ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Возникновение и этапы становления информационных технологий 12 страницаМодели представления определяют специфику деятельностиорганизации. Знания этого уровня являются метаданными, описывающими первичные данные. Фактические знания отображают конкретные предметные области и являются первичными данными. Интранет дает ощутимый экономический эффект в деятельности организации, что связано в первую очередь с резким улучшением качества потребления информации и ее прямым влиянием напроизводственный процесс. Для информационной системы организации ключевыми становятся понятия «публикация информации», «потребители информации», «представление информации». Архитектура Интранета явилась естественным развитием информационных систем: от систем с централизованной архитектурой, через системы «клиент—сервер» к Интранету. Идея централизованной архитектуры была классически реализована в мэйнфреймах, отличительной чертой которых была концентрация вычислительных ресурсов в едином комплексе, где осуществлялось хранение и обработка огромных массивов информации.Достоинства: простота администрирования, защита информации. При использовании персональных компьютеров появилась возможность переноса части информационной системы непосредственно на рабочее место. Таким образом, возникла необходимость построения распределенной информационной системы. Этим целям соответствует архитектура «клиент—сервер», основанная намодели взаимодействия компьютеров и программ в сети (рис. 6.6). В традиционном понимании системы «клиент—сервер» осуществляют поставку данных, и для них характерно следующее: • на сервере порождаются данные, а не информация; • для обмена данными между клиентами используется закрытый протокол; • данные передаются на компьютеры клиентов, на них интерпретируются и преобразуются в информацию; • фрагменты прикладной системы размещаются на компьютерах клиентов. Основные достоинства систем «клиент—сервер»: • низкая нагрузка на сеть (рабочая станция посылает серверубазы данных запрос на поиск определенных данных, сервер самосуществляет поиск и возвращает по сети только результат обработки запроса, т.е. одну или несколько записей); • высокая надежность (СУБД, основанные на технологии «клиент—сервер», поддерживают целостность транзакций и автоматическое восстановление при сбое); • гибкая настройка уровня прав пользователей (одним пользователям можно назначить только просмотр данных, другим просмотр и редактирование, третьи вообще не увидят какихлибо данных); Рис. 6.6. Модель взаимодействия компьютеров и программ в сети ¶• поддержка полей больших размеров (поддерживаются типыданных^размер которых может измеряться сотнями килобайт и мегабайт). Однако системам «клиент—сервер» присущ ряд серьезных недостатков: • трудность администрирования, вследствие территориальнойразобщенности и неоднородности компьютеров на рабочих местах; • недостаточная степень защиты информации от несанкционированных действий; • закрытый протокол для общения клиентов и сервера, специфичный для данной информационной системы. Для устранения указанных недостатков была разработана архитектура систем Интранет, сконцентрировавших и объединивших всебе лучшие качества централизованных систем и традиционныхсистем «клиент—сервер» (рис. 6.7). Вся информационная система находится на центральном компьютере. На рабочих местах находятся простейшие устройства доступа (навигаторы), предоставляющие возможность управленияпроцессами в информационной системе. Все процессы осуществляются на центральной ЭВМ, с которой устройство доступа общается посредством простого протокола, путем передачи экранов икодов нажатых клавиш на пульте. Основные достоинства систем Интранет: • на сервере вырабатывается информация (а не данные) в форме, удобной для представления пользователю; • для обмена информацией между клиентом и сервером используется протокол открытого типа; Рис. 6.7. Архитектура систем «клиент—сервер»156 • прикладная система сконцентрирована на сервере, на клиентах размещается только программанавигатор; • облегчено централизованное управление серверной частью ирабочими местами; • унифицирован интерфейс, не зависящий от программногообеспечения, используемого пользователем (операционная система, СУБД и др.). Важным преимуществом Интранета является открытость технологии. Существующее программное обеспечение, основанное назакрытых технологиях, когда решения разработаны одной фирмойдля одного приложения, может быть, кажутся более функциональными и удобными, однако резко ограничивают возможности развития информационных систем. В настоящее время в Интранетешироко используются открытые стандарты по следующим направлениям [15]: • управление сетевыми ресурсами (SMTP, IMAP, MIME); • телеконференции (NNTP); • информационный сервис (НТРР, HTML); • справочная служба (LDAP); • программирование (Java). Тенденции дальнейшего развития Интранета: • интеллектуальный сетевой поиск; • высокая интерактивность навигаторов за счет примененияJavaтехнологии; • сетевые компьютеры; • превращение интерфейса навигатора в универсальный интерфейс с компьютером. 6.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭКОНОМИКЕ Внедрение информационных технологий в сферу производства,торговли, банковского дела первоначально развивалось по путисоздания доморощенных информационных систем. Термин АСУП(автоматизированная система управления производством), появившийся в 60е годы был на слуху десятки лет. Однако главная проблема комплексной автоматизации не была решена, но при этомбыл накоплен опыт разработок подобных систем и подготовленыспециалисты, способные решать задачи внедрения информацион ¶ных технологий в сферу управления бизнесом на современномуровне. При проектировании АСУП зачастую игнорировались вопросысовместимости, стандартизации, что затрудняло внедрение современных технологий и приводило к большим затратам на модернизацию. В настоящее время, не смотря на специфику предметныхобластей, широкое распространение получили корпоративные информационные системы (КИС), базирующиеся на принципах корпоративных информационных технологий (см. подразд. 6.1) и современных стандартов (подразд. 8.3). Выделяют три основных класса задач, решаемых с помощьюКИС [27]. Это задачи: • формирования отчетных показателей (налоговые службы,статистика, инвесторы и т.д.), получаемых на основе стандартнойбухгалтерской и статистической отчетности; • выработки стратегических управленческих решений по развитию бизнеса на основе базы высокоагрегированных показателей; • выработки тактических решений, направленных на оперативное управление и решаемых на основе базы частных, высокодетализированных показателей, отражающих различные стороны локальных характеристик функционирования структуры. Основной трудностью при внедрении КИС является диагностика. Здесь можно выделить три этапа: 1) обследование, системный анализ и оценка существующейструктуры и технологий управления; 2) разработка новых вариантов организационных структур итехнологий управления на основе информационных технологий; 3) разработка положения по реорганизации управления, планавнедрения, регламента управленческого документооборота. Условно выделяют тиражируемые, полузаказные и заказныеКИС. Тиражируемая КИС не требует доработки со стороны разработчика, существует сама по себе, не предоставляет возможности внесения изменений. Такие системы предназначены для малых предприятий. Заказные системы при существующем уровне информационныхтехнологий ушли в прошлое, они ненадежны, не соответствуютпринятым стандартам и с трудом поддаются модернизации. Основная область их применения — производства с очень большой спецификой. Полузаказные системы являются наиболее гибкими, в большейстепени удовлетворяют требованиям заказчика, требуют меньшихкапитальных затрат. Основная область их применения — крупныепредприятия (сотни документов в месяц и более пяти человек в цепочке бизнеспроцессов). В настоящее время на рынке корпоративных систем представлено большое число зарубежных разработок. Учитывая спецификупринципов учета, управления, планирования, в российской экономике отечественные КИС занимают более прочные позиции. Втабл. 6.1 представлены характеристики, функциональные возможности и области использования наиболее популярных отечественных КИС («АйТи», «Галактика», «Парус», «1C») [8]. Таблица 6.1 Характеристики ____________ Фирмаразработчик ____________ __________________________________АйТи______Галактика______Парус_________1C._____ Тираж КИС. проданных лицензий 126 30000 300 30000 готовых проектов 2 600 1 Н/д в стадии внедрения 10 150 5 Н/д Управление финансами: главная книга + + + + бюджет + + + + расчеты с заказчиками и по + + + + ставщиками учет расчетов с подотчетны + + + + ми лицами учет банковских операций + + + + управление затратными цен + + + * трами субучет + + + + финансовая отчетность и + + + + сводный баланс организация произвольного + + + + состава справочников организация произвольного + + * + набора документов, их структуры, взаимосвязей и алгоритмов обработки информации построение произвольных + + * + отчетов (по выборке данныхи формам представления) организация многоуровневого Н/д + + + учета средств по произвольному количеству ресурсов организация периодических Н/д — + +расчетов произвольной глубины, периодичности и сложности_____________________I___________I___________I___________I___________
¶Продолжение табл. 6.1 Характеристики ____________ Фирмаразработчик ____________ __________________________________АйТи______Галактика______Пасхе_________1C_____ поддержка многомерного и мно + + + + гоуровневого аналитического учета по бухгалтерским счетам возможность работы в уда + + + + ленных точках без использования серверов БД произвольная настройка ин + + + + терфейса и прав доступа для отдельных категорий пользователей ведение журнала работы поль + + + + зователем отладка программных моду — + — + лей пользователем создание тиражных конфигу + + + + раций, защищенных от изменений пользователем финансовое планирование + + + + финансовый анализ + + + + календарное сетевое плани — + — + рование прогнозирование + * + + * — производственное планиро + * + + * — вание планирование потребностей + * + + — в материалахУправление персоналом: учет кадров + + + + штатное расписание + + + + расчет заработной платы + + + + табельный учет + + + + учет рабочего времени + * + + * + Управление запасами: управление данными по за + + В/р — пасам статистическое управление + + В/р — запасами управление размещением за + + В/р — пасов планирование распределения + — В/р — запасов управление партиями + + + — Управление снабжением: ведение предложений и кон + + + + трактов управление заказами + + + — ведение статистики по снаб + + + — жениюУправление сбытом: ведение предложений и кон + + + + трактов на продажу_________|___________|___________|___________|___________
Продолжение табл. 6.1 ~~ Характеристики ____________ Фирмаразработчик ____________ ______________________________ АйТи______Галактика Парус_________1C_____ управление запасами на про + + + + дажу ведение статистики по реали + + + + зации управление маркетингом — + В/р Н/д Управление производством: оперативное управление про — + В/р — изводством техническая подготовка про — + — + изводства калькуляция себестоимости — + В/р — продукции техникоэкономическое пла — + В/р — нирование планирование потребностей + * + + — в производственных мощностях ведение основных произвол + * + + * — ственных данных по маршрутизации изделия ведение основных произвол + * + + * — ственных данных по составу изделия учет затрат на производство + + В/р + управление основными сред + + В/р Н/д ствами и оборудованиемТехническое обслуживание: организация техобслужива + * + В/р + ния и ремонта обработка заявок + * + В/р + управление рекламациями + * + В/р + Управление проектами: финансовая подготовка про + * + + — екта (сметы) планирование проекта + * + — — конфигурация нестандарт + * + — — ных изделий Работа с торговым оборудованием: поддержка стандарта OPOS — — — + фискальные контроль — + — + нокассовые машины POSтерминалы — + — + электронные весы — + — + принтеры штрихкодов — + — + сканеры штрихкодов — + — + терминалы сбора данных — — — + Системные характеристики: поддержка работы с филиа + Репликация Репликация Репликация лами по единой базе данных I___________|___________|___________|___________
¶Продолжение табл. 6.1 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|