Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Альтернатив психологической схематизации растет




 

Для многих зрителей самой страшной сценой фильма "Челюсти" былане та,в которой акула методично пожирала одного из действующих лиц, а та, в которой плывущая девушка вдруг почувствовала, что под водой что-то происходит. Нам не показали, как акула нападает и на эту девушку, — весь ужас ситуации был порожден нашими собственными представлениями о том, что неизбежно ожидает героиню. Показав гибель мужчины, режиссер навязал определенную структуру и ограничил для нас возможность схема­тизации. В случае с девушкой структура не навязывается, а лишь предпола­гается — мысленные схемы создаем мы сами. И от того, что схема приобре­тает личностный характер, наш ужас становится еще сильнее.

Если учесть психологическую тенденцию к схематизации опыта, о чем мы говорили выше, получается, что в ситуациях с внешним раздражителем, не имеющим четкой структуры, схема будет формироваться с помощью внут­ренних факторов. Так, многочисленные сообщения о неопознанных летаю­щих объектах описывают эти объекты как имеющие форму блюдца или си­гары. Другими словами, налицо пример навязывания известной схемы (структуры) в отношении объекта (в данном случае НЛО), который, мягко говоря, структуры не имеет и представляет из себя нечто неопределенное, неустойчивое, изменчивое, нуждающееся в четком определении. Индивид должен привнести собственную схему и в случае с чернильным пятном, не обладающим определенной структурой. Так что и в этом случае интерпре­тации будут носить субъективный характер и отличаться друг от друга у разных людей. Глядя на рембрандтовского "Старика в шлеме", мы все видим практически одно и то же. А вот глядя на картину Пикассо, каждый мыслит по-своему, выстраивая наиболее подходящую с его личной точки зрения

схему.

Отсюда следует, что разные люди могут по-разному истолковывать объяв­ления, не имеющие достаточно четкой структуры. Большая часть рекламы духов, косметики, пива, спиртных напитков и даже ряда политических деятелей, выдержанная в духе так называемой мягкой продажи, намеренно созда­ется с расчетом на возможность разных толкований, с тем чтобы отдельные лица могли навязать одной и той же ситуации свои (положительные,какнадеется рекламодатель) структуры.

Преимущества и недостатки подобного подхода очевидны. Давая про­стор для многочисленных интерпретаций, рекламодатель действительно по­лучает возможность привлечь широкий круг клиентов, каждый из которых способен отыскать в обращении что-то такое, на основе чего можно создать собственную схему, соответствующую личному опыту. Кроме того, посколь­ку усилия к созданию схемы прилагает сам индивид, у него появляется чув­ство удовлетворения, если хотите, "причастности", поскольку именно он замкнул структуру обращения в единое значащее целое.

Потенциальные беды для формирования положительной ответной реак­ции на подобные объявления частично связаны как раз с необходимостью затраты усилий. На мысленный вопрос: "В чем здесь дело?" — могут, не раздумывая, ответить: "А черт его знает". И уж конечно, схема, созданная потребителем, может оказаться вовсе не той, на которую рассчитывал рек­ламодатель. Неправильное толкование обращений явилось причиной про­вала множества дорогостоящих рекламных мероприятий.

Итак, ответная реакция на рекламные обращения может зависеть от сте­пени их структурной завершенности. Когда обращение имеет довольно чет­кую структуру и в него уже заложена схема, возможности индивидуальной интерпретации уменьшаются. Этот рекламный подход часто связывают с практикой так называемой жесткой продажи. С другой стороны, по мере ослабления четкости структур рекламных обращений у индивида появляет­ся гораздо больше возможностей привносить в них свои схемы в соответ­ствии с личным опытом и отношениями. Такой подход к созданию обраще­ний часто называют практикой "мягкой продажи". В данном случае предполагается, что внутренние факторы, входящие составной частью в ба­зис отсчета, заполняют намеренно или ненамеренно оставленные пробелы в структуре обращения.

Психологическая деятельность человека, как правило,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных