Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социометрический критерий (СК).




СК принято обозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов коллектива. Критерии формулируются в виде вопросов о желании опрашиваемого совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферах деятельности (служебно-функциональной и социально-бытовой).

Вариант опросного листа

Уважаемый товарищ!

В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии ваших товарищей (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в общем списке, при этом анонимность результатов опроса гарантируется.

ФИО (№ по списку группы):_________________________________

1) Если бы от Вас зависел подбор нового состав группы для выполнения сложной и ответственной задачи в течение длительного времени в особых условиях, то кого бы из членов коллектива вы включили в ее cостав:D:\Сайт!\Конвертация\2\oglavl.htm ______,

а кого бы не включили: _____________________________________________

2) с кем из товарищей Вы хотели бы пойти на дискотеку: _______________,

а с кем бы не хотели: ______________________________________________

6. Социометрическая матрица. По результатам опроса строится социометрическая матрица. В горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – объекты выбора (кого выбирают). Выборы обозначаются в клетках матрицы: положительный “+”, отрицательный “–”.

Вариант

N пп Кто выбирает Кого выбирают Потребность в общении
ФИО                 Кп+ Кп- Ист
  А * - + +   - +       0,14
  Б + *     +   - -      
  В + - * + +   + +     0,57
  Г   - - * + - +       -0,1
  Д +       *   -        
  Е +   +     * + +     0,57
  Ж + + -   - + * -      
  З + -   - + -   *     -0,1
Социометрический статус Кп+                      
Кп-                      
Ист 0,9 -0,4   0,1 0,4 -0,3 0,3        
                           

D:\Сайт!\Конвертация\2\oglavl.htm

7. Социограмма – схема межличностных отношений в коллективе. Она строится по данным социоматрицы и представляет односторонние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок.

Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива – лидеров, изолированных элементов, “отверженных”, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер – это наиболее авторитетный член группы, получающий максимальное количество позитивных выборов. Изолированный элемент – член группы, которого не выбирают товарищи. “ Отверженный” – член группы, получивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного.

В качестве примера на рисунке представлена социограмма связей респондента, обозначенного в социоматрице, как «Ж».

 

 

D:\Сайт!\Конвертация\2\oglavl.htm односторонний положительный выбор;

взаимный положительный выбор;

односторонний отрицательный выбор;

взаимный отрицательный выбор;

 

8. Социометрические индексы (СИ) позволяют представить результаты опроса в количественной форме. Различают персональные и групповые СИ. К персональным относят:

а) индекс социометрического статуса (Ист) – определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию

где и – количество полученных положительных и отрицательных выборов соответственно; N – число испытуемых.

В качестве примера, определим Ист члена коллектива “А”:

б) индекс потребности в общении ( ) – показывает степень потребности в общении по отношению к теоретически возможной (1,0):

D:\Сайт!\Конвертация\2\oglavl.htm

где и - количество сделанных испытуемым положительных и отрицательных выборов; N – число испытуемых.

В качестве примера определим члена коллектива “А”:

в) индекс психологической совместимости( ):

где и - количество взаимных положительных и отрицательных выборов соответственно; N – число испытуемых.

К групповым индексам относят:

а) индекс психологической сплоченности группы ( ) – определяет степень ее группового единства:

где - сумма взаимных положительных выборов в группе; N – число испытуемых.

D:\Сайт!\Конвертация\2\oglavl.htm

б) индекс психологической разобщенности группы ( ) – определяется как степень групповой разобщенности.

 

где - сумма взаимных отрицательных выборов в группе.

На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать выводы, о том что:

1. Наибольшей потребностью в общении обладают респонденты “В” и “Е”, которые сделали соответственно 5 и 4 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма.

2. Наиболее высокий статус имеют респонденты “А” и “Д”, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (опрос, наблюдение, беседа, анализ документов и др. методы).

3. Ярко выраженных “изолированных” и “отверженных” респондентов в группе нет. Хотя, надо иметь в виду, что при разрыве взаимоотношений между “Ж” и “Б”, первый не будет иметь не одного положительного выбора со стороны товарищей, при четырёх отрицательных.

4. Анализ социометрии и полученных групповых индексов показывает, что, если в процессе индивидуально – воспитательной работы удастся преодолеть антипатию “Г” к “Б” и “З” к “Е”, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самым повысить индекс психологической сплоченности ( )

D:\Сайт!\Конвертация\2\oglavl.htm

D:\Сайт!\Конвертация\2\oglavl.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ 3[13]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных