ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ведется на умозрительном уровне
Использование умозрительной коммуникации является, пожалуй, наиболее убедительным примером взаимодействия между внутренними и внешними факторами в рамках базиса отсчета индивида. Все вы прекрасно знаете, что животные общаются друг с другом, общаются друг с другом и машины. Но умозрительное общение людей представляет собой явление совсем иного порядка, и для понимания особенностей ответной реакции на рекламу нам чрезвычайно важно понять, каким образом это общение осуществляется. В одной из известных пьес рассказывается о детстве девочки,которая,несмотря на отсутствие зрения и слуха, преодолела все свои беды и стала учительницей таких же обделенных судьбой, как она сама. Воспитательница девочки придумала осязаемый алфавит, который ученица могла бы понять. Но главный успех пришел, когда девочка научилась соотносить слова с вещами, которые они обозначали. Ощущая воду и чувствуя, как воспитательница нажимает на клавиши с буквами, составляющими слово "вода", она догадалась, что именно это слово и должно обозначать именно эту вещь. С этого момента она уже могла общаться на тему воды, не показывая самой воды и не прикасаясь к ней. Как важно это различие и как охотно принимаем мы его за нечто само собой разумеющееся! Именно этим люди и отличаются коренным образом от животных. Как замечает с некоторым трепетом антрополог Лорен Эйсли: "...человек вырвался из вечной сиюминутности жизни животного мира к познанию прошлого и будущего"6. Вот почему сегодня наши действия и мысли в отношении морали, нравственности и т. д. испытывают сильное влияние со стороны набора символов, называемых "буквами", которые в свою очередь группируются в другие символы, именуемые "словами", которые касаются таких понятий, как права человека, свобода, равенство возможностей и т. п. Проблема, связанная с этой замечательной способностью человека, заключается в том, что, поскольку слово не есть вещь, а люди, с их постоянно меняющимися базисами отсчета, отличаются друг от друга, для адресата коммуникации слова не всегда имеют то же значение, что и для отправителя. Кроме того, совершенно очевидно, что некоторые слова имеют более четкую структуру, чем другие. Например, вряд ли можно спорить о слове "тетраэдр". Но рекламодатели, стремясь общаться с нами на нашем уровне, обычно пытаются увещевать и поэтому используют слова, которые льстят, намекают, придают пикантность (и отличаются менее четкой структурой). При этом рекламодатели надеются, что мы поймем слова именно в том значении, какое они в них заложили. Один из практиков рекламы выразился в этой связи следующим образом: "Мы склонны верить, что слова точны и недвусмысленны, но я не уверен, что это так". Разве следующие рекламные обращения значат для всех нас одно и то же? Если мы вам не понравимся, у вас есть целый год, чтобывернуть нас. Электрические бритвы "Ремингтон". "Американская автомобильная ассоциация" — добрый друг семьи. В банке "Чейз Манхэттсн" у вас сеть друг. Присмотритесь к любому объявлению — от телевизионного ролика, рассчитанного на массовую аудиторию, до сугубо технического обращения, предназначенного для специалистов, читающих Ойл энд гэз джорнзл. Рекламодатели пользуются словами, ожидая, что слова эти пробудят в читателе ответную реакцию, на которую рассчитывали авторы. Но как мы уже отмечали, сама природа умозрительной коммуникации делает эту задачу спорной и потенциально безнадежной. Слова— наиболее распространенные символы коммуникации, но далеко не единственные. Мы общаемся с помощью жестов, с помощью движений тела. Вам самим наверняка приходилось ошибаться в их интерпретации. Кивок головы может означать "иди сюда", и он же может значить "у меня болит шея". Рекламодатели должны тонко чувствовать этот пластический язык тела. Общаемся мы и с помощью цвета. Обычно в рамках конкретной культуры цвета имеют общие, понятные всем значения. У нас, например, синие и зеленые тона считаются успокаивающими, красный и оранжевый — горячими цветами, цветами активности, черный — траурным (а в Индии траурный цвет — белый). Подбор цветов, "говорящих" нужные вещи, приобретает все большее значение при создании упаковки, равно как и рекламных объявлений для журналов, телевидения, щитов, прямой почтовой рекламы и других средств. И конечно же, мы общаемся с помощью времени (когда мы заставляем кого-то ждать, это ему о чем-то "говорит") и с помощью пространства (кабинет шефа больше моей комнаты). Вероятно, любому из нас известно тягостное чувство того, что даже тишина может говорить. Наряду со словами все эти "бессловесные языки" являются для рекламодателя средствами коммуникации, служат мощными (хотя и неточными) предвестниками ответной реакции на рекламу. Таким образом, реклама (как и любая другая форма массовой коммуникации) становится возможной благодаря существованию феномена умозрительного общения. И одновременно этот же феномен делает ответную реакцию на рекламные обращения неопределенной, поскольку в каждый данный момент любой индивид находится под воздействием всевозможных сочетаний внешних символов (словесных и бессловесных), взаимосвязанных с его внутренними факторами. Так что, к сожалению, даже слово "любовь" не имеет единого значения для всех нас без исключения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|