Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Список опубликованных работ по теме диссертации 3 страница




Для углубления понимания предлагаемой нами «математически-подобной» модели ценностной регуляции и демонстрации ее эвристических возможностей мы должны были ввести особый «глоссарий». В этом глоссарии, вынесенном в приложение, определены такие понятия, как духовная биография индивида, ее события и их типы; хронотоп как пространство-время развертывания духовной жизнедеятельности личности; координаты духовного развития личности в хронотопе (пространственные, духовно-ценностные координаты и квазивременные координаты, связанные с продвижением индивида вдоль когнитивной оси, или оси «понимания»); мировые линии движения индивида в хронотопе и их типы (времениподобные, пространственноподобные и светоподобные мировые линии и интервалы).

В рамках формализма пространства-времени Минковского линия перемещения «точки»-события из положения 1 в положение 2 полагается пространственноподобной, если ее «движение» осуществляется в большей мере в направлении пространственных осей, чем временной оси (линия как бы «прижимается» к пространственным осям). В этом случае в уравнении (1) сумма квадратов всех «пространственных» координат будет больше временной составляющей KT2, подкоренное выражение будет положительным, а мировая линия, по определению, пространственно-подобной.

«Движение» индивида главным образом в направлении ценностных координат в актах ценностного (например, художественного) творчества, политических деяний, нравственных поступков и т.д. выступает именно как движение индивида по пространственно-подобной линии. Так, писатель в своем воображении за короткое время воссоздает картину нравов, обычаев различных слоев общества, между которыми имеется огромная культурно-ценностная (пространственная) дистанция (например, воровская среда, характеризующаяся неимоверным падением нравов и мир честных бедняков, мир аристократии и т.д.). Писатель мысленно (в своих чувствах, переживаниях) должен пройти эту дистанцию. Иногда он это делает буквально (одевается в грубую одежду, знакомится с обычаями воровского дна, идет в трущобы, изучает жаргон этой среды, обращаясь затем к нравам людей совершенно другого жизненного круга и т.д.), то есть ментальная, духовная локомоция дополняется локомоцией реальной. Из этого следует, что наука о духовной биографии личности должна взять на вооружение не только категорию времени, но также и категорию пространства, поскольку чрезмерный акцент на категории времени в науке о биографии (А.А. Кроник, Е.И. Головаха, Н.А. Логинова) не вполне оправдан.

Конечно, «ментальные» и «духовные» локомоции индивида в пространстве соответствующих ценностных значений в ходе интериоризации и экстериоризации соответствующих ценностей представить себе не так просто. Мера продвижения индивида вдоль соответствующей ценностной оси будет определяться его наибольшими творческими достижениями, обусловленными экстериоризацией ценностей в данный период. За основу оценок этих достижений могут быть приняты оценки биографов, экспертов в соответствующей области, а если речь идет о художественном творчестве – отзывы критиков, биографов писателя или художника, его современников и т.д. Так, критики и биографы творчества Ван-Гога сходятся в том, что вершинами его творчества были сравнительно немного картин («Едоки картофеля», «Ночное кафе», «Звездная ночь», серия автопортретов, «Красные виноградники в Арле», известные шедевры из серии «Подсолнухи» и т.д.). Мерой ценностных достижений индивида (его продвижения по ценностной оси) может служить и степень воздействия его произведений на личностно-смысловую сферу окружающих людей (широта резонанса произведений или деяний человека среди публики, мера популярности, не связанная с модой и т.д.).

Локомоцию индивида по пространственно-подобной линии, характерную для ценностного творчества, можно представить на схеме, показывающей области как возможных пространственноподобных (space-like), так и времениподобных (time-like) линий. Светоподобная линия OL идет в точности под углом 45º как по отношению к ним, выступая в качестве границы «светового конуса» (рис. 1).

О S

А

 

CРПРЗ С

45º В Ś

СОЗ

Область

Область линий space-like

линий time-like

 

L

(светоподобная

T линия)

 

Ось 0Т – временная, 0S – пространственная ось.

0Ś - общее направление движения индивида в направлении пространственноподобной линии (реальное движение происходит по кривой АВС).

0L – направление движения по светоподобной линии. РПРЗ – направление вектора деятельности на стадии рациональной проработки замысла, СОЗ – на стадии осуществления замысла.

 

Рисунок 1 – Схема локомоции индивида в направлении

пространственноподобной мировой линии

 

Из схемы нетрудно увидеть, что, на стадии рациональной проработки замысла (РПРЗ) вначале осуществлялась рациональная, логически последовательная проработка (рациональная рефлексия) предполагаемых путей, этапов последующего осуществления замысла.

Здесь происходила логически-смысловая проработка деталей, касающихся не только стадий выполнения деятельности, но и применяемых средств и соответствующих им процедур (операций), намечалась и корректировалась их последовательность во времени. Таким образом, на данной стадии «перемещение» индивида осуществлялась в относительно большей степени в направлении когнитивной (квазивременной) оси, то есть оси рационализации деятельности, что явствует из анализа исходного направления вектора РПРЗ (определяемого кривой АВ) в общей пространственно-временной системе координат. Однако затем, на стадии реализации замысла (вектор РЗ, определяющий общее направление кривой ВС) как бы убираются все рациональные «постромки», создаваемые на предыдущем этапе работы, выносится за скобки рационально продуманная этапность и логическая последовательность действия; здесь продвижение работы идет уже под влиянием ценностной интуиции, творческого «порыва», вдохновения (художника, поэта и т.д.). То есть здесь происходит поворот от временной оси «обратно» в сторону ценностной (квазипространственной) оси деятельности. (Это видно из того, как изменилось направление вектора РЗ по сравнению с вектором РПРЗ). Из схемы также видно, что «перемещение» индивида из точки 1 в точку 2 в целом осуществлялось в направлении пространственной оси OS и лишь в незначительной мере по временной оси OT. Это и означает, что взаимосвязь «точек»-событий жизни индивида 1 и 2 реализовывалась по пространственноподобной мировой линии. Отметим еще раз, что даже ценностно-ориентированный индивид практически никогда не перемещается сразу по всем шести ценностным координатам. В силу этого в уравнении (1) обычно лишь две или три координаты ценностного вектора ненулевые.

Что касается движения индивида вдоль «времениподобной» мировой линии, то такой вариант развертывания духовной биографии индивида также не исключается (он характерен для индивидуальностей с рациональным складом психики, с отчетливой и мощной познавательной мотивацией). Интересы такого индивида направлены на установление и отслеживание самых сложных и глубоких каузальных (причинно-следственных) зависимостей и цепочек между явлениями и событиями окружающей (и своей) жизни, на достижение более высокого уровня их «понимания», что ведет к уплотнению психологического времени и быстрому продвижению по временной оси. Это движение выражается в том, что временной компонент в уравнении (1) начинает превышать сумму шести «пространственных» (ценностных) компонентов. Подкоренное выражение становится отрицательным, так как временная компонента приобретает больший удельный вес, чем все пространственные компоненты. Такая линия и определяется Минковским как времени- подобная. При этом возможность появления отрицательного числа под корнем не должна нас смущать, поскольку в пространстве Минковского временная ось может быть задана на множестве мнимых чисел.

Вообще говоря, «уплотнение» времени отдельными субъективно различимыми событиями следует определить как его ускорение (по сравнению с медленным ходом объективно совершающихся изменений ситуации), а «урежение» плотности (интенсивности) таких событий как замедление психологического времени. Даже известное в физике «лоренцево замедление времени» состоит лишь в том, что, к примеру, для индивида, движущегося с субсветовой скоростью, одна секунда может соответствовать трем секундам по часам внешнего (неподвижного) наблюдателя.

Приведем теперь ПЕРЕЧЕЬ ЭФФЕКТОВ, которые можно предполагать исходя из концептуального содержания нашей модели и непосредственно из уравнения (1), задающего метрику хронотопа. При рассмотрении этих эффектов все феномены, связанные со сменой типа мировых линии, то есть знака в подкоренном выражении (1), а также с изменением удельного веса тех или иных координат пространственно-временного интервала и т.д., могут быть осмыслены как исходя из самого уравнения (1), так и на основе компьютерной программы, созданной автором на языке Turbo Basic и реализующей это уравнение, когда появляется возможность менять все координаты и их соотношения по усмотрению. При разработке этой программы мы обе части уравнения (1) возвели в квадрат. В этом случае знак подкоренного выражения, определяющий тип мировых линий, будет ясен из того значения правой части уравнения (положительного или отрицательного), которое «выдаст» компьютер; в случае светоподобной (изотропной) линии оно будет равно нулю.

ПЕРВЫЙ ЭФФЕКТ. Движение (локомоция) индивида вдоль пространственно-подобной линии может служить способом объяснения так называемого «феномена Кассандры» (или « эффекта предсказателя»), то есть ценностной интуиции будущего. Ведь Кассандра видела буквально воочию то, что исходя из любых рациональных (даже научных и т.д.) соображений предсказать было нельзя (неизбежную гибель Трои).

Видимо, в данном случае проявляются конкретные и тонкие механизмы «обмена времени на пространство и обратно», о которых говорит В.П. Зинченко (Зинченко В.П., 1991). Так, воспринимая некоторые события через призму ценностных переживаний и интуитивно обнаруживая огромную культурно-ценностную (пространственную) дистанцию между ними, которая может иметь характер различия целых эпох, индивид может сделать «остановку» или «паузу» в движении, «обменять пространство на время» (ценностную дистанцию между событиями на временную). Тем самым он может «заглянуть» в далекое будущее, проследив дальнейшую глобальную трансформацию событий под ценностным углом зрения. Иначе говоря, ощущение связи явлений в пространственном контексте (ценностная связь) помогает лучше спрогнозировать их изменение во времени.

ВТОРОЙ ЭФФЕКТ. Это замедление течения психологического времени при значительном убыстрении «перемещения» индивида по какой-либо ценностной оси (или нескольким осям сразу) в актах ценностного творчества или при возникновении новых ценностных измерений. Это может быть понято как увеличение удельного веса шести пространственных координат по отношению к временной координате в уравнении (1): здесь идет крен в сторону пространственноподобной мировой линии, и психологическое время замедляется. Этот эффект под несколько иным углом зрения проанализирован в других наших работах. Частным случаем замедления времени может быть «остановка времени», анализируемая В.П. Зинченко. Действительно, в ценностно-ориентированном творчестве, например, в художественном, отдельные акты деятельности сливаются в единое целое, поскольку деятельность регулируется здесь на интуитивном уровне (человек работает в состоянии вдохновения, творческого порыва и т.д.); при этом с точки зрения внешнего наблюдателя деятельность может быть весьма результативной.

ТРЕТИЙ ЭФФЕКТ. Возможно и такое перераспределение пространственных (ценностных) и временных координат пространственно-временного интервала между двумя событиями, когда временной интервал между ними, наоборот, сохраняется (течение психологического времени остается тем же самым), нопроисходит перераспределение между 6 ценностными координатами. В этом случае реализацию одних ценностей индивид может заменить на реализацию других, при сохранении общего (суммарного) эффекта за данный промежуток времени. Это можно представить в рамках формализма Минковского как «поворот» указанной пространственно-временной системы координат индивида вокруг временной оси.

ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА ЭФФЕКТОВ связана с влиянием вновь появившихся ценностных измерений ценностно-ориентированной деятельности индивида на его жизнедеятельность. Это наблюдалось, например, в биографии Гоголя, который в поздний период своего творчества ставил задачи совершенного воплощения одновременно нравственных, религиозных, общественно-политических и художественно-эстетических ценностей (хотя в ранний период ограничивался в основном решением лишь художественно-эстетических задач).

Предположим для простоты, что индивид имел вначале лишь одно ценностное устремление и в силу какого-то внутреннего поворота «вышел» на новые ценностные измерения (личностный смысл для него приобрели какие-то новые ценности, которые он далее начал реализовывать). Понятно, что при этом для сохранения общей ориентации пространственно-временного интервала S12 величина временного интервала Т12 также должна возрастать. Это означает необходимость возрастания «плотности» рационально регулируемых (рефлектируемых) микрособытий жизни индивида за соответствующий хронологический отрезок времени и т.п. А это, в свою очередь, предполагает необходимость возвышения индивида по «вертикали понимания», формирования каких-то более высоких обобщений теоретического характера. В случае с Гоголем этого, по-видимому, не произошло: при написании второго тома «Мертвых душ» дело обернулось в основном бесконечным «обдумыванием» Гоголем «бескрайнего своего сочинения» (В. Есенков). Причем это обдумывание было заведомо неэффективным, не опиравшимся на достижение соответствующего уровня «вертикали понимания» (сказывалось несколько пренебрежительное отношение Гоголя к занятиям наукой, что видно из некоторых его произведений и писем, а также отсутствие среди друзей Гоголя по-настоящему крупных ученых и т.д.). Это вело к нарушению гармонии (баланса) ценностного и интеллектуального начал в продуктах творчества Гоголя, его неудовлетворенностью собой и, соответственно, глубокой депрессией последнего периода жизни.

ПЯТАЯ ГРУППА ЭФФЕКТОВ, в отличие от предыдущих случаев, связана с предположением возможности изменения не только величины, но и знака подкоренного выражения в уравнении (1), то есть смены типа мировых линий. Напомним, что если знак положительный, то линия пространственно-подобна, если отрицательный – времениподобна. Конечно, необходим какой-то мощный внешний толчок в сочетании с внутренней энергетикой поведения, чтобы на длительное время существенно изменилась ориентация мировой линии индивида, в силу чего такие события встречаются исключительно редко. Так, нечасты случаи, когда талантливый художник, писатель и т.д., то есть индивид, реализующий себя по линии ценностного творчества (пространственно-подобная линия), на каком-то отрезке жизненного пути неожиданно уклоняется в сторону научного творчества (времениподобная линия) и до конца жизни остается «только ученым». Более часты ситуации, когда индивид лишь временно меняет ориентацию своей мировой линии в ту или иную сторону.

Так, мировая линия биографии Н. Бухарина проходила где-то в промежутке между двумя ценностными осями (политические и художественно-эстетические ценности) и когнитивной (временной) осью (научная деятельность). Ему советовали бросить опасную политику, вплотную заняться любимой живописью, чего, как известно, не произошло. Не стал он и «чистым» кабинетным ученым. Верность Бухарина своей ориентации проявлялась, конечно, не только в увлечении живописью и политикой, а и в том, что он даже в личные отношения вкладывал художественно-эстетическую жилку. В этой связи заслуживают внимания трактовки типа его личности в соционике как «типа Есенина». Отметим, что соционика вообще не допускает изменения типа жизненных ориентаций человека с пространства (сенсорики) на время (интутиты) или наоборот, по крайней мере, на долгое время.

Здесь проблема сохранения человеком своей индивидуальности, проблема «верности себе» предстает в неожиданном ракурсе, в виде закономерности сохранения типа и общей направленности его мировой линии. Уклонения мировой линии развития индивида на каком-то этапе жизни в одну сторону на следующем этапе обычно приводят к возвращению к исходному направлению.

ШЕСТОЙ ЭФФЕКТ обозначается нами также как «феномен Сальери». Как мы уже говорили, движение вдоль пространственно-подобной мировой лини является специфичным для любой ценностно-ориентированной творческой деятельности. Однако возможны и варианты иного рода, обозначаемые нами как «феномен Сальери». Пушкинский Сальери, задумавшийся над таинственными законами художественного творчества и решивший «поверить алгеброй гармонию», в процессе занятий музыкой начинает двигаться путем постепенного и логически выверенного продвижения и изучения своего предмета. То есть он идет очень окольным путем, который больше соответствовал бы задачам научного поиска и который, в конечном счете, ведет к «растягиванию» для Сальери субъективного течения времени, поскольку он начинает двигаться вдоль времениподобной (time-like) мировой линии. Понятно, что этот путь кажется ему, в конечном счете, нудным, утомительным и он решает отравить Моцарта, «легкости» творчества которого он тайно завидует. Наконец, он постигает, что художественное творчество должно предполагать не изыски ума или техники, а весомые духовно-нравственные достижения и что поэтому «гений и злодейство не совместны!» Духовная драма Сальери анализировалась и Б.М. Тепловым (Теплов Б.М, 1985).

СЕДЬМОЙ ЭФФЕКТ – это феномен мнгновенного духовного озарения, подобного вспышке света, состоянию сатори в дзен-буддизме и т.д. Он возникает при движении по светоподобной линии (граница пространственноподобных и времениподобных линий). Здесь пространственная компонента в уравнении (1) равна временной компоненте, то есть духовный рост личности идет какое-то время синхронно и по ценностной вертикали, и по временной вертикали «понимания». При этом в итоге величина пути индивида S12 в хронотопе оказывается, согласно (1), равной нулю. То есть в этом состоянии интеллектуальные и ценностные прозрения индивида пока не находят внешнего выражения (не экстериоризируются).

Кстати, здесь проясняется смысл понятия «точка»-событие. Индивид в данном случае смещался по нескольким осям: значит, это было событие. А оказался в одной точке – значит, это «точка»-событие. Становится понятным и то, почему, по Зинченко, в хронотопе точка может быть многомерной. В рамках нашей концепции она может быть даже 7-мерной «точкой духовного роста индивида». К сожалению, у Зинченко не увязываются термины «световой конус» (используемый имнередко) и «светоподобные линии» (совокупность которых и образует поверхность светового конуса), что ослабляет его аргументацию. Наше исследование восполняет такого рода пробелы.

В рамках предлагаемой концепции прослежены также механизмы активного воздействия сферы ценностных ориентаций личности на нижележащий конвенционально-нормативный слой мотивов, а также на тот уровень мотивации и культуры поведения, который связан с задачей воспроизводства непосредственного материального существования индивида и с удовлетворением соответствующих потребностей (инфрауровень).

Разработке соответствующих эмпирических методов исследования личностных ценностей и ценностной регуляции посвящен заключительный подраздел третьего раздела. Если исходить из проанализированного в нашей работе принципа «ценностной вненаходимости» М.М. Бахтина, то при изучении ценностей предпочтительны методы диалога, интервью, причем этот диалог должен опираться и на соответствующую символику (например, художественную), а не только на слова обыденного или научного языка. В этом плане симптоматично, что предлагаемая Н.А. Логиновой методика «Ценности» опирается на анализ опыта восприятия индивидом литературно-художественных произведений, на базе чего и строится диалог с целью изучения его личностных ценностей. Отметим, однако, что при этом сам интервьюер для обеспечения интуитивного «понимания» ценностей испытуемого, должен быть, во-первых, ценностно-ориентированным индивидом. Во-вторых, он должен владеть соответствующей культурной символикой (например, художественной) и уметь работать с нею. В силу этого поиск такого интервьюера может стать серьезной проблемой.

Если говорить о методе тестов, то хорошо известно, что применение тестов-опросников для изучения мотивационной сферы также имеет немалые ограничения (Х. Хекхаузен), хотя могут применяться тесты на потребность в достижениях, на мотивацию тревожности и т.д. Разработка теста-опросника на выявление личностных ценностей в виду небольшой доли ценностно-ориентированных индивидов в составе населения представляется тем более проблематичной. Можно, конечно, предельно расширить понятие личностных ценностей, включив в их состав так называемые «инструментальные ценности», а также «ценности гедонизма» и т.п., что делает расплывчатым само понимание ценностей. Другим недостатком методик, основанных на таких подходах, например, теста М. Рокича, является возможность ориентации тестируемого на социально желательные ценности.

Исходя из сказанного нами была поставлена задача разработки такого теста-опросника, который позволял бы выявить не наличие ценностей самих по себе, а уровень «головного» понимания свойств ценностной реальности, который мы обозначили как «уровень компетентности в параметрах ценностной культуры» (обозначенный нами как параметр Р). Одновременно тест должен был измерять и уровень компетентности в параметрах научно-познавательной, духовно-когнитивной культуры (параметр S).

При разработке теста нами было поставлены следующие задачи:

1. Тест должен в целом отвечать предложенной нами концепции сложно-динамической системы духовно-ценностной регуляции деятельности.

2. Тест должен выполнять некоторые практические задачи (выступать в качестве удобной экспресс-методики по определению соответствующих параметров духовного развития студентов вузов, колледжей и т.д.). Желательна компьютеризация обработки результатов теста.

3. Тест также должен отвечать следующим критериям:

а) Вытекать структурно и содержательно из тех или иных аспектов разрабатываемой нами модели;

б) Отвечать критериям валидности (внутренней валидности, или согласованности и, по возможности, внешней валидности);

в) Отвечать критериям надежности (ретестовая надежность и т.д.);

г) Быть свободным от недостатков тестов на ценностные ориентации.

Работа над созданием теста включала несколько этапов. Вначале был создан первый вариант теста из 14 вопросов

В виду отсутствия лишенных методических недостатков тестов аналогичной направленности при определении внешней валидности теста мы попытались пойти особым путем. Из числа преподавателей были взяты две группы: преподаватели-«гуманитарии» (кафедра музыки и пения университета, музыкальный колледж) и преподаватели точных дисциплин (математики, информатики, химии). Было предположено, что несомненное наличие внешней валидности обнаружится в том случае, если у «гуманитариев» будет выше среднегрупповой показатель Р (компетентность в ценностных параметрах духовной культуры), а у преподавателей точных дисциплин – показатель S (компетентность в научно-познавательных параметрах культуры). При этом перед проведением дисперсионного анализа полученных результатов нами была проведена их проверка на нормальность по критерию Н. Плохинского, которая дала положительные результаты. Хотя соотношение средних показателей S и P в указанных группах оказалось таким, как ожидалось, однако оно не было статистически значимым; то есть установить наличие внешней валидности теста таким путем не удалось.

Проверка данного варианта теста на внутреннюю согласованность обнаружила наличие несогласованности в ключе обработки результатов лишь по 13-му вопросу (в ключ обработки были внесены соответствующие изменения). В то же время проверка ретестовой надежности показала, что по существующим критериям (показатель ранговой корреляции Спирмена между результатами двух тестирований с интервалом 2 месяца) тест ненадежен. Поэтому данные по каждому каждый из 14 вопросов были проанализированы в аспекте его надежности по всем 32 испытуемым, принявшим участие в двух тестированиях. Наиболее ненадежными оказались 4 вопроса. Три вопроса были сочтены к тому же не совсем понятными для испытуемых.

Во втором, окончательном варианте тест насчитывал 13 вопросов, причем в одном случае ключ обработки результатов включал только два варианта ответа («да» и «нет) при выражении согласия или несогласия с утверждениями теста, а в другом – четыре варианта: 1 – не согласен, 2 – скорее не согласен, 3 – скорее согласен, 4 – полностью согласен.

В итоге наиболее надежной оказалась версия второго варианта теста с 4-х ранговой шкалой ответов. Применение ее к группе студентов-психологов заочного отделения (19 человек) показало, что показатель ретестовой надежности (коэффициент ранговой корреляции Спирмена r) оказался равным 0,73, что при N=19 является статистически значимым даже для р=0,01.

В дальнейшем поэтапно было протестировано еще несколько групп студентов разных факультетов (всего 192 человека), данные по ним были объединены в четыре более многочисленные группы по 45-50 человек. Оказалось, что в каждой из этих групп показатель ретестовой надежности теста r всякий раз превышал величину 0,3, что статистически значимо при р=0,05.

В изучении механизмов ценностной регуляции метод формирующего эксперимента должен отвечать методологии «ценностно-нарастающего опыта» (value-increasing experience), предложенной Г. Педеном. «Формирование» понимается здесь не как «поэтапное» порождение тех структур, которых еще нет, а как исследование, обеспечивающее укрепление уже существующей ценностной связи в структуре душевной жизни (в понимании В. Дильтея).

В таком исследовании речь должна идти о том, чтобы, воздействуя на систему смысловых образований индивида, активизировать имеющиеся у него ценностные смыслы и обеспечить условия для лучшей экстериоризации (проявления) этих смыслов и соответствующих им ценностных связей. При этом учитывались некоторые методологические принципы экспериментального исследования личностных смыслов, упоминаемые в литературе.

Конкретной целью нашего исследования была проверка гипотезы о том, что возможно быстрое развитие способности к экстериоризации некоторых видов наиболее общезначимых ценностей посредством выполнения определенного набора трех условий, связанных с механизмами реализации ценностно-ориентированной деятельности, вскрытыми в нашей концепции.

1. Связь динамики уровня личностных (ценностных) смыслов со всей системой смысловых образований нижележащих уровней (целевые и операциональные смыслы деятельности).

2. Действие механизмов формирования общего фонда смысловых образований (ОФСО) в малой группе (С.М. Джакупов) в процессе группового диалога и интериоризации ОФСО членами группы.

3. Опора диалога между испытуемыми, а также между испытуемыми и экспериментатором не только на языковую форму, но и на соответствующую символику, релевантную данному ценностно-смысловому содержанию.

В качестве «особенной деятельности», в ходе которой мы предполагали приблизить испытуемых к пониманию определенных ценностных смыслов и их более эффективной экстериоризации, нами была в выбрана художественно-изобразительная творческая деятельность, которая, по определению, создает (или может создавать) некоторую художественную ценность. Последняя обладает той особенностью, что может «нести себе» другие ценности (нравственные, религиозные, эстетические, политические и т.д.), идеи, а также соответствующие им ценностные «смыслы». В качестве таких смыслов, которые должен был выразить рисунок испытуемого, мы избрали довольно широко распространенные (как показали опросы) в сознании индивидов представления, связанные с идеей ценности природы и необходимости сохранения среды обитания человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных