Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стратегия урегулирования внешнего долга




Стратегия урегулирования внешнего долга. МВФ претендует на исполнение «центральной роли» в урегулировании кризиса вне­шней задолженности развивающихся стран. В связи с развитием и углублением этого кризиса в 80-х годах он предпринял меры по выработке собственного подхода к проблеме погашения междуна­родных долгов. Фонд взял на себя оказание финансовой поддерж­ки операций по сокращению объема задолженности развивающих­ся стран частным коммерческим банкам, а также выплат по ее обслуживанию. В мае 1989 г. МВФ принял специальные «руковод­ства» — совокупность целевых установок и правил, которые опре­деляли объем и формы оказываемой им финансовой поддержки этим операциям.

Согласно «руководствам» 1989 г. при предоставлении Фондом резервных или расширенных кредитов странам-должникам часть этих кредитов (до 25%) могла выделяться целевым назначением на сокращение внешнего основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации процентных платежей либо обеспечения основного долга при обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на облигации с более низкой процентной ставкой МВФ выражал готовность выделять дополнительные средства сверх резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составлял 40% (с сентября 1993 г. — 30%) квоты страны. Величина дополнительного кредита определялась Фондом в результате рас­смотрения каждого конкретного случая, с учетом «степени радика­льности» программы макроэкономической стабилизации и струк­турной перестройки соответствующей страны.

В январе 1994 г. Исполнительный совет пересмотрел «руковод­ства» по использованию ресурсов МВФ для поддержки операций по сокращению внешней задолженности коммерческим банкам. В результате этого объем выделяемых Фондом на эти цели средства и их сегментация по видам операций были отменены. Тем не менее МВФ продолжает оказывать содействие операциям по уме­ньшению основного долга коммерческим банкам и расходов на его обслуживание на индивидуальной основе.

Что касается государственной задолженности стран — членов МВФ, то проблемы ее переоформления и сокращения решаются в рамках Парижского клуба. Роль МВФ состоит в том, что Парижский клуб увязывает меры по облегчению долгового бреме­ни стран-должников с выполнением ими одобренных Фондом стабилизационных программ. При выработке соглашений о пере­смотре задолженности страны-кредиторы — члены Парижского клуба руководствуются исследованиями МВФ и его оценками ситуации с задолженностью.

В сентябре 1996 г. МВФ и Всемирный банк совместно утвер­дили «Инициативу для бедных стран с высоким уровнем задол­женности» (Initiative for the Heavily Indebted Poor Countries, HIPC Initiative). Эта программа предусматривает предоставление креди­торами (правительственными учреждениями, международными организациями, частными банками) дополнительной помощи странам с низким уровнем дохода и высоким уровнем задолженности с целью сокращения бремени их внешнего долга до уровня, на котором он мог бы бесперебойно обслуживаться за счет поступ­лений от экспорта, помощи и притока капиталов. Эта допол­нительная помощь предполагает существенное уменьшение долго­вых требований к стране.

Данная «инициатива» включает две стадии. На первой страна-должник осуществляет при поддержке МВФ и Всемирного банка программу реформирования своей экономики. Если по истечении трехлетнего периода страна выполнит необходимые требования, ее кредиторы осуществят переоформление долга на «неапольских условиях», согласованных Парижским клубом в декабре 1994 г. Общая сумма выплат в счет обслуживания внешней задолжен­ности стран с низким уровнем дохода может быть снижена до 67% «чистой текущей стоимости» этой задолженности. Страна, чье долговое бремя не удается сократить до приемлемого уровня, должна выполнить вторую трехгодичную программу. В течение этого периода она получает расширенную финансовую помощь от международного финансового сообщества, включая МВФ и Все­мирный банк. В случае успешного завершения программы все кредиторы, в том числе международные организации, предприни­мают согласованные действия по предоставлению помощи, до­статочной для снижения долга страны до приемлемого (с учетом принятых критериев) уровня.

На завершающей стадии урегулирования внешнего долга стран — должников МВФ будет предоставлять им помощь преиму­щественно в виде специальных безвозмездных субсидий («гран­тов»), а также в рамках механизма расширенного финансирования структурной перестройки, но с более продолжительными, чем это предусмотрено условиями данного механизма, сроками погаше­ния. Эти средства предназначаются для оплаты просроченных обязательств стран Фонду. Для финансирования соответствующих затрат МВФ учредил в феврале 1997 г. специальный трастовый фонд. Кредиторы выделили на осуществление «Инициативы для бедных стран с высоким уровнем задолженности» около 8 млрд долл. Полагают, что она будет действовать до конца 2000 г.

К 1999 г. Боливия, Буркина-Фасо, Гайана, Кот-д'Ивуар, Моза­мбик и Уганда выполнили условия, позволяющие им получать финансовую помощь в рамках «ХИПК инициативы». В результате сокращение задолженности этих стран оценивается в 5 млрд долл. МВФ намерен продать часть золотого запаса для оказания помо­щи беднейшим странам и сокращения внешней задолженности.

Новые процедуры

Новые процедуры. В связи с финансовыми и валютными кризи­сами в Мексике и Аргентине с середины 90-х годов и нарастанием глобальных кризисных потрясений финансовых и валютных рын­ков МВФ наряду с образованием «дополнительного резервного механизма» и «чрезвычайных кредитных линий» осуществил в 1995—1997 гг. ряд нововведений с целью финансовой поддержки стран-членов, адаптации своей деятельности к возник­шим потребностям. В их числе:

1) Механизм экстренного финансирования, МЭФ (Emergency Financing Mechanism, EFM) (с сентября 1995 г.) представляет комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление Фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных рас­четов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ. Предполагалось, что подобные экстренные процедуры бу­дут применяться редко, однако их пришлось неоднократно ис­пользовать в 1997—1998 гг. при предоставлении широкомасштаб­ных кредитов ряду оказавшихся в состоянии валютного и финан­сового кризисов стран Юго-Восточной Азии, а также России;

2) Поддержка фондов валютной стабилизации (Support for Currency Stabilization Funds). Согласно принципам, сформулирован­ным в сентябре 1995 г., такая поддержка со стороны МВФ может осуществляться в рамках договоренностей с государствами-члена­ми о кредитах стэнд-бай или расширенном финансировании с целью повышения доверия к их мерам по стабилизации валютных курсов, предусматривающим образование фондов валютной стабилизации. Считается, что она наиболее применима для поддержки режима регулируемого валютного курса с относительно узким диапазоном колебаний или с заранее объявленными их скользящими пределами. Использование этого механизма должно сочетаться с проведением жесткой макроэкономической политики, обеспечивающей низкие темпы инфляции, совместимые с намеченными ориентирами изме­нения валютного курса. До сего времени (середина 1999 г.) у МВФ не было повода для оказания финансовой поддержки фонду валют­ной стабилизации какой-либо страны;

3) Экстренная помощь (Emergency Assistance) призвана содей­ствовать государствам-членам в преодолении дефицита платеж­ных балансов, вызванного непредсказуемыми стихийными бедст­виями. Кредиты такого рода предоставляются единовременно, как правило, в пределах 25% квоты и не предполагают процедуры проверки с использованием критериев реализации. Однако в боль­шинстве случаев они сопровождаются договоренностями с МВФ в рамках его обычных механизмов;

4) Помощь странам после конфликта. В сентябре 1995 г. Ис­полнительный совет распространил положения, относящиеся к эк­стренной финансовой помощи, на кризисные ситуации, являющие­ся результатом пережитых странами военно-политических конф­ликтов. В 1997—1998 гг. на этом основании была оказана финансовая помощь Албании, Руанде и Таджикистану.

Кредитные операции

Кредитные операции. На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако, начиная с 70-х годов, произошло значительное расширение его кредитной деятельности (табл. 9.1).

Таблица 9.1

КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ МВФ

1947—1997 гг.

Годы (равные отрез­ки по 17 лет) Кредиты за счет собствен­ных средств МВФ* Льготные кредиты, предостав­ленные с использованием привлеченных средств Общая сумма кредитов
  млрд СДР % к итогу млрд СДР % к итогу млрд СДР % к итогу
1947—1963 6,1 3,9 6,1 3,7
1964—1980 32,6 21,1 2,6 24,3 35,2 21,2
1981—1997 116,2   8,1 75,7 124,3 75,1
1947—1997 154,9** 100,0 10,7*** 100,0 165,6**** 100,0
* По 1960 г. включая, с 1961 г. исключая суммы использования странами— членами резервной позиции в МВФ. ** Около 210 млрд долл. *** Около 15 млрд долл. **** 223 млрд долл. Валютный курс на конец 1997 г. — 1,3492 долл. за 1 СДР.   Источники: International Financial Statistics Yearbook 1987. International Monetary Fund, Washington, 1987, р. 20—23; 1991, p. 24—27; 1992, p. 12—15; 1993, р. 12-15; 1994, р. 14—17; 1995, р. 26—29; 1997, р. 26—29; IMF Survey, Volume 27, Number 3, February 9, 1998, р. 34.

 

За 1947—1998 гг. МВФ предоставил кредиты странам-членам на сумму 187,1 млрд СДР (255 млрд долл.), в том числе льготных кредитов наименее развитым странам за счет специальных фондов 11,6 млрд СДР (16 млрд долл.).

МВФ не только кредитует страны-члены, но и помогает им получить кредиты у правительств развитых стран, центральных банков, группы Всемирного банка. Банка международных рас­четов, а также у частных коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает стране доступ на мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит, МВФ как бы удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве ее гаранта. И наоборот, отказ МВФ оказать стране кредитную поддержку закрывает ей доступ к рынку ссудных капиталов.

На протяжении первых двух десятилетий своей деятельности (1947—1966 гг.) МВФ кредитовал в большей мере развитые стра­ны, на которые пришлось 56,4% суммы кредитов, в том числе 41,5% средств получила Великобритания (табл. 9.2). Однако кре­дитная поддержка МВФ не смогла предотвратить две девальвации доллара, утрату фунтом стерлингов роли резервной валюты и раз­вал Бреттонвудской валютной системы.

Таблица 9.2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КРЕДИТОВ МВФ ПО ГРУППАМ СТРАН*

Группы стран Млрд СДР % к итогу
1947- 1966 1967-1976 1977-1986 1987-1996 1947- 1966 1967-1976 1977-1986 1987-1996
Все страны 9,4 19,6 51,6 58,2 100,0 100,0 100,0 100,0
Развитые стра­ны 5,3 9,7 3,2 56,4 49,5 6,2
Развивающие­ся страны 4,1 9,9 48,4 58,2 43,6 50,5 93,8 100,0
В том числе: страны—экс­портеры нефти 0,3 0,2 0,4 5,3 3,2 1,0 0,8 9,1
страны, не яв­ляющиеся экс­портерами нефти 3,8 9,7 48,0 52,9 40,4 49,5 93,0 90,9
* По 1960 г. включая, с 1961 г. исключая суммы использования странами-членами резервных позиций в МВФ. Источники: International Financial Statistics Yearbook, 1987. International Monetary Fund, Washington, 1987, p. 20-23; 1991, p. 24-27; 1992, p. 12-15; 1993, p. 12-15; 1994, p. 14-17; 1995, p. 26-29; 1997, p. 26-29.

 

С 70-х годов МВФ переориентировал свою деятельность на выравнивание платежных балансов и урегулирование внешней задолженности развивающихся стран. В 1967—1976 гг. доля этих стран в общей сумме кредитов составила 50,5%, в 1977— 1986 гг. — 93,8%. После 1984 г. развитые страны не пользовались кредитами МВФ.

Расширение кредитования Фондом развивающихся стран в 70-е годы было связано с ухудшением их валютного положения в ре­зультате двух раундов повышения мировых цен на жидкое топ­ливо. Развивающиеся страны — импортеры нефти получили в 1967—1976 гг. 49,5%, в 1977—1986 гг. — 93,0% и в 1987—1996 гг. — 90,9% всех кредитовМВФ.

В 80-е годы валютные трудности развивающихся стран были также порождены острым кризисом внешней задолженности. Их требования увеличить кредитную помощь побудили Фонд значи­тельно расширить свою кредитную деятельность. МВФ включился в урегулирование внешнего долга развивающихся стран, а также активизировал кредитную поддержку государствам, приступи­вшим к макроэкономическим и структурным реформам. Ежегод­ный объем кредитов МВФ (без льготных кредитов) достиг мак­симума в 1983 г. — 12,6 млрд СДР (17,2 млрд долл.). Затем в связи с нехваткой ресурсов снизился до 2,3 млрд СДР (3,6 млрд долл.) в 1988 г. В 1991 г. сумма кредитов Фонда составила 7,4 млрд СДР, а вместе с льготными займами — 8,2 млрд СДР (11,2 млрд долл.), превысив впервые после 1985 г. величину погашения странами-членами задолженности, вследствие чего МВФ вновь стал нетто-кредитором.

С 90-х годов возросли кредиты МВФ странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, предоставляемые в связи с большими трудностями, которые они испытывают в процессе глубоких социально-экономических преобразований, перехода к рыночной экономике. За 1990—1998 гг. из общей суммы креди­тов МВФ, составившей 85,4 млрд СДР (120,3 млрд долл.) государ­ства Центральной и Восточной Европы получили 9,5 млрд долл. (7,9%), Россия — 21,3 млрд долл. (17,7%) и остальные страны СНГ, а также Балтии — 5,5 млрд долл. (4,6%) (табл. 9.3).

Таблица 9.3

КРЕДИТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА, 90-е ГОДЫ

  Страны                   1990—1998
  млн СДР % к итогу
  Все страны 4270,0 7386,5 4791,1 5042,2 4979,5 16967,9 5271,0 16112,9 20586,2 85407,3 100,0
  Страны Центральной и Восточной Европы 550,6 2715,8 905,5 225,5 1305,3 158,2 89,9 513,4 253,1 6717,3 7,9
  Страны СНГ 719,0 1317,2 1557,9 4891,9 3367,3 1717,6 5059,8 18630,7 21,8
  В том числе:                      
  Белоруссия 70,1 120,1 190,2 0,2
  Казахстан 61,9 136,1 92,8 92,8 154,7 538,3 0,6
  Россия 719,0 1078,3 1078,3 3594,3 2587,9 1467,3 4600,0 15125,1 17,7
  Украина 249,3 788,0 536,0 207,3 281,8 2062,4 2,4
  Страны Балтии 50,3 157,4 78,6 62,3 31,1 41,4 421,1 0,5
  Развивающиеся страны 3719,4 4670,7 3116,3 3342,1 2037,7 11855,5 1782,7 13840,5 15273,3 59638,2 69,8
Источники: International Financial Statistics Yearbook, 1997. International Monetary Fund, Washington, 1997, р. 27, 29; International Financial Statistics. International Monetary Fund, Washington, Vol. LII, № 5, May 1999, р. 16—17.  
                           

 

В конце 90-х годов расширение кредитных операций МВФ было вызвано острейшим кризисом финансовых рынков в странах Юго-Восточной Азии, переросшим практически в глобальный финансовый кризис. В течение 1997/98 финансового года (с 1 мая 1997 г. по 30 апреля 1998 г.) Фонд принял на себя обязательства по предоставлению кредитов на сумму 43 млрд долл. До конца августа 1998 г. эта сумма возросла еще на 10 млрд долл. Фа­ктическое использование кредитов достигло в 1997/98 финансовом году рекордной величины — 26 млрд долл. (в 4 раза больше, чем в предыдущем финансовом году), а с учетом кредитов, предоставленных Фондом в мае—августе 1998 г. (11 млрд долл.) — 37 млрд долл.* Около 3/4 этой суммы пришлось на три наиболее сильно пострадавшие от кризиса страны — Ин­донезию, Южную Корею и Таиланд.** В декабре 1998 г. МВФ выделил кредит стэнд-бай Бразилии в размере 18 млрд долл. (в рамках коллективного пакета на сумму 41 млрд долл.) с правом использования в течение трех лет. Сумма непогашенной задолжен­ности стран-членов Фонду возросла к концу 1998 г. до 94 млрд долл.

* IMF Survey, Volume 27, Number 18, September 28, 1998, р. 296.

** IMF Survey, Volume 27, Number 17, August 31, 1998, р. 280.

В результате возросшей кредитной деятельности коэффициент ликвидности МВФ (отношение величины не связанных обязатель­ствами средств Фонда в используемых им валютах к объему его ликвидных обязательств) понизился со 121% на 30 апреля 1997 г. до 45% на 30 апреля 1998 г. и 36% в конце августа 1998 г. при среднем показателе за несколько последних лет, находившемся на уровне 70%.* Однако увеличение квот на 45% в рамках одиннад­цатого их пересмотра и вступление в силу Новых соглашений о займах увеличивают ресурсы МВФ на 90 млрд долл. Это обсто­ятельство имеет своим следствием определенное улучшение состо­яния ликвидности Фонда.

* IMF Survey, Volume 27, Number 18, September 28, 1998, р. 296.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных