Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возникновение и этапы становления информационных технологий 10 страница




Рис. 5.15. Модель сервера управления данными

¶Модель сервера управления данными целесообразно использовать в случае обработки умеренных, не увеличивающихся со временем объемов информации. При этом сложность прикладного компонента должна быть невысокой.

Модель комплексного сервера (рис. 5.16) строится в предположении, что процесс, выполняемый на компьютереклиенте, ограничивается функциями представления, а собственно прикладныефункции и функции доступа к данным выполняются сервером.

Преимущества модели комплексного сервера:

• высокая производительность;

• централизованное администрирование;

• экономия ресурсов сети.

Модель комплексного сервера является оптимальной для крупных сетей, ориентированных на обработку больших и увеличивающихся со временем объемов информации.

Архитектура «клиент—сервер», при которой прикладной компонент расположен на рабочей станции вместе с компонентом представления (модели доступа к удаленным данным и сервера управления данными) или на сервере вместе с менеджером ресурсов иданными (модель комплексного сервера), называют двухзвеннойархитектурой.

При существенном усложнении и увеличении ресурсоемкое™прикладного компонента для него может быть выделен отдельныйсервер, называемый сервером приложений. В этом случае говорят отрехзвенной архитектуре «клиент—сервер» (рис. 5.17). Первое звено — компьютер—клиент, второе — сервер приложений, третье — сервер управления данными. В рамках сервера приложений могутбыть реализованы несколько прикладных функций, каждая из которых оформляется как отдельная служба, предоставляющая некоторые услуги всем программам. Серверов приложения может бытьнесколько, каждый из них ориентирован на предоставление некоторого набора услуг.

Рис. 5.16. Модель комплексного сервера

Рис. 5.17. Трехзвенная архитектура «клиент—сервер»

Наиболее ярко современные тенденции телекоммуникационныхтехнологий проявились в Интернете. Архитектура «клиент—сервер»,основанная на Webтехнологии представлена на рис. 5.18.

В соответствии с Webтехнологией на сервере размещаютсятак называемые Webдокументы, которые визуализируются и интерпретируются программой навигации (Webнавигатор,Webброузер), функционирующей на рабочей станции. ЛогическиWebдокумент представляет собой гипермедийный документ, объединяющий ссылками различные Webстраницы. В отличие от бумажной Webстраница может быть связана с компьютернымипрограммами и содержать ссылки на другие объекты. В Webтехнологии существует система гиперссылок, включающая ссылки наследующие объекты:

Рис. 5.18. Архитектура «клиент—сервер», основанная на Webтехнологии

¶• другую часть Webдокумента;.>

• другой Webдокумент или документ другого формата (напри1мер, документ Word или Excel), размещаемый на любом компьютЫре сети;

• мультимедийный объект (рисунок, звук, видео);

• программу, которая при переходе на нее по ссылке, будет передана с сервера на рабочую станцию для интерпретации или запуска на выполнение навигатором;

• любой другой сервис — электронную почту, копированиефайлов с другого компьютера сети, поиск информации и т.д.

Передачу с сервера на рабочую станцию документов и другихобъектов по запросам, поступающим от навигатора, обеспечиваетфункционирующая на сервере программа, называемая Webсервером. Когда Webнавигатору необходимо получить документы илидругие объекты от Webсервера, он отправляет серверу соответствующий запрос. При достаточных правах доступа между сервероми навигатором устанавливается логическое соединение. Далее сервер обрабатывает запрос, передает Webнавигатору результаты обработки и разрывает установленное соединение. Таким образом,Webсервер выступает в качестве информационного концентратора, который доставляет информацию из разных источников, а потом в однородном виде предоставляет ее пользователю.

Дальнейшим развитием Интернета явилась Интернеттехнология, рассмотренная в подразд. 6.1.

Интернет — бурно разросшаяся совокупность компьютерныхсетей, опутывающих земной шар, связывающих правительственные, военные, образовательные и коммерческие институты, а также отдельных граждан.

Как и многие другие великие идеи, «сеть сетей» возникла изпроекта, который предназначался совершенно для других целей: изсети ARPAnet, разработанной и созданной в 1969 г. по заказуАгентства передовых исследовательских проектов (ARPA —Advanced Research Project Agency) Министерства обороны США.ARPAnet была сетью, объединяющей учебные заведения, военныхи военных подрядчиков; она была создана для помощи исследователям в обмене информацией, а также (что было одной из главныхцелей) для изучения проблемы поддерживания связи в случае ядерного нападения.

В модели ARPAnet между компьютеромисточником и компьютеромадресатом всегда существует связь. Сама сеть считается ненадежной; любой ее отрезок может в любой момент исчезнуть (по

еле бомбежки или в результате неисправности кабеля). Сеть былапостроена так, чтобы потребность в информации от компьютеровклиентов была минимальной. Для пересылки сообщения посети компьютер должен был просто помещать данные в конверт,называемый «пакетом межсетевого протокола» (IP, InternetProtocol), правильно «адресовать» такие пакеты. Взаимодействующие между собой компьютеры (а не только сама сеть) также неслиответственность за обеспечение передачи данных. Основополагающий принцип заключался в том, что каждый компьютер в сети могобщаться в качестве узла с любым другим компьютером с широкимвыбором компьютерных услуг, ресурсов, информации. Комплекссетевых соглашений и общедоступных инструментов «сети сетей»разработан с целью создания одной большой сети, в которой компьютеры, соединенные воедино, взаимодействуют, имея множестворазличных программных и аппаратных платформ.

В настоящее время направление развития Интернета в основном определяет «Общество Internet», или ISOC (Internet Society).ISOC — это организация на общественных началах, целью которойявляется содействие глобальному информационному обмену черезИнтернет. Она назначает совет старейшин LAB (InternetArchitecture Board), который отвечает за техническое руководство иориентацию Интернета (в основном это стандартизация и адресация в Интернете). Пользователи Интернета выражают свои мненияна заседаниях инженерной комиссии IETF (Internet EngineeringTask Force). IETF — еще один общественный орган, он собираетсярегулярно для обсуждения текущих технических и организационных проблем Интернета.

Финансовая основа Интернета заключается в том, что каждыйплатит за свою часть. Представители отдельных сетей собираются ирешают, как соединяться и как финансировать эти взаимные соединения. Учебное заведение или коммерческое объединение платит за подключение к региональной сети, которая, в свою очередь,платит за доступ к Интернету поставщику на уровне государства.Таким образом, каждое подключение к Интернету кемто оплачивается.

Рассмотрим кратко основные компоненты Интернета [49].

World Wide Web (WWW, просто Web, Всемирная паутина) представляет совокупность Webсерверов, на которых хранятся данные,реализованные в виде текстовых и/или графических страниц с гипертекстовыми ссылками на другие страницы или Webсерверы.Если ссылка заинтересовала пользователя, то он может перейти нанужную страницу, независимо от ее местонахождения, вернуться

¶на предыдущую просмотренную, поставить закладку. В этом заключается основное преимущество WWW. Пользователя не интересует, как организовано и где находится огромное структурированное хранилище данных. Графическое представление подключенияразличных серверов представляет собой сложную невидимую электронную паутину.

Серверы Web — специальные компьютеры, осуществляющиехранение страниц с информацией и обработку запросов от другихмашин. Пользователь, попадая на какойнибудь сервер Web, получает страницу с данными. На компьютере пользователя специальная программа (броузер) преобразует полученный документ в удобный для просмотра и чтения вид, отображаемый на экране. Серверы Web устанавливаются, как правило, в фирмах и организациях,желающих распространить свою информацию среди многих пользователей, и отличаются специфичностью информации. Организация и сопровождение собственного сервера требует значительныхзатрат. Поэтому в WWW встречаются «разделяемые» (shared) серверы, на которых публикуют свои данные различные пользователи иорганизации. Это самый дешевый способ опубликования своей информации для обозрения. Такие серверы зачастую представляютсвоеобразные информационные свалки.

Серверы FTP представляют собой хранилища различных файлов и программ в виде архивов. На этих серверах может находитьсякак полезная информация (дешевые условно бесплатные утилиты,программы, картинки), так и информация сомнительного характера, например порнографическая.

Электронная почта является неотъемлемой частью Интернета иодной из самых полезных вещей. С ее помощью можно посылать иполучать любую корреспонденцию (письма, статьи, деловые бумаги и др.). Время пересылки зависит от объема, обычно занимаетминуты, иногда часы. Каждый абонент электронной почты имеетсвой уникальный адрес. Надо отметить, что подключение к электронной почте может быть организовано и без подключения к Интернету. Необходимый интерфейс пользователя реализуется с помощью броузера, который, получив от него запрос с Интернетадресом, преобразовывает его в электронный формат и посылает наопределенный сервер. В случае корректности запроса, он достигаетWEBсервера, и последний посылает пользователю в ответ информацию, хранящуюся по заданному адресу. Броузер, получив информацию, делает ее читабельной и отображает на экране. Современные броузеры имеют также встроенную программу для электронной почты.

Среди наиболее распространенных броузеров необходимо выделить Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator.

Подсоединение к Интернету для каждого конкретного пользователя может быть реализовано различными способами: от полногоподсоединения по локальной вычислительной сети (ЛВС) до доступа к другому компьютеру для работы с разделением и использованием программного пакета эмуляции терминала.

Диапазон услуг, предлагаемых Интернетом, достаточно широк.Можно воспользоваться: электронной почтой, электронными досками объявлений, пересылкой файлов, удаленным доступом, каталогизирующими программами и т.д. Для получения полного набора услуг у пользователя должно быть подсоединение по протоколуTCP/IP. Это необходимо для того, чтобы компьютер пользователябыл частью сети и мог устанавливать контакт с любой сервиснойпрограммой, имеющейся в Интернете.

Фактически выход в Интернет может быть реализован несколькими видами подключений:

• доступ по выделенному каналу;

• доступ по ISDN (Integrated Services Digital Network — цифровая сеть с интегрированными услугами);

• доступ по коммутируемым линиям;

• с использованием протоколов SLIP и РРР.

Корпорациям и большим организациям лучше всего использовать доступ по выделенному каналу. В этом случае возможно наиболее полно использовать все средства Интернета. Поставщик сетевых услуг при этом сдает в аренду выделенную телефонную линию с указанной скоростью передачи и устанавливает специальный компьютермаршрутизатор для приема и передачи сообщенийот телекоммуникационного узла организации. Это дорогостоящееподключение. Однако, установив такое соединение, каждый компьютер ЛВСорганизации является полноценным членом Интернета и может выполнять любую сетевую функцию.

ISDN — это использование цифровой телефонной линии, соединяющей домашний компьютер или офис с коммутатором телефонной компании. Преимущество ISDN — в возможности доступа с очень высокими скоростями при относительно низкой стоимости. При этом по Интернету предоставляется такой же сервис,как и по коммутируемым линиям. Услуги телефонных компаний,предоставляющих сервис ISDN, доступны не на всей территорииРоссии.

¶Наиболее простой и дешевый способ получения доступа к сети(Dial — up Access) осуществляется по коммутируемым линиям. Вэтом случае пользователь приобретает права доступа к компьютеру, который подсоединен к Интернету (хосткомпьютеру или узлуИнтернета). Войдя по телефонной линии (при этом используетсямодем и программное обеспечение для работы в коммутируемомрежиме) с помощью эмулятора терминала в удаленную систему,необходимо в ней зарегистрироваться и далее уже можно пользоваться всеми ресурсами Интернета, предоставленными удаленнойсистеме. Пользователь в таком режиме арендует дисковое пространство и вычислительные ресурсы удаленной системы. Еслитребуется сохранить важное сообщение электронной почты илидругие данные, то это можно сделать в удаленной системе, но нена диске пользовательского компьютера: сначала нужно записатьфайл на диск удаленной системы, а затем с помощью программыпередачи данных перенести этот файл на свой компьютер. Притаком доступе пользователь не может работать с прикладнымипрограммами, для которых нужен графический дисплей, так как втакой конфигурации с компьютера, подсоединенного к Интернету, нет возможности передать графическую информацию на компьютер пользователя.

При дополнительных финансовых затратах и в коммутируемомрежиме можно получить полный доступ к Интернету. Это достигается применением протоколов SLIP и РРР. Один называется «межсетевой протокол последовательного канала» (Serial Line InternetProtocol — SLIP), а другой — «протокол точка — точка» (PointtoPointProtocol — РРР). Одно из главных достоинств SLIP и РРР состоит втом, что они обеспечивают полноценное соединение с Интернетом. Пользовательский компьютер не использует какуюто системукак «точку доступа», а непосредственно подключается к Интернету.Но для подключения средних и больших сетей к Интернету этипротоколы не подходят, поскольку их быстродействия недостаточно для одновременной связи со многими пользователями.

Современные сети создаются по многоуровневому принципу.Передача сообщений в виде последовательности двоичных сигналов начинается на уровне линий связи и аппаратуры, причем линий связи не всегда высокого качества. Затем добавляется уровеньбазового программного обеспечения, управляющего работой аппаратуры. Следующий уровень программного обеспечения позволяетнаделить базовые программные средства дополнительными необходимыми возможностями. Расширение необходимых функциональных возможностей сети путем добавления уровня за уровнем при

водит к тому, что пользователь в конце концов получает понастоящему дружественный и полезный инструментарий.

Моделью Интернета можно считать почтовое ведомство, представляющее собой сеть с коммутацией пакетов. Там корреспонденция конкретного пользователя смешивается с другими письмами,отправляется в ближайшее почтовое отделение, где сортируется инаправляется в другие почтовые отделения до тех пор пока не достигнет адресата.

Для передачи данных в Интернете используются интернетпротокол (IP) и протокол управления передачей (TCP).

С помощью интернетпротокола (IP) обеспечивается доставкаданных из одного пункта в другой. Различные участки Интернетасвязываются с помощью системы компьютеров (называемых маршрутизаторами), соединяющих между собой сети. Это могут бытьсети Ethernet, сети с маркерным доступом, телефонные линии.Правила, по которым информация переходит из одной сети в другую, называются протоколами. Межсетевой протокол (InternetProtocol — IP) отвечает за адресацию, т.е. гарантирует, что маршрутизатор знает, что делать с данными пользователя, когда они поступят. Некоторая адресная информация приводится в начале каждого пользовательского сообщения. Она дает сети достаточно сведений для доставки пакета данных, так как каждый компьютер вИнтернете имеет свой уникальный адрес.

Для более надежной передачи больших объемов информации•служит протокол управления передачей (Transmission ControlProtocol — TCP). Информация, которую пользователь хочет передать, TCP разбивает на порции. Каждая порция нумеруется,подсчитывается ее контрольная сумма, чтобы можно было наприемной стороне проверить, вся ли информация получена правильно, а также расположить данные в правильном порядке. Накаждую порцию добавляется информация протокола IP, такимобразом получается пакет данных в Интернете, составленный поправилам TCP/IP.

По мере развития Интернета и увеличения числа компьютерных узлов, сортирующих информацию, в сети была разработанадоменная система имен — DNS, и способ адресации по доменномупринципу. DNS иногда еще называют региональной системой наименований.

Доменная система имен — это метод назначения имен путемпередачи сетевым группам ответственности за их подмножество.Каждый уровень этой системы называется доменом. Домены вименах отделяются друг от друга точками: inr.msk.ru. В имени мо

¶жет быть различное число доменов, но практически — не большепяти. По мере движения по доменам слева направо в имени, числоимен, входящих в соответствующую группу возрастает.

Все компьютеры Интернета способны пользоваться доменнойсистемой. Работающий в сети компьютер всегда знает свой собственный сетевой адрес. Когда используется доменное имя, например mx.ihep.ru, компьютер преобразовывает его в числовой адрес.Для этого он начинает запрашивать помощь у DNSсерверов. Этоузлы, рабочие машины, обладающие соответствующей базой данных, в число обязанностей которых входит обслуживание такогорода запросов. DNSсервер начинает обработку имени с его правого конца и двигается по нему влево, т.е. сначала осуществляет поиск адреса в самой большой группе (домене), потом постепенносужает его. Но для начала опрашивается на предмет наличия нужной информации местный узел. Если местный сервер адрес не знает он связывается с корневым сервером. Это сервер, который знаетадреса серверов имен высшего уровня (самых правых в имени),здесь это уровень государства (ранга домена ш). У него запрашивается адрес компьютера, ответственного за зону su. МестныйDNSсервер связывается с этим более общим сервером и запрашивает у него адрес сервера, ответственного за домен ihep.su. Теперьуже запрашивается этот сервер и у него выясняется адрес рабочеймашины тх.

Важное значение имеют правовые и этические нормы работы вИнтернете, так как это не просто сеть, а сеть сетей, каждая из которых может иметь свои собственные правила поведения и обычаи.

Правила эти довольно общи, и все будет в порядке, если пользователь помнит некоторые общие положения. К счастью, эти указания не очень строги. Если вы держитесь в отведенном ими пространстве, вы можете делать все, что угодно. Когда же вы теряетеуверенность в правоте своих поступков, свяжитесь с вашим поставщиком сети и выясните точно, дозволено это или нет. Может быть,вы хотите вполне законного, но выяснение подлинной законностивсегда остается на вашей ответственности. Незнание закона, какизвестно, не освобождает от ответственности.

На законы Интернета влияют три основных положения:

• государство субсидирует большие части Интернета. Эти субсидии исключают коммерческое использование;

• Интернет — не только национальная, но самая настоящая глобальная сеть. При передаче чего бы то ни было через национальныеграницы начинают действовать экспортные законы; государственные законы в разных местах могут существенно различаться;

• при пересылке программного обеспечения (или идеи) из одного места в другое, необходимо считаться с интеллектуальнойсобственностью и лицензионными ограничениями.

5.6. ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГОИНТЕЛЛЕКТА

С развитием компьютерных технологий менялся смысл, вкладываемый в понятие информационной системы. Современнаяинформационная система — это набор информационных технологий, направленных на поддержку жизненного цикла информации и включающего три основные процесса: обработку данных,управление информацией и управление знаниями. В условияхрезкого увеличения объемов информации переход к работе сознаниями на основе искусственного интеллекта является, повсей вероятности, единственной альтернативой информационного общества.

Воспользуемся определением «интеллектуальной системы»проф. Д.А. Поспелова [38]: «Система называется интеллектуальной, если в ней реализованы следующие основные функции:

• накапливать знания об окружающем систему мире, классифицировать и оценивать их с точки зрения прагматической полезности и непротиворечивости, инициировать процессы полученияновых знаний, осуществлять соотнесение новых знаний с ранеехранимыми;

• пополнять поступившие знания с помощью логического вывода, отражающего закономерности в окружающем систему миреили в накопленных ею ранее знаниях, получать обобщенные знания на основе более частных знаний и логически планироватьсвою деятельность;

• общаться с человеком на языке, максимально приближенномк естественному человеческому языку, и получать информацию отканалов, аналогичных тем, которые использует человек при восприятии окружающего мира, уметь формировать для себя или попросьбе человека (пользователя) объяснение собственной деятельности, оказывать пользователю помощь за счет тех знаний, которые хранятся в памяти, и тех логических средств рассуждений, которые присущи системе».

Перечисленные функции можно назвать функциями представления и обработки знаний, рассуждения и общения. Наряду с обя

¶зательными компонентами, в зависимости от решаемых задач и области применения в конкретной системе эти функции могут бытьреализованы в различной степени, что определяет индивидуальность архитектуры. На рис. 5.19 в наиболее общем виде представлена структура интеллектуальной системы в виде совокупностиблоков и связей между ними [51].

База знаний представляет собой совокупность сред, хранящихзнания различных типов. Рассмотрим кратко их назначение.

Рис. 5.19. Общая структура интеллектуальной системы134

¶В зависимости от набора компонентов, реализующих рассмотренные функции, можно выделить следующие основные разновидности интеллектуальных систем:

• интеллектуальные информационнопоисковые системы;

• экспертные системы (ЭС);

• расчетнологические системы;

• гибридные экспертные системы.

Интеллектуальные информационнопоисковые системы являютсясистемами взаимодействия с проблемноориентированными (фактографическими) базами данных на естественном, точнее ограниченном как грамматически, так и лексически (профессиональнойлексикой) естественном языке (языке деловой прозы). Для них характерно использование, помимо базы знаний, реализующей семантическую модель представления знаний о проблемной области,лингвистического процессора.

Экспертные системы являются одним из бурно развивающихсяклассов интеллектуальных систем. Данные системы в первую очередь стали развиваться в математически слабоформализованныхобластях науки и техники, таких как медицина, геология, биологияи др. Для них характерна аккумуляция в системе знаний и правилрассуждений опытных специалистов в данной предметной области,а также наличие специальной системы объяснений.

Расчетнологические системы позволяют решать управленческиеи проектные задачи по их постановкам (описаниям) и исходнымданным вне зависимости от сложности математических моделейэтих задач. При этом конечному пользователю предоставляетсявозможность контролировать в режиме диалога все стадии вычислительного процесса. В общем случае, по описанию проблемы наязыке предметной области обеспечивается автоматическое построение математической модели и автоматический синтез рабочихпрограмм при формулировке функциональных задач из даннойпредметной области. Эти свойства реализуются благодаря наличиюбазы знаний в виде функциональной семантической сети и компонентов дедуктивного вывода и планирования.

В последнее время в специальный класс выделяются гибридныеэкспертные системы. Указанные системы должны вобрать в себялучшие черты как экспертных, так и расчетнологических и информационнопоисковых систем. Разработки в области гибридныхэкспертных систем находятся на начальном этапе.136

Наиболее значительные успехи в настоящее время достигнуты втаком классе интеллектуальных систем, как экспертные системыОС).

ЭС называют вычислительную систему использования знанийэксперта и процедур логического вывода для решения проблем, которые требуют проведения экспертизы и позволяют дать объяснение полученным результатам.

ЭС обладает способностями к накоплению знаний, выдаче рекомендаций и объяснению полученных результатов, возможностями модификации правил, подсказки пропущенных экспертом условий, управления целью или данными. ЭС отличают следующиехарактеристики: интеллектуальность, простота общения с компьютером, возможность наращивания модулей, интеграция неоднородных данных, способность разрешения многокритериальных задачпри учете предпочтений лиц, принимающих решения (ЛПР), работа в реальном времени, документальность, конфиденциальность,унифицированная форма знаний, независимость механизма логического вывода, способность объяснения результатов.

В настоящее время можно выделить следующие основные сферы применения ЭС: диагностика, планирование, имитационноемоделирование, предпроектное обследование предприятий, офисная деятельность, а также некоторые другие.

Практика показывает, что по сравнению со статическими ЭСгораздо больший эффект дают ЭС, используемые в динамическихпроцессах (экспертные системы реального времени — ЭСРВ), которые занимают около 70% рынка таких систем и находят все болееширокое применение в управлении непрерывными процессами(химические производства, цементная промышленность, атомнаяэнергетика и т.д.).

По сравнению с общей схемой (см. рис. 5.19) в ЭС часто отсутствует возможность общения с системой на близком к естественному языке или с использованием визуальных средств, посколькувзаимодействие с такой системой осуществляется с использованием языка типа ПРОЛОГ или с применением ПРОЛОГидей.

Важное место в теории искусственного интеллекта (ИИ) занимает проблема представления знаний. В настоящее время выделяют следующие основные типы моделей представления знаний:

1. Семантические сети, в том числе функциональные;

2. Фреймы и сети фреймов;

3. Продукционные модели.

¶Семантические сети определяют как граф общего вида, в котором можно выделить множество вершин и ребер. Каждая вершинаграфа представляет некоторое понятие, а дуга — отношение междупарой понятий. Метка и направление дуги конкретизируют семантику. Метки вершин семантической нагрузки не несут, а используются как справочная информация.

Различные разновидности семантических сетей обладают различной семантической мощностью, следовательно, можно описатьодну и ту же предметную область более компактно или громоздко.

Фреймом называют структуру данных для представления и описания стереотипных объектов, событий или ситуаций. Фреймоваямодель представления знаний состоит из двух частей:

• набора фреймов, составляющих библиотеку внутри представляемых знаний;

• механизмов их преобразования, связывания и т.д.Существует два типа фреймов:

• образец (прототип) — интенсиональное описание некоторогомножества экземпляров;

• экземпляр (пример) — экстенсиональное представлениефреймобразца.

В общем виде фрейм может быть представлен следующим кортежем:

где ИФ — имя фрейма; ИС — имя слота; ЗС — значение слота;ПП — имя присоединенной процедуры (необязательный параметр).

Слоты — это некоторые незаполненные подструктуры фрейма,заполнение которых приводит к тому, что данный фрейм ставитсяв соответствие некоторой ситуации, явлению или объекту.

В качестве данных фрейм может содержать обращения к процедурам (так называемые присоединенные процедуры). Выделяютдва вида процедур: процедурыдемоны и процедурыслуги. Процедурыдемоны активизируются при каждой попытке добавления илиудаления данных из слота. Процедурыслуги активизируются только при выполнении условий, определенных пользователем присоздании фрейма.

Продукционные модели — это набор правил вида «условия — действие», где условиями являются утверждения о содержимом базы данных, а действия представляют собой процедуры, которые могут изменять содержимое базы данных.

Формально продукция определяется следующим образом:

где (0 — имя продукции (правила); Q — сфера применения правила; Р — предусловие (например, приоритетность); С—предикат(отношение); А —» В — ядро; N — постусловия (изменения, вносимые в систему правил).

Практически продукции строятся по схеме «ЕСЛИ» (причинаили иначе посылка), «ТО» (следствие или иначе цель правила).

Полученные в результате срабатывания продукций новые знания могут использоваться в следующих целях:

• понимание и интерпретация фактов и правил с использованием продукций, фреймов, семантических цепей;

• решение задач с помощью моделирования;

• идентификация источника данных, причин несовпадений новых знаний со старыми, получение метазнаний;

• составление вопросов к системе;

• усвоение новых знаний, устранение противоречий, систематизация избыточных данных.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных