ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Деятельности предприятия.
Управление как сфера человеческой деятельности сложилось на базе разделения труда. Последнее представляет собой дифференциацию работников относительно рода и содержания трудовой деятельности, процесс их закрепления за выполнением строго определенных экономических, технических, социальных, политических функций. Выделяют два вида разделения труда: горизонтальное и вертикальное. В первом случае речь идет о расчленении работы на отдельные составные компоненты; во втором — о деятельности по координации усилий работников, т.е. управлении. Известный специалист по управлению П. Друкер писал, что управление есть особый вид деятельности, который превращает неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную группу. В современной экономической науке под управлением принято подразумевать процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации. В настоящее время для определения содержания управления экономисты используют четыре подхода: 1) с позиции выделения различных школ управления; 2) системный; 3) ситуационный; 4) процессный. При первом подходе процесс управления определяется так, как он виделся представителям школы "научного управления", бихевиоризма, школы "человеческих отношений" и т.д. Представители школы "научного управления" рассматривали организацию как иерархическую систему линейно-функционального типа с четкой регламентацией трудовых операций на всех уровнях, основанную на конкретном определении функций и задач производства, специализации каждой должности. В итоге складывалось мнение, что каждая организация стремится иметь как можно более экономичный аппарат управления за счет четкой регламентации обязанностей. Такой подход был основан на механической модели, ибо концентрировал внимание на формальной структуре организации и на соответствии частей и целого друг другу. Представители школы "человеческих отношений" и бихевиористы исследовали вопросы мотивации труда людей, их группового и внутригруппового поведения, стиля руководства и на этом основании выработали рекомендации по совершенствованию процедур управления, созданию социально-психологического климата в коллективе, что, по их мнению, стимулировало деятельность людей, направленную на достижение целей организации. При системном подходе процесс управления определяется на основании достижений всех школ управления, всех положительных моментов, выделенных ими. В единый системный подход школы управления объединяются потому, что организация рассматривается ими как открытая система и характеризуется двумя важнейшими признаками: наличием обязательной прямой и обратной связи с окружающей средой и наличием в связи с этим структуры управления внутри самой организации. Ситуационный подход исходит из того, что существует большое количество методов управления, но нет ни одного лучшего, ибо его невозможно определить вне конкретной ситуации. Так как существует большое количество внутренних факторов организации и внешних факторов окружающей среды, лучшим методом управления будет тот, который наиболее приемлем в данной ситуации. Процессный подход рассматривает управление как непрерывный поток функциональных действий, т.е. специальной, относительно самостоятельной деятельности субъекта управления по руководству объектом. В этой связи можно выделить следующие функции менеджмента. 1. Прогнозирование, представляющее собой определение параметров заданной системы, которых она достигнет в будущем, исходя из имеющейся информации об объективных законах ее развития, направления действия внутренних и внешних факторов организации. 2. Целеполагание, являющееся процессом выбора 3. Планирование, подразумевающее определение путей достижения целей, т.е. процесс их трансформирования в конкретные задания с указанием критериев достижения в стоимостных и натурально-вещественных показателях, сроков и ответственных исполните 4. Организация, включающая две составляющие. Во-первых, совокупность соподчиненных определенным образом лиц, приемов и методов их труда, средств выполнения операций, направленных на обеспечение жизнедеятельности коллектива, создание условий реализации поставленных целей и задач. Во-вторых, процесс создания формальной структуры производства, т.е. делегирование полномочий, определение ответственности за невыполнение полномочий, характеристика правил внутреннего распорядка, налаживание систем внешней и внутренней коммуникации и т.д. 5. Контроль, обеспечивающий нормальный ход достижения организацией своих целей. Эта функция реализуется путем сопоставления конечных результатов деятельности с планируемыми, определения от 6. Мотивация, представляющая собой процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. С этой целью необходимо рассматривать организационно-управленческие, социально-экономические и морально-психологические принципы мотивации труда. Организационно-управленческие связаны с созданием новых формальных структур, призванных активизировать труд работников, таких, как движение смежников, создание автономных бригад с разным уровнем автономности, контроль за качеством продукции и т.п. Среди социально-экономических принципов важное место отводится заработной плате, однако необходимо учитывать и возрастные критерии и особенности пола. Морально-психологические принципы связаны с тем, что в процессе производства люди вступают во взаимоотношения друг с другом, в результате чего формируется определенный социально-психологический климат и групповое сознание — неписаная совокупность традиций, нравов, устоев, привычек, норм, которым обязаны подчиняться все члены группы. В процессе труда могут возникнуть два вида несовместимостей: психофизиологическая, основанная на различиях в скорости движений, их синхронности, и социально-психологическая, связанная с отсутствием оптимального соотношения людей с различными типами характеров, привычками поведения, общности интересов и с наличием отрицательного восприятия друг друга. Стратегия предприятия и ее виды. Она представляет собой набор приемов и правил, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития предприятия. Основная цель реализации стратегии — создание и поддержание конкурентного преимущества фирмы. Определение стратегии предприятия представляет собой управленческий процесс создания и поддержки соответствия между целями фирмы, ее возможностями и шансами в сфере маркетинга. В этом плане целесообразно выделить следующие этапы: характеристика программы предприятия; формулирование целей и задач фирмы; разработка планов развития "хозяйственного портфеля"; определение стратегии роста фирмы. На первом этапе составления программы предприятия четко очерчивается сфера деятельности фирмы. На втором этапе программные задачи конкретизируются в виде подробного перечня целей для каждого уровня руководителей. Цели фирмы можно классифицировать на кратко- и долгосрочные. Основой их выдвижения является миссия фирмы, т.е. выраженный в краткой форме лозунг, который отличает данную фирму от других, создает у потребителей, поставщиков и посредников определенный имидж данного производства, формирует предназначение фирмы и ее генеральные цели. На третьем этапе происходит анализ "хозяйственного портфеля", под которым понимается оценка всех структурных подразделений, входящих в состав данного предприятия. Помимо оценки существующих производств стратегическое планирование должно выявить, какими производствами предприятию желательно обзавестись в будущем, в какие сферы направить свои усилия, т.е. определить возможности роста. Сделать это можно на трех уровнях. Первый уровень — интенсивного роста. На нем определяют возможности, которыми может воспользоваться предприятие при нынешних масштабах деятельности, когда не до конца использованы возможности выпускаемой продукции. Второй уровень — интеграционного роста, на котором выявляются возможности интеграции с другими элементами маркетинговой системы отрасли. Это может происходить путем подчинения или контроля за деятельностью поставщиков, поглощения конкурирующего предприятия, регулирования системы распределения в собственных интересах и т.п. Третий уровень — диверсификационного роста. В этом случае выявляются возможности роста за пределами отрасли в случае полного насыщения спроса на данный товар или услугу. Четвертый уровень планирования деятельности предприятия — определение стратегии роста фирмы — включает формулировку конкретного вида стратегии. Возможны деловая, портфельная и функциональная стратегии. Деловая стратегия относится к отдельному предприятию и направлена на создание и сохранение его преимуществ на рынке. О портфельной стратегии речь идет в случае, если каждая фирма, входящая в объединение, направляет свои усилия на достижение общей цели. Функциональная стратегия имеет место в случае, если производственная единица не имеет самостоятельного выхода на рынок в силу незаконченного производственного цикла.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|