У Учебно-методический комплекс по курсу «Экономическая теория» /Под ред. В.И. Кушлина, Г.Ю. Ивлевой. - Москва: Изд-во РАГС, 2010. - 260 с.
Учебное пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов по курсу «Экономическая теория».
Предисловие……………………………………………………………………
|
|
1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ……………………………..
|
|
1.1. Предмет, метод, функции и структура экономической теории…………
|
|
1.2. Основные понятия и проблемы экономической теории………………...
|
|
1.3. Экономические системы и их классификация…………………………...
|
|
1.4. Собственность в экономической системе. Трансакционные издержки и их уровень……………………………………………………………………..
|
|
Контрольные задания……………………………………...……………………
|
|
2. КОНКУРЕНТНЫЙ РЫНОК: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ……………………………………………………
|
|
2.1. Микроэкономика и методы микроэкономического анализа. Ценообразование на отдельном рынке. Законы спроса и предложения. Эффекты, воздействующие на законы спроса и предложения…………………………..
|
|
2.2. Равновесие на отдельном рынке. Типы равновесий. Воздействие государства на равновесную цену………………………………………………….
|
|
2.3. Эластичность спроса и предложения……………………………………..
|
|
Контрольные задания……………………………………...……………………
|
|
3. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ………………………………
|
|
1. Основные постулаты теории потребительского поведения……………….
|
|
2. Поведение потребителей в межвременном аспекте……………………….
|
|
Контрольные задания……………………………………...……………………
|
|
4. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФИРМЫ…………………………………
|
|
4.1. Природа и цель функционирования фирмы……………………………...
|
|
4.2. Понятие капитала, его кругооборот и оборот…………………………..
|
|
4.3 Издержки производства и прибыль фирмы……………………………….
|
|
4.4 Производство и издержки в краткосрочном периоде…………………….
|
|
4.5 Производство и издержки в долговременном периоде…………………..
|
|
Контрольные задания……………………………………...……………………
|
|
5. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР……………………………………………………………………..
|
|
5.1. Ценообразование и объемы производства в модели рынка совершенной конкуренции………………………………………………………………..
|
|
5.2. Ценообразование и объемы производства в модели рынка чистой монополии………………………………………………………………………….
|
|
5.3. Ценообразование и объемы производства в модели рынка монополистической конкуренции………………………………………………………...
|
|
5.4. Олигопольный рынок и типы олигополий……………………………….
|
|
Контрольные задания……………………………………...……………………
|
|
6. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ФАКТОРНЫХ ДОХОДОВ…………………………………………………..
|
|
6.1. Особенности функционирования рынков факторов производства……..
|
|
6.2. Рынок труда и его особенности…………………………………………..
|
|
6.3. Рынок капитала и принятие инвестиционных решений…………………
|
|
6.4. Рынок земли. Спрос на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные земли………………………………………………………………………..
|
|
Контрольные задания……………………………………...……………………
|
|
7. ПРОВАЛЫ РЫНКА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В МИКРОЭКОНОМИКЕ. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СУБЪЕКТ МИКРОЭКОНОМИКИ…………………………………..
|
|
7.1. Провалы рынка и направления деятельности государства в микроэкономике……………………………………………………………….…………..
|
|
7.2. Домашнее хозяйство и его функции, цели и особенности деятельности………………………………………………………………………………..
|
|
Контрольные задания……………………………………...……………………
|
|
8. ПРОБЛЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………………
|
|
8.1. Общая характеристика доходов…………………………………………..
|
|
8.2 Эффективность обмена и производства в микроэкономике……………..
|
|
8.3 Концепции распределения доходов………………………..……………...
|
|
8.4 Неравенство в распределении доходов: причины и способы
измерения………………………………………………………………………..
|
|
8.5 Проблемы бедности и соотношение социальной справедливости и экономической эффективности……………………………………………………
|
|
Контрольные задания……………………………………...……………………
|
|
9. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАКРОЭКОНОМИКИ………………
|
|
9.1. Макроэкономика и ее основные проблемы………………………………
|
|
9.2. Основные макроэкономические показатели……………………………..
|
|
Контрольные задания……………………………………...……………………
|
|
10. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОБЩЕЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ…………………
|
|
10.1 Совокупный спрос и его структура………………………………………
|
|
10.2 Совокупное предложение и его модели. Кейнсианская модель равновесия товарного рынка………………………………………………………….
|
|
10.3 Равновесие на денежном и товарном рынках. Модели IS и LM кривых. Общее макроэкономическое равновесие……………………………
|
|
Контрольные задания……………………………………...……………………
|
|
11. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ………………...
|
|
11.1. Общая характеристика экономического цикла…………………………
|
|
11.2. Причины, виды и методы борьбы с инфляцией………………………...
|
|
11.3. Причины и виды безработицы…………………………………………...
|
|
Контрольные задания……………………………………...……………………
|
|
12. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА…………………………………………….………………
|
|
12.1. Экономический рост, его типы и модели……………………………….
|
|
12.2. Основные модели экономического развития…………………………...
|
|
Контрольные задания……………………………………...……………………
|
|
13. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ТЕОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА………………………….
|
|
13.1. Финансовая система и государственный бюджет………………………
|
|
13.2 Виды налогов. Основные элементы налога……………………………...
|
|
13.3 Понятие, сущность и механизмы фискальной политики……………….
|
|
13.4 Понятие и виды государственного долга…………………………………
|
|
Контрольные задания……………………………………...……………………
|
|
14. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА……………………………………………………….
|
|
14.1 Деньги и их функции. Денежные агрегаты……………………………...
|
|
14.2 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики…………………
|
|
14.3 Спрос и предложения денег. Равновесие на денежном рынке…………
|
|
14.4 Банковская система и ее структура………………………………………
|
|
14.5 Методы и инструменты денежно-кредитной политики……………….
|
|
Контрольные задания……………………………………...……………………
|
|
15. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………….
|
|
15.1. Теории международной торговли и торговая политика………………..
|
|
15.2. Валютная система и валютный курс…………………………………….
|
|
15.3. Платежный баланс страны и его структура……………………………..
|
|
Контрольные задания……………………………………...……………………
|
|
16. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА………………………………………….
|
|
16.1. Общие основы теории переходной экономики…………………………
|
|
16.2. Собственность в переходной экономике………………………………..
|
|
16.3. Предприятия и проблемы их функционирования в переходной экономике…………………………………………………………………………...
|
|
Контрольные задания……………………………………...……………………
|
|
Освоение курса экономической теории требует от студентов значительного объема самостоятельной работы. Данный учебно-методический комплекс разрабатывался авторами для помощи в организации этой работы, а также – для закрепления и углубления знаний, полученных в ходе аудиторных занятий. Содержание комплекса полностью соответствует образовательным стандартам и дополняет выпущенный сотрудниками кафедры теории и практики государственного регулирования рыночной экономики учебник «Экономическая теория».
Структура учебно-методического комплекса включает все разделы курса экономической теории: общие основы экономической науки, микроэкономику, макроэкономику, международную и переходную экономику. Каждая глава разделена на параграфы и содержит перечень основных понятий рассматриваемой темы. В главах дается краткое, тезисное изложение материала, раскрываются базовые категории, приводятся основные логические и математические зависимости. Подобная концентрированная подача курса закрепляет наиболее значимые позиции экономической теории, способствует лучшему усвоению материала, повышает эффективность подготовки студента к семинарским занятиям и к различным формам контроля (зачетам и экзаменам).
После сжатого изложения темы предлагаются контрольные задания в виде тестов и задач, ответы на которые также даны в тексте. Это позволяет не только проверить усвоение материала со стороны самого студента, но и помочь ему в закреплении и использовании теоретических положений. Завершается глава списком рекомендуемой литературы, в которой рассматриваемая тема раскрывается более подробно.
Особо следует отметить, что авторы учебно-методического комплекса не ограничились только изложением позиций экономического «мейнстрима», воплощенного в функциональной экономической теории. Привлечение концепций марксистской политической экономии, институционализма, социал-демократии и других направлений экономической мысли позволило значительно расширить понимание определенных экономических категорий, показать всю сложность и неоднозначность экономических процессов.
Над учебно-методическим комплексом работали: доц., к.э.н. Багрич О.И. – глава 15; доц., к.э.н. Бударина А.В. – глава 7; проф., д.э.н. Буланов В.С. – главы 4, 6, 8; доц., к.э.н. Владимирова А.А. – глава 9; проф., д.э.н. Ивлева Г.Ю. – главы 1, 3, 10, 11, 16; проф., д.э.н. Маликова О.И. – главы 2, 4; доц., к.э.н. Сергиенко В.В. – главы 13, 14; проф., д.э.н. Хорзов С.Е. – глава 12.
Думается, что использование данного комплекса при подготовке по курсу «Экономическая теория» поможет студентам структурировать свои знания, облегчит их усвоение и закрепление, повысит эффективность самостоятельной работы, сформирует навыки решения экономических задач и поспособствует реализации теоретических знаний на практике.