ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Полезность и ее оценка.Полезность блага (utility of good) — это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Различают общую и предельную потребности. Полезность, которую потребитель извлекает из каждой дополнительной единицы блага называют предельной полезностью. В свою очередь сумма предельных полезностей дает общую полезность некоторого количества блага. В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна (и, следовательно, дифференцируема в каждой точке). Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (total utility) — TU (см. рис. 3.1,a). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (marginal utility) — MU — каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (рис.3.1,б). Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность. Рис. 3.1. Общая и предельная полезность.
Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается (см. отрезок АВ на обоих графиках). Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса. В экономической науке существует два объяснения оценки потребителем обобщенной полезности разных благ. У. Джевонс, К. Менгер, Е. Бём-Баверк, А. Маршалл и др. придерживались кардиналистской (количественной) теории, т.е. считали, что потребитель в состоянии оценивать потребляемые им товары с точки зрения величины полезности, приносимой ими, причем целью потребителя является максимизация полезности. При этом полезность от потребления товара зависит лишь от количества потребляемых единиц этого товара. Это утверждение можно представить в следующей форме: где f — полезность, получаемая потребителем от потребления некоторого количества товара; хi — количество потребляемых единиц товара. В соответствии с количественной теорией функция полезности имеет две черты: во-первых, является возрастающей, так как каждая последующая единица запаса увеличивает общую полезность блага; во-вторых, каждая последующая единица приносит меньшее увеличение общей полезности, чем предыдущая, поскольку действует закон убывания предельной полезности в потреблении. Описанная выше функция полезности позволяет представить систему предпочтений потребителя в случае потребления одного-единственного товара. В реальности наши возможности выбора гораздо шире. Ситуация выбора предполагает, что имеется несколько вариантов поведения, из которых нужно выбрать один, отвергнув все остальные. Эта задача может быть решена двумя путями: либо выбирающий, имея критерий выбора, сравнивает все доступные альтернативные варианты и выбирает предпочтительный; либо он, не имея критерия выбора или будучи не в состоянии сравнить варианты, вынужден совершить выбор случайным образом. Например, утолить жажду можно водой, чаем, кофе, соком, в качестве сосуда для питья можно использовать чашку, бокал, стакан; выпить выбранный продукт можно с тортом, булкой, пирожком, хлебом и т.п. Следовательно, потребитель должен определить общую полезность всего набора товаров и максимизировать ее. Основатели теории предельной полезности представляли эту полезность как простую сумму полезностей всех товаров, входящих в набор, причем полезность, получаемая в процессе потребления конкретного товара, по-прежнему определялась лишь количеством потребляемых единиц. Данную функцию полезности можно представить в следующем виде:
Формулировка функции полезности в общем виде позволила перейти от кардинализма к ординализму. Дело в том, что в теории кардинализма было одно слабое звено. Можно согласиться, что потребитель может сравнивать разные наборы товаров по критерию предпочтения или безразличия, но посылка о том, что потребитель может с точностью сказать, сколько единиц полезности он получил от того или иного набора, оказалась нереалистичной. Ординалистский подход не предполагал возможности измерения полезности и был основан на простой возможности сравнения и упорядочения потребителем наборов благ по критерию их предпочтительности. Основателями этого направления были итальянец В. Парето и российский экономист и математик Е.Е. Слуцкий. Законченный вид теория ординализма приобрела в работах английских экономистов Р. Аллена и Дж. Хикса. Основная идея данного направления может быть сформулирована следующим образом: отказ от представления, что потребитель может количественно измерить полезность определенного набора товаров, и предположение, что он может сравнивать разные потребительские наборы с точки зрения их предпочтительности. Следует заметить, что ординализм не отказался от возможности присвоения полез-ностям товарных наборов численных значений. Потребитель не мучается вопросом о количественной оценке полезности, не требуется от него и ответ на вопрос, насколько данный набор благ полезнее другого. Он на основе своей субъективной оценки просто выносит решение, что данный набор предпочтительнее остальных.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|