Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изменение распределения мирового населения 19 страница




14 Вызывающие тревогу представления на этот счет дают много­численные электронные табло вдоль вашингтонской окружной авто­страды, на которых вспыхивают неясные предупреждения: «Сообщайте о подозрительной деятельности».

Заключение и выводы: мировое господство или лидерство

Американская глобальная гегемония в настоящее время явля­ется фактом жизни. Ни у кого, в том числе и у самой Америки, нет выбора в этом вопросе. Если бы Америка, как Китай более 500 лет назад, решила изолироваться от мира, она поставила бы под угрозу свое собственное существование. Но, в отличие от Китая, Америка не сможет изолировать себя от глобального хаоса, который немедленно возникнет. Однако в политике, как и в жизни, все когда-то проходит. Гегемония тоже является пре­ходящей исторической (р"а"зой. В конечном счете, пусть даже не очень скоро, американское глобальное доминирование пойдет на убыль. Поэтому для американцев было бы своевременным попытаться представить, какое наследие оставит эта гегемония.

Реальный выбор состоит в том, как Америка должна осу­ществлять свою гегемонию, с кем она этой гегемонией может делиться и какова должна быть конечная цель, на которую она должна быть направлена. Какова главная цель беспрецедентной американской глобальной мощи? Ответ на этот вопрос опреде­лит, будет ли американское лидерство опираться на междуна­родный консенсус или же в основе американского верховенства будет самоуверенное доминирование, основанное на мощи Аме­рики. Всеобщее согласие усилит главенствующую роль Америки в мировых делах, а легитимность этой роли укрепит ее статус как единственной мировой сверхдержавы; доминирование потребует от Америки больших затрат для укрепления ее мощи, хотя она по-прежнему будет обладать уникальным превосход­ством. Другими словами, в первом случае Америка будет сверх-державой-плюс, а во втором - сверхдержавой-минус.

Само собой разумеется, что первой и главной целью нацио­нальной мощи Америки является обеспечение ее собственной безопасности. В условиях, когда обстановка в мире становится все более неопределенной в плане обеспечения безопасно­сти, особенно с учетом возрастающей способности не только

государств, но и подпольных организаций наносить удары, приводящие к многочисленным жертвам, обеспечение безопас­ности американского народа должно быть главной целью гло­бальной политики США. Однако в наш век безопасность одной отдельно взятой страны является химерой. Стремление к без­опасности должно включать усилия, направленные на мобили­зацию глобальной поддержки этих усилий. В противном случае международное недовольство и зависть по поводу верховен­ства Америки могут стать угрозой ее безопасности.

В каком-то смысле эта зловещая тенденция уже пробивает себе дорогу. Америка с триумфом вышла из «холодной войны», стала подлинной сверхдержавой-плюс. Спустя десятилетие она рискует стать сверхдержавой-минус. За два года, истекшие после 11 сентября 2001 г., первоначальная глобальная солидарность с Америкой все больше превращается в изоляцию Америки и глобальные симпатии уступают место широко распространяю­щимся подозрениям в отношении подлинных мотивов исполь­зования ею своей мощи.

В этом плане особенно показательно, что увенчавшееся военным успехом, но вызвавшее противоречивую международ­ную реакцию вторжение в Ирак привело к возникновению ставящего в тупик парадокса: военный авторитет Америки ни­когда не был так высок, а ее политический авторитет так низок. Все признают, что Соединенные Штаты являются единственной державой, способной организовать и победоносно завершить военную операцию в любой части мира. Однако оправдание войны в Ираке - категорические утверждения президента и его высших советников, что Ирак обладает оружием массового поражения, - оказалось не соответствующим действительности. Это нанесло ущерб престижу США в мире не только среди антиамерикански настроенных левых, но и среди правых. Поскольку международная легитимность в значительной сте­пени основывается на доверии, ущерб, нанесенный глобальному авторитету США, нельзя рассматривать как незначительный.

В этой связи представляется особенно важным, как Америка определяет для себя и для всего мира главную цель своей геге­монии. Это определение должно отражать главный стратегиче­ский вызов, стоящий перед Америкой, на борьбу с которым она хочет мобилизовать мир. От того, насколько ясно и морально оправданно она это сделает, какое при этом будет проявлено понимание нужд и чаяний других, в значительной степени будут зависеть масштабы и границы эффективного исполь­зования американской мощи. Короче говоря, это определит,

будет ли Америка сверхдержавой-плюс или сверхдержавой-минус.

После 11 сентября большинству в мире представляется, что основной акцент во внутренней и внешней политике США сде­лан на «глобальной борьбе с терроризмом». Основной заботой администрации Буша было стремление приковать внимание общественности к этому явлению. С терроризмом, который был обозначен нечеткими контурами, осужден преимущественно в теологических и моралистических терминах, лишен связи с какими-либо нерешенными региональными проблемами, но в целом привязан к исламу, следует бороться с помощью созда­ваемых для выполнения определенных задач коалиций едино­мышленников-партнеров, разделяющих (или делающих вид, что разделяют) схожую озабоченность по поводу терроризма как главного вызова нашего времени. Таким образом, искорене­ние этого зла выглядит как самая неотложная задача, успешное решение которой будет способствовать укреплению глобаль­ной безопасности.

Сосредоточение усилий на терроризме политически при­влекательно в краткосрочной перспективе. Главное достоин­ство такого подхода заключается в простоте. Демонизируя неизвестного врага и спекулируя на смутных страхах, можно получить поддержку в обществе. Но как долгосрочная страте­гия такой подход малоперспективен, он может вызвать между­народные разногласия и пробудить в других нетерпимость («кто не с нами - тот против нас»), всколыхнуть ура-патриотиче­ские эмоции и послужить отправной точкой для произвольного определения Америкой других государств как «находящихся вне закона»1. Это чревато тем, что Америку станут воспринимать за рубежом как целиком поглощенную своими собственными интересами, а антиамерикански настроенные идеологи получат основание заклеймить Америку как самозваного стража порядка.

Из определения терроризма как главной угрозы безопас­ности Америки вытекают три важных стратегических вывода, вызывающие серьезное беспокойство за рубежом: «кто не с нами — тот против нас»; упреждающий военный удар так же оправдан, как и предотвращение; долгосрочные союзы могут быть заменены коалициями ad hoc, создаваемыми для выполне­ния определенных задач. Первый представляет опасность в плане поляризации, второй создает ситуацию стратегической непред­сказуемости, а третий вызывает политическую нестабильность. В совокупности они лишь усиливают представление об Америке как о сверхдержаве, склонной к произвольным действиям.

Один опытный европейский наблюдатель, сравнивая совре­менную Америку с античным Римом, сделал глубокое замеча­ние: «Мировые державы, не имеющие себе равных, составляют самостоятельный класс. Они никого не считают себе равными и очень легко зачисляют своих сторонников в число друзей - amicuspopuli Romani*. У них уже больше нет врагов, есть только бунтовщики, террористы и государства-изгои. Они уже не вою­ют, а только карают. Они искренне возмущаются, когда вас­салы отказываются вести себя так, как это положено вассалам»2. (К этому хочется добавить: они не вторгаются в чужие страны, они их только освобождают.) Эти слова написаны автором до 11 сентября, но они удивительно точно выразили позицию некоторых американских политиков, с которой те отстаивали в ходе обсуждения в ООН в 2003 году решения о войне против Ирака.

Альтернативным подходом к определению главного страте­гического вызова могла бы стать ориентация в более широком плане на глобальные беспорядки и их некоторые региональные и социальные проявления, среди которых терроризм является действительно угрожающим симптомом. Такой подход позво­лил бы США создать прочный и расширяющийся альянс близ­ких по духу демократий и повести его на последовательную борьбу за ликвидацию условий, вызывающих эти беспорядки. В этом плане привлекательность успеха американской демо­кратии и ее влияние на окружающий мир через более гуманное определение глобализации будут подкреплять эффективность и легитимность американской мощи и усиливать возможности преодоления - вместе с другими - причин и последствий гло­бальных беспорядков.

Сегодня эти беспорядки проявляются в различных формах. Они обостряются и углубляются массовой нищетой и социаль­ной несправедливостью, хотя это и не является единственной причиной такого процесса. В некоторых регионах опреде­ленную роль играет национальное угнетение, в других - меж­племенная рознь, в третьих - религиозный фундаментализм. Они проявляются вспышками насилия и брожением по всему юго-восточному поясу Евразии, Ближнего Востока, большей части Африки и некоторых регионов Латинской Америки. Они вызывают ненависть и зависть к господствующим и про­цветающим и в дальнейшем, видимо, будут становиться все более смертоносными, особенно с распространением оружия

Amicus populi Romani (лат.) - друг народа Рима. - Прим. пер.

массового поражения. Некоторые проявления этого насилия еще более неразборчивы в выборе жертв, чем терроризм: каж­дый год гибнут десятки тысяч людей, сотни тысяч получают увечья, а миллионы людей страдают от последствий обычных военных действий.

Признание глобальных беспорядков в качестве основного вызова нашего времени требует понимания сложных проблем. Но в этом как раз и заключается главная слабость американской политической среды. Этот процесс трудно свести к хлестким лозунгам, и, в отличие от терроризма, его нельзя использовать на интуитивном уровне для мобилизации американского общества. Его гораздо труднее персонализировать при отсутст­вии какой-то демонической фигуры, вроде Усамы бен Ладена. Его так же трудно использовать в целях самовозвышения, как эпическую конфронтацию между добром и злом по типу тита­нической борьбы с нацизмом и коммунизмом. Но оставлять в стороне глобальные беспорядки - значит игнорировать глав­ную реальность нашего времени: массовое глобальное полити­ческое пробуждение человечества и углубляющееся понимание им невыносимого неравенства условий жизни людей.

Ключевая проблема будущего заключается в том, смогут ли ненавидящие Америку демагоги использовать это пробужде­ние или это приведет к осознанию мировым сообществом общ­ности своих интересов, отождествляемой с глобальной ролью Америки. Следует признать, что, как и в случае более узкой проблемы борьбы с терроризмом, успешный ответ на глобаль­ные беспорядки будет в большой степени зависеть от американ­ской мощи как основной предпосылки глобальной стабиль­ности. Вместе с тем это потребует долгосрочных обязательств, вытекающих из чувства моральной справедливости, а также из национальных интересов США, направленных на постепенную трансформацию подавляющей американской мощи в некую добровольно принимаемую гегемонию, в которой лидерство осуществляется через общие убеждения совместно с долгосроч­ными союзниками, а не просто за счет доминирования.

Общие интересы всего мирового сообщества не следует путать с мировым правительством. На данном историческом этапе идея мирового правительства лишена практического смысла. В мире, где отсутствует даже минимальное согласие, необходимое для общего правительства, Америка, безусловно, не может поступиться своим суверенитетом в пользу какой-то наднациональной власти, и она не должна этого делать. Сегодня единственным возможным (в самом приблизительном смысле

этого понятия) «мировым правительством» может быть только американская глобальная диктатура, но это будет очень неста­бильная и в конечном счете порочная затея, которая сама себя погубит. Мировое правительство может либо остаться прекрас­нодушной мечтой, либо стать кошмаром, но еще на протя­жении жизни нескольких поколений оно не станет серьезным проектом.

С другой стороны, общность интересов мирового сообще­ства не только желательна, но она уже пробивает себе дорогу. Отчасти это результат спонтанного процесса, присущего дина­мике глобализации, отчасти следствие целенаправленных усилий, в первую очередь со стороны Соединенных Штатов и Евросоюза, по созданию целостной и всеобъемлющей системы международного сотрудничества3. Двусторонние и многосто­ронние соглашения о свободной торговле, региональные поли­тические форумы и формальные союзы - все это способствует созданию системы взаимозависимых отношений, на данном этапе в большей степени на региональном уровне, но с тенден­цией к расширению глобального сотрудничества. В совокупности все это составляет естественный процесс эволюции межгосу­дарственных отношений в направлении создания международ­ной неофициальной системы управления.

Этот процесс надо поощрять, расширять и институциали-зировать и тем самым укреплять представление об общей судьбе человечества. Общие интересы предполагают баланс выгод и ответственности, означают передачу полномочий, а не диктат. Америка обладает уникальной возможностью возглавить этот процесс, поскольку она одновременно могущественна и демо­кратична по системе правления. Поскольку эгоистическая геге­мония неизбежно порождает противодействие, а демократия -подражание, элементарный здравый смысл подсказывает, что Америка должна ответить на это призвание.

Таким образом, в практическом плане сохранение пози­ций Америки связано с характером ее глобального лидерства. Лидерство предполагает определение лидером того направле­ния, которое позволяет мобилизовать других. Власть ради самой власти, доминирование ради увековечения этого доминирова­ния не могут привести к устойчивому успеху. Доминирование само по себе ведет в тупик. В конечном счете оно мобилизует оппозицию, в то время как его высокомерие порождает само­обман и историческую слепоту. Как отмечалось в предыдущих главах, перспективой человечества в ближайшие два десятиле­тия станет либо устойчивое движение к сообществу взаимных

интересов или ускоряющееся падение в пучину глобального хаоса. Принятие другими американского лидерства является непременным условием избежания хаоса.

В практическом плане мудрое лидерство в мировых делах требует прежде всего рациональной и взвешенной политики самообороны, способной нейтрализовать наиболее вероятные и опасные угрозы американскому обществу, не вызывая парано­идального чувства национальной беззащитности. Во-вторых, необходимы продолжительные и последовательные усилия по умиротворению наиболее острых очагов насилия в мире, кото­рые являются источниками эмоциональной вражды, разжи­гающей насилие. В-третьих, потребуется длительная работа по вовлечению наиболее жизнеспособных и дружественных регио­нов мира в создание общей системы мер локализации и, там где возможно, ликвидации источников наибольшей опасности. В-четвертых, необходимо признать глобализацию не просто как возможность для расширения торговли и увеличения при­были, но и как явление, имеющее более глубокое моральное измерение. И в-пятых, нужно воспитывать внутреннюю поли­тическую культуру, которая даст четкое представление о много­плановой ответственности, которой сопровождается глобальная взаимозависимость.

Необходимое глобальное лидерство может быть выработано только в результате сознательных, стратегически осмысленных и требующих больших интеллектуальных затрат усилий со сто­роны того, кого американский народ изберет своим президен­том. Президент должен не просто будоражить американский народ, он должен просвещать его. Политического просвещения и большей демократии нельзя добиться одними лозунгами, разжиганием страхов или самодовольства. Любой политик испытывает подобное искушение, и следование этому курсу приносит свои политические выгоды. Но беспрерывные разго­воры о терроризме искажают представление общества о мире. Они создают риск защитной самоизоляции, мешают обществу получить реалистическое представление о сложности мира и усугубляют раздробленность стратегической ориентации нации. В долгосрочном плане Америка сможет осуществлять страте­гическое лидерство только при наличии более глубокого пони­мания обществом взаимной зависимости между национальной безопасностью США и глобальной безопасностью, так же как и бремени, которое налагают глобальное верховенство и связанная с этим необходимость создания стойких демократических альян­сов, направленных на преодоление глобальных беспорядков.

Стоящий перед Америкой великий стратегический выбор дает основание для нескольких важных выводов. Самым глав­ным является признание критической важности взаимовыгод­ного и постоянно укрепляющегося американо-европейского глобального партнерства. Взаимовыгодный, хотя все еще асим­метричный, Атлантический союз, способный действовать в глобальном масштабе, несомненно, отвечает интересам обеих сторон. С таким союзом Америка становится сверхдержавой-плюс, а Европа может последовательно объединяться. Америка без Европы все еще будет обладать подавляющим преимуще­ством, но она не будет глобально всемогущей, в то время как Европа без Америки будет оставаться богатой, но бессильной. Некоторые европейские страны и лидеры могут поддаться искушению сплотиться на антиамериканской или, скорее, на антиатлантической основе, но от этого в конечном счете про­играют и Америка, и Европа. В качестве сверхдержавы-минус Америка будет вынуждена пойти на гораздо большие затраты для осуществления своего глобального лидерства, а шансы на объединение Европы значительно уменьшатся, поскольку анти­атлантическая платформа не сможет привлечь на свою сторону большинство стран Евросоюза и тех, кто хотел бы вступить в этот союз.

Только совместная работа по обеим сторонам Атлантики даст возможность выработать подлинно глобальный подход, который позволит существенно улучшить обстановку в мире. Для достижения этого Европа должна выйти из своего нынеш­него состояния спячки, понять, что ее безопасность в гораздо большей степени зависит от обстановки в мире, чем безопас­ность Америки, и сделать из этого неизбежные практические выводы. Без Америки она никогда не будет чувствовать себя в безопасности, она не сможет объединиться вопреки Америке, она даже не сможет сколько-нибудь существенно влиять на Америку, если не будет готова действовать вместе с Америкой. Еще достаточно продолжительное время «автономная» военно-политическая роль Европы за пределами Европейского конти­нента, о которой так много говорят в последнее время, будет оставаться весьма ограниченной, потому что лозунги Европы на этот счет намного опережают ее готовность платить за эту роль.

В то же время Америка должна удержаться от искуше­ния разделить своего самого важного стратегического партнера. Нет Европы «старой» или «новой». Это тоже только лозунг без какою-либо географического или исторического содержания.

Более того, постепенное объединение Европы никак не угро­жает Америке, наоборот, это может принести ей только пользу, поскольку увеличивает вес Атлантического сообщества. Поли­тика divide et impera*, даже если она представляется привле­кательной в тактическом плане для сведения счетов, в итоге окажется близорукой и приводящей к противоположным результатам.

Надо также учитывать, что в реальности Атлантический союз не может быть строго паритетным - 50 на 50 - партнер­ством. Сама идея такого тщательно выверенного равенства является политическим мифом. Даже в бизнесе, где акции могут быть строго поделены в соотношении 50 на 50, такая схема не работает. Более молодая в демографическом отношении, более энергичная и политически единая Америка не может быть полностью состыкована в политическом и военном плане с более разнообразной по своему составу Европой, состоящей из государств солидного возраста, которые объединяются, но еще далеко не едины. Тем не менее каждая сторона Атлантики имеет то, в чем нуждается другая. Америка еще какое-то время оста-нется^высшим гарантом—глобальной безопасности, даже если Европа постепенно будет наращивать свой пока незначительный военный потенциал. Европа может дополнить американскую военную мощь, в то время как объединенные экономические ресурсы США и Евросоюза делают Атлантическое сообщество глобально всемогущим.

Таким образом, единственным вариантом является не евро­пейский партнер в той же весовой категории и тем более не про­тивовес, а европейский партнер, обладающий реальным весом в процессе выработки и реализации общей глобальной поли­тики. Оказание этого критически важного влияния, даже если это не связано со строго паритетным участием в процессе при­нятия решений, требует от обеих сторон готовности действо­вать вместе, когда в этом появляется необходимость. Это также означает, что когда возникает потребность в таких действиях, то сторона, обладающая большими возможностями для дей­ствий или в большей степени заинтересованная в конечном результате, должна иметь решающее слово. Американское вер­ховенство не должно пониматься как предполагающее авто­матическое подчинение Европы, и партнерство не следует понимать как полный паралич при отсутствии первоначаль­ного согласия. Обе стороны должны развивать дух взаимных

* Divide et impera (лат.) - разделяй и властвуй. - Прим. пер.

277

уступок, вырабатывать общие стратегические перспективы, создавать новые атлантические механизмы для устойчивого глобального политического планирования4.

Экономическое объединение Европы будет опережать ее политическое объединение, но уже сейчас можно рассмотреть некоторые меры, направленные на реструктуризацию процесса принятия решений в НАТО, для того чтобы учесть склады­вающийся политический облик Евросоюза. По мере того как отдельные элементы структур Евросоюза будут становиться частью ткани европейского общества, начнет формироваться и общая политическая ориентация Европы. Учитывая, что подав­ляющее большинство стран - членов НАТО также входит в Евросоюз, процедуры альянса должны отражать тот факт, что он во все меньшей степени становится объединением 26 госу­дарств-наций (одни из них сильнее, другие слабее), а в большей степени - североамерикано-европейской структурой. Игнори­рование этого обстоятельства будет лишь играть на руку тем, кто выступает за создание самостоятельной и дублирующей европейской военной структуры.

Представляется вполне своевременным созыв трансатлан­тической конференции для обсуждения перспектив этой на­рождающейся реальности. Она должна рассмотреть не только долгосрочную стратегическую программу действий для обнов­ленного и, возможно, реструктуризированного альянса, но также и более широкие последствия того факта, что Америка вместе с Европой становятся действительно всемогущими. Из этого вытекает обязательство Европы более предметно уча­ствовать в обеспечении глобальной безопасности. Горизонты европейской безопасности больше не могут ограничиваться гра­ницами континента и его периферией. НАТО уже присутствует в Афганистане, а также косвенно в Ираке, а вскоре, возможно, будет присутствовать и на израильско-палестинской границе. В конечном счете стратегические интересы НАТО будут охва­тывать всю Евразию.

Прочный трансатлантический альянс США и Евросоюза, основанный на общем видении глобальных перспектив, дол­жен опираться на такое же общее стратегическое понимание характера нашей эпохи, главной угрозы миру, роли и миссии Запада в целом. Это требует серьезного и глубокого диалога, а не взаимных упреков, часто связанных с надуманными пред­ставлениями о том, что Америка и Европа дрейфуют в диамет­рально противоположных направлениях. Истина заключается в том, что Запад в целом может дать миру очень много, но

осуществить это можно лишь в том случае, если у него будет единое представление об этом. Сегодня Запад не испытывает недостатка в военной мощи (у Америки она в избытке) или в финансовых ресурсах (в этом Европа может сравниться с Аме­рикой). Дело, скорее, в способности выйти за пределы узкого круга собственных забот и интересов. В момент, когда человече­ство стоит перед лицом беспрецедентных вызовов с точки зре­ния безопасности и благосостояния, лидеры Запада в интеллек­туальном плане нередко оказываются бесплодными. Осознанная стратегическая дискуссия может пробудить необходимый дух политического новаторства.

Во всяком случае, если такой генеральный пересмотр стратегических концепций окажется неосуществимым, транс­атлантический альянс должен сосредоточиться на конкретных проблемах. В Европе это касается устойчивых и взаимодопол­няющих процессов расширения Евросоюза и НАТО. Это расши­рение сейчас вступает в свою третью фазу. Первая - варшавская фаза - была связана с непосредственными геостратегическими последствиями «холодной войны» и предусматривала быстрое принятие в НАТО ПольНги, Чехии и Венгрии; вторая - виль­нюсская фаза - была связана с почти одновременным и гео­графически совпадающим решением о расширении НАТО и Евросоюза за счет, соответственно, семи и десяти новых госу­дарств; следующий (киевский?) раунд может быть обращен дальше на восток, на Украину и, возможно, на Кавказ, а вероятно даже, в конечном счете и на принятие в НАТО России.

За пределами собственно Европы большой интерес для Америки представляет регион Ближнего Востока, который также беспокоит Европу. План «дорожная карта» для палестино-израильского мирного урегулирования, во многом зависящий от настойчивых и совместных усилий Америки и Европы, не отделим от «дорожной карты» возрождения Ирака как ста­бильного, независимого, идущего по пути демократизации государства. Без того и другого мир в регионе невозможен. Совместные действия США и Евросоюза будут также способ­ствовать более эффективному проведению курса на избежание лобового столкновения между Западом и исламом, в поощре­нии позитивных тенденций в мусульманском мире, которые в конечном счете ведут к его включению в современный и демо­кратический мир.

Однако согласованное движение к достижению этой общей цели требует глубокого понимания различных течений внутри ислама, и в этом у Европы есть определенное преимущество

перед Америкой. Кроме того, забота Америки о безопасности Израиля уравновешивается симпатиями европейцев к бедствен­ному положению палестинцев. Без полного учета той и другой озабоченности мирное разрешение израильско-палестинского конфликта невозможно5. Мирный исход этого конфликта, в свою очередь, будет способствовать необходимому и давно на­зревшему преобразованию соседних арабских обществ, сниже­нию антиамериканской враждебности. Нежелание нескольких американских администраций попытаться решить эту проблему явилось одним из факторов, способствовавших росту экстре­мизма в этом регионе.

Америке также предстоит сыграть уникальную роль в раз­витии демократии в арабском мире. На протяжении более двух веков Америка была колыбелью свободы, центром притяжения тех, кто хотел жить в условиях свободы. Она также была источ­ником вдохновения для тех, кто стремился сделать свою соб­ственную страну такой же свободной, как Америка. В период «холодной войны» только Америка четко провозгласила через радио «Свободная Европа», что она отказывается признать как окончательное подчинение Центральной Европы контролю из Москвы. Именно Америка при президенте Картере выступила в защиту прав человека и тем самым идеологически поставила Советский Союз в положение обороняющегося. Америка, таким образом, не стремилась навязать другим свою политическую культуру, она пропагандировала общие чаяния.

Об этом важно вспомнить именно теперь, когда домини­рующая в глобальном масштабе Америка заявляет о своей реши­мости демократизировать мусульманские страны. Цель это благородная и практичная в том смысле, что распространение демократии способствует укреплению мира. При этом, однако, важно не забывать главного урока истории: любое справед­ливое дело в руках фанатиков превращается в свою противо­положность. Так случилось с религией в Средние века, когда религиозное рвение превратило проникнутую состраданием и кротостью религию в кошмар инквизиции. То же самое слу­чилось в более близкие нам времена, когда олицетворением «свободы, равенства и братства» Французской революции стала гильотина. Ушедший век принес человечеству неслыханные страдания, когда идеалы социализма выродились в бесчеловеч­ный ленинизм-сталинизм.

Продвижение демократии, если этим заниматься с фана­тичным рвением, игнорируя исторические и культурные тра­диции ислама, также может привести к отрицанию самой

демократии. Ссылка на то, что после Второй мировой войны Америка успешно установила демократический режим в Гер­мании и Японии, не учитывает исторически важных фактов. Можно назвать только два из них: в 2003 году в Берлине тор­жественно отметили столетие победы германской Социалисти­ческой партии на муниципальных выборах, не где-нибудь, а в столице имперской Германии. Американские реформы в Японии получили общественное признание, потому что их открыто поддержал император Японии. В обоих случаях социальная база позволила Соединенным Штатам после Второй мировой войны ввести там демократическое устройство.

Некоторые предпосылки в этом же плане, хотя и более ограниченные, есть и на Ближнем Востоке, но их реализация потребует исторического терпения и такта. Опыт нескольких исламских стран, расположенных на периферии Запада - осо­бенно Турции, а также Марокко и (несмотря на фундамен­талистский привкус) Ирана - наводит на мысль, что, когда демократизация является результатом органичного развития, а не догматического навязывания со стороны чуждой силы, исламское общество постепенно осваивает и принимает поли­тическую культуру демократии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных