Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Деятель­ности предприятия.




 

Управление как сфера человечес­кой деятельности сложилось на базе разделения тру­да. Последнее представляет собой дифференциацию работников относительно рода и содержания трудовой деятельности, процесс их закрепления за выполнени­ем строго определенных экономических, техничес­ких, социальных, политических функций. Выделяют два вида разделения труда: горизонтальное и верти­кальное. В первом случае речь идет о расчленении ра­боты на отдельные составные компоненты; во вто­ром — о деятельности по координации усилий работ­ников, т.е. управлении. Известный специалист по уп­равлению П. Друкер писал, что управление есть осо­бый вид деятельности, который превращает неоргани­зованную толпу в эффективную целенаправленную группу. В современной экономической науке под уп­равлением принято подразумевать процесс планиро­вания, организации, мотивации и контроля, необхо­димый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.

В настоящее время для определения содержания управления экономисты используют четыре подхода:

1) с позиции выделения различных школ управления;

2) системный; 3) ситуационный; 4) процессный.

При первом подходе процесс управления опреде­ляется так, как он виделся представителям школы "научного управления", бихевиоризма, школы "чело­веческих отношений" и т.д. Представители школы "научного управления" рассматривали организацию как иерархическую систему линейно-функционального типа с четкой регламентацией трудовых опера­ций на всех уровнях, основанную на конкретном оп­ределении функций и задач производства, специали­зации каждой должности. В итоге складывалось мне­ние, что каждая организация стремится иметь как можно более экономичный аппарат управления за счет четкой регламентации обязанностей. Такой под­ход был основан на механической модели, ибо кон­центрировал внимание на формальной структуре ор­ганизации и на соответствии частей и целого друг дру­гу. Представители школы "человеческих отношений" и бихевиористы исследовали вопросы мотивации тру­да людей, их группового и внутригруппового поведе­ния, стиля руководства и на этом основании вырабо­тали рекомендации по совершенствованию процедур управления, созданию социально-психологического климата в коллективе, что, по их мнению, стимулиро­вало деятельность людей, направленную на достиже­ние целей организации.

При системном подходе процесс управления опре­деляется на основании достижений всех школ управ­ления, всех положительных моментов, выделенных ими. В единый системный подход школы управления объединяются потому, что организация рассматрива­ется ими как открытая система и характеризуется двумя важнейшими признаками: наличием обяза­тельной прямой и обратной связи с окружающей сре­дой и наличием в связи с этим структуры управления внутри самой организации.

Ситуационный подход исходит из того, что сущес­твует большое количество методов управления, но нет ни одного лучшего, ибо его невозможно определить вне конкретной ситуации. Так как существует боль­шое количество внутренних факторов организации и внешних факторов окружающей среды, лучшим ме­тодом управления будет тот, который наиболее при­емлем в данной ситуации.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывный поток функциональных действий, т.е. специальной, относительно самостоятельной дея­тельности субъекта управления по руководству объектом. В этой связи можно выделить следующие фун­кции менеджмента.

1. Прогнозирование, представляющее собой опре­деление параметров заданной системы, которых она достигнет в будущем, исходя из имеющейся информа­ции об объективных законах ее развития, направле­ния действия внутренних и внешних факторов орга­низации.

2. Целеполагание, являющееся процессом выбора
конкретной цели, т.е. желаемого результата деятель­ности в виде идеального образа, выбранного из мно­жества вариантов, при наличии определенных огра­ничений в виде потребностей общества в определен­ных товарах и услугах, конъюнктуры рынка, а также
факторов предложения.

3. Планирование, подразумевающее определение путей достижения целей, т.е. процесс их трансформи­рования в конкретные задания с указанием критериев достижения в стоимостных и натурально-вещественных показателях, сроков и ответственных исполните­
лей.

4. Организация, включающая две составляющие. Во-первых, совокупность соподчиненных определен­ным образом лиц, приемов и методов их труда, средств выполнения операций, направленных на обеспечение жизнедеятельности коллектива, создание ус­ловий реализации поставленных целей и задач. Во-вторых, процесс создания формальной структуры производства, т.е. делегирование полномочий, опре­деление ответственности за невыполнение полномо­чий, характеристика правил внутреннего распорядка, налаживание систем внешней и внутренней коммуни­кации и т.д.

5. Контроль, обеспечивающий нормальный ход достижения организацией своих целей. Эта функция реализуется путем сопоставления конечных результа­тов деятельности с планируемыми, определения от­
клонений и принятия мероприятий по их устране­нию.

6. Мотивация, представляющая собой процесс по­буждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. С этой целью необходимо рассматривать организационно-управ­ленческие, социально-экономические и морально-психологические принципы мотивации труда. Орга­низационно-управленческие связаны с созданием но­вых формальных структур, призванных активизиро­вать труд работников, таких, как движение смежни­ков, создание автономных бригад с разным уровнем автономности, контроль за качеством продукции и т.п. Среди социально-экономических принципов важ­ное место отводится заработной плате, однако необхо­димо учитывать и возрастные критерии и особенности пола. Морально-психологические принципы связаны с тем, что в процессе производства люди вступают во взаимоотношения друг с другом, в результате чего формируется определенный социально-психологичес­кий климат и групповое сознание — неписаная сово­купность традиций, нравов, устоев, привычек, норм, которым обязаны подчиняться все члены группы. В процессе труда могут возникнуть два вида несовместимостей: психофизиологическая, основанная на раз­личиях в скорости движений, их синхронности, и со­циально-психологическая, связанная с отсутствием оптимального соотношения людей с различными ти­пами характеров, привычками поведения, общности интересов и с наличием отрицательного восприятия друг друга.

Стратегия предприятия и ее виды. Она представ­ляет собой набор приемов и правил, с помощью кото­рых достигаются основополагающие цели развития предприятия. Основная цель реализации стратегии — создание и поддержание конкурентного преимущес­тва фирмы. Определение стратегии предприятия представляет собой управленческий процесс создания и поддержки соответствия между целями фирмы, ее возможностями и шансами в сфере маркетинга. В этом плане целесообразно выделить следующие эта­пы: характеристика программы предприятия; форму­лирование целей и задач фирмы; разработка планов развития "хозяйственного портфеля"; определение стратегии роста фирмы.

На первом этапе составления программы предпри­ятия четко очерчивается сфера деятельности фирмы. На втором этапе программные задачи конкретизиру­ются в виде подробного перечня целей для каждого уровня руководителей. Цели фирмы можно класси­фицировать на кратко- и долгосрочные. Основой их выдвижения является миссия фирмы, т.е. выражен­ный в краткой форме лозунг, который отличает дан­ную фирму от других, создает у потребителей, постав­щиков и посредников определенный имидж данного производства, формирует предназначение фирмы и ее генеральные цели. На третьем этапе происходит ана­лиз "хозяйственного портфеля", под которым понима­ется оценка всех структурных подразделений, входя­щих в состав данного предприятия.

Помимо оценки существующих производств стра­тегическое планирование должно выявить, какими производствами предприятию желательно обзавес­тись в будущем, в какие сферы направить свои уси­лия, т.е. определить возможности роста. Сделать это можно на трех уровнях. Первый уровень — интенсив­ного роста. На нем определяют возможности, которы­ми может воспользоваться предприятие при нынеш­них масштабах деятельности, когда не до конца ис­пользованы возможности выпускаемой продукции. Второй уровень — интеграционного роста, на кото­ром выявляются возможности интеграции с другими элементами маркетинговой системы отрасли. Это мо­жет происходить путем подчинения или контроля за деятельностью поставщиков, поглощения конкуриру­ющего предприятия, регулирования системы распре­деления в собственных интересах и т.п. Третий уро­вень — диверсификационного роста. В этом случае выявляются возможности роста за пределами отрасли в случае полного насыщения спроса на данный товар или услугу. Четвертый уровень планирования дея­тельности предприятия — определение стратегии роста фирмы — включает формулировку конкретно­го вида стратегии. Возможны деловая, портфельная и функциональная стратегии. Деловая стратегия отно­сится к отдельному предприятию и направлена на создание и сохранение его преимуществ на рынке. О пор­тфельной стратегии речь идет в случае, если каждая фирма, входящая в объединение, направляет свои усилия на достижение общей цели. Функциональная стратегия имеет место в случае, если производствен­ная единица не имеет самостоятельного выхода на ры­нок в силу незаконченного производственного цикла.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных