Содержание
задания
| Используемый речевой и наглядный материал
| Ответы
ребенка
| Характер
выполнения
|
Обследование понимания номинативной стороны речи
1. Показ называемых предметов
| называются окружающие ребенка предметы
|
|
|
2.Узнавание предметов по описанию: «Покажи, чем чистят зубы»
| ложка, очки, ключ, зубная щетка, гребешок
|
|
|
3. Предъявление «конфликтных» картинок (слов с близким фонематическим звучанием). Ребенка просят показать картинку с вороной среди 2 картинок
| картинки (например, ворона и ворота)
|
|
|
4. Понимание действий, изображенных на картинках. Ребенок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед
| Подбираются сюжетные картинки, изображающие действия; девочка ест, шьет, стирает, спит, читает и т.д.
|
|
|
5. Понимание слов, обозначающих признаки:
а) логопед предлагает сравнить предметные картинки и показать: где большой медведь, а где маленький, где длинный карандаш, а где короткий, тонкий – толстый (карандаш), узкая – широкая (лента), высокий – низкий (забор)
б) игра «Пирамидка». Надень красное кольцо, желтое, синее, зеленое и т.д.
в) покажи, где круглый стол, а где прямоугольный; где треугольный флажок, а где прямоугольный
| подбираются соответствующие предметные картинки
|
|
|
6. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны и т.д.;
повернись вправо, влево и т.д.
|
|
|
|
Обследование понимания предложений
1. Выполнение действий (2-3) в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности
| Даются предложения: «Закрой, пожалуйста, дверь и выключи свет в комнате», «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул»
|
|
|
2. Понимание инверсионных конструкций типа
|
|
|
|
а) ребенок должен определить, что сделано раньше
| Карточка с предложением: «я умылся после того, как сделал зарядку»
|
|
|
б) прочитать предложение и ответить на вопрос: «Кто приехал?»
| «Петю встретил Миша»
|
|
|
3. Выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящие по смыслу
| Карточка с предложением: «утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев»
|
|
|
4. Исправить предложение
| Карточка с предложением: «Коза принесла корм девочке»
|
|
|
5. Понимание сравнительных конструкций: какое из 2 предложений правильное
| Карточка с предложением: «Слон больше мухи», «Муха больше слона»
|
|
|
6. Выбрать правильное предложение
| Карточка с предложением: «Взошло солнце, потому что стало тепло», «Стало тепло, потому что взошло солнце»
|
|
|
7. Закончить предложение
| Карточка с незаконченным предложением: «Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что…»
|
|
|
Обследование понимания грамматических форм
1. Понимание логико-грамматических отношений. Ребенка просят показать, где владелец мотоцикла
| Картинки, изображающие женщину с мотоциклом и мотоцикл
|
|
|
2. Понимание отношений, выраженных предлогами, например: птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке (ребенок должен показать соответствующую картинку)
| Специально подобранные сюжетные картинки
|
|
|
3. Понимание падежных окончаний существительных. Предлагают показать: линейку ручкой, карандашом ручку и карандаш линейкой
| Перед ребенком кладут ручку,
линейку, карандаш
|
|
|
4. Понимание форм единственного и множественного числа существительного. Ребенок должен показать, по какой картинке нарисован шар (шары)
| Картинки с изображением одного предмета и множества этого же предмета
|
|
|
5. Понимание числа прилагательных. Показать, о какой картинке говорят: зеленый – (что?), зеленые –?
| Предметные картинки с изображением 1 зеленого флажка и нескольких зеленых флажков
|
|
|
6. Понимание рода прилагательных. Прелагается закончить фразу, указывать при этом на соответствующую картинку: «На картинке красное…», «На картинке красный…», «На картинке красная…»,
| Предметные картинки (яблоко, шар, морковка)
|
|
|
7. Понимание единственного и множественного числа глаголов. Ребенку говорится о картинке, а он должен показать ее («На скамейке сидят…»,
«На скамейке сидит…»)
| 2 картинки, на которых одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами
|
|
|
8. Понимание формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Ребенку объясняется, что мальчика и девочку могут звать одинаково (Валя, Женя, Шура)
| Картинки с изображением одного и того же действия, выполняемого мальчиком и девочкой
|
|
|
9. Понимание префиксальных изменений глагольных форм. Ребенок должен показать: где мальчик входит; где девочка наливает воду, а где выливает; какая дверь открыта, а какая закрыта и т.д.
| Сюжетные картинки с изображением соответствующих действий
|
|
|
10. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида. Ребенку предлагается показать, где девочка моет руки, а где вымыла (снимает – снял, льет – разлил)
| Пары картинок с изображением совершенных и совершаемых действий
|
|
|
11. Понимание залоговых отношений. Ребенок должен показать, где мальчик одевается сам, а где его одевает мама, где девочка причесывается, а где ее причесывают и т.д.
| Пары картинок с изображением соответствующих действий
|
|
|