со своим статным темноволосым мужем, который проводил время с рыжей длинноногой Кэтрин. Она хотела быть поблизости, чтобы присматривать за мужем и за Кэтрин. Люди в Денвере находили, что Джесси Волтрип тиха и скромна — идеальная жена для разъезжающего проповедника. Но что-то произошло во время второго визита Волтрипа в Денвер. Дело это темное. Госпожа Волтрип забрала детей и вернулась в Остин. Им было пора идти в школу. А месяцем позже Волтрип написал ей письмо, сообщая, что он не приедет домой. В Денвере же он, однако, объявил, что Джесси ушла от него. Он говорил, что умолял ее остаться, но она отказалась. Обвинив ее в их разрыве, он отправился на север от Мейсон-Сити, в штат Айова, рядом с границей с Миннесотой. Люди в Мейсон-Сити были в восторге от его проповедей. Они уговаривали его остаться и начать работу, похожую на ту, что вела Кэтрин в Денвере. Это было незадолго до того, как Волтрип получил большое здание, которое он отремонтировал и назвал «Радио-церковь», и с тех пор он также использовал ее для ежедневных радиопередач. В начале 1938 года Волтрип сделал публичное заявление, что он будет поститься, пока не получит 10 тысяч долларов, необходимые для окончания работ в «часовне». Для поддержки в «выбивании» денег он пригласил группу пробуждения для проведения собраний в почти отремонтированном здании. Его помощниками стали: Гарри Д. Кларк, руководивший пением, Эллен Галлифорд за пианино и проповедница Кэтрин Кульман. Кэтрин, которую тогда называли «величайшая женщина-проповедник в Америке», будоражила целые толпы. А ее проповедь в пятницу вечером «Разыскивается человек», была освещена репортерами в «Глоуб газет». На следующее утро передовицы приветствовали читателей словами: «Молодая евангелистка-блондинка прибыла в Радио-церковь». Подзаголовок гласил: «Она подхватит его работу, пока Волтрип продолжает свой пост, чтобы собрать 10 тысяч долларов». Газетные репортеры схватили самую суть дела: «Привлекательная молодая женщина, почти шести футов роста, со светлыми вьющимися волосами и смеющимися глазами, приехала в Мейсон-Сити, чтобы помочь евангелисту Барро- узу А. Волтрипу в его кампании в Радио-церкви». «Здесь нет какой-либо постоянной или романтической связи, — писала газета в следующем абзаце, — но госпожа Кульман утверждает, что она не хочет уезжать, пока ему нужна ее помощь здесь». История продолжалась: «Когда репортер выразил удивление, что такая молодая и привлекательная женщина все еще остается незамужней в возрасте 25 лет, она улыбнулась и затем на секунду задумалась, прежде чем ответить: «Возможно, мужчины нашли бы это чересчур напряженным — быть женатым на женщине с моим расписанием работы», — сказала она, смеясь». Можно предположить, читая пожелтевшие вырезки из январского номера «Глоуб газет» за 1938 год, что Кэтрин тогда уже начала привирать насчет своего возраста. На самом деле ей уже был почти 31 год, но по какой-то причине ей казалось, что будет лучше, если ее последователи будут считать ее моложе. Это была необъяснимая черта ее характера, которая оставалась с ней до самой смерти. Даже когда ей уже было за шестьдесят, она все еще настаивала, чтобы ее радиовыступление предварялось такими словами: «А сейчас — Кэтрин Кульман, та молодая женщина, которую вы ждали». Когда репортеры «пытали» ее о возрасте, она обычно смеялась и говорила: «Ну, пишите просто — за пятьдесят». Когда же ее припирали к стене, требуя точной цифры, она уходила от ответа. Ее близкие оправдывали ее действия правом женщины скрывать свой возраст. Кэтрин вернулась в Денвер, но лишь после того, как она и Барроуз выработали план их женитьбы — его развод уже был предрешен. Эллен Галлифорд видела, что этим кончится, еще задолго до того. «Она начинала чувствовать, что жизнь проходит мимо, — говорила Эллен близкому другу, — что она может упустить наслаждение совместной жизни с мужчиной». Эллен замечала, что Кэтрин начала меняться. Ее проповеди, когда-то такие динамичные, становились слабыми. Казалось, с сожалением вспоминала Эллен, словно Бог оставил ее саму по себе. У нее еще было довольно силы и личного обаяния, чтобы продолжать все самостоятельно, чтобы дурачить людей какое-то время. Но более наблюдательные члены общины начали осознавать, что «их Кэтрин» уже не была прежней. Упрямая, она была настроена идти своим путем, даже если это означало полное разрушение ее служения. Но Кэтрин еще не понимала этого. Она часто говорила с А. К. Андерсоном, мудрым отцом Милдред, Люсиль и Байни — «Трио Андерсон». Фактически, Кэтрин проводила большую часть своих отпусков, Рождество и День Благодарения на даче Андерсонов. У нее была особая любовь к матери Андерсон, и не раз Кэтрин вспоминала, что господин Андерсон сыграл важную роль в восполнении утраты ее отца. Но как только речь заходила о Барроузе Волтрипе, Кэтрин никого не хотела слушать. Она настаивала, что жена Волтрипа покинула его, а это означает, что он свободен и может жениться вновь. Кто-то дал Барроузу книгу, которую он затем передал Кэтрин. Эта книга проповедовала идею, что мужчина и женщина не женаты в глазах Бога, если они не любили друг друга, вступая в брак. На основе этой странной доктрины Волтрип и оправдывал свой развод, говоря, что он никогда не был женат в глазах Бога (хотя у него было двое детей) и что он свободен жениться на Кэтрин. На самом деле, он утверждал, что поскольку он не любил свою жену, то он «жил в грехе», и вот теперь он раскаялся и начинает праведную жизнь. И, таким образом, теперь, как он говорил, он сможет следовать тому Божьему плану, который все время был у Бога для него, — жениться на стройной молодой рыжеволосой женщине из Денвера. «Ничего хорошего из этого не выйдет», — предупреждал Кэтрин А. К. Андерсон после того, как Барроуз уехал из Мейсон-Сити. Он говорил ей это, когда они вдвоем ужинали в доме Андерсонов. Но Кэтрин никого не слушала: ни Андерсона, ни Эллен, ни даже Э. Ф. Хьюитта, который просил ее не выходить замуж за Волтрипа. Андерсоны нанесли специальный визит в Мейсон-Сити, пытаясь урезонить Волтрипа. Они обнаружили, что никто из жителей Мейсон-Сити не знал, что он уже был раньше женат. Волтрип приехал в отель, где остановились Андерсоны, и проговорил с ними до двух часов утра. Временами реплики становились накаленными и даже враждебными. «Если я смогу убедить семью Андерсон, — взорвался Волтрип, — то я смогу завоевать Денвер». Но ни Андерсоны, ни другие люди в Денвере не могли принять то, что этот брак якобы был частью Божьего плана. Все, что они могли, — это надеяться и молиться, что Кэтрин как-то придет в себя до того, как она совершит необратимое, что разрушит ее служение, над которым они так много трудились. Кэтрин была одиночкой. Она не принимала советов от тех, кто окружал ее. Подчинение, особенно человеку или группе людей, было не ее учением. «Каждый христианин должен слышать прямо от Бога, — говорила она. Религия опутывает тебя, а христианство освобождает. Подчинение людям — это путы. Я хочу быть свободной и хочу позволить Богу прямо говорить со мной». Если Кэтрин и имела какую-то большую слабость в ее долгой и плодотворной карьере, то это было ее нежелание подчиняться Божьим людям вокруг нее. Моисейподчинялся старейшинам. Апостол Павел учил христиан подчиняться «один другому». Но, по какой-то странной причине, эта идея пугала ее. Кэтрин никогда не смогла увидеть, что послушание не отберет ее прав перед Богом и не превратит ее в подобие марионетки, которая подпрыгивает лишь тогда, когда другой дергает за веревочку. В подчинении она могла бы найти необходимый контроль и баланс для принятия решений в своей личной жизни. Если бы она подчинилась в 1938 году, то она не разрушила бы свое служение. Но, упрямая и независимая, она устремилась вперед, настроенная все делать по-своему. Впрочем, все это является непостижимой истиной. Часто Божий план может быть разрушен неповиновением человека, но тогда должен быть изобретен другой план, который в умелых руках всемогущего Бога оказывается еще лучше, чем первый. Много лет потребовалось, чтобы в жерновах Бога перемолоть бунтарство Кэтрин в послушание, но когда работа была сделана, когда «большая волна» вернула ее к берегу, когда куст загорелся и голос Бога стал снова направлять ее, тогда она была готова к действию. А в промежутке, однако, была пустыня, пучина моря, темнота отлучения от Бога. Несмотря на все это, она постепенно доедала запретный плод. Стоя перед своей общиной в Денвере, Кэтрин объявила на воскресном богослужении 15 октября, что Бог открыл ей новый план. Она и Волтрип решили объединить свои служения. Штаб-квартира должна быть в Мейсон-Сити, в штате Айова. Она и Волтрип будут постоянно ездить в Денвер для проведения собраний — 800 миль. «Вместе мы оба сможем сделать гораздо больше, чем каждый порознь», — провозгласила она. Хотя она и не обмолвилась о замужестве, все, похоже, уже знали об этом. Мрачная тишина повисла в зале. Слухи, которые ходили о том, что Волтрип разводится со своей женой, чтобы жениться на Кэтрин, — все они оказались правдой. Женщины начали всхлипывать. Несколько человек из хора встали и вышли. Мужчины сидели с каменными лицами на скамьях, смотря на Кэтрин с сомнением. Как - она могла сделать это? Эта женщина, которая читала такие чудесные проповеди о чистоте и святости. Эта женщина, которая была образцом порядочности и духовного сопереживания. Неужели все, что она проповедовала, было мифом? Неужели она была неспособна следовать за Господом так, как она старательно побуждала их следовать за Ним в течение последних пяти лет? Где же была внутренняя сила? Мощь? Другие могли согрешить и отпасть от Бога, но только не их лидер. Поскольку ей много было дано, то с нее много и спрашивалось. Она избрала трудную жизнь. Никто не сомневался в этом. Все знали, чем она пожертвовала. Браком, детьми. Только чтобы наладить служение в Денвере. И все это бросить? И от всего отказаться ради разведенного мужчины, оставившего жену и двоих детей? Поступок не стоил того. «Нет, Кэтрин, не говорите так. Не делайте этого. Пожалуйста!» — это была Эллен Галлифорд, сидевшая за пианино, ее лицо было мертвенно-бледным, а глаза полны слез. Эрл Хьюитт, управляющий делами Кэтрин и заместитель по проповедям, уронил голову на колени. Он был разбит. Господин Андерсон сидел молча. То, чего он так боялся, произошло. Кэтрин театрально помахала руками и попыталась не придавать этой ситуации значения. «Разве вы не понимаете? — сказала она с деланным весельем. — Я не покидаю вас. Я еще вернусь». Но именно Кэтрин-то и не понимала. Люди думали не о ней, а о служении и знали, что, если она последует своему «твердолобому» плану, все будет потеряно. И в тот момент они видели ее, стоявшую перед ними, лишенную Божественного помазания и еще не осознавшую этого. Она была подобна Самсону, который был уже острижен, но вышел принять вызов филистимлян, «...а не знал, что Господь отступил от него» (Суд.16:20). Собрание кончилось крахом. Кэтрин уходила через боковую дверь. На следующий день рано утром она села на поезд в Де-Мойн, где Волтрип встретил ее и подвез до Мейсон-Сити. Они подали документы на вступление в брак, и она написала, что ей будет 26 лет в ближайший день рождения, хотя на самом деле ей уже был 31 год. 18 октября 1938 года она была обвенчана в Радио-церкви Волтрипа методистским священником, преподобным Л. Э. Ворд- лом из Свейдейла, расположенного поблизости. Только два человека из «Скинии пробуждения Денвера» присутствовали на брачной церемонии — Айна Фукс и Эрл Хьюитт. Перед этим Хьюитт встретился с Кэтрин и объяснил ситуацию. Эллен Галлифорд уволилась из организации Кульман. Она решила остаться в Денвере, чтобы работать с одной из групп, отделившихся от «Скинии». Хьюитт сказал, что Кэтрин больше никогда не пригласят в Денвер. Он предложил ей выкупить ее пай за здание. Она согласилась и вручила ему ключи от своего «царства». Подобно одержимому бесами, она не могла остановиться, раз уж она начала, даже если плата за это уже превысила то, что она могла снести. На середине служения венчания она упала в обморок. Волтрип помог ей подняться. Держа ее за руку, он помогал ей исполнять оставшиеся обеты. Египтянин был поражен, и перед ней простиралась голая пустыня Мадиамская - пустыня, через которую ей предстояло идти в течение последующих восьми лет.
Глава 6 И куст горит Как и многие Божьи служители, которые отправились в пустыню из-за своих грехов, Кэтрин вскоре была забыта теми, кого она оставила. Боль воспоминаний была слишком сильна для тех, кто любил ее и следовал за ней. Проще было стереть ее из памяти. А потому большинство ее последователей очистили свою память и быстро заполнили образовавшуюся пустоту новыми делами. Хьюитт попросил Вильяма Ватсона, одного из лучших евангелистов, который проводил собрания в «Скинии», принять дела от Кульман на следующей неделе. Воскресным утром, однако, обнаружилось, что Ватсон ретировался из города в субботу вечером. Хьюитт сам провел богослужение, но ему не хватило силы. Паства стала разбредаться. Лишь некоторые остались с Хьюиттом. Другие, памятуя о Ватсоне, открыли свою собственную церковь в «Деловой школе Барнса». Одна группа в конце концов примкнула к молодому проповеднику-пятидесятнику, который только начинал работу в Денвере, — Чарльзу Блейру. Но многие, даже слишком многие, вернулись в мир — «побитые», лишенные иллюзий, потерянные для Царства. Кэтрин возвращалась в Денвер несколько раз после этого. Всегда в одиночестве. И хотя ее всегда принимали в доме Андерсонов, она ни разу не обмолвилась о Барроузе Волтрипе. Словно она и не выходила за него замуж. Айна Фукс, которая была одной из самых верных помощниц Кэтрин, посетила Радио-церковь в Мейсон-Сити несколько раз. «Все, что делает Кэтрин, — так это сидит позади своего мужа на сцене и плачет», — сообщила она, когда приехала в Денвер. Когда люди в Мейсон-Сити обнаружили, что Волтрип обманывал их относительно своего первого брака, они тоже стали разбегаться от него. Радио-церковь была закрыта. Барроуз и Кэтрин упаковали чемоданы и незаметно ускользнули в пустоту ночи. Они объявлялись в Канзасе, Орегоне, Аризоне и даже провели некоторое время в Конкордии. Но Кэтрин так же была забыта людьми, как и Моисей египтянами, пока он отбывал свое изгнание в Синайской пустыне. Два случая во время этого «пустынного изгнания» заслуживают упоминания, ибо они имеют прямую связь с тем, что последовало за этим. Кэтрин начала чувствовать, что ей нужно «прощупать ситуацию», приняв некоторые приглашения проповедовать самостоятельно. Это беспокоило Волтрипа, который хотел, чтобы она была при нем. Впрочем, осознав, что она прежде всего — проповедница, а потом уж — домохозяйка, он позволил ей принять несколько «соло-приглашений». Одно из них было из Питтсбурга, в Пенсильвании. Джек Маньон, пастор большой межконфессиональной церкви, пригласил ее в «город крутых парней» для шестинедельной серии собраний в начале 1943 года. Это был первый визит Кэтрин в Питтсбург, и ее тепло встретили. Маньон полагал, что будет лучше, если люди не узнают о ее замужестве. Таким образом, хотя Волтрип прожил с ней часть этого периода в отеле «Вильям Пенн», Кэтрин согласилась «прятать его под одеялом». Однако пятилетний сынишка Маньона чуть было не разболтал секрет однажды вечером. Когда кто-то спросил его отца, где живет госпожа Кульман, маленький «козленок» стремглав ответил: «О, она живет в отеле с каким-то мужиком». Маньону пришлось наскоро придумывать объяснение, чтобы замять это дело. Во время этого путешествия в Питтсбург, Кэтрин быстро подружилась со стройной и гибкой Мэгги Хартнер, инспектором телефонной компании, которая позднее сыграла большую роль в ее жизни. Мисс Хартнер жила со своей матерью и была членом церкви Маньона. Она продолжала переписываться с Кэтрин после того, как та вернулась на Западное побережье, и позднее стала ее секретарем и самой близкой подругой. Другое событие произошло в Портленде, в штате Орегон, вскоре после того, как Кэтрин уехала из Питтсбурга. Груз ее замужества висел на ней. Несколько раз, когда ее «пытали» газетчики, она решительно отрицала свой брак, говоря, что это всего лишь слух, распространяемый ее врагами в Денвере. Ее сестра, Миртл, рассказала своему пастору в Портленде о служении Кэтрин. Впрочем, она также не смогла упомянуть, что Кэтрин замужем за разведенным мужчиной. Пастор был восхищен Кэтрин, и после того как она нанесла визит в Портленд и проповедовала в его большой церкви, он пригласил ее снова для проведения серии собраний. Затем, в субботу перед началом этой серии, пастору срочно позвонил один из лидеров его церкви: «Вы знаете, что эта женщина-евангелистка, которую вы пригласили проповедовать для нас, замужем за разведенным мужчиной?» Пастор был шокирован. «И это еще не все, — продолжал его собеседник, — тот мужчина оставил свою жену и двоих маленьких детей, чтобы жениться на Кэтрин. Это разрушило ее служения в Денвере и вызывало проблемы везде, куда бы она ни приезжала». В тот же вечер пастор, не откладывая тяжелый разговор, позвонил ей. Когда Кэтрин, которая уже приехала в Портленд, сняла трубку, он сказал: «Если бы я знал правду заранее! Теперь же у меня нет иного выбора, как отменить собрания. В противном случае это разрушит и мое служение». Это ранило ее. Сильно. Кэтрин села в машину и поехала по пригородам Портленда, рыдая. Она отсутствовала почти шесть часов, ведя машину и плача. Неужели это был ее жребий на всю оставшуюся жизнь? Не призвал ли ее Бог, чтобы проповедовать? Как выполнить ей Его задание, если слухи преследовали ее по всей Америке, заставляя двери церквей захлопываться перед ней? Снова и снова в тот темный вечер она продолжала задавать себе вопрос Джона Мильтона: «Если Бог сделал свою дневную работу, то нужно ли тушить свет?» Все же она знала в своем сердце, что ответ Мильтона не годится в ее ситуации. Ибо решение просто «стоять и ждать» не исправит положения. Нужны были более решительные действия. Ноша вины становилась тяжелее, чем она могла нести. Похоже, никто не знал наверняка, когда она ушла от него. В 1952 году в интервью для «Денвер пост» она сказала: «Он обвиняет меня — и это правда, — что я отказалась жить с ним. Вот уже восемь лет, как я с ним не виделась». Разрыв последовал в 1944 году, и, пожалуй, это правильная дата. Это означает, что они жили вместе большую часть тех шести лет. Она говорила мне в один из тех редких периодов, когда ей нравилось предаваться ностальгии: «Мне нужно было сделать выбор. Кому же служить: человеку, которого я люблю, или Богу, Которого я люблю. Я знаю, что не смогу служить Богу и жить с Мистером (она звала его «Мистер» с того первого раза, как они познакомились). Никто никогда не узнает ту боль смерти так, как познала ее я, ибо я любила его больше, чем я любила саму жизнь. А было время, когда я любила его больше Бога. И, наконец, я была вынуждена сказать, что я ухожу. Бог никогда не освобождал меня от первоначального призвания. И я жила не только с ним, я вынуждена была жить с моей совестью, и обличение Святого Духа было почти непереносимо. Я устала от попыток оправдать себя. Устала». «Однажды вечером, — продолжала она, и глаза ее были полны слез, когда она рассказывала, — я ушла из квартиры — она была на окраине Лос-Анджелеса — и очутилась на тенистой улице. Солнце проглядывало сквозь большие ветви деревьев, что сплетались над дорогой. В конце квартала я увидела дорожный указатель. На нем было написано просто: «ТУПИК». И туг я ощутила боль в сердце, такую великую боль в сердце, что ее нельзя выразить словами. Если вы думаете, что легко идти на крест, то это просто только потому, что вы там никогда не были. Я была там. Я знаю. И мне нужно было идти одной. Я не знала ничего о силе Третьей Личности в Троице, которая была доступна всем. Я знала лишь, что было 4 часа в субботу вечером и что я должна вернуться на то место в моей жизни, где я смогла бы отбросить все в моей жизни — даже Мистера — и умереть. И я сказала громко: «Дорогой Иисус, я полностью сдаюсь. Я все отдаю Тебе. Возьми мое тело. Возьми мое сердце. Все, что я есть, — Твое. Я вверяю все это Тебе, в Твои чудесные руки». За 6 лет Кэтрин уже узнала, что она обманывала себя, пытаясь найти Божье благословение и не желая жить по Божьим заповедям. И все это время она и Барроуз стояли вместе за кафедрой, проповедуя покаяние и все же понимая глубоко внутри себя, что они сами живут в нераскаянном неповиновении Богу. Они были сосудами, из которых другие пили воду жизни, а их собственные уста были запечатаны, они не могли утолить свою жажду из того самого источника, откуда они поили других. Многие вошли в новое общение с Иисусом Христом. Некоторые даже были исцелены. Ибо Бог обещал, что «...слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис.55:11). Но с безграничной печалью Кэтрин осознавала, что она стала подобной тем большим каменным львам, чьи изображения она видела в Европе, — с водой, изливающейся у них из пасти. Они давали воду всем тем, кто жаждал, но сами не могли пить, ибо они были сделаны из камня. Ее сердце стало подобно каменному. Месяцами, всякий раз, когда она открывала Библию, ее глаза сами останавливались на книге Притчей. Казалось, эта особенная книга была специально помещена в центре так, что почти каждый раз, когда она падала на кровать, плача, и ее Библия падала рядом, она открывалась сама собой на Притчах. «Что город разрушенный, без стен, то — человек, не владеющий духом своим» (Пр.25:28). «Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после — рот его наполняется дресвою» (Пр.20:17). «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Пр.28:13). И про Барроуза: «Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!» (Пр.20:7). Все же дети его, тогда подростки, должны были расти без отца. Кэтрин знала, изучая Слово Божье и имея опыт общения с Ним, как с любящим отцом, знала, что Богу по силам взять даже невозможную семейную ситуацию, рожденную в грехе и бунтарстве, и обратить ее в нечто чистое и святое без разрушения семейных уз. Она много раз видела подобное среди своих друзей. Она видела, что другие делают то же самое, что и они с Барроузом, и замечала, как Бог слышал их крик исповедания грехов и их мольбу о прощении и как Он даровал им новые сердца вместе со Своим позволением оставаться вместе. И вот из-за этих примеров Кэтрин и Барроуз двигались вперед, им казалось, что Бог поступит с ними похожим образом. Но они совершали огромную ошибку. Они смотрели на то, как Бог поступает с другими, пытаясь извлечь уроки из этих случаев, но не пытаясь найти совершенный Божественный план для своих жизней. Кэтрин забыла, что она — уникальный человек. Ибо кому много дано, с того много и спросится. Кэтрин узнала, когда ей было еще 14 лет, что ей предначертано быть иной. Она предизбрана заниматься делами ее Отца. И это наводило на мысль о том, что она должна быть непоколебимой. Но тогда как могла она продолжать жить в связи, которая не только раздражала Бога, но и фактически мешала ей достичь всего того, что Бог запланировал для нее? Она думала о том времени, когда они сидели вместе за завтраком, а кровать в спальне была еще теплой и измятой, и они просили Бога благословить пищу, зная в то же самое время, что Он не может благословить их самих. В течение 6 лет они играли в свои игры. Но она не могла больше играть. Она должна была выбирать. Раскаяться — означало вернуться назад. Кэтрин Кульман сделала это в тот субботний вечер на тенистой улице в Калифорнии. Она умерла в тот день. Она стала семенем, готовым упасть в почву и быть похороненным. Ничего не видя от слез, она повернулась и пошла обратно по той же улице, по которой она пришла. Спустя три дня, стоя на железнодорожном вокзале в Лос-Анджелесе, теперь уже полностью выплакавшись, она в последний раз посмотрела на Мистера. Она стояла молча. Его черные как смоль волосы уже начинали седеть на висках. Его лицо, такое смуглое и гладкое, когда она его встретила, теперь покрылось морщинами. Значительная часть ее жизни была уже позади, а ей нечем было особо гордиться. Все, что у нее было, — это билет в один конец до Франклина, в штате Пенсильвания, куда ее пригласили на две недели для проведения собраний. Они стояли на платформе, неловко держа друг друга за руки, ожидая, когда проводник скажет: «Садитесь в вагоны!» Кэтрин безучастно смотрела на тяжелые колеса пассажирского вагона и вспоминала тот день, когда они с Миртл в Конкордии садились на поезд до Канзас-Сити. Только на этот раз у нее не будет рядом любящей сестры. Теперь она была одна. «А куда после Франклина?» — нервно спросил Бар- роуз, осознавая, что он прерывает размышления, в которых ему больше нет места. «Я не знаю, — ответила Кэтрин, не отрывая взгляда от железных колес, стоящих на рельсах. — Я знаю лишь, что мне надо ехать. Я должна следовать за Ним». Барроуз сжал ее руку. Нежно. Он тоже знал. Он знал, что они обманывали друг друга все это время. Он знал, что Кэтрин уже не его. И никогда не была. И сейчас они пришли к тому моменту истины, когда они снова должны отпустить друг друга. Кэтрин приняла решение. Она приняла его три дня назад, когда она пришла домой и сказала ему, что уходит. А что же он? Сможет ли он вернуться в Остин и воссоединиться со своей семьей? Мысленно он покачал головой. Если это означает, что он должен будет скитаться по морю жизни, словно корабль-призрак, никогда не приставая к берегу, ускользая в тупик, чтобы не быть обнаруженным, если это — его жребий, то он должен будет закалить свою душу и принять свою участь. Ибо несмотря на все, Барроуз Волтрип был, да, он был Божьим человеком — и он видел руку своего Господа на этой женщине, которая всего несколько дней назад была его женой. Он тоже знал, что она изменилась. Он чувствовал это изменение все время. Но он все же надеялся, что каким-либо образом он сможет сам установить правила игры и победить. Теперь же они оба, стоя рядом на грязной деревянной платформе вокзала, знали, что они уже не принадлежат себе. Они принадлежали Другому. И теперь Он требовал от нее того, что она обещала Ему на той тенистой улице. Паровозный пар ударил по рельсам, и загудел гудок. Молодожены, стоявшие рядом с ними на платформе, поцеловались, обняли друг друга, и мужчина стал подниматься по серо-зеленым ступеням в вагон. «Все по вагонам!» — проводник бойко вскочил в вагон. Проводники других вагонов в белых костюмах подняли маленькие стульчики, стоявшие у входа, и вошли в тамбур. «Если ты сядешь на этот поезд, ты никогда меня не увидишь, — мягко сказал Барроуз. — Я никогда уже не появлюсь в твоей жизни или на твоем служении». Только одному Богу известно, что сказала Кэтрин в ответ, ибо никто до сего дня не знает, что стало с Барроузом А. Волтрипом старшим. После того, как она взяла протянутую руку проводника и поднялась в вагон Восточного поезда, Барроуз Волтрип исчез из ее жизни. Он сдержал свое обещание. До последней буквы. Насколько мне известно, она никогда не получала от него известий. За исключением одного случая. Я был в ее офисе в «Карльтон-Хаус» в 1970 году, неделю спустя после Дня святого Валентина*. Она закрыла дверь и подошла к столу. Очень медленно она вынула поздравительную открытку из верхнего ящика, держа ее, как священный пергамент. Перегнувшись через стол, она вручила ее мне. «Взгляните-ка, ну как вам это?» — прошептала она хриплым голосом. Это была простая открытка с надписью: «Будь моей Валентиной» и с двумя красными сердечками, соединенными золотой стрелой. На открытке чернилами были написаны два слова: «Любовь, Мистер». Я поднял глаза на Кэтрин. Ее лицо было обращено к потолку, глаза плотно закрыты, слезы выступали у век и образовывали два крошечных ручейка на ее стареющих щеках. «Никто! — прошептала она. — Никто не узнает, чего стоило мне сегодняшнее служение. Только Иисус знает». Я незаметно выскользнул через приемную, побежал по коридору к лифту, а затем вниз — в вестибюль здания, И если таково было значение Креста для Кэтрин Кульман, то что он должен значить для меня? Я был готов, по крайней мере, в тот момент, ответить на этот вопрос в моей жизни. Но хотя то решение в Калифорнии и было принято, путь был отнюдь не гладок. Путешествуя в одиночку, Кэтрин сначала приехала во Франклин, а затем выехала оттуда, пытаясь начать все снова. Огайо. Иллинойс. Индиана. Снова Западная Вирджиния. Почти везде, куда она приезжала, она встречала то же самое сопротивление. Все знали о Волтрипе и о скандале в Денвере. Это было подобно тому, как если бы некто убил альбатроса и носил тушу на своих плечах, а затем зловоние осталось на долгое время. Торо* писал, что нет более мерзкого запаха, чем тот, который издает испорченная добродетель. Она поехала на юг. Торо Генри — (1817-1862) американский писатель и публицист. Два года прожил в лесном шалаше. Произведения: «Гражданское неповиновение» (1849); «Уолден, или жизнь в лесу» (1854). — Прим. пер. Вирджиния. Каролина. И, наконец, в конце 1945 года она завернула в Колумбус, в штате Джорджия. В каждом городе все было одинаково, ее методика не изменилась, только теперь для женщины средних лет все это было труднее. Она арендовала помещение, печатала объявления в газетах, покупала время на радио для рекламы собраний. Люди в Колумбусе откликнулись. На третий вечер зал был полон. И тут кто-то начал «принюхиваться» к альбатросу. Был звонок в Денвер, затем — в Мейсон-Сити в Айове. Потом кто-то позвонил в газету, и газетчики приехали для интервью с утомленной от битвы евангелисткой. Кэтрин стала уклоняться от интервью, что было самым худшим из всего, что она могла сделать. Газетчики, разнюхав историю, приступили к работе. Через два дня, после того как все собранные материалы были опубликованы, Кэтрин уже ехала на автобусе назад на север. Прием на юге был не слишком теплым в ту осень. Все же ее дни в пустыне заканчивались. И хотя впереди были еще сражения, она была уже на грани прорыва такой силы, что даже Кэтрин, со всеми ее мечтами и видениями, не могла себе представить. Подобно Моисею в пустыне, который пас овец и козлов с выжженными зноем пустыни гордыней и эгоизмом, так и Кэтрин шла к своему кусту, который вот-вот должен был загореться. И уже почти пришло то время, когда ей надлежало услышать голос Бога из чудесного огня, дающий ей новые инструкции для следующей фазы ее жизни. Это случилось во Франклине, в штате Пенсильвания, в городе с 10 000 жителей, на северо-западе штата, между Питтсбургом и Эри. Был февральский день с трескучим морозом и снежными шквалами, выметающими улицы города, когда Кэтрин вышла из автобуса и направилась к телефонной будке, чтобы позвонить Мэтью Дж. Мэлони. Мэлони, который владел «Скинией Евангелия», был под впечатлением проповедей Кэтрин, когда она посетила Франклин раньше с двухнедельной серией собраний в знаменитом здании, где евангелист Билли Санди обрел свою славу. Он руководил советом попечителей в «Скинии» и пригласил ее вернуться во Франклин для проведения еще одной серии собраний в низком, приземистом здании, расположенном на углу улиц Оттер и Двенадцатой, вблизи центра города. Но почему Кэтрин снова вернулась во Франклин, осталось еще одной тайной, которые во множестве окружали ее жизненный путь. Возможно, это случилось потому, что Франклин был одним из тех немногих мест, где она проповедовала и где никто не поднимал вопроса о ее замужестве. Возможно, что просто городок был так удален, что его жители едва ли смогли бы вообще что-то раскопать об этом деле. Или, возможно, просто Бог прямо указал ей вернуться. Наверное, никто не знает об этом. Но, так или иначе, в начале 1946 года, спустя почти два года после того, как она распрощалась с Волтрипом, она вышла из автобуса во Франклине, чтобы начать новую главу своей жизни. Дела шли хорошо. Старая «Скиния» была рассчитана на 1500 посадочных мест, и она была заполнена с первого же собрания. Вдохновленная таким приемом, Кэтрин начала расширять деятельность. Радио было естественным средством. Весной 1946 года, в красивом черном платье, в длинных лайковых перчатках и в шляпке от Карнеги Хэтти, Кэтрин вошла в офис одной местной радиостанции в пригороде Ойл-Сити. Она сказала секретарше, что хотела бы видеть директора программ, Фрэнка Шаффера. Ее провели в его крохотный офис, и она сообщила ему вежливо, но решительно, что пришла, чтобы купить эфирное время. Как говорила Кларенс Пелаги из местной газеты «Деррик», Шаффер имел раздражающую привычку, которая испытывала терпение его посетителей. Медленно и тщательно он доставал свою трубку, насыпал в нее табак, уплотнял его и потихоньку потягивал, пока она не разгоралась. Производя все эти манипуляции, он пребывал в полном молчании, игнорируя посетителя, пришедшего в офис, и сосредотачивая все свое внимание на трубке. Кэтрин стояла у его стола, смотрела на безучастного работника радио, выдержав это испытание в течение довольно долгого времени, а затем сказала: «Молодой человек, вы собираетесь продавать мне время или нет? У меня нет настроения заниматься ерундой, И не испытывайте мое терпение, это добром не кончится». Шаффер был удивлен. Он не привык, чтобы люди так с ним говорили, особенно женщины, и к тому же женщины, желающие купить время для религиозных программ. Большинство из них были так запуганы, что или уходили ни с чем, или соглашались купить время в какой-то Богом забытый час дня. Шаффер положил свою трубку в пепельницу, вытащил листок с расценками на время и приступил к работе. Сотрудники радиостанции наблюдали эту перемену с нескрываемым наслаждением. Хотя они не могли слышать разговора, поскольку все происходило в аппаратной комнате, они видели их через стеклянные окошки и сразу поняли, что Шаффер встретил достойного противника. Кэтрин задала несколько обычных вопросов о мощности передатчика, о той территории, которая покрывается вещанием, и о числе слушателей. Она настаивала на определенном времени каждое утро, и она получила его. Она ушла, так и не спросив о плате. Если Бог сказал ей начать вещание и дал ей это время, то она предоставляла Ему все заботы о плате. По этой схеме она действовала до конца своей жизни. Кэтрин начала совершать ежедневные поездки от Франклина до Ойл-Сити — 8 миль в один конец. Радиостанция находилась на 3-м этаже «Вич-Билдинг». Перед выходом в эфир она обычно болтала с Руфью Литл, секретаршей и бухгалтером, а также с другими сотрудниками. Но она тщательно скрывала свое прошлое. Кэтрин особенно нравился Тед Финнеси из Рузвилля, который объявлял ее программы. Ей было приятно, как он представлял ее: «А вот та молодая женщина, которую вы все ждали». Она просила, чтобы на радиостанции всегда держали записи выступления Финнеси под рукой, и когда не будет возможности представить ее, чтобы использовали записи, а не другого ведущего. Финнеси, который был католиком, всегда осенял себя крестным знамением, когда представлял Кэтрин. Но его серьезность кончалась на этом, и часто во время передачи он стоял по другую сторону стеклянной перегородки, подражая Кэтрин, игриво передразнивая ее жесты и выражение лица, пытаясь имитировать ее смех. Кэтрин нравилось это, и другие сотрудники иногда корчились от смеха за звуконепроницаемой перегородкой, наблюдая за Финнеси и Кэтрин, которые поддразнивали друг друга через стекло. Выступления Кэтрин, впрочем, вызывали проблемы на станции. Единственный подходящий микрофон был настольного типа. Временами Кэтрин так возбуждалась во время передачи, что наклонялась очень близко к микрофону, и казалось, что она кусает его. Это заставляло инженера производить неистовые действия в попытках отрегулировать уровень звука. Проблема была решена путем привинчивания микрофона к противоположной стороне стола. Позднее станция закупила микрофоны на «журавле» специально для экспансивной проповедницы из Франклина. К середине лета слава Кэтрин возросла, и она задействовала также радиостанцию в Питтсбурге, в дополнение к программам, ведущимся из Ойл-Сити. Впрочем, эта слава вызывала и проблемы. Многие люди хотели пообщаться с ней лично, и, не будучи в состоянии сделать это на собраниях в «Скинии», они приходили на радиостанцию. Они сидели в холле и наблюдали за Кэтрин через большое стеклянное окно. Скоро весь холл был так набит людьми, что сотрудники станции не могли выполнять свою работу. Когда некоторые начали реагировать на радиопроповеди слишком эмоционально и даже истерически, крича Богу о своих грехах или плача, чувствуя обличение, работникам радио пришлось выпроводить всех посетителей из студии. Другой проблемой стала лавина корреспонденции. Письма приходили на станцию мешками. Финнеси, которому нравилось дразнить «Катю» относительно ее хорошеньких ножек, говоря, что ей следовало бы выступать на сцене, а не стоять за кафедрой, часто рылся в письмах, во многих из которых были деньги. Обнаружив конверт с мелочью, которая звенела внутри, он отбрасывал его, спрашивая Кэтрин: «Тебе ведь не нужна эта жалкая мелочь, не правда ли?» Когда Кэтрин однажды сказала в эфире, что она только что порвала свои последние нейлоновые чулки (а нейлон было очень трудно купить после войны), станция была завалена пакетами с нейлоновыми чулками от благодарных слушателей. Подобное же произошло, когда она однажды обмолвилась, что потеряла свой зонтик. Персонал радиостанции был рад, когда она наконец перебралась в Питтсбург, так что они смогли вернуться к нормальной работе. Но все они понимали, что уже никогда у них не будет такой эффектной программы, как программа Кэтрин Кульман. Впрочем, перед тем, как перебраться на юг, в большой город, ей предстояло еще преодолеть некоторые препятствия во Франклине и пережить чудеса. Несколько раз Кэтрин проповедовала об исцелении. И что-то происходило. Она всегда заканчивала богослужения призывами к покаянию, приглашая людей «родиться заново». Неизменно вокруг алтаря образовывалась толпа молящихся на коленях людей, они также молились на сцене и в проходах. И результаты были почти такими же, когда она открыла «очередь на исцеление». Заимствуя идеи популярных «целителей верой», которые разъезжали по всей стране, она обычно просила всех больных выйти вперед, после чего она возлагала на них руки и просила Бога исцелить их. Результаты не были впечатляющими, но они были. Несколько человек исцелились. И никто не был удивлен и даже смущен больше, чем сама Кэтрин. Она была настроена узнать больше об этом физическом проявлении Бога. «В своем сердце я знала, что это было исцеление, — говорила она. — Я слышала свидетельства от тех, кто был исцелен. Это было настоящее, это было подлинное, но в чем же был ключ?» Была ли это вера? Если так, то, что такое вера? Было ли это тем, что можно произвести, выработать в себе? Было ли это чем-то таким, что можно получить через собственные добродетели или хорошее моральное поведение? Можно ли было добыть это в обмен на служение Богу или приобрести это посредством благотворительной деятельности? И в ком обитает вера? В том, кто болен? Или в том, кто ведет исцели- тельное собрание? Или же в толпе, которая окружает больного? Или во всех них одновременно? Наверняка это не происходило по произволу судьбы. Если Иисус исцелял всех, кого приводили к Нему, как говорит Библия, и если Он велел своим ученикам делать еще более великие дела, чем Он Сам делал, то почему тогда было не так много исцелений? Когда Кэтрин увидела объявление, гласившее, что «исцеляющий евангелист» проводит палаточные собрания в Эри, она решила пойти туда. Хотя у Кэтрин были сомнения относительно сенсационности, которая обычно сопровождала подобные собрания, она знала, что не успокоится, пока не посетит подобное богослужение. Возможно, вполне возможно, что они нашли секрет, как высвободить Божью силу исцеления для больных и умирающих. Это был тяжелый урок для Кэтрин. Один из самых тяжелых в ее жизни. Она ехала в Эри одна, намереваясь остаться инкогнито. Гигантская палатка была разбита на южной окраине города. Когда она въехала в парковочную зону, она увидела таблички с объявлениями: «Чудесное пробуждение. Зрение для слепых! Слух для глухих! Сила для обретения богатства!» Заняв место в заднем ряду, она стала ждать. Едва евангелист вышел на помост, он стал подобен снаряду, выпущенному из пушки. В один миг он вскарабкался на длинную скамью позади кафедры и стал по ней ходить. А затем он по-лягушачьи перепрыгнул через саму кафедру. Аудитория пришла в неистовство, крича, визжа, почти что выходя из-под контроля. Кэтрин позднее описывала это как «ночной кошмар, ставший реальностью». Во время богослужения он устроил аукцион по продаже кусков своей старой палатки, обещая, что тем, кто предложит наибольшую сумму, эти куски принесут здоровье и процветание, если они будут носить их под одеждой на теле или класть на ночь под подушку. Когда же напряжение на собрании возросло, проповедник начал визжать, говоря, что он чувствует, как «волшебная сила сошла на него», сила, в которой он узнает «помазание Святого Духа», позволяющее ему возлагать руки на больных, дабы они исцелились. Люди столпились в проходах, раскачиваясь взад и вперед. Когда же собрание достигло пика неистовства, выстроилась очередь на исцеление. Эта очередь показала, что собрание на самом деле не было стихийным, ибо каждый, кто хотел состоять в ней, должен был предварительно получить свой номер у входа. Таким образом Кэтрин отметила для себя с унынием, что люди должны были ждать иногда по нескольку дней, пока подойдет их номер. И кроме того, как мог евангелист помолиться индивидуально с каждым из многих страждущих всего за один вечер? Люди вставали друг за другом по номерам. Евангелист шел вдоль очереди, подходил к больным, сверял карточки с номерами, хлопал людей по головам и говорил им: «Будь исцелен!» Многие из них валились на пол. Другие кричали и шатались. Но от внимания Кэтрин не ускользнуло, что пациенты с более серьезными болезнями выводились из очереди в «инвалидную палатку», подальше от любопытных глаз. В то время как некоторые, похоже, действительно получили помощь — возможно, даже были исцелены — большинство тех, которые бросили свои костыли и которым якобы помогали вне палатки симпатичные «возлюбленные братья», — эти в конце концов вообще были не в состоянии ходить. И этим людям проповедник объяснял, что их вера еще недостаточно сильна и что им следует еще раз прийти на собрание, чтобы получить еще больше исцеления. Говоря о том вечере, Кэтрин вспоминала: «Я начала плакать. Я не могла остановиться. Выражение отчаяния и разочарования на лицах людей, когда им объясняли, что лишь недостаток веры удерживал их от Божественного исцеления, — это выражение преследовало меня неделями. Был ли это Бог, всеблагой и сострадающий? Я вышла из палатки и с горячими слезами, текущими по лицу, посмотрела вверх и закричала: "Они отняли у меня моего Господа, и я не ведаю, куда они Его подевали!"» Спустя годы Кэтрин писала: «Я не смогла увидеть руки Бога в том избытке человеческого рвения, но я видела тот вред, который наносился объяснением, что «нехватка веры» — это причина того, что некоторые не получали своего исцеления. Внутри себя я была сломлена: мое сердце говорило мне, что Бог может сделать все; мой разум говорил мне, что из-за своего невежества и недостаточного духовного познания многие бросают упрек тому, что на самом деле является священным и чудесным, и доступным всем Ни один проповедник не должен был говорить мне о том что сила Божья — это реальность... Я была в этом уверена из чтения Слова Божьего. И Слово говорило об этом, и обещание было дано: нет изменения ума Божьего, и, естественно, нет отмены обещаний. Я думаю, что никто еще не жаждал так ревностно истины, как я, — никто еще не искал ее сильнее». Все же она не нашла истины, которую искала, в той «исцеляющей палатке». Ее следовало искать в ином месте. По счастью, Кэтрин выучила ценный урок в свои молодые годы. Она выучила, что единственный путь обретения истины — это прийти к Господу с искренним сердцем и позволить Ему дать ей Свои откровения из Своего Слова. Итак, она снова обратилась к Библии за ответами. «Когда Иисус умер на кресте и воскликнул: «Свершилось!», Он умер не только за наши грехи, но и за наши болезни, — говорила она мне. — У меня ушло несколько месяцев, чтобы это осознать, ибо меня не учили, что есть также и телесное исцеление в искупительной жертве Христа. Но затем я прочла у пророка Исаии: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5). Тогда у меня не осталось другого выбора, кроме как признать, что Иисус умер не только для того, чтобы обеспечить нам путь на Небеса, но и чтобы дать нам исцеление. Я знала, что если я даже проживу жизнь и умру, так и не увидев ни одного чудесного исцеления, подобного тому, что видели апостолы в Книге Деяний, то это не изменит слова Бога, — говорила Кэтрин. — Бог сказал так. Он обеспечил это в нашем искуплении на Голгофе. И тот факт, увижу ли я это или нет своими собственными глазами, не изменит того, что это было так». Укрепившись этим новым видом веры, — не верой в исцеление, но верой в Бога — Кэтрин начала проповедовать с новым рвением, основываясь на учении о Святом Духе. Каким-то образом она поняла, что именно Святой Дух выполняет работу Иисуса. В воскресенье 27 апреля 1947 года Кэтрин начала серию проповедей о Святом Духе. Она подключилась к той духовной деятельности, из которой черпала энергию до конца своей жизни. «Я вижу в своем духе три личности Святой троицы, сидящие за большим столом для конференций еще до того, как было начато сотворение Земли. Бог, Отец, сообщает остальным, что хотя Он творит человека для общения с Ним, но человек согрешит и, таким образом, разорвет это общение. И единственный путь, чтобы восстановить это общение, — это если кто-то заплатит за этот грех. Ибо если никто не сделает этого, то человеку придется платить за свой грех несчастьем, болезнью, смертью и, естественно, вечными мучениями в преисподней. После того как Отец закончил излагать свои мысли, Его Сын, Иисус, начинает говорить: «Я пойду. Я приму образ человека и спущусь на Землю, чтобы заплатить эту цену. Я добровольно умру на кресте, дабы человек мог быть восстановлен в полном общении с Нами». Затем Иисус обращается к Святому Духу и говорит: «Но Я не смогу пойти, если Ты не пойдешь со мной, ибо именно у Тебя сила». Святой Дух отвечает: «Ты пойдешь первым, а когда подойдет время, Я присоединюсь к Тебе на Земле». Итак, Иисус отправился на Землю, был рожден в яслях для скота и постепенно возмужал. Но хотя Он и был истинным Сыном Божьим, до времени Он был как бы бессилен. И тогда пришел тот чудесный момент на реке Иордан, когда Иисус, выйдя из воды после крещения, посмотрел вверх и увидел Святого Духа, сходящего на Него в виде голубя. Это, должно быть, был один из самых волнующих моментов, которые пережил Иисус, пока Он ходил во плоти по нашей Земле. И я почти что слышу, как Святой Дух шептал в Его ухо: «Теперь Я здесь. Все происходит, как мы задумали. И вот теперь-то и начнутся настоящие дела». И они действительно начались. Исполненный Духа, Он внезапно обрел силу исцелять больных, заставлять слепых видеть и воскрешать мертвых. Это было время чудес. Они продолжались три года, а затем, в самом конце, как говорит Библия, «Он испустил дух», и Дух вернулся к Отцу. После того как Тело Иисуса пролежало три дня в гробнице, эта могучая третья личность Троицы, Святой Дух, вернулась. Иисус вышел из гробницы в теле, сияющем славой. Он больше не творил чудес в то короткое время, как Он еще был на Земле, но Он дал своим ученикам великое обетование — величайшее обетование во всей Библии. Он сказал, что тот же самый Святой Дух, который жил в Нем, вернется и будет жить во всех тех, кто откроет свои жизни для Его силы. Те же самые вещи, что Он, Иисус, делал, будут делать и Его ученики. Фактически, даже более великие вещи будут сделаны, поскольку теперь Святой Дух не будет ограничен только одним телом, но Он будет свободен жить везде в тех, кто примет Его». Кэтрин сделала паузу. Она никогда раньше так не проповедовала. Это было новым откровением. Новой истиной. И все шло прямо из Библии. Она задрожала, когда стала продолжать: «Его последними словами перед тем, как Он был вознесен на Небо, были: «Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян.1:8). Бог Отец дал Ему подарок. Теперь же Он вручил его Церкви. Всякая церковь должна была пережить чудеса Пятидесятницы. Каждая церковь должна была видеть исцеления Книги Деяний. Этот дар — для всех нас». Ошеломленная тем, что она сама сказала, Кэтрин ушла сразу, как только закончилось собрание, оставив служение у алтаря группе людей, которые вышли вперед помогать ей. Она не спала всю ту ночь, расхаживая взад и вперед по своей маленькой комнате в мансарде на третьем этаже в здании «Женского делового клуба», проводя время в молитве и чтении Библии. Она словно бы стояла с Симоном Петром, когда Иисус сказал ему: «...блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах...» (Мат.16:17). На следующий вечер она снова была в «Скинии». Зал был наполнен людьми, и их лица выражали ожидание. Все места на длинных деревянных скамьях были заняты. Гигантские стропила с открытыми балками радостно срезонировалй, когда она вошла в зал. Люди пришли, ожидая чудес. Едва Кэтрин начала проповедь, как по залу прошло волнение. Одна женщина вышла вперед. Она подняла руку вверх: «Кэтрин, могу я кое-что сказать?» Кэтрин посмотрела на нее. Пышка. Около пятидесяти. Одета в серый твидовый костюм, на голове — черная соломенная шляпка, украшенная маленьким белым цветком. Кэтрин держала в правой руке сумочку, а левой рукой махала в воздухе: «Давайте, милочка, конечно вы можете сказать». Женщина вышла вперед в первый ряд и встала рядом с Кэтрин, их разделяла только длинная труба, на которой крепился алтарный занавес, подвешенный на маленьких медных кольцах. Она заговорила мягким голосом: «Прошлым вечером, когда Вы проповедовали, я была исцелена». Кэтрин была ошеломлена. Она попыталась что-то сказать, но после двух неудачных попыток ей пришлось замолчать. Наконец ей удалось произнести: «Где же Вы были, когда это произошло?» «Я просто сидела здесь, в зале», — улыбнулась дама. «А как Вы узнали, что исцелились?» — если это было от Бога, то могло выдержать любую проверку. «У меня была опухоль, — робко сказала женщина. — Ее обнаружил мой доктор. Пока вы проповедовали, что-то случилось в моем теле. Я была так уверена, что это исцеление, что пошла к доктору сегодня утром, и он проверил это. Опухоли больше нет». Не было никакой очереди на исцеление с номерками. Никакой молитвы. Чудо произошло, пока Кэтрин просто проповедовала о силе Святого Духа. Целую неделю Кэтрин размышляла о том, что произошло. Затем, в следующее воскресенье, случилось другое чудо, еще более впечатляющее. В 1925 году Джордж Орр, ветеран первой мировой войны и методист по вероисповеданию, получил производственную травму. Брызги расплавленного металла так сильно повредили роговую оболочку правого глаза, что видеть этим глазом он уже не мог. Его офтальмолог, доктор К. Е. Имбри из Батлера, штат Пенсильвания, сказал, что глаз поврежден навсегда и что шрам на роговой оболочке слишком глубок, чтобы делать операцию. Если бы они стали оперировать, то пришлось бы удалить глазное яблоко. В марте 1947 года Орр и его жена посетили одно из собраний в «Скинии» во Франклине. В течение двух последующих месяцев они несколько раз возвращались, чтобы послушать проповеди Кэтрин. 4 мая они выехали из Батлера на утреннее собрание вместе с молодоженами, которые тоже интересовались богослужениями Кэтрин. Кэтрин все еще проповедовала о силе Святого Духа и во время собрания просто заявила, основываясь на примере той женщины, которая была исцелена ранее, что физическое исцеление ныне так же возможно, как и духовное спасение. Что-то произошло внутри Джорджа Орра. Он взмолился: «Боже, пожалуйста, исцели мой глаз». В следующий момент он почувствовал странное покалывание в глазу, словно что-то проникало в него. Затем полились слезы. Орр был раздосадован тем, что не мог контролировать происходящее. Его глаз наполнился слезами, и они полились на пиджак. После богослужения, боясь рассказать кому-нибудь о том, что с ним происходило, он выбрался из здания и сел в машину. По дороге домой он продолжал моргать глазом, поскольку слезы продолжали течь. Затем, как только они съехали с холма, словно солнце взорвалось перед ним во всей его славе. Закрыв здоровый глаз рукой, он закричал: «Я могу видеть! Я могу все видеть!» Джордж Орр, который долгое время получал пособие из-за своей слепоты, вернулся на богослужение во Франклин во вторник, чтобы свидетельствовать об исцелении. Куст Кэтрин начал гореть.
Глава 7 Питтсбург Было очевидно, что у Кэтрин возникнут трудности в отношениях с М. Дж. Мэлони, который владел «Скинией Евангелия», а также был ответственным за финансы. Мэлони не просто проводил богослужения, он вел бизнес. Управление «Скинией Евангелия» было хорошим бизнесом, особенно если владелец получал куш от всех пожертвований. Никто за всю историю существования «Скинии», даже сам Билли Санди, не мог собрать такие толпы, какие собирала Кэтрин, как только начали происходить чудеса. Естественно, пожертвования начали расти, поскольку выросло число прихожан. И, кроме того, корреспонденция на имя Кэтрин более чем утроилась — благодаря радиослужению и рассылке рекламы по почте. Сюзан Миллер, молодая секретарша, изъявила желание помогать Кэтрин с рассылкой. Она состояла из «молитвенных писем», фотографий Кэтрин, а также экземпляра маленькой брошюрки, которая называлась: «Исцеляющее прикосновение Господа». Мэлони настаивал на том, чтобы в его контракте было указано, что он получает определенный процент со всех видов дохода, включая радиослужение и пожертвования, пришедшие в письмах. Кэтрин заупрямилась. Это казалось ей неправильным. Мэлони угрожал подать в суд. Все дело было под угрозой срыва. «Он ничем не отличается от того волшебника Симона»*, — сказала Кэтрин, когда ей сообщили, что Мзло- ни грозится через суд добиться большего пая. — Пока наши пожертвования не превышали обычных сумм, он был доволен. Теперь же, когда они выросли, он хочет большего пая. Пусть подает в суд. Мы посмотрим, на чьей стороне Бог». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|