ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методология и методы научного исследованияМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Чекалева Н.В. Чуркина Н.И. РАБОЧАЯТЕТРАДЬ ПО КУРСУ Методология и методы научного исследования
Издательство ОмГПУ Омск, 2013 Печатается по решению редакционно– издательского совета Омского государственного педагогического университета
Рецензенты:
Чекалева Н.В., Чуркина Н.И. Рабочая тетрадь по курсу «Методология и методы научного исследования» / учебно–методическое пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013.
Рабочая тетрадь является частью учебно-методического комплекса дисциплины «Методология и методы научного исследования», которая входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование». Рабочая тетрадь содержит перечень теоретических вопросов для семинарских занятий, комплекс заданий для самостоятельной работы, список литературы. Пособие предназначено для преподавателей и студентов магистратуры по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование».
Дисциплина «Методология и метолы научного исследования» включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование». Курс «Методология и методы научного исследования» является первым для студентов магистратуры, приступающих к выполнению диссертации. Данный курс является базовым для изучения других дисциплин педагогического цикла (в соответствии с профилем подготовки), всех видов практики и государственной итоговой аттестации. Отбор содержания учебного материала и его организация обусловлены принципами развития высшего профессионального педагогического образования, требованиями к квалификационным характеристикам педагогических работников и задачами обучения в магистратуре по педагогическому направлению. Принципы отбора содержания обучения связаны с современными направлениями в области педагогической науки, ориентированными на научно-исследовательскую деятельность, обеспечивающую развитие образования.
Цель дисциплины: обеспечить развитие общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих специалистов в сфере педагогической деятельности, необходимых для организации и проведения психолого-педагогических исследований. Задачи курса 1. Содействовать развитию общекультурных компетенций на основе понимания основ методологии, методов и научных понятий психолого-педагогического исследования. 2. Формирование практических навыков и умений применения научных методов в ходе психолого-педагогического исследования, а также разработки программы и методики его проведения. 3. Способствовать профессиональному развитию магистранта и формированию умений разработки программ и методик проведения психолого-педагогического исследования.
Ожидаемые результаты: Магистранты должны продемонстрировать: знание · понятийно-категориального научного аппарата, современных концепций естественнонаучного и гуманитарного знания и методов проведения психолого-педагогического исследования; · современных тенденции развития образования в России и мире; · интерактивные интернет-ресурсы, рассчитанные на общение и сотрудничество учащихся, способы эффективного размещения и оценивания интернет-ресурсов, имеющих отношение к образовательной и исследовательской деятельности учащихся; · источники информации, способы и средства диагностики и развития индивидуальных креативных способностей; · логику решения исследовательских задач; · методологию, основные этапы и требования к исследованию в гуманитарной сфере научного знания. умение:
· определять актуальную проблему исследования, ее цели и задачи, формулировать гипотезу, проводить педагогический эксперимент, обрабатывать и интерпретировать результаты проведенного исследования, использовать основные методы статистической обработки экспериментальных данных. · осуществлять поиск и отбирать информацию, необходимую для решения конкретной исследовательской задачи; · осваивать ресурсы образовательных систем и оставлять план использования интернет-ресурсов для реализации целей научного исследования и профессиональной деятельности. · осуществлять диагностику, анализ и разрабатывать программу развития индивидуальных креативных способностей и использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; · обобщать исследовательские материалы в виде курсовой и выпускной квалификационных работ.
владение: · навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности; · методами соотнесения и способами демонстрации знания фундаментальных и стыковых прикладных разделов философии науки и философии образования; · навыками использования и развития интернет-ресурсов для реализации целей научно–исследовательской и профессиональной деятельности; · способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных, навыками создания собственных интерактивных интернет-ресурсов; · методами самодиагностики и технологиями разработки программы развития индивидуальных креативных способностей; · технологией групповой работы; · технологией анализа и презентации результатов научных исследований; · методами поиска научных источников, развивающих методологическую компетентность и исследовательскую культуру. Тематика и планы семинарских занятий Семинар 1 Современные методологические подходы Вопросы для обсуждения: 1. Методология как исходные научно-теоретические и мировоззренческие основания научного поиска. 2. Методология как система методов исследования и преобразования педагогических явлений, процессов, отношений. 3. Особенности современной методологической ситуации в педагогической науке 4. Определение методологического подхода исследования. Информация для размышления* Для проведения любого качественного анализа необходимо определить методологическую позицию, которая в свою очередь, задает логику, методы исследования. В педагогической науке продолжаются дискуссии о сущности, целях и задачах методологии. В.И. Загвязинский считает, что методология педагогики это учение «о педагогическом знании и процессе его добывания, т.е. педагогическом познании». В социогуманитарных науках (к которым принадлежит и педагогика) сегодня преобладают схемы неклассической и постнеклассической научности, в них учитывается включенность субъекта в изучаемый объект - общество, поэтому методология социогуманитарных наук является не только учением о методах познания и практики, но и дисциплиной, изучающей все способы деятельности субъекта познания и практики. Таким образом, субъект здесь представлен дважды: как субъект познания и как часть объекта познания. Методология педагогики, выполняет и другие функции: определяет способы получения научных знаний (М.А. Данилов); направляет и определяет основной путь достижения научно-исследовательской цели (П.В. Копнин); обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин); помогает введению новой информации в теорию педагогики (Ф.Ф. Королев). Можно согласиться с Н.А. Вершининой, что методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях. Л.С. Илюшин пишет о двух недопустимых крайностях в выборе методологии исследования – использование одного или сразу всех методологических приемов. Компромиссный подход должен состоять «в создании такой методологии, в которой назначение каждого метода достаточно жестко обусловлено конкретной исследовательской задач. Задания: 1. Изучите материалы СМИ (журналы, сайты, авторефераты диссертаций) исоставьте кластер одной из актуальных научно-практических проблем образования (в соответствии с профилем магистерской программы). Кластер означает гроздь, скопление. Он используется для представления больших объемов информации в систематизированном виде. В центре кластера размещается основная проблема, в овалах следующего уровня содержаться вопросы, на которые нужно ответить во время выполнения проекта.
2. Изучите литературу к семинару по характеристике ведущих методологических подходов в педагогическом исследовании и заполните таблицу.
3. В мини-группе (3-5 человек), на основе одной из выделенных вами проблем, определите проблематику коллективного исследования, заполните основные параметры исследования. Тема исследования______________________________________________________ _______________________________________________________________________ Проблема исследования __________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Цель исследования _______________________________________________________ ________________________________________________________________________ Методологические подходы исследования ___________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 4. Изучите банк авторефератов по педагогике (сайт ВАК РФ, библиотек) и проведите анализ методологического аппарата автореферата по проблематике, близкой вашей магистерской диссертации. Автор, название диссертации, специальность ______________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Методологические подходы, используемые в работе ________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Методы исследования, используемые в диссертации ________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Литература: 1. Рузавин Г. И. Методология научного познания: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Г. И. Рузавин. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 287 с. 2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: Учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. - М.: AcademiA, 2008. - 320 с. 3. Борытко Н. М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2009. - 320 с. 4. Шипилина Л. А. Методология психолого-педагогических исследований []: Учеб. пособие / Л. А. Шипилина; Омск. гос. пед. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Омск: ОмГПУ, 2010. - 203 с. 5. Краевский В. В. Методология педагогики: Новый этап: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008. - 394 с.
2 Семинар Основы работы с научной информацией Вопросы для обсуждения
Информация для размышления* Рисунок «Источники научной информации».
Рисунок 1 Задание: 1. Составьте аннотированный список научных журналов, которые могут вами использоваться для определения темы и при работе над диссертацией Таблица
2. Составьте микротезаурус любых двух понятий по интересующей вас проблеме в рамках магистерской программы. Тезаурус относится к определенному типу словаря нормативной лексики, с точно определенными связями между терминами. В данном случае связывать термины будет проблема, актуальная для вашей магистерской программы. Обязательно необходимо подобрать на каждое понятие не менее трех определений из разных источников, Словарь может быть представлен в виде таблицы:
Таблица Анализ понятия _________________________________
Таблица Анализ понятия _____________________________________________
Информация для размышления* Таблица Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|