ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Возникновение и этапы становления информационных технологий 14 страница• самоконтроля; • доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсамроссийского и мирового уровня; • поддержки активных методов обучения; • образной наглядной формы представления изучаемого материала; • модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии; • развития самостоятельного обучения. Отрицательными последствиями использования информационных технологий в образовании являются следующие: • психобиологические, влияющие на физическое и психологическое состояние учащегося, и, в том числе, формирующие мировоззрение, чуждое национальным интересам страны; • культурные, угрожающие самобытности обучаемых; • социальноэкономические, создающие неравные возможности получения качественного образования; ¶• политические, способствующие разрушению гражданскогообщества в национальных государствах; • этические и правовые, приводящие к бесконтрольному копированию и использованию чужой интеллектуальной собственности. В этих условиях информатизация образования должна бытьуправляемой. Наиболее важным при использовании компьютерных технологий являются следующие дидактические требования: • целесообразность представления учебного материала; • достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала; • многослойность представления учебного материала по уровню сложности; • своевременность и полнота контрольных вопросов; • протоколирование действий во время работы; • интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом. В настоящее время получили широкое применение следующиенаправления использования информационных технологий: 1. Компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой: • компьютерные учебники, предназначенные для формирования новых знаний и навыков; • диагностические или тестовые системы, предназначенныедля диагностирования, оценивания и проверки знаний, способностей и умений; • тренажеры и имитационные программы, представляющие тотили иной аспект реальности, отражающие его основные структурные и функциональные характеристики и предназначенные дляформирования практических навыков; • лабораторные комплексы, в основе которых лежат моделирующие программы, предоставляющие в распоряжение обучаемоговозможности использования математической модели для исследования определенной реальности; • экспертные системы, предназначенные для обучения навыкам принятия решений на основе накопленного опыта и знаний; • базы данных и базы знаний по различным областям, обеспечивающие доступ к накопленным знаниям; • прикладные и инструментальные программные средства,обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (об работку текстов, составление таблиц, редактирование графическойинформации и др.). 2. Системы на базе мультимедиатехнологии, построенные сприменением видеотехники, накопителей на CDROM. 3. Интеллектуальные обучающие экспертные системы, которыеспециализируются по конкретным областям применения и имеютпрактическое значение как в процессе обучения, так и в учебныхисследованиях. 4. Информационные среды на основе баз данных и баз знаний,позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ кинформационным ресурсам. 5. Телекоммуникационные системы, реализующие электроннуюпочту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выходв мировые коммуникационные сети. 6. Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном режиме с высокой скоростью осуществить выпускучебных пособий и документов на различных носителях. 7. Электронные библиотеки как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие поновому реализовать доступ учащихся к мировым информационным ресурсам. 8. Геоинформационные системы, которые базируются на технологии объединения компьютерной картографии и систем управления базами данных. В итоге удается создать многослойные электронные карты, опорный слой которых описывает базовые явленияили ситуации, а каждый последующий — задает один из аспектов,процессов или явлений. 9. Системы защиты информации различной ориентации (от несанкционированного доступа при хранении, от искажений при передаче, от подслушивания и т.д.). При создании компьютерных обучающих средств могут бытьиспользованы различные базовые информационные технологии.Новые возможности, открываемые при внедрении современныхинформационных технологий в образовании, можно проиллюстрировать на примере мультимедиатехнологий. Появилась возможность создавать учебники, учебные пособия и другие методическиематериалы на машинном носителе. Они могут быть разделены наследующие группы: 1. Учебники, представляющие собой текстовое изложение материала с большим числом иллюстраций, которые могут быть установлены на сервере и переданы через сеть на домашний компьютер. При ограниченном количестве материала такой учебник можетбыть реализован в прямом доступе пользователя к серверу. ¶2. Учебники с высокой динамикой иллюстративного материала,выполненные на CDROM. Наряду с основным материалом онисодержат средства интерактивного доступа, анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессови явлений. Такие учебники могут иметь не только образовательное, но и художественное назначение. Огромный объем памятиносителя информации позволяет реализовывать на одном оптическом диске энциклопедию, справочник, путеводитель и т.д. 3. Современные компьютерные обучающие системы для проведения учебноисследовательских работ. Они реализуют моделирование как процессов, так и явлений, т.е. создают новую учебнуюкомпьютерную среду, в которой обучаемый является активнымучастником и может сам вести учебный процесс. 4. Системы виртуальной реальности, в которых учащийся становится участником компьютерной модели, отображающей окружающий мир. Для грамотного использования мультимедиапродуктов этого типа крайне важно изучение их психологических особенностей и негативных воздействий на обучаемого. 5. Системы дистанционного обучения. В сложных социальноэкономических условиях дистанционное образование становится особенно актуальным для отдаленных регионов, для людей с малой подвижностью, а также при самообразовании и самостоятельной работе учащихся. Эффективная реализация дистанционногообучения возможна лишь при целенаправленной программе создания высококачественных мультимедиапродуктов учебного назначения по фундаментальным, естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам. К сожалению, это требует значительных финансовых средств и пока не окупается накоммерческой основе, необходимы существенные бюджетные ассигнования в эту область. Реализация такой программы позволитпоновому организовать учебный процесс, увеличив нагрузку насамостоятельную работу обучаемого. В процессе информатизации образования необходимо иметь ввиду, что главный принцип использования компьютера — этоориентация на те случаи, когда человек не может выполнить поставленную педагогическую задачу. Например, преподаватель неможет наглядно продемонстрировать большинство физическихпроцессов без компьютерного моделирования. С другой стороны,компьютер должен помогать развитию творческих способностейучащихся, способствовать обучению новым профессиональнымнавыкам и умениям, развитию логического мышления. Процесс обучения должен быть направлен не на умение работать с определенными программными средствами, а на технологии работы сразличной информацией: аудио и видео, графической, текстовой, табличной. Современные инструментальные средства позволяют реализовать всю гамму компьютерных обучающих средств. Однако их использование требует достаточно высокой квалификации пользователя. Поэтому в настоящее время разработаны и широко используются специальные инструментальные средства, характеристика которых представлена в табл. 6.3. Т а б л и ц а 6.3 № Название ИС, Назначение Возможности Отличительные п/п фирмаразработ особенности ___________чик__________________________________________________________________ 1 Адаптивная Организация Резервирование УК в Введены вектордиалоговая ин библиотеки учеб библиотеке, формирова ные шрифты иформационная ных курсов (УК) ние и корректировка па трехмерная графисистема Резервирование раметров УК, интерпре ка, расширены возАДОНИС УК в библиотеке тация УК в режиме обу можности тексто(ADONIC), Формирование и чения и контроля с ана вого редактора, ввеНПФ корректировка лизом свободно конструи дены дополнитель«Росфайл», параметров УК. руемых ответов обучае ные утилиты г. Зеленоград Интерпретация мого с помощью развиУК в режиме обу того анализатора ответовчения и сбором статистики результатов обучения, распечатка содержимого кур__________________________________са______________________________________ 2 Автоматизи Создание ком Связь между собой ос Удобный кнорованная обу пьютерных обу новных блоков и блока почный интерфейсчающая система чающих программ переменных, архивиро пользователя; разАОСМИКРО вание файлов графиче витые возможности(AOCMICRO), ского материала. Рисун ввода ответов вМосковский ки формируются с помо форме чисел, текинженерно щью встроенного графи стовой строки, мафизический ческого редактора тематической форинститут мулы, графики, струк(МИФИ) турной схемы; поддержка одновременного движения наэкране до 15 графических объектов свозможностью управления с клавиатуры; высокая степень упаковки кад __________________I________________|_______________________|ров______________
¶Продолжение табл. 6.3 Ni Название ИС, Назначение Возможности Отличительные п/п фирмаразработ особенности ___________чик______________________________________________________________________ 3 Универсаль Редактор обу Регистрация УК; форми Развитые средный редактор чающих курсов рование программ обуче ства для анимацииобучающих ния; спецификация и и моделированиякурсов УРОК хранение результатов обу динамических про(UROK), ТОО чения; формирование процессов, наличие сеДиСофт, Мо токола обучения. Имеются тевого вариантасква однопользовательский и многопользовательскийварианты для сетевой ОС__________________________________Novell Netware____________________________ 4 СЦЕНАРИЙ Создание ком Формальное описание Наглядная ви(SCENARIO), пьютерных обу набора компонентов ком зуализация создаИнститут ими чающих программ пьютерной программы, ваемой программытационныхтех порядка и правил их в виде многоуровнологий, взаимодействия. Версии невой структурнойСанктПетер под MS DOS и Windows схемы, каждый элебург мент которой может быть как отдельным блоком,так и новой струк _________________________________________________________турной схемой 5 Слоистая Разработка Фиксация неформаль —машина прикладных сие ных образцов в виде чер(STRATUM тем в различных тежей, картинок, текстов,COMPUTER), сферах: обучение; графиков, каркасных трехУральский графический ди мерных изображений, му центр «Транс зайн, мультипли зыкальных фрагментов,лоерные техно кация; моделиро Моделирование, синтелогии», вание алгоритми зирование и расчет всехг. Пермь зация; манипули объектов, поведение корование данными торых можно представитьи объектами в математическом и алго__________________________________ритмическом видах_______________________ 6 Наставник Разработка обу Позволяет создавать —(The Educator), чающих, контроли информационные комКазанский на рующих, демонст поненты (курсы, меню),учноучебный рационных курсов, служащие для объедине ценгр НПО ВТИ тестирующих про ния в иерархическуюграмм и рекламных систему множества кур«роликов» специа сов, и глоссарии, даюлистамипредмет щие возможность произниками без исполь вольного доступа кзования профам информации__________________мирования_______________________________________________
Продолжение табл. 6.3 Иг Название ИС, Назначение Возможности Отличительныеп/п фирмаразработ особенности___________чик______________________________________________________________________ 7 ТАМАС Создание элек Создание и редакторе —(TAMAS) Там тронного учебни вание текстового файла,бовский ЦНИТ ка на основе обоб графического файла в г. Тамбов щенных страниц формате PCX, музыкальи его использова ного файла с пятиголосние на основе ной мелодией по нотам,принципа Multi звукового файла форматаMedia при выводе Sound Digitizer и Soundразнородных стра Blaster, упакованной базыниц (графика, текст, электронного учебникамузыка, речь) Постраничный просмотрв режиме диалога кадровУК в произвольном по__________________________________Рядке___________________________________ 8 Учитель и Обучение и Для контроля знаний —ученик (Teacher контроль знаний используется ответ в and Pupil), СП форме текстовой строки«Диалог» или выбор одного изг Набережные предложенных ответов.Челны Ведется статистика результатов контроля зна__________________________________ний____________________________________ 9 СИМТЕХ Обеспечивает Реализация и анализ —(SIMTEX), АО решение приклад моделей и объектов раз«СИМТЕХ», г. ных задач личной физической при Омск роды, основанных на структурном представлении элементов типа«вход—выход», разработка обучающих систем поразличным техническимдисциплинам, построение тренажеров для оперативного персонала испециалистов по автоматизации технологических объектов, разработка систем автоматизациииспытаний и технической диагностики, сбор,обработка и анализ экс__________________________________периментальных данных_________________
¶Продолжение табл. 6.3 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|