Соотношение рыночной и балансовой стоимости одной акции
показывает рыночную стоимость одной акции в сравнении с ее балансовой стоимостью:
Для расчета этого коэффициента необходимы дополнительные данные, характеризующие рыночную стоимость капитала компа- нии.
В разделе доходности акций может быть рассчитано несколько показателей. В частности, различают текущую и совокупную до- ходность. Под текущей доходностью понимают прежде всего ди- виденды, которые получит владелец акции. Этот коэффициент называется дивидендным доходом или нормой дивиденда и рас- считывается так:
Помимо анализа данного коэффициента в сравнении с анало- гичными показателями других компаний, важно оценить уровень нормы дивиденда по сравнению с номинальной (объявленной) нормой дивиденда, который представляет собой отношение сум- мы выплачиваемого дивиденда к номинальной стоимости акции. Поэтому приведенный,выше показатель дивидендного дохода можно назвать также фактической нормой дивиденда.
Доходность акции может быть рассчитана также с учетом кур- совой разницы, которую владелец акции может получить при продаже акции. В этом случае доходность акции определяется как частное от деления суммы дивиденда (Д), полученного в течение периода владения акцией, и разницы (прибыли или убытка) меж- ду ценой покупки акции (P) и ценой ее продажи (P*) на цену по- купки акции:
Доля выплачиваемых дивидендов (коэффициент выплаты диви- дендов) указывает, какая часть чистой прибыли была израсходо- вана на выплату дивидендов. Этот коэффициент рассчитывается
как в процентах, так и в относительном выражении (в единицах и долях единицы):
Особенностью анализа данного коэффициента является то, что не существует его «хорошего» или «плохого» уровня. Наиболее об- щим критерием здесь является то, что он не должен превышать еди- ницу. Если это условие соблюдается, то делают вывод, что ком- пания в отчетном году заработала достаточно прибыли для выплаты дивидендов. Превышение данным коэффициентом единицы свиде- тельствует либо о нерациональной дивидендной политике компа- нии, либо об ее финансовых затруднениях (компания вынуждена «заимствовать» деньги из своих финансовых резервов).
Что же касается конкретного уровня рассматриваемого коэф- фициента, то он в разных компаниях может варьироваться от 0 до 0,9. Более того, один и тот же его уровень различными инвесто- рами может трактоваться совершенно по-разному в зависимости от целей инвестирования ими своих средств в данную фирму.
Существуют две основные цели инвестирования в ценные бу- маги: получение текущего дохода (дивиденда) и накопление средств вследствие увеличения курсовой стоимости акции. Эти две цели в известной степени противоречат друг другу: при про- чих равных условиях, чем большая часть прибыли расходуется на выплату дивидендов, тем меньше средств может быть реинвести- ровано в компанию, тем медленнее темпы ее роста и тем медлен- нее и проблематичнее рост курсовой стоимости ее акций.
Инвесторы обычно выбирают компанию, дивидендная поли- тика которой в наибольшей степени соответствует целям их ин- вестирования. Поэтому в самом общем случае изменение диви- дендной политики вызывает большее неудовольствие акционе- ров, чем низкий уровень дивидендов. Таким образом, стабиль- ность дивидендной политики является одним из наиболее важ- ных факторов, влияющих на отношение инвесторов в компании.
Рассчитаем коэффициенты рыночной активности в условном примере.
Пример 2
Допустим, имеются следующие данные по предприятию X: Уставный капитал (обыкновенные акции номиналом 10 руб.) — 1 800 000 руб.;
чистая прибыль — 630 000 руб.; сумма выплаченных дивидендов — 300 000 руб.; эмиссионная премия — 200 000 руб.; накопленная прибыль — 720 000 руб.; стоимость покупки одной акции — 11 руб.; стоимость продажи одной акции — 16 руб.
^ Коэффициенты рыночной активности предприятия
Показатель
рыночной
активности
| Расчет
| Источник информации
| Значение
| 1. Прибыльность одной акции
2. Отношение цены и прибыли на одну акцию
3. Норма диви- денда на одну акцию
4. Доходность акции с учетом курсовой стои- мости акции
5. Балансовая стоимость акции
6. Доля выпла- ченных диви- дендов
| Чистая прибыль/ Число акций в обращении
Рыночная стои- мость одной ак- ции/ Чистая при- быль на одну ак- цию
Дивиденд на одну акцию / Рыноч- ная стоимость од- ной акции
{Сумма выплачен- ных дивидендов на одну акцию + +(Стоимость про- дажи акции — — Стоимость по- купки акции)}/ Стоимость покуп- ки акции
Стоимость собст- венного капитала/ Число акций в об- ращении
Сумма выплачен- ных дивидендов / Чистая прибыль
| Расчетные дан- ные по форме табл. 5/Данные учета
Данные о теку- щей котировке акции / Стр. 1 данной табл.
Стр. 870 ф. №5/ Число акций в обращении / Данные о теку- щей котировке акций
Стр. 870 ф. №5/ Число акций в обращении / Число акций в обращении + + Данные учета/ Данные учета
Расчет по форме стр. 1 табл. 3 / Данные учета
Стр. 870 ф. № 5/ Расчетные дан- ные по форме табл. 5 стр. 10
| 630 000:
:(1800 000:10)=
= 3,5 руб.
I
16:(630000.: 180000) = 4,6
(300000:180000)::11 = 15%
{(300000:
: 180000)+
+ (16-11)}: 11=
= 61%
2720000:: 180000 = = 15,1 руб.
300000:630000= = 48%
| Предлагаем Читателю самостоятельно интерпретировать резуль- таты расчетов.
Итак, мы рассмотрели вопрос об анализе данных учета и финан- совой отчетности для целей финансового менеджмента, и имеем теперь возможность сделать следующие ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:
I. Финансовая отчетность, составление которой отвечает принципу полезности для принятия решений внутренними и внеш- ними пользователями, является важным инструментом финансо- вого менеджмента. Некоторые данные, необходимые для финан- сового менеджмента, в финансовой отчетности российских пред- приятий отсутствуют, в связи с чем необходимо пользоваться также данными бухгалтерского учета.
II. Основными формами финансовой отчетности служат: Ба- ланс, Отчет о прибылях и убытках и Отчет о движении денеж- ных средств, а также примечания к отчетности.
III. Главными видами анализа для целей финансового менедж- мента являются: чтение отчетности, горизонтальный, верти- кальный и трендовый анализ, а также анализ финансовых коэф- фициентов.
IV. Важнейшими коэффициентами отчетности, используемы- ми в финансовом управлении, являются:
• коэффициенты ликвидности (коэффициент текущей ликвид- ности, коэффициент срочной ликвидности, коэффициент аб- солютной ликвидности и чистый оборотный капитал);
• коэффициенты деловой активности или эффективности ис- пользования ресурсов (оборачиваемость активов, оборачивае- мость дебиторской задолженности, оборачиваемость мате- риально-производственных запасов и длительность операци- онного цикла);
• коэффициенты рентабельности (рентабельность всех акти- вов предприятия, рентабельность реализации, рентабель- ность собственного капитала);
• коэффициенты структуры капитала (коэффициент собст- венности, коэффициент финансовой зависимости, коэффици- ент защищенности кредиторов);
• коэффициенты рыночной активности (прибыль на одну ак- цию, соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну ак- цию, балансовая стоимость одной акции, соотношение рыноч- ной цены одной акции и ее балансовой стоимости, доходность одной акции и доля выплаченных дивидендов).
V. Важным инструментом финансового менеджмента являет- ся не только анализ уровня и динамики данных коэффициентов в сравнении с определенной базой, но и определение оптимальных
пропорций между ними с целью разработки наиболее конкурен- тоспособной финансовой стратегии.
VI. Несмотря на простоту и оперативность финансовых коэф- фициентов, при принятии финансовых решений необходимо учи- тывать ограниченность этих показателей, связанную со следую- щими обстоятельствами:
• финансовые коэффициенты в значительной степени зависят от учетной политики предприятия;
• диверсифицированная деятельность предприятия затрудняет сравнительный анализ коэффициентов по отраслям;
• коэффициенты, выбранные в качестве базы сравнения, могут не быть оптимальными;
• коэффициенты не улавливают особенностей элементов, участвующих в расчетах коэффициентов.
ГЛАВА 2
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Четкое представление о базовых понятиях финансовой ма- тематики необходимо для понимания всего последующего мате- риала. Главное из таких понятий — процентные деньги (далее — проценты), определение которых составляет сущность большин- ства финансовых расчетов.
Проценты — это доход от предоставления капитала в долг в различных формах (ссуды, кредиты и т. д.), либо от инвестиций производственного или финансового характера.
Процентная ставка — это величина, характеризующая интен- сивность начисления процентов.
Величина получаемого дохода (т. е. процентов) определяется исходя из величины вкладываемого капитала, срока, на который он предоставляется в долг или инвестируется, размера и вида процентной ставку (ставки доходности).
Наращение (рост) первоначальной суммы долга — это увеличе- ние суммы долга за счет присоединения начисленных процентов (дохода).
Множитель (коэффициент) наращения — это величина, пока- зывающая, во сколько раз вырос первоначальный капитал.
Период начисления — это промежуток времени, за который на- числяются проценты (получается доход). В дальнейшем будем полагать, что период начисления совпадает со сроком, на кото- рый предоставляются деньги. Период начисления может разби- ваться на интервалы начисления.
Интервал начисления — это минимальный период, по прошест- вии которого происходит начисление процентов.
Существуют две концепции и, соответственно, два способа оп- ределения и начисления процентов.
Декурсивный способ начисления процентов. Проценты начисля- ются в конце каждого интервала начисления. Их величина опре- деляется исходя из величины предоставляемого капитала. Соот- ветственно декурсивная процентная ставка, или, что то же, ссуд- ный процент, представляет собой выраженное в процентах отно-
шение суммы начисленного за определенный интервал дохода к сум- ме, имеющейся на начало данного интервала.
Антисипативный способ (предварительный) начисления процен- тов. Проценты начисляются в начале каждого интервала начис- ления. Сумма процентных денег определяется исходя из нара- щенной суммы. Процентной ставкой будет выраженное в про- центах отношение суммы дохода, выплачиваемого за определенный интервал, к величине наращенной суммы, полученной по прошест- вии этого интервала. Определяемая таким способом процентная ставка называется (в широком смысле слова) учетной ставкой или антисипативным процентом.
В мировой практике декурсивный способ начисления про- центов получил наибольшее распространение. В странах развитой рыночной экономики антисипативный метод начисления процен- тов применялся, как правило, в периоды высокой инфляции.
При обоих способах начисления процентов процентные став- ки могут быть либо простыми (если они применяются к одной и той же первоначальной денежной сумме в течение всего периода начисления), либо сложными (если по прошествии каждого ин- тервала начисления они применяются к сумме долга и начислен- ных за предыдущие интервалы процентов).
российской практике понятия ссудного процента и учетной ставки обычно не различаются и обознача- ются собирательным термином «процентная ставка» (тер- мин «учетная ставка» можно также встретить применитель- но к ставке рефинансирования Центрального банка и к вексельным операциям).
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что по мере развития рыночных отношений вопрос различия декурсив- ного и антисипативного методов начисления приобретает все большую актуальность.
Финансисту — инвестору ли (вкладчику), заемщику ли средств — в любом случае необходимо иметь представление о способе на- числения процентов, подразумеваемом в каждой конкретной сделке, тем более, что при укрупнении масштабов операции каж- дый процентный пункт становится все «тяжелее» и «тяжелее».
В последующих разделах будут приведены вычисления и даны примеры и графики, наглядно демонстрирующие, сколь ощути- мыми могут быть различия в результатах при разных способах на- числения процентов. Непонимание различия между видами про-
центных ставок может при этом вылиться не только в упущенную выгоду, но и в значительные убытки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|