Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возвращение Солнечного бога 3 страница




С другой стороны, неоплатоники, считавшие, что они продолжают труды Пифагора и Платона, преобразуя их в концепции прямого общения с духовными мирами, словно не замечали, что рядом с ними произошла великая революция. В их сочинениях нет и следа от Евангелия вселенской любви, представленного Иисусом Христом. Учение гностиков, делавших особый упор на прямой, личный опыт общения с духовными мирами в противоположность пассивному принятию абстрактных догм, в целом соответствовало импульсу христианства, но при этом многие гностики люто ненавидели окружающий мир, что полностью противоречило миссии Иисуса Христа по преображению материального мира. Кроме того, многие верования, которые члены секты гностиков приносили из своих приключений в духовных мирах, были достаточно фантастическими. Некоторые гностики не только верили, что Иисус Христос не мог опуститься настолько низко, чтобы вселиться в физическое тело, и поэтому присутствовал на земле лишь как некое подобие фантома, но и практиковали самые эксцентричные формы умерщвления плоти и распутства, чтобы избавиться от глубоко ненавистных плотских чувств и получить доступ к духовным мирам. Кто-то из них пускал змей ползать по своему обнаженному телу, кто-то со словами «вот кровь Христова» пил менструальную кровь, кто-то верил в то, что сексуальная магия позволит им произвести на свет богоподобных существ. Еще кто-то кастрировал себя и хвастался: «Я мертвее, чем вы».

Рим стремился искоренить любые расхождения в христианской доктрине. Убежденность и моральная целеустремленность христиан были полезны для Константина и Феодосия, поскольку эти качества позволяли укрепить империю изнутри в то время, когда орды варваров угрожали ей с Востока.

Постепенное расширение империи в Китае вызвало эффект домино, прокатившийся через Центральную Азию до Европы. Под давлением с Дальнего Востока готы, вестготы и вандалы наводнили многие страны Европы и, прежде чем отступить, даже дошли до Рима. В первой половине V века кочевые монгольские племена объединились под властью выдающегося лидера, хана Аттилы. Он прошел по территориям, ранее наводненным готами и вандалами, и построил собственную империю, которая простиралась от равнин Центральной Азии до Северной Галлии. Он вторгался на север Италии и совершал набеги на Константинополь.

Аттила, «бич Божий», стал олицетворением варварства, но рассказ очевидца, греческого историка Приска, который посещал лагерь Аттилы, рисует нам совершенно иную картину. Приск изображает Аттилу живущим в деревянном доме из полированных досок, который окружает деревянная ограда. Шерстяные половики служили там в качестве ковров, и Аттила — буквально «маленький отец» — принимал посетителей в простой льняной одежде, на которой отсутствовали какие-либо украшения из золота или драгоценных камней. Он умеренно пил из деревянной чаши и ел из деревянной тарелки. Во время беседы он не проявлял никаких эмоций, за исключением того момента, когда в помещение вошел его младший сын, которого он пощекотал под подбородком и окинул взглядом, исполненным удовлетворения.

Рассказывают, что когда Аттила завоевал христианский город Коринф, он возмутился, обнаружив там проституток на каждом углу. Он предоставил каждой из них выбор — стать женой одного из его людей или отправиться в ссылку.

Даже если Аттила не был кровожадным монстром, каким он предстает в массовом воображении, можно не сомневаться, что если бы ему удалось захватить Римскую империю, это стало бы катастрофой для эволюции человеческого сознания.

Римляне боялись Аттилу больше, чем любого другого из своих врагов. Аттила не позволял своим подданным жить на римской территории или покупать римские товары. Завоевывая римские земли, он пускал вспять процесс романизации и сносил римские постройки, а также забрал у римлян тысячи фунтов золота в качестве дани. В 452 году, когда он наконец подошел к стенам Рима и город оказался полностью в его власти, император направил на встречу с ним римского епископа Льва.

Будущий папа Лев сумел договориться с Аттилой о заключении мира. Согласно условиям достигнутого перемирия, Аттила получал в жены дочь императора Гонорию и еще тысячу фунтов золота в качестве приданого. После этого Аттила решил, что он добился своей цели: захватить Римскую империю и править миром.

Аттила и его подданные практиковали шаманизм. Шаманы-жрецы давали Аттиле мудрые советы в сражениях. Сильнейший, вселяющий ужас шум, которым сопровождалось наступление армии гуннов, складывался из завывания собак, лязганья оружия, звуков рогов и колокольчиков. Вся эта какофония предназначалась для того, чтобы призвать на помощь батальоны мертвых предков, которые будут сражаться рядом с ними. Кроме того, шаманскими методами гунны обращались к групповым душам хищников, волков и медведей, чтобы те вошли в них, наделив сверхъестественной силой.

Поскольку мы обсуждаем вторжение варваров с востока, возможно, здесь будет уместно сделать паузу, чтобы рассмотреть понятие шаманизма. Слово «шаман» происходит от тунгусско-монгольского существительного, означающего «тот, кто знает».

Со времен нашествий варваров и до сих пор шаманы используют различные приемы — Мирча Элиаде называл их «архаичные методики экстаза», — чтобы с их помощью ввести себя в состояние транса: ритмичный барабанный бой и танец, гипервентиляция легких, членовредительство, выключение органов чувств, обезвоживание, лишение сна, а также воздействующие на психику растения, такие как аяхуаска, кактус пейот, спорынья. Недавние исследования профессора биологии Калифорнийского государственного университета Уильяма Эмбодена говорят о том, что для введения в состояние экстатического транса наркотические средства использовались и в центрах мистерий — например, кикеон в Элевсине и голубая водяная лилия, употребляемая вместе с опиумом и корнем мандрагоры в Древнем Египте.

Ученым недавно удалось выделить в человеческом мозге энзим, который вызывает эти состояния транса. Как показывают исследования, у двух процентов людей уровень диметилтриптамина в головном мозге может естественным путем подниматься достаточно высоко, чтобы вызывать спонтанные и нежелательные состояния транса. Судя по всему, мы имеем повышенный уровень содержания этого энзима до достижения юношеского возраста, когда происходит процесс кристаллизации, затрудняющий функционирование шишковидной железы. Всем остальным для достижения транса необходимо использовать эти древние методики или сходные с ними.

Кроме того, как заметили антропологи, описания шаманского опыта, полученные от представителей различных культур, свидетельствуют о том, что все шаманы проходят через однинаковые стадии восприятия.

Первая стадия — отключение от мира чувств и ощущение путешествия через темноту. Часто шаманы испытывают при этом такую сильную боль, словно их тело разрывается на части.

Вторая стадия — море света, часто с перемещающейся сетью геометрических узоров — так называемая матрица.

Третья стадия — узоры образуют фигуры, как правило змей или полулюдей-полуживотных, часто с изменчивыми полупрозрачными телами.

И последняя стадия — когда транс ослабевает, шаман ощущает в себе прилив сверхъестественных сил, среди которых способность исцелять, получать информацию о врагах, оказывать прямое воздействие на животных, а также дар пророчества.

Все это хорошо согласуется с описаниями обрядов посвящения в школах мистерий, которые мы рассматривали. Грег Якобс из Гарвардской медицинской школы говорит, что, используя шаманские техники, мы можем вводить себя в мощные первобытные состояния сознания.

Но с точки зрения современных посвященных пример шаманизма может быть полезным только до тех пор, пока мы пытаемся лучше понять школы мистерий и тайные общества. Многие картины, созданные представителями шаманских культур под влиянием пережитых ими состояний экстатического транса, поразительно красивы, но они не дают величественной и всеобъемлющей панорамы духовных миров, которую можно увидеть, например, на потолках храмов в Эдфу или на острове Филе. Более того, по-видимому, шаманы имеют дело с существами низших уровней, а не с величественными богами, с которыми общаются храмовые жрецы.

Итак, по мнению современных посвященных учителей любой шаманизм, будь то обряды древних гуннских или монгольских орд, или ритуалы, которые сегодня практикуют сангома в Южной Африке, представляет собой выродившуюся форму некогда могущественного изначального видения.

Мы снова видим, что в тайной истории все перевернуто с ног на голову и вывернуто наизнанку. Согласно общепринятой истории, религии ранних стадий развития человеческого общества характеризовались анимизмом и тотемизмом, после чего эволюционировали в сложные космологии великих древних цивилизаций. В тайной истории изначальное человеческое видение было сложным, утонченным и могущественным, и лишь позднее оно выродилось в анимизм, тотемизм и шаманизм.

Соплеменники Аттилы практиковали шаманизм, открывавший им доступ в духовные миры, чему могли бы позавидовать многие церковники, но это был возврат к примитивизму. Такая практика шла вразрез с импульсом эволюции человеческого сознания, который был задан Пифагором и Платоном, а затем откорректирован Иисусом Христом и святым Павлом. Эта эволюция имела перед собой прекрасную цель — чтобы все люди обрели способность получать радость от своей личной интеллектуальной силы, а также могли по своему желанию свободно, быстро и с любовью перемещаться не только в материальном мире, но и через духовные миры.

Употребление наркотических средств, разумеется, составляет значительную часть современной практики шаманизма, но большинство современных посвященных учителей запрещают использовать такие средства для достижения духовных миров. Учителя говорят о том, что опыт общения с духовными мирами необходимо приобретать, когда разум и все основные умственные способности находятся в незамутненном или, еще лучше, просветленном состоянии. С другой стороны, входить в духовные миры под воздействием наркотиков — значит действовать без должной подготовки, а это может привести к открытию портала в демоническое измерение, который потом нельзя будет закрыть.

В 453 году, когда Аттила готовился отпраздновать свадьбу с гладкокожей девицей знатного рода (у него уже было несколько сотен жен), он был мужчиной во цвете лет, полным жизненных сил, готовым лицезреть крушение

Римской империи. Все шло к тому, что нежный росток новой стадии человеческого сознания погибнет в зародыше.

Но однажды наутро Аттилу нашли мертвым. Он задохнулся от сильного носового кровотечения.

«Верую, ибо абсурдно». Эта знаменитая фраза первого латиноязычного отца церкви Тертуллиана оказала влияние на многих мыслителей конца XIX и первой половины XX века.

Мы можем представить, какой абсурдной могла казаться жизнь гражданину Римской империи в дни ее заката. Он жил в разочаровавшемся мире, где великие духовные истины, служившие основой для цивилизаций Древнего мира, оказались поставленными под сомнение. Они больше не соответствовали его личному опыту. Пан давно был мертв, а оракулы погрузились в молчание. Боги казались не более чем пустыми, абстрактными концепциями, в то время как настоящие живые идеи обитали в царстве науки и технологии, в теории атомов Лукреция, в удивительных инженерных проектах — акведуках, дренажных системах и тысячемильных дорогах — которые осуществлялись повсюду. Духовные истины были вытеснены грубыми политическими и экономическими реалиями.

И все же если бы римский гражданин захотел прислушаться к внутреннему голосу своей души, он бы заметил, что механический скрежет жерновов необходимости, этот новый путь мирового бытия, ввел в оборот нечто близкое к своей противоположности, нечто такое, что в другом месте называли «безымянным путем». Если бы наш гражданин не стал затыкать свой внутренний голос, то он смог бы почерпнуть суждения, проистекающие из глубинных потоков разума.

В этой критической точке мы переходим от эпохи школ мистерий к эпохе тайных обществ, от политической элиты, направлявшей курс истории, к скрытой от глаз подрывной деятельности, подтачивавшей основы правящих режимов. Духовной жизнью посвященных завладело новое настроение, которое можно подметить в жизни Франциска Ассизского, в монологах шекспировских шутов и безудержном юморе Рабле, в «Путешествиях Гулливера» и «Алисе в Стране чудес».

В ответ на вопрос о смысле дзэн монах поднял палец. Находившийся в классе мальчик начал кривляться, подражая ему, и впоследствии, всякий раз, когда кто-то начинал обсуждать учение монаха, этот озорник поднимал палец, высмеивая его.

Но в следующий раз, когда мальчик пришел на занятия, монах схватил его и отрезал ему палец. Мальчик заплакал и бросился бежать, но монах позвал его. Мальчик обернулся и встретился взглядом с монахом, который поднял собственный палец.

В этот момент мальчик испытал просветление.

Эта жестокая история — не исторический эпизод, а одна из классических дзэнских притч, сформулированная примерно в то же время, когда Аттила умер от носового кровотечения.

Способность к абстрактному мышлению развивалась не менее тысячи лет под воздействием Пифагора, Конфуция и Сократа. Буддизм проник из Индии в Китай вместе с визитом двадцать восьмого буддийского патриарха Бод- хидхармы. На протяжении следующих двух столетий происходило слияние буддизма и даосизма, результатом которого стала философия спонтанного, интуитивного просветления, получившая название чанъ — или дзэн, как позднее ее стали называть в Японии.

Чань-буддизм принес с собой новое настораживающее чувство ограниченност и абстрактного мышления.

Мальчик и его товарищи изо всех сил старались понять, о чем говорил монах. Мы можем представить, как они морщили лбы, пытаясь постичь умом суть просветления.

Затем, совершенно неожиданно для себя, мальчик получил возможность увидеть мир в измененном состоянии сознания. Он внезапно увидел мир из перспективы растительного сознания, центр которого находится не в черепе, а в солнечном сплетении. Посредством этого растительного сознания мы связаны индивидуально со всеми остальными живыми существами в космосе. Эти связи можно представить себе как тонкие побеги большого космического дерева, и каждое солнечное сплетение представляет собой цветок на этом дереве. Иными словами, растительное сознание представляет собой другое измерение, мир между мирами и врата в духовные миры. В это сознание, «свет за светом разума», как называл его святой Авіустин, должен проникнуть каждый, кто желает получить просветление.

Мальчик испытал просветление потому, что в этой иной форме сознания палец монаха принадлежал ему в той же степени, что и самому монаху. Обычные категории человеческого мышления в такой ситуации неприменимы.

Вас разбирает смех, когда вы внезапно видите космос, перевернутый вверх дном и вывернутый наизнанку. В начале второй половины V века в мир вошло новое чувство абсурдности бытия, и с этого момента в творениях великих посвященных тайных обществ как на Западе, так и на Востоке всегда присутствовала примесь дзэн.

При сильном правителе Юстиниане Византийская империя расширилась и даже отвоевала территории у варваров. Юстиниан закрыл оставшиеся школы греческой философии, и преподававшие в них учителя были вынуждены бежать. Они прихватили с собой любимые книги, такие как сочинения Аристотеля, среди которых был и утерянный ныне трактат об алхимии.

Многие перебрались в Персию, где царь Хосров мечтал об основании великой академии, подобной той, которая некогда вдохновляла греческую цивилизацию. В интеллектуальной закваске, сочетавшей элементы неоплатонизма, гностицизма и герметизма, методология Аристотеля применялась в равной мере как к материальному миру, так и к духовным мирам. Так начался золотой век арабской магии.

У многих из нас детские годы были освещены магическими картинами Востока — джинны, волшебные лампы и абракадабра. Эти сказки начали оказывать свое волшебное воздействие на мировую историю уже в VI веке. Стали ходить слухи о механических людях, летающих машинах, сундуках с неиссякаемым запасом золота и мощных магических заклинаниях, собранных в запретных книгах.

Вскоре весь мир был зачарован тайнами арабского мира. Книги о чудесах Востока распространялись все шире — книги, наполненные шепотками демонов.

Эпоха ислама

Мохаммед и Гавриил — Горный старец — Гарун-алъ-Рашид и «Тысяча и одна ночь» — Карл Великий и исторический Парцифалъ — Шартрский собор

М

рачная и неприветливая фигура взирала на все эти события из духовных миров.

В 570 году в Мекке родился ребенок по имени Мохаммед. Когда ему было шесть лет, он потерял обоих родителей и нанялся на службу пастухом. Он вырос в широкоплечего юношу с черными кудрявыми волосами и бородой, из-за которой сверкали ослепительно белые зубы. Он стал погонщиком верблюдов, перевозившим в Сирию пряности и благовония, которыми славилась Мекка. В возрасте двадцати пяти лет он женился на богатой мекканской вдове и стал одним из самых обеспеченных и уважаемых граждан города.

Хотя теперь ему удалось вернуть то, что он потерял со смертью родителей, Мохаммед тем не менее испытывал неудовлетворенность. Религиозным центром Мекки был большой черный камень Кааба, который, согласно некоторым преданиям, прилетел на Землю из звездной системы Сириуса. В то время Аравию населяли языческие племена, практиковавшие шаманизм, каждое из которых поклонялось собственным богам и духам, и в центре этого водоворота, рядом с Каабой, стоял священный тент, служивший пристанищем для сотен языческих идолов. Кроме того,

Мекку развращала торговля святой водой из источника, который выбил из песка пророк Исмаил. Для Мохаммеда все это выглядело отвратительно. Он видел, что людей интересуют только деньги, азартные игры, лошадиные скачки и пьянство.

Перегоняя караваны верблюдов в Сирию и Египет, он узнал об иудаизме, а также услышал рассказы об Иисусе Христе. Может быть, история об очищении храма от меняльных лавок вызвала глубокий отклик в его душе? Мохаммед все больше убеждался в том, что Аравии нужен пророк, подобный Иисусу Христу, способный очистить людей от предрассудков и коррупции, а потом объединить их ради достижения грандиозной цели.

Мохаммед сидел на горе в окрестностях Мекки, мрачно размышляя над тем, как можно достичь этого, когда ему явился ангел, который сказал: «Я архангел Гавриил». Потом существо показало Мохаммеду золотую скрижаль и велело прочесть, что на ней написано. Мохаммед запротестовал, сказав, что он неграмотный, но когда Гавриил приказал ему сделать это во второй раз, Мохаммед обнаружил, что он на самом деле может читать. Так началась серия бесед с ангелом, которые впоследствии вошли в состав Корана. Затем Мохаммед отправился в город, где с поразительной искренностью и энергией начал проповедовать учение Гавриила. Он свел свое кредо к следующим понятным словам:

Мое учение простое.

Аллах — единый бог, и Мохаммед — пророк его.

Оставь идолопоклонство.

Не кради.

Не лги.

Не клевещи.

Никогда не напивайся.

Если ты следуешь моему учению, значит, ты следуешь

исламу.

Когда ему предложили сотворить чудо, чтобы доказать божественное происхождение своих проповедей, Мохаммед отказался. Он сказал, что Аллах поднял небеса без помощи колонн, создал землю, реки, фиги, финики, маслины — и все эти вещи сами по себе достаточно чудесны.

В этом экстатическом материализме мы можем услышать первое знамение современной эпохи.

Во время бесед архангел Гавриил попросил Мохаммеда выбрать освежающий напиток. Мохаммед выбрал молоко, который оккультисты называют «лунным соком». Алкоголь в исламе оказался под запретом.

С эзотерической точки зрения крайне важно, что ангелом, который продиктовал Мохаммеду Коран, был Гавриил, традиционно считающийся архангелом Луны. Аллах — это мусульманское имя Иеговы, великого бога луны и мысли. Гавриил здесь возвещает о силе мысли, способной контролировать человеческие страсти и умерить фантазию, а его бог — это великий бог десяти заповедей, символом которого в мусульманской иконографии служит лунный серп.

Мышление — пассивный процесс, который питается животворными энергиями. В Средние века, великую эпоху ислама, было принято подавлять половое влечение ради усиления мыслительных способностей. А для того, чтобы подавить ростки гностических фантазий, религиозные лидеры использовали свою власть над людьми.

С точки зрения общепринятой западной истории, в конце раннего Средневековья Европа была осаждена нецивилизованными мусульманами. С точки зрения эзотерической истории, истина скорее заключается в обратном. На самом деле заложенные в то время движущие импульсы, которые впоследствии преобразят Европу и человечество в целом, пришли из ислама.


 

Пещеры пустынников на гравюре начала XIX века. Пустынники в уединении посвящали свою жизнь умерщвлению плоти, открывавшему доступ в духовные миры; этот образ жизни впоследствии был воспринят монашеским движением. Антоний Великий, самый знаменитый из пустынников, много времени проводил в гробницах, где входил в состояние транса. Однажды Антоний посоветовал своему сподвижнику прикрыть себя кусками мяса. Когда этого человека ободрали дикие собаки, он кое-что узнал о том, каково подвергнуться нападению демонов по ту сторону могилы. В эпизоде, известном как «искушение святого Антония», подвижник вошел в сферу луны, которую также называют камалока, или чистилище. Там он узрел дьявола, высокого черного человека, чья голова скрывалась в облаках. Он также увидел ангелов, которым удавалось направлять души некоторых людей за пределы досягаемости дьявола

Проповеди Мохаммеда на рынке в Мекке привели к тому, что представители мекканской знати организовали заговор с целью его убийства. Вместе с учеником Абу-Бек- ром он перебрался в Медину, чтобы организовать своих сторонников. В 629 году он вернулся в Мекку и за следующие четыре года, до своей смерти в 632 году, установил контроль над остальной частью Аравии. После того как Абу-Бекр стал его преемником, или «халифом», стремление к завоеваниям усиливалось с поразительной скоростью.

Религия становится успешной в том случае, если она работает в мире, то есть приносит материальные выгоды. Сочетание радикального монотеизма Мохаммеда с научной методологией Аристотеля, которая к тому времени уже проникла в арабское мышление, быстро распространилось от Испании до границ Китая.

Впитывая новые идеи, как и распространяя их, арабы усваивали зороастризм, буддизм, индуизм и китайскую премудрость, включая производство бумаги. Они добились больших успехов в астрономии, медицине, физике и математике, заменив неуклюжие римские цифры десятичной системой счисления, которой мы пользуемся до сих пор.

По собственному описанию, суфизм имеет очень древние, даже первобытные корни. Некоторые традиции связывают его происхождение с Братством Сарамонг, или Братством Пчелы, основанном на Кавказе во времена первой великой миграции, вызванной гибелью Атлантиды. Впоследствии он, несомненно, испытал влияние гностицизма и неоплатонизма.

Если в исламе, в период его триумфа, и существовала какая-то тенденция к догматизму, суфизм представлял собой совершенно противоположное направление, последователи которого искривляли и выкручивали человеческую душу самым причудливым и парадоксальным образом. Эзотерический ислам выступал за погружение в более мягкую, более женственную и более чувственную сторону духовной жизни, что проявилось в душевных излияниях великих представителей суфийской поэзии.

Одно из первостепенных мест в суфизме занимал вопрос о том, из чего складывается наше внутреннее «я». Как учат суфии, то, что мы обычно воспринимаем в качестве собственного «я», в действительности представляет собой некую сущность, которая действует независимо от нас и большей частью состоит из страхов, ложных привязанностей, антипатий, предубеждений, зависти, гордости, дурных привычек, забот и принуждений. Значительная часть суфистской практики посвящена разрушению этого фальшивого «я», этой ложной воли.

«Бог ближе к человеку, чем его яремная вена», — гласит стих из Корана (50:16). Тем не менее, отвлеченные своим фальшивым «я», мы обычно не осознаем этого.

Великий суфийский писатель Ибн-Араби сказал, что суфийский учитель — это человек, который раскрывает себя самому себе.

Практика под руководством суфийского учителя может включать дыхательные упражнения и музыку, которые используются для достижения измененного состояния осознания. Суфизм обучает достаточно болезненному процессу «пробуждения», цель которого состоит в том, чтобы стать восприимчивым к протекающему через нас таинственному космическому потоку и ощущать жизнь во всей ее полноте.

Поскольку суфии полностью открывают себя этому мистическому потоку, они могут быть дикими и непредсказуемыми, вызывая замешательство у обычных людей. Впоследствии мы увидим, что суфизм оказал значительное, хотя во многом не признанное влияние на западную культуру.

Зять Мохаммеда, Али, исполнял при нем роль Иоанна при Иисусе Христе, принимая и распространяя тайное учение. Суфий повинуется законам ислама, но верит в то, что это лишь внешняя оболочка эзотерического учения.

Али и дочь Мохаммеда, Фатима, основали государство, которое впоследствии стало известно как империя Фати- мидов. Эта империя подчинила большую часть Северной Африки и Египет, ставший ее центром. При Фатимидах в Каире была основана школа эзотерической философии, получившая название «Дом мудрости». Ученики этой школы проходили через семь ступеней посвящения. Кандидатам предстояло постичь непреходящую мудрость и обрести тайные силы. Сэр Джон Вудраф, переводивший в XIX веке основные тантрические тексты, также открыл суфийскую традицию с аналогичным пониманием оккультной физиологии. В этой суфийской традиции энергетические центры носят красивые интригующие названия, такие как Сердце Кедра и Сердце Лилии.

Одним из посвященных, вышедших из Дома Мудрости, был Хасан-ибн-Саббах, знаменитый Горный Старец.

Он основал маленькую секту, которая в 1090 году захватила замок Аламут, расположенный в горах у южного побережья Каспийского моря, на территории современного Ирана. Из этой горной твердыни он рассылал по всему миру тайных агентов, исполнявших его распоряжения. С помощью своей агентурной сети он, словно кукольник, контролировал далеких правителей. Его гашишины — ас- сасины, или тайные убийцы, — проникали в армии и в придворные круги. Любого, кто осмеливался даже подумать о том, чтобы не повиноваться Хасану, на следующее утро находили мертвым.

Западное представление о Хасане, несомненно, было искажено отрывком из рассказа Марко Поло о своих путешествиях. Он утверждал, что Горный Старец давал своим юным последователям наркотики, после чего они погружались в сон на три дня. Они просыпались в цветущем саду, и им говорили, что это рай. Их окружали прекрасные девушки, которые играли на музыкальных инструментах и были готовы исполнить любое желание. По истечении трех дней они снова засыпали. После пробуждения их снова приводили к Хасану, и они начинали верить в то, что Старец способен по своему желанию вернуть их в рай. Поэтому, когда Хасан хотел кого-то убить, ассасины с готовностью шли на смертельный риск в уверенности, что рай будет для них гарантированной наградой.

На самом деле Хасан наложил запрет на любые одурманивающие средства и даже казнил одного из собственных сыновей за то, что тот напился пьяным. Он запретил также музыку. Среди подчиненных он славился как святой человек и алхимик, как адепт, способный сверхъестественными средствами контролировать события во всем мире. Всему этому верили, несмотря на тот факт, что после того, как Хасан прибыл в Аламут, он лишь дважды покидал свою комнату.

В XX веке архетип человека, который кажется сумасшедшим, но в действительности контролирует из своего подвала целый мир, был выведен в образе доктора Мабузе в эзотерических фильмах Фрица Ланга.

Гарун-аль-Рашид был еще одной неординарной и захватывающей личностью той эпохи. Он стал халифом в двадцать с небольшим лет и вскоре превратил Багдад в самый роскошный город мира, построив непревзойденный по своему величию дворец с сотнями придворных, рабов и обитательниц гарема. Это было место торжествующего материализма, где человек мог испытать любые удовольствия, пресытиться ими и захотеть чего-то нового.

Увенчанный тюрбаном правитель, символизирующий наши предоставления о Востоке, и халиф из сказок «Тысячи и одной ночи», Гарун-аль-Рашид привлек ко двору великих писателей, художников, мыслителей и ученых своего времени. Ходили слухи, что по ночам (как об этом повествуется в сказках «Тысячи и одной ночи»), переодевшись в простого горожанина, он выходил из дворца через потайную дверь, чтобы послушать своих подданных и узнать их подлинные мысли.

В одной из самых знаменитых сказок рыбак у побережья Красного моря поймал в свои сети большой железный кувшин. Бросив его в лодку, он увидел, что на металле выгравированы переплетенные треугольники Соломоновой печати. Движимый естественным любопытством, он откупорил кувшин. Из кувшина тут же повалил густой черный дым, который вскоре закрыл все небо, и окружающий мир

погрузился во мглу. Затем дым уплотнился и принял форму огромного джинна, поведавшего рыбаку, что его заточил в кувшине царь Соломон. Далее джинн рассказал о том, что после первых двухсот лет заточения он поклялся обогатить того, кто выпустит его нас свободу. По прошествии пятисот лет он поклялся наделить своего освободителя волшебной силой. Но после тысячи лет, проведенных в неволе, он поклялся убить любого, кто его освободит. Поэтому джинн предложил рыбаку приготовиться к смерти. Но находчивый рыбак заявил, что ему трудно представить, как такой огромный джинн мог поместиться в небольшом кувшине. Тогда джинн снова превратился в клубы дыма, который медленно втянулся в ку вшин. В этот момент рыбак, конечно же, вернул пробку на место.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных