ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Возникновение и этапы становления информационных технологий 13 страницаХарактеристики I Фирмаразработчик __________________________________AflТи Галактика______Парус1£ ввод и обработка графиче + — — + ской информации электронное согласование + + + * + документов свободная компоновка рабо + (модуль + + + чих мест «Админист ратор») модернизация логики доку + + + * + ментооборота пользователем реализованная модель архи Трехуровне Двухуров Двухуров Двухуровтектуры «клиент—сервер» вал невая невая невая ОС сервера Любая для Любая для Любая для Любая для Oracle Oracle Oracle Windows NT ОС рабочих станций Windows 95, Windows 95, Windows 95, Windows 95, NT NT, DOS NT NT СУБД сервера КИС Oracle Btrieve, MS Oracle 7 MS SQL 65 SQL, Oracle язык разработки КИС Средства Прикладная Кли MS C++, Oracle часть — 4GL ент —Delphi, встроенный (Des/2000, Vip, инстру сервер — языкDev/2000, ментальная PL/SQLProg/2000) часть —клиент —C++Аппаратная платформа: клиентская часть Intel Intel Intel Intel серверная часть Любая для Intel, любая Intel, HP Intel Oracle для Oracle 9000, DEC Цены: базовый модуль ПО, долл. за >1000 10002000 6001000 280960 1 рабочее место зависимость цены от числа Н/д Линейая, Скидки в Не зависитрабочих мест скидки в за зависимо висимости сти от числаот объемов рабочих мест обучение, долл/ч >50 17 50 + сопровождение 1 год бес36% от стой 1 год бесЛиния платно, да мости ли платно, да техническойлее 15% от цензии лее 30% от поддержкистоимости стоимости бесплатно лицензии лицензии замена версий Входите Входите Входите Модерниза стоимость стоимость стоимость ция за полсопровож сопровож сопровож ценыдения дения дения скидки для филиалов + + + + скидки пользователям других Возможны — Возможны — КИС_____________________I1111 Примечание: «+» — да; «—» — нет; «*» частично; В/р — находится в разработке;Н/д — нет данных.
В информатизации банковской деятельности происходили процессы, аналогичные рассмотренным выше. Выделяют два основных направления [8, 46]: 1) информатизация задач ввода и обновления оперативной информации, получения стандартной отчетности (OLTPсистемыOnLine Tranzaction Processing на базе промышленных СУБД); 2) информатизация аналитических задач высокого уровня (анализ деятельности банка, подготовка консолидированного отчета,расчет и управление рисками и др.). В первом случае используются системы на базе промышленныхСУБД, так называемые OLTPсистемы. Во втором случае используется технология информационныххранилищ (Data Warrehouse) и приложений оперативной аналитической обработки OLAP (OnLine Analytic Processing). В табл. 6.2представлены характеристики наиболее распространенных банковских информационных систем [52]. Т а б л и ц а 6.2 № Фирма Система Базовый СУБД ОС сервера, Инструмент Число п/п разработ элемент БД разработки банков ________чик_______________технологии________________________приложений клиентов 1 «RStyle «RSBank Сделка Btrieve Novell Си, Си++ 600Software 4» NetWare; ____Lab»___________________________________Windows NT____________________ 2 «Диа «DtasoftBank Документ Btrieve Novell Clarion for 600софт» 4.4» NetWare; Windows ___________________________________________Windows NT____________________ 3 «Про DOSком Провод BtneveOra Novell Clipper 400граммм плекс ка/доку cle NetWare Банк» «Афина» мент Unix;___________________________________________Windows NT____________________ 4 «Инвер «InvoBank» Сделка/ Btrieve Novell Си++ 250сия» документ NetWare «Банк XXI Сделка/ Oracle Unix; Developper 6___,__________век»_______документ__________Windows NT 2000_______________ 5 ЦФТ «I B System» Документ Btrieve Novell Clipper 200 NetWare;Windows NT «IB System Документ Oracle Unix IB Object 3_____________Object»_______________________________________________________ 6 «Кво «БанкКво Операция Btrieve Novell Турбо Пас 130рум» рум» NetWare; каль7.0,Ат WindowsNT; лантис___________________________________________Unix___________________________ 7 «CSBI «Банкир» Документ Progress Unix; OS/2; 4GL 60 I ЕЕ» I___________|__________I_________I Windows NT [Progress____________
¶Продолжение табл. 6.2 № Фирма Система Базовый СУБД ОС сервера, Инструмент Числоп/п разработ элемент БД разработки банков________чик________________технологии__________________________приложений клиентов 8 «Форс» «ВаБанк»/ Документ Oracle Novell Developper 60 «ВаБанк NetWare, 2000 Старт» OS/2, Windows NT, Unix «ВаБанк» Сделка Oracle Unix, Open Developper 5Плюс/Sym контракт VHS 2000, Oracle_____________bolsR»____________________________________Forms 3.0__________ 9 БИС «Бисквит» Доку Progress Unix 4GLProgress 61 мент/сдел 8.2________________________ка________________________________________________ 10 «Кано «Macro Проводка/ Btrieve Novell СИ 40nyc» Bank*2» документ NetWare, Windows NT «Macro Документ/ MSSQL6.5 Novell Delphi 3.0 1 Bank*3» сделка NetWare, (клиентская Windows NT часть),Borland|_________I___________|_________|_________I____________I C++Builder |_______ Кроме КИС следует отметить программные системы, реализующие отдельные функции управления: 1. Бухгалтерские программы: 1C: Бухгалтерия, БЭСТ, Турбобухгалтер, Парус, Инфобухгалтер; 2. Системы автоматизации торговли: 1C: Торговля, Парус,БЭСТ 4, Фолио; 3. Информационносправочные системы: Гарант, КонсультантПлюс, Кодекс; 4. Программы для бизнеспланирования: Project Expert,Microsoft Project, Триумфаналитик; 5. Системы автоматизации складского учета: 1C: Склад, Фолио,БЭСТ, Парус; 6. Системы автоматизации документооборота: Дело, LotusNotus, 1C: Документооборот. Отдельно от проблем построения КИС рассматривается направление создания автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП). Актуальность этой проблемыобъясняется тем, что в старых системах зачастую выбранные элементы не стыкуются между собой, не удовлетворяют предъявляемым требованиям и нет средств и возможностей для исправлениясложившейся ситуации. В настоящее время в области АСУ ТП гос
подствующей является концепция открытых систем на основе системной интеграции, базирующаяся на следующих принципах [21]: • совместимость программноаппаратных средств различныхфирмпроизводителей снизувверх; • комплексная проверка и отладка всей системы на стендефирмыинтегратора на основе спецификации заказчика. В большинстве случаев АСУ ТП представляют двухуровневуюсистему управления. Нижний уровень включает контроллеры,обеспечивающие первичную обработку информации, поступающейнепосредственно с объекта управления. Программное обеспечениеконтроллеров обычно реализуется на технологических языках типаязыка релейноконтактных схем. Верхний уровень АСУ ТП составляют мощные компьютеры,выполняющие функции серверов баз данных и рабочих станций,обеспечивающих хранение, анализ и обработку всей поступающейинформации, а также взаимодействие с оператором. Основой программного обеспечения верхнего уровня являются пакеты SCADA(Supervision Control And DATA Acquisition). Наиболее ярко концепция открытых систем прослеживается воткрытой модульной архитектуре контроллеров — ОМАС (OpenModular Architecture Controls), разработанной фирмой GeneralMotors. Близкие к ним концепции предложены европейскими(European Open Systems Architecture for Controle withinAutomamation Systems — OSACA), японскими (Japan InternationalRobotics and Factory Automation — IFORA, Japan Open SystemsEnvironment for Controller Architecture — OSEC) и американскими(Technologies Enabling Agile Manufacting — TEAM Projects) организациями. Содержание ОМАСтребований заключается в основныхтерминах: Open — открытая архитектура, обеспечивающая интеграцию аппаратного и программного обеспечения; Modular — модульная архитектура, позволяющая использоватькомпоненты в режиме Pluge and Play; Scaleable — масштабируемая архитектура, позволяющая легкоизменять конфигурацию для конкретных задач; Economical — экономичная архитектура; Maintenable — легко обслуживаемая архитектура. Аппаратная платформа контроллеров базируется на миниатюрных PCсовместимых компьютерах, обладающих высокой надежностью, быстродействием, совместимостью в силу «родственности»с компьютерами верхнего уровня. Операционная среда РСконтроллеров также должна удовлетворять требованиям открытости. ¶Здесь наиболее распространенной является операционная системаQNX (фирма QSSL, Канада). Архитектура QNX является открытой,модульной, легко модифицируемой. Спецификой работы с контроллерами является использование языков технологического программирования, описывающих сам технологический процесс иориентированных на работу не программистов, а технологов. Накопленный опыт работы с подобными языками обобщен в стандартеIEC 11313, где определены пять основных языковых средств: SFG — язык последовательных функциональных схем; LD — язык релейных диаграмм; FBD — язык функциональных блоковых диаграмм; ST — язык структурированного текста; IL — язык инструкций. 6.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИВ ОБРАЗОВАНИИ Цель информатизации общества — создание гибридного интегрального интеллекта всей цивилизации, способного предвидеть иуправлять развитием человечества. Образовательная система в таком обществе должна быть системой опережающей. Переход отконсервативной образовательной системы к опережающей долженбазироваться на опережающем формировании информационногопространства Российского образования и широком использованииинформационных технологий [28]. Вхождение России в единое мировое информационное пространство ставит серьезные проблемы перед отечественным образованием. Начиная с 80х годов, сумма знаний в обществе возрастает вдвое каждые 2 года. Изменится и структура знаний: доля традиционных знаний уменьшится с 70 до 40%, прагматических — с15 до 10%, но возрастет доля новых знаний — с 5 до 15% и знаний,направленных на развитие творческих способностей личности — с3 до 25%. Современное образование является поддерживающим,перспективное образование должно стать в информационном обществе опережающим. Такое развитие информационного пространства требует обеспечения как психологической, так и профессиональной подготовленности всех участников образовательного процесса.166 В условиях радикального усложнения жизни общества, еготехнической и социальной инфраструктуры решающим оказывается изменение отношения людей к информации, которая становится важнейшим стратегическим ресурсом общества. Успешностьперехода к информационному обществу существенным образом зависит от готовности системы образования в кратчайшие сроки осуществить реформы, необходимые для ее приспособления к нуждаминформационного общества. По существу, речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды (пространства)обитания российского образования в сопряжении с отечественнойнаукой и общественной практикой, а также в сопряжении с мировой высшей школой и мировой наукой. Решение этой задачи открывает новые возможности для ускоренного прогрессивного индивидуального развития каждого человека в системе образования идля роста качества совокупного общественного интеллекта, что вперспективе окажет свое положительное влияние на все стороныобщественной жизни России. Эффективность процесса информатизации непосредственно зависит от эффективности процессов создания и использования информационного ресурса, т.е. всего информационного потенциалаобщества. Информационный ресурс фактически есть совокупностьинформации о прошлом и настоящем опыте человечества, база длявоспроизводства новой информации. По развитию информационного общества Россия отстала отмногих западных стран. Это можно легко пронаблюдать на примере общего индекса зрелости информационного общества(Information Imperative Index). Он состоит из 20 четко сформулированных показателей из трех областей: социальной, информационной и компьютерной. Социальные показатели состоят из законодательной базы, регулирующих норм и политических факторов. Информационный показатель состоит в основном из сектора информатики и информационного бизнеса (программное обеспечение,мультимедиа и т.д.). Компьютерный показатель отражает объем инасыщенность рынка оборудования, такого как PC, Интернет, мобильные телефоны и пр. Россия находится на 34 месте из 54 стран,т.е. в группе III. Наилучшие показатели в России достигнуты в социальной сфере (20 место), затем идет информационная сфера (32место), и наихудший уровень наблюдается в компьютерной сфере(46 место). Все это вместе составляет ясную картину, демонстрируя, что телекоммуникационная инфраструктура и аппаратное ¶обеспечение требуют в целом большего развития, чем законодательная база. В процессе информатизации образования необходимо выделитьследующие аспекты: • методологический; • экономический; • технический; • технологический; • методический. Проанализируем состояние и развитие каждого аспекта. Методологический аспект. Здесь главной проблемой являетсявыработка основных принципов образовательного процесса, соответствующих современному уровню информационных технологий.К сожалению, на данном этапе новые технологии искусственно накладываются на традиционные образовательные формы. Поэтомунеобходимо найти новые подходы к формированию основных требований к каждому уровню образования. Например, как сочетатьтрадиционные требования умения грамотно писать и считать с возможностями компьютера, который это делает лучше и в силу присущей человеку лени не способствует формированию таких навыков. Аналогичный пример касается чтения. Легкий доступ к информационным ресурсам, создание которых никто не контролирует, атрофирует у человека стремление работать с литературой. Такие же тенденции прослеживаются в области черчения и другихдисциплин. Реальные лабораторные исследования заменяются работой в виртуальной среде. Но поскольку технический прогресс остановить невозможно крайне важно выработать новые образовательные стандарты. Экономический аспект. Экономической основой информационного общества являются отрасли информационной индустрии (телекоммуникационная, компьютерная, электронная, аудиовизуальная), которые переживают процесс технологической конвергенциии корпоративных слияний. Происходит интенсивный процесс формирования мировой «информационной экономики», заключающийся в глобализации информационных, информационнотехнологических и телекоммуникационных рынков, возникновении мировых лидеров информационной индустрии, превращении «электронной торговли» по телекоммуникациям в средство ведения бизнеса. К сожалению, наша страна активно не участвует в информационной индустрии, что во многом приводит к навязыванию западных стандартов в образовании. Технический аспект. В настоящее время создано и внедренодостаточно большое число программных и технических разработок, реализующих отдельные информационные технологии. Нопри этом используются различные методические подходы, несовместимые технические и программные средства, что затрудняеттиражирование, становится преградой на пути общения с информационными ресурсами и компьютерной техникой, приводит краспылению сил и средств. Наряду с этим различный подход кинформатизации на школьном и вузовском уровнях вызываетбольшие трудности у учащихся при переходе с одного уровня обучения на другой, приводит к необходимости расходования учебного времени на освоение элементарных основ современных компьютерных технологий. Отсутствие единой политики в области оснащения техническими и программными средствами в угоду сиюминутной выгодеинициирует использование устаревших информационных технологий, вызывает трудности при переходе с одного уровня обучения на другой, является препятствием для включения в мировуюобразовательную систему. Очень серьезным моментом, связанным с использованием низкосортной вычислительной техники,является игнорирование вопросов экологической безопасностиработы с компьютерами. Этому аспекту за рубежом уделяетсясерьезное внимание и расходуются значительные средства напроведение в этой области научных исследований и практических мероприятий. Поэтому необходима интеграция усилий участников образовательного процесса в рамках формирования единого информационного пространства общероссийского и регионального образования на единых концептуальных, методологических и технологических принципах. В связи с этим новизной данного проекта является разработка типовой модели информатизации со всеми компонентами компьютеризации и видами обеспечения. Научнотехнический уровень современных базовых информационных технологий образования в общем, соответствует требованиям, предъявляемым прикладными информационными технологиями. Проблема заключается в недостаточном уровне проработки методологических вопросов. ¶При этом, как показывает анализ, огромные средства затрачиваются во всем мире на разработку многочисленных конкретныхприкладных систем и уделяется совершенно недостаточное внимание методическим вопросам. Технологический аспект. Технологической основой информационного общества являются телекоммуникационные и информационные технологии, которые стали лидерами технологического прогресса, неотъемлемым элементом любых современных технологий,они порождают экономический рост, создают условия для свободного обращения в обществе больших массивов информации и знаний, приводят к существенным социальноэкономическим преобразованиям и, в конечном счете, к становлению информационногообщества. Методический аспект. Основные преимущества современныхинформационных технологий (наглядность, возможность использования комбинированных форм представления информации — данные, стереозвучание, графическое изображение, анимация, обработка и хранение больших объемов информации, доступк мировым информационным ресурсам) должны стать основойподдержки процесса образования. Усиление роли самостоятельной работы обучаемого позволяетвнести существенные изменения в структуру и организацию учебного процесса, повысить эффективность и качество обучения, активизировать мотивацию познавательной деятельности в процессеобучения. Основные факторы, влияющие на эффективность использования информационных ресурсов в образовательном процессе: 1. Информационная перегрузка — это реальность. Избытокданных служит причиной снижения качества мышления преждевсего среди образованных членов современного общества; 2. Внедрение современных информационных технологий целесообразно в том случае, если это позволяет создать дополнительные возможности в следующих направлениях: • доступ к большому объему учебной информации; • образная наглядная форма представления изучаемого материала; • поддержка активных методов обучения; • возможность вложенного модульного представления информации. 3. Выполнение следующих дидактических требований: • целесообразность представления учебного материала; • достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала; • многослойность представления учебного материала по уровню сложности; • своевременность и полнота контрольных вопросов и тестов; • протоколирование действий во время работы; • интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом; • наличие в каждом предмете основной, инвариантной и вариативной частей, которые могут корректироваться. 4. Компьютерная поддержка каждого изучаемого предмета, иэтот процесс нельзя подменить изучением единственного курса информатики. Положительным при использовании информационных технологий в образовании является повышение качества обучения засчет: • большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей; • возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета; • регулирования интенсивности обучения на различных этапахучебного процесса; Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|