ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Дыхательно-гимнастические комплексы для развития физиологического дыханияГуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011. (Развитие речи шаг за шагом). Представленные в пособии игры и упражнения на развитие речевого дыхания сгруппированы по лексическим темам. Их можно использовать в совместной деятельности взрослого и ребенка по развитию речи дошкольников, на логопедических занятиях, в режимных моментах. Кроме того, предлагаются игры для развития физиологического дыхания и ротового выдоха детей. Адресовано воспитателям, учителям-логопедам, педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, студентам дефектологических вузов. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................... 5 Дыхательно-гимнастические комплексы для развития физиологического дыхания...... 8 Игры и упражнения для развития ротового выдоха.............................................................. 14 Развитие речевого дыхания на материале лексических тем............................................... 31 Зима............................................................................................................................................... 31 Весна............................................................................................................................................. 37 Лето............................................................................................................................................... 42 Осень............................................................................................................................................. 45 Явления природы....................................................................................................................... 47 Дикие Животные........................................................................................................................ 52 Домашние животные................................................................................................................. 56 Дикие птицы................................................................................................................................ 66 Домашние птицы........................................................................................................................ 76 Животные Жарких стран.......................................................................................................... 80 Насекомые................................................................................................................................... 83 Рыбы, водоемы, земноводные................................................................................................. 87 Лес. Деревья................................................................................................................................ 91 Цветы............................................................................................................................................ 96 Человек......................................................................................................................................... 97 Семья.......................................................................................................................................... 102 Дом.............................................................................................................................................. 103 Одежда. Обувь.......................................................................................................................... 105 Посуда. Продукты................................................................................................................... 108 Овощи. Фрукты......................................................................................................................... 112 Игрушки..................................................................................................................................... 115 Инструменты............................................................................................................................. 120 Музыкальные инструменты................................................................................................... 124 Профессии................................................................................................................................. 129 Пожарные.................................................................................................................................. 131 Наша армия............................................................................................................................... 132 Спорт.......................................................................................................................................... 134 Строительство.......................................................................................................................... 136 Транспорт.................................................................................................................................. 137 Предметы быта......................................................................................................................... 144 ВВЕДЕНИЕ Дыхание — одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразование. Речевое дыхание имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи. Речь — сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо- и речеобразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы. Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга. Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох — выдох — остановка. Сразу после нее наступает расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха. Время, затраченное на вдох и выдох, приблизительно одинаковое (4:5), вдох происходит через нос, выдох — через рот. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания. Основа внешней (произносительной) речи — дыхание. От его правильности зависят чистота и красота голоса и его изменений (тональных оттенков). Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования; формирования речевых звуков, речевой мелодии. Дыхание в речи связано с ее разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми. В речевом дыхании выдох — самое главное и активное звено процесса, он значительно длиннее вдоха (1:20), последовательность фаз изменяется следующим образом: вдох — остановка — выдох. Весь процесс дыхания становится произвольным. В ходе речевого развития вырабатываются специфические дыхательный механизм и движения диафрагмы. Во время устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение. Различают три типа дыхания: верхнереберное, грудное, груднобрюшное (оно же диафрагмально-реберное). Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания — груднобрюшной. Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит — семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания. Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы. У таких детей отмечаются недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разных фазах дыхания — как на вдохе, так и на выдохе. Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать груднобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений. Работа по формированию правильного дыхания может проводиться в следующей последовательности. ♦ Развитие груднобрюшного типа дыхания. ♦ Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху. ♦ Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность: — добиваться умения длительно или многократно произносить звук на одном выдохе; — на одном выдохе произносить 3—4 слога; — правильно произносить фразу из 2—3 слов; — слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов; — слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5—6 слов; — слитно, на одном выдохе, произносить 1—2 стихотворные фразы; — сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов. Дыхательно-гимнастические комплексы для развития физиологического дыхания При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать правила: — не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений; — следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом; — чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота; — движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды. Цели: — активизировать мускулатуру шеи, наружные и внутренние мышцы гортани; — укреплять мышцы брюшной полости; — осуществлять вентиляцию легких для подготовки голосового аппарата к фонации. 1-й комплекс Дышим попеременно И.п.: стоя (сидя на стуле). 1 — вдох и выдох через нос; 2 — вдох через нос, выдох через рот; 3 — вдох через рот, выдох через нос; 4 — вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно); 5 вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно); 6 — вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; 7 — вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; 8 — вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|