Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возникновение и этапы становления информационных технологий 5 страница




Управление представлением. Программные средства этого уровнявыполняют преобразования данных из внутреннего формата передающего компьютера во внутренний формат компьютераполучателя, если эти форматы отличаются друг от друга (например, IBM PCи DEC). Данный уровень включает функции, относящиеся к используемому набору символов, кодированию данных и способампредставления данных на экранах дисплеев или печати. Помимоконвертирования форматов на данном уровне осуществляется сжатие передаваемых данных и их распаковка.

Прикладной уровень относится к функциям, которые обеспечивают поддержку пользователю на более высоком прикладном исистемном уровнях, например:

• организация доступа к общим сетевым ресурсам: информации, дисковой памяти, программным приложениям, внешним устройствам (принтерам, стримерам и др.);

• общее управление сетью (управление конфигурацией, разграничение доступа к общим ресурсам сети, восстановление работоспособности после сбоев и отказов, управление производительностью);

• передача электронных сообщений, включая электроннуюпочту;

• организация электронных конференций;

• диалоговые функции высокого уровня.

¶Модель OSI представляет собой стандартизированный каркас иобщие рекомендации, требования же к конкретным компонентамсетевого программного обеспечения задаются протоколами.

Протокол является стандартом в области сетевого программногообеспечения и определяет совокупность функциональных и эксплуатационных требований к какомулибо его компоненту, которыхпридерживаются производители этого компонента. Требования протокола могут отличаться от требований эталонной модели OSI.

Международный институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (IEEE) разработал стандарты для протоколов передачи данных в локальных сетях. Эти стандарты, которые описывают методы доступа к сетевым каналам данных, получили названиеIEEE 802.

Протоколы сетевого взаимодействия можно классифицироватьпо степени близости к физической среде передачи данных. Этопротоколы:

• нижнего уровня, распространяемые на канальный и физический уровни модели OSI;

• среднего уровня, распространяемые на сетевой, транспортный и сеансовый уровни OSI;

• верхнего уровня, распространяемые на уровень представлетния и прикладной уровень модели OSI.

При каждой реализации протоколов вышестоящих уровней используются реализации протоколов нижестоящих уровней.

Протоколы нижнего уровня OSI соответствуют уровню сетевыхаппаратных средств и нижнему уровню сетевого программногообеспечения. Среди наиболее распространенных стандартов данного уровня выделим следующие [11, 12, 30]:

• стандарт NDIS (Network Driver Interface Specification — спецификация интерфейса сетевых драйверов), разработанный совместно фирмами Microsoft и 3Com;

• стандарт ODI (Open Datalink Interface — открытый интерфейссвязи), разработанный совместно фирмами Novell и AppleComputer.

Данные стандарты позволяют реализовывать протоколы среднего уровня независимо от сетевых аппаратных средств и обеспечивают совместное функционирование разнотипных протоколов среднего уровня. Универсальный интерфейс канального уровня представлен на рис. 4.4. Производители сетевых аппаратных средств,как правило, разрабатывают драйверы, удовлетворяющие обоимстандартам.

Рис 44. Универсальный интерфейс канального уровня

Драйвер сетевого адаптера является последним программнымкомпонентом перед физическим уровнем модели OSI и называетсяподуровнем управления доступом к среде MAC (Media AccessControl). Подуровень MAC ориентирован на выполнение такихфункций, как непосредственное управление доступом к передающей среде, проверке пакетов сообщений на наличие ошибок.

Подуровень LLC (Logical Line Control) считается независимымот особенностей физической передающей среды и используемыхметодов доступа к каналам передачи данных. Стандарты по разработке интерфейсов для связи реализаций протоколов среднегоуровня модели OSI с драйверами сетевых аппаратных средств относятся прежде всего к подуровню LLC.

Протоколы среднего уровня распространяются на сетевой,транспортный и сеансовый уровни эталонной модели. По типумежкомпьютерного обмена эти протоколы можно классифицировать следующим образом:

• сеансовые протоколы (протоколы виртуального соединения);

• дейтаграммные протоколы.

Сеансовые протоколы определяют организацию передачи информации между компьютерами по так называемому виртуальномуканалу в три этапа:

• установление виртуального канала (установка сеанса);

• реализация непосредственного обмена информацией;

• уничтожение виртуального канала (разъединение).

В сеансовых протоколах порядок следования пакетов при передаче соответствует их исходному порядку в сообщении, а передачаосуществляется с подтверждением доставки, а в случае потери отправленных пакетов они передаются повторно.

¶При использовании дейтаграммных протоколов пакеты сообщений передаются так называемыми дейтаграммами независимодруг от друга, поэтому порядок доставки пакетов каждого сообщения может не соответствовать их исходному порядку в сообщении. При этом пакеты сообщений передаются без подтверждения.

Таким образом, с точки зрения достоверности, сеансовые протоколы являются более предпочтительными, зато скорость передачи при использовании дейтаграммных протоколов гораздо выше.

Любой протокол среднего уровня предусматривает следующиеэтапы реализации межкомпьютерного обмена:

• инициализация связи;

• непосредственный информационный обмен;

• завершение обмена.

Наиболее часто используемыми наборами протоколов среднегоуровня являются следующие:

• набор протоколов SPX/IPX, используемый в локальных сетях, функционирующих под управлением сетевой операционнойсистемы NetWare;

• протоколы NetBIOS и NetBEUI, поддерживаемые большинством сетевых операционных систем и используемые только в локальных сетях;

• протоколы TCP/IP, являющиеся стандартом для глобальнойсети Internet, используемые в локальных сетях и поддерживаемыебольшинством сетевых операционных систем.

Набор протоколов SPX/IPX используется в сетевой операционной системе NetWare фирмы Novell.

Протокол IPX (Internetwork Packet Exchange — межсетевой обмен пакетами) является дейтаграммным протоколом и соответствует сетевому уровню эталонной модели. Применяется для выполнения функций адресации при обмене пакетами сообщений.

Протокол SPX (Sequenced Packet Exchange — последовательныйобмен пакетами) является сеансовым протоколом и соответствуеттранспортному и сеансовому уровням эталонной модели. По степени близости к самому низкому уровню эталонной модели протоколSPX находится над протоколом IPX и использует этот протокол.

Драйвер, реализующий протокол SPX использует в процессесвоей работы драйвер, реализующий протокол IPX. Протокол IPXявляется более быстродействующим, чем протокол SPX.

Важным недостатком протоколов SPX и IPX является несовместимость с протоколами TCP/IP, используемыми в глобальнойсети Интернет. Для подключения локальной сети NetWare кИнтернету используется один из следующих способов:

• непосредственная инсталляция на каждом сетевом компьютере драйверов, реализующих набор протоколов TCP/IP;

• подключение локальной сети к Интернету через шлюз IPXIP.Протоколы NetBIOS и NetBEUI разработаны фирмой IBM и

предназначены только для локальных компьютерных сетей.

Протокол NetBIOS (Network Basic Input/Output System — базовая система вводавывода) соответствует сетевому, транспортномуи сеансовому уровням эталонной модели. Реализация данного протокола обеспечивает прикладной интерфейс, используемый длясоздания сетевых программных приложений.

Протокол NetBEUI (Extended User Interface NetBIOS — расширенный пользовательский интерфейс NetBIOS) является модификацией предыдущего протокола и распространяется только на сетевой и транспортный уровни.

Реализации протоколов NetBIOS и NetBEUI обеспечивают решение следующих задач: поддержка имен, поддержка сеансового идейтаграммного взаимодействия, получение информации о состоянии сети.

Достоинства протоколов NetBIOS и NetBEUI: удобная адресация, высокая производительность, самонастройка и хорошая защита от ошибок, экономное использование оперативной памяти.

Недостатки NetBIOS и NetBEUI связаны с отношением к глобальным сетям: отсутствие поддержки функций маршрутизации инизкая производительность.

Семейство протоколов TCP/IP было разработано для объединения различных компьютерных сетей в одну глобальную сеть, получившую название Интернет.

Семейство протоколов TCP/IP включает протоколы, относящиеся как к средним, так и другим уровням модели OSI:

• прикладной уровень и уровень представления — протокол передачи файлов (FTP), протоколы электронной почты (SMTP,РОРЗ, IMAP4), протоколы удаленного доступа (SLIP, PPP, Telnet),протокол сетевой файловой системы (NPS), протокол управлениясетями (SNMP), протокол передачи гипертекста (НТРР) и др.;

• сеансовый и транспортные уровни — протоколы TCP и UDP;

• сетевой уровень — протоколы IP, ICMP, IGMP;

• канальный уровень — протоколы ARP, RARP.

¶Дейтаграммный протокол IP (Internet Protocol) является основным для сетевого уровня и обеспечивает маршрутизацию передаваемых пакетов сообщений.

Протокол ICMP (Internet Control Message Protocol) отвечает заобмен сообщениями об ошибках и другой важной информацией спрограммными средствами сетевого уровня на другом компьютере,маршрутизаторе или шлюзе.

Протокол IGMP (Internet Management Protocol) используетсядля отправки IPпакетов множеству компьютеров в сети.

Протокол TCP (Transmission Control Protocol) является протоколом сетевого уровня и обеспечивает надежную передачу данныхмежду двумя компьютерами путем организации виртуального канала обмена и использования его для передачи больших массивов

данных.

Протокол UDP (User Datagram Protocol) реализует гораздо более простой сервис передачи, обеспечивая надежную доставку данных без установления логического соединения. I

Протоколы верхнего уровня соответствуют уровню пользователей и прикладных программ и распространяются на уровень представления и прикладной уровень эталонной модели сетевого взаи>модействия. Наиболее распространенными являются следующиевысокоуровневые протоколы:

• перенаправления запросов и обмена сообщениями (SMB, NCP);

• управления сетями (SNMP);

• сетевой файловой системы (NFS);

• вызова удаленных процедур (RPC);

• повышающие эффективность использования протоколовTCP/IP среднего уровня (DNS, DHSP);

• удаленного доступа к компьютерным ресурсам (SLIP, PPP,Telnet);

• передачи файлов (FTP);

• передачи гипертекста (HTTP);

• электронной почты (SMTP, POP3, IMAP4);

• организации электронных конференций и системы новостей

(NNTP).

Протокол SMB (Server Message Blocks — блоки серверных сообщений), разработанный совместно корпорациями Microsoft, Intel иIBM, используется в сетевых операционных системах Windows NT,Lan Manager, LAN Server. Данный протокол определяет серии команд, используемых для передачи информации между сетевымикомпьютерами.66

Протокол NCP (NetWare Core Protocol — протокол ядраNetWare) разработан фирмой Novell и используется в сетевых ОСNetWare.

Протокол SNMP (Simple Network Management Protocol — простой протокол управления сетью) осуществляет гибкое и полноеуправление сетью, при этом предполагается выполнение администратором следующих функций: управление конфигурацией, доступом к общим сетевым ресурсам, производительностью, подготовкой к восстановлению, восстановлением. При этом любая из функций управления должна обеспечивать решение трех базовых задач:

• получение информации о состоянии управляемого объекта;

• анализ полученной информации и выработка управляющихвоздействий;

• передача управляющих воздействий на исполнение.

Протокол NFS (Network File System — сетевая файловая система) предназначен для предоставления универсального интерфейсаработы с файлами для различных операционных систем, сетевыхархитектур и протоколов среднего уровня.

Протокол RPC (Remote Procedure Call — сервис вызова удаленных процедур) предназначен для организации межпрограммныхвзаимодействий для сети «клиент—сервер» и обеспечивает связьмежду процессамиклиентами и процессамисерверами, реализованными на разных компьютерах сети.

Протокол DNS (Domain Name System — система доменныхимен) предназначен для установления соответствия между смысловыми символьными именами и IP — адресами компьютеров.

Протокол DHCP (Dynamic Host Configuration Protocol — протокол динамической конфигурации компьютеров) позволяет автоматически назначать IPадреса подключаемых к сети компьютеров иизменять их при перемещении из одной подсети в другую.

Протокол SLIP (Serial Line Internet Protocol — протокол Интернета последовательного соединения) обеспечивает работу протоколов TCP/IP при коммутируемом телефонном соединении.

Протокол PPP (PointtoPoint Protocol — протокол «точкаточка») обеспечивает установление соединения и реализацию непосредственного обмена информацией, а также по сравнению соSLIP позволяет решать следующие задачи:

• конфигурация и проверка качества связи;

• подтверждение подлинности (аутентификация) удаленногопользователя;

¶• динамическое присвоение адресов IP и управление этими адресами;

• обнаружение и коррекция ошибок и др.

Протокол РРТР (PointtoPoint Tunntling Protocol — туннельный протокол «точкаточка») ориентирован на поддержку мультипротокольных виртуальных частных сетей (Virtual PrivateNetworks — VPN) и предоставляет возможность удаленным пользователям иметь безопасный доступ к корпоративным сетям по Интернету.

Протокол Telnet является общепризнанным стандартом удаленного дистанционного управления в Интернете, позволяющим в режиме командной строки запускать и выполнять программы накомпьютере, с которым установлено удаленное соединение.

4.3. ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

Обработка информации состоит в получении одних «информационных объектов» из других «информационных объектов» путемвыполнения некоторых алгоритмов и является одной из основныхопераций, осуществляемых над информацией, и главным средством увеличения ее объема и разнообразия.

На самом верхнем уровне можно выделить числовую и нечисловую обработку. В указанные виды обработки вкладывается различная трактовка содержания понятия «данные». При числовойобработке используются такие объекты, как переменные, векторы, матрицы, многомерные массивы, константы и т.д. При нечисловой обработке объектами могут быть файлы, записи, поля, иерархии, сети, отношения и т.д. Другое отличие заключается в том,что при числовой обработке содержание данных не имеет большого значения, в то время как при нечисловой обработке нас интересуют непосредственные сведения об объектах, а не их совокупность в целом.

С точки зрения реализации на основе современных достиженийвычислительной техники выделяют следующие виды обработкиинформации:

• последовательная обработка, применяемая в традиционнойфоннеймановской архитектуре ЭВМ, располагающей одним процессором;

• параллельная обработка, применяемая при наличии нескольких процессоров в ЭВМ;

• конвейерная обработка, связанная с использованием в архитектуре ЭВМ одних и тех же ресурсов для решения разных задач,причем если эти задачи тождественны, то это последовательныйконвейер, если задачи одинаковые — векторный конвейер.

Принято относить существующие архитектуры ЭВМ с точки зрения обработки информации к одному из следующих классов [35].

Архитектуры с одиночным потоком команд и данных (SISD). Кэтому классу относятся традиционные фоннеймановские однопроцессорные системы, где имеется центральный процессор, работающий с парами «атрибут — значение».

Архитектуры с одиночными потоками команд и данных (SIMD).Особенностью данного класса является наличие одного (центрального) контроллера, управляющего рядом одинаковых процессоров.В зависимости от возможностей контроллера и процессорных элементов, числа процессоров, организации режима поиска и характеристик маршрутных и выравнивающих сетей выделяют:

• матричные процессоры, используемые для решения векторных и матричных задач;

• ассоциативные процессоры, применяемые для решения нечисловых задач и использующие память, в которой можно обращаться непосредственно к информации, хранящейся в ней;

• процессорные ансамбли, применяемые для числовой и нечисловой обработки;

• конвейерные и векторные процессоры.

Архитектуры с множественным потоком команд и одиночным потоком данных (MISD). К этому классу могут быть отнесены конвейерные процессоры.

Архитектуры с множественным потоком команд и множественнымпотоком данных (MIMD). К этому классу могут быть отнесены следующие конфигурации: мультипроцессорные системы, системы смультобработкой, вычислительные системы из многих машин, вычислительные сети.

Основные процедуры обработки данных представлены на рис. 4.5.

Создание данных, как процесс обработки, предусматривает ихобразование в результате выполнения некоторого алгоритма идальнейшее использование для преобразований на более высокомуровне.

Модификация данных связана с отображением изменений в реальной предметной области, осуществляемых путем включения новых данных и удаления ненужных.

Рис. 4.5 Основные процедуры обработки данных

Контроль, безопасность и целостность направлены на адекватное отображение реального состояния предметной области в информационной модели и обеспечивают защиту информации от несанкционированного доступа (безопасность) и от сбоев и повреждений технических и программных средств.

Поиск информации, хранимой в памяти компьютера, осуществляется как самостоятельное действие при выполнении ответов наразличные запросы и как вспомогательная операция при обработкеинформации.

Поддержка принятия решения является наиболее важным действием, выполняемым при обработке информации. Широкая альтернатива принимаемых решений приводит к необходимости использования разнообразных математических моделей [32, 33].

Создание документов, сводок, отчетов заключается в преобразовании информации в формы, пригодные для чтения как человеком, так и компьютером. С этим действием связаны и такие операции, как обработка, считывание, сканирование и сортировка документов.

При преобразовании информации осуществляется ее переводиз одной формы представления или существования в другую, чтоопределяется потребностями, возникающими в процессе реализации информационных технологий.

Реализация всех действий, выполняемых в процессе обработкиинформации, осуществляется с помощью разнообразных программных средств.

Наиболее распространенной областью применения технологической операции обработки информации является принятие решений.

В зависимости от степени информированности о состоянииуправляемого процесса, полноты и точности моделей объекта исистемы управления, взаимодействия с окружающей средой, процесс принятия решения протекает в различных условиях:

1. Принятие решений в условиях определенности. В этой задачемодели объекта и системы управления считаются заданными, авлияние внешней среды — несущественным. Поэтому между выбранной стратегией использования ресурсов и конечным результатом существует однозначная связь, откуда следует, что в условияхопределенности достаточно использовать решающее правило дляоценки полезности вариантов решений, принимая в качестве оптимального то, которое приводит к наибольшему эффекту. Если таких стратегий несколько, то все они считаются эквивалентными.Для поиска решений в условиях определенности используют методы математического программирования.

2. Принятие решений в условиях риска. В отличие от предыдущего случая для принятия решений в условиях риска необходимо учитывать влияние внешней среды, которое не поддается точному прогнозу, а известно только вероятностное распределениеее состояний. В этих условиях использование одной и той жестратегии может привести к различным исходам, вероятностипоявления которых считаются заданными или могут быть определены. Оценку и выбор стратегий проводят с помощью решающего правила, учитывающего вероятность достижения конечногорезультата.

3. Принятие решений в условиях неопределенности. Как и в предыдущей задаче между выбором стратегии и конечным результатомотсутствует однозначная связь. Кроме того, неизвестны также значения вероятностей появления конечных результатов, которыелибо не могут быть определены, либо не имеют в контексте содержательного смысла. Каждой паре «стратегия — конечный результат» соответствует некоторая внешняя оценка в виде выигрыша.Наиболее распространенным является использование критерия получения максимального гарантированного выигрыша.

4. Принятие решений в условиях многокритериальное™. В любойиз перечисленных выше задач многокритериальность возникает вслучае наличия нескольких самостоятельных, не сводимых одна кдругой целей. Наличие большого числа решений усложняет оценкуи выбор оптимальной стратегии. Одним из возможных путей решения является использование методов моделирования.

¶Решение задач с помощью искусственного интеллекта заключается в сокращении перебора вариантов при поиске решения, приэтом программы реализуют те же принципы, которыми пользуетсяв процессе мышления человек.

Экспертная система пользуется знаниями, которыми она обладает в своей узкой области, чтобы ограничить поиск на пути к решению задачи путем постепенного сужения круга вариантов.

Для решения задач в экспертных системах используют:

• метод логического вывода, основанный на технике доказательств, называемой резолюцией и использующей опровержениеотрицания (доказательство «от противного»);

• метод структурной индукции, основанный на построении дерева принятия решений для определения объектов из большогочисла данных на входе;

• метод эвристических правил, основанных на использованииопыта экспертов, а не на абстрактных правилах формальной логики;

• метод машинной аналогии, основанный на представленииинформации о сравниваемых объектах в удобном виде, например,в виде структур данных, называемых фреймами.

Источники «интеллекта», проявляющегося при решении задачи, могут оказаться бесполезными либо полезными или экономичными в зависимости от определенных свойств области,в которойпоставлена задача. Исходя из этого, может быть осуществлен выбор метода построения экспертной системы или использования готового программного продукта.

Процесс выработки решения на основе первичных данных, схема которого представлена на рис. 4.6, можно разбить на два этапа:выработка допустимых вариантов решений путем математическойформализации с использованием разнообразных моделей и выбороптимального решения на основе субъективных факторов.

Информационные потребности лиц, принимающих решение,во многих случаях ориентированы на интегральные техникоэкономические показатели, которые могут быть получены в результатеобработки первичных данных, отражающих текущую деятельностьпредприятия. Анализируя функциональные взаимосвязи междуитоговыми и первичными данными, можно построить так называемую информационную схему, которая отражает процессы агрегирования информации. Первичные данные, как правило, чрезвычайно разнообразны, интенсивность их поступления высока, а общий объем на интересующем интервале велик. С другой сторонысостав интегральных показателей относительно мал, а требуемый

Рис 4.6. Процесс выработки решения на основе первичных данных

период их актуализации может быть значительно короче периодаизменения первичных данных — аргументов.

Для поддержки принятия решений обязательным является наличие следующих компонент:

• обобщающего анализа;

• прогнозирования;

• ситуационного моделирования.

В настоящее время принято выделять два типа информационных систем поддержки принятия решений.

Системы поддержки принятия решений DSS (Decision SupportSystem) осуществляют отбор и анализ данных по различным характеристикам и включают средства:

• доступа к базам данных;

• извлечения данных из разнородных источников;

• моделирования правил и стратегии деловой деятельности;

• деловой графики для представления результатов анализа;

• анализа «если что»;

• искусственного интеллекта на уровне экспертных систем.Системы оперативной аналитической обработки OLAP (OnLine

Analysis Processing) для принятия решений используют следующиесредства:

¶• мощную многопроцессорную вычислительную технику в вид^специальных OLAPсерверов; j

• специальные методы многомерного анализа;

• специальные хранилища данных Data Warehouse.Реализация процесса принятия решений заключается в пот

строении информационных приложений. Выделим в информационном приложении типовые функциональные компоненты, достаточные для формирования любого приложения на основе БД [2].

PS (Presentation Services) — средства представления. Обеспечиваются устройствами, принимающими ввод от пользователя и отображающими то, что сообщает ему компонент логики представления PL, плюс соответствующая программная поддержка. Можетбыть текстовым терминалом или Xтерминалом, а также персональным компьютером или рабочей станцией в режиме программ,ной эмуляции терминала или Хтерминала.

PL (Presentation Logic) — логика представления. Управляет взаимодействием между пользователем и ЭВМ. Обрабатывает действияпользователя по выбору альтернативы меню, по нажатию кнопкиили выбору элемента из списка.

BL (Business or Application Logic) — прикладная логика. Наборправил для принятия решений, вычислений и операций, которыедолжно выполнить приложение.

DL (Data Logic) — логика управления данными. Операции с базой данных (SQLоператоры SELECT, UPDATE и INSERT), которые нужно выполнить для реализации прикладной логики управления данными.

DS (Data Services) — операции с базой данных. Действия СУБД, вызываемые для выполнения логики управления данными, такие как манипулирование данными, определения данных, фиксация или откаттранзакций и т.п. СУБД обычно компилирует SQLприложения.

FS (File Services) — файловые операции. Дисковые операции чтения и записи данных для СУБД и других компонент. Обычно являются функциями ОС.

Среди средств разработки информационных приложений можно выделить следующие основные группы:

• традиционные системы программирования;

• инструменты для создания файлсерверных приложений;

• средства разработки приложений «клиент—сервер»;

• средства автоматизации делопроизводства и документооборота;

• средства разработки Интернет/Интранетприложений;

• средства автоматизации проектирования приложений.

4.4. ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Хранение и накопление являются одними из основных действий, осуществляемых над информацией и главным средством обеспечения ее доступности в течение некоторого промежутка времени.В настоящее время определяющим направлением реализации этойоперации является концепция базы данных, склада (хранилища)данных.

База данных может быть определена как совокупность взаимосвязанных данных, используемых несколькими пользователями ихранящихся с регулируемой избыточностью. Хранимые данные независят от программ пользователей, для модификации и внесенияизменений применяется общий управляющий метод.

Банк данных — система, представляющая определенные услугипо хранению и поиску данных определенной группе пользователейпо определенной тематике.

Система баз данных — совокупность управляющей системы,прикладного программного обеспечения, базы данных, операционной системы и технических средств, обеспечивающих информационное обслуживание пользователей.

Хранилище данных (ХД — используют также термины DataWarehouse, «склад данных», «информационное хранилище») — этобаза, хранящая данные, агрегированные по многим измерениям.Основные отличия ХД от БД: агрегирование данных; данные из ХДникогда не удаляются; пополнение ХД происходит на периодической основе; формирование новых агрегатов данных, зависящих отстарых — автоматическое; доступ к ХД осуществляется на основемногомерного куба или гиперкуба.

Альтернативой хранилищу данных является концепция витринданных (Data Mart). Витрины данных — множество тематическихБД, содержащих информацию, относящуюся к отдельным информационным аспектам предметной области.

Еще одним важным направлением развития баз данных являются репозитарии. Репозитарий, в упрощенном виде, можно рассматривать просто как базу данных, предназначенную для хранения не пользовательских, а системных данных. Технология репозитариев проистекает из словарей данных, которые по мере обогащения новыми функциями и возможностями приобретали черты инструмента для управления метаданными.

Каждый из участников действия (пользователь, группа пользователей, «физическая память») имеет свое представление об информации.

¶По отношению к пользователям применяют трехуровневоепредставление для описания предметной области: концептуальное,логическое и внутреннее (физическое) (рис. 4.7).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных