Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экологическая деятельность.




В процессе хозяйственной деятельности предприятие может наносить вред окружающей среде. Экологическая деятельность предприятия нап­равлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду. Предприятие также несет от­ветственность за несоблюдение требований и норм по рациональ­ному использованию, восстановлению и охране земель, недр, ле­сов, других природных ресурсов. Оно обязано возместить ущерб, причиненный окружающей среде в результате его деятельности. Финансирование таких мероприятий производится за счет собственных средств или иных источников и должно быть четко увяза­но с основной деятельностью.

Все производственные и управленческие процессы на предпри­ятии выполняются в конкретных подразделениях (цехах, производ­ственных участках, рабочих местах, службах, отделах и т.п.). Поэто­му, наряду с функциональными процессами, объектами планирова­ния на предприятии являются его структурные подразделения.

 

 

Тема 1.2. Система планирования на предприятии

  1. Формы планирования и виды планов.
  2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования.
  3. Организация планирования на предприятии.

 

    1. Формы планирования и виды планов.

 

По содержанию и форме проявления различают следующие ви­ды планирования.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий директив­ное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирова­ния. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

Директивное планирование может служить эффективным средст­вом решения многих народнохозяйственных задач, имеющих обще­национальное значение, например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики, структурной перестройки экономики и т.п. Специалисты в области планирования отмечают, что директивное планирование, будучи альтернативой рыночной са­монастройке, не является тем не менее антиподом рынка. Это его продукт и важный элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом.

Индикативное планирование является противоположностью ди­рективного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.

Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне. Задания индикативного плана называются индикаторами. Это параметры, характеризующие состо­яние и направления развития экономики. Их вырабатывают органы государственного управления в ходе формирования социально-эко­номической политики.

Индикативное планирование применяется и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется инди­кативное планирование, а в текущем планировании — директивное.

Индикативное и директивное планирование должны дополнять друг друга, быть органически увязаны.

2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степе­ни детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

Перспективное планирование охватывает период более пяти лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию пред­приятия, включая социальное, экономическое, научно-технологи­ческое развитие.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от года до пяти лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути краткосроч­ный план.

Текущее планирование охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное пла­нирование.

3. По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления раз­вития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического пла­нирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать ры­ночный спрос, какие усилия следует предпринять для удовлетворе­ния нужд потребителей, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партне­рами вести бизнес и т.п.

В результате тактического планирования составляется план эко­номического и социального развития фирмы, представляющий ком­плексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период. В тактических пла­нах отражаются мероприятия по расширению производства и повы­шению его технического уровня, обновлению и росту качества про­дукции, наиболее полному использованию научно-технических до­стижений и т.п.

Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосроч­ный и среднесрочный периоды, а стратегическое планирование эф­фективно в долгосрочном и среднесрочном периодах.

Оперативно-календарное планирование (ОКП) является завершаю­щим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей такти­ческого плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

Бизнес-планирование предназначено для оценки целесообразно­сти проведения того или иного инновационного мероприятия, осо­бенно — требующего для своей реализации крупных инвестиций.

4. Планирование мож­но классифицировать по следующим критериям:

а) степени охвата:

• общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;

• частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры;

б) объектам планирования:

• целевое планирование, относящееся к определению стратеги­ческих и тактических целей;

• планирование средств достижения поставленных целей (плани­рование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация);

• программное планирование, относящееся к разработке и реа­лизации конкретных программ, например программ производства и сбыта;

• планирование действий, например специальных продаж, найма кадров;

в) сферам планирования:

• планирование сбыта (целей сбыта, программы действий, расхо­дов на сбыт, развития сбыта);

• планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);

• планирование персонала (потребности, найма, переподготов­ки, увольнения);

• планирование приобретений (потребности, закупок, реализа­ции излишних запасов);

• планирование инвестиций, финансов и т.д.;

г) глубине планирования:

• агрегированное планирование, ограниченное заданными кон­турами, например планирование цеха как суммы производственных участков;

• детальное планирование, например с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;

д) координации частных планов во времени:

последовательное планирование, при котором процесс разра­ботки различных планов представляет собой один долгий, согласо­ванный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из
нескольких этапов;

• одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте плани­рования;

е) учету изменения данных:

• жесткое планирование, которое не предусматривает возмож­ность корректировки планов;

• гибкое планирование, которое предусматривает такую воз­можность;

ж) очередности во времени:

• упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой;

• скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;

• внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором пла­нирование осуществляется по мере необходимости, например при реконструкции или санации предприятия.

 

 

  1. Факторы, влияющие на выбор формы планирования.

 

В практической деятельности предприятия используют различные виды планирования, а чаще всего их комбинацию. Совокупность различных видов планирования, применяемая одновременно на кон­кретном хозяйствующем субъекте, называется формой планирования.

Среди множества факторов, влияющих на форму планирования, можно выделить три основные группы:

1) факторы, обусловленные спецификой фирмы

- концентрация капитала,

- уровень механизации и автоматизации управления,

- географическое расположение предприятия;

2) факторы внешней среды

- характер государственного регулиро­вания экономики,

- уровень и характер конкуренции;

3) критерии, обусловленные спецификой самого процесса плани­рования

- полнота планирования,

- детализация планов,

- точность планирования,

- ясность плановых заданий,

- эластичность и гибкость задач,

- экономичность и полезность планирования.

 

Организация планирования на предприятии.

Система планирования представляет собой сочетание основ­ных элементов:

• планового персонала, сформированного в организационную структуру;

• механизма планирования;

• процесса обоснования, принятия и реализации плановых реше­ний (процесс планирования);

• средств, обеспечивающих процесс планирования (информаци­онное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение).

1. Плановый персонал. В него входят все специалисты, которые в той или иной мере выполняют функции планирования.

Аппарат плановых работников на предприятии функционирует в форме соответствующей организационной структуры, которая уста­навливает необходимое количество планового персонала и распреде­ление его по подразделениям аппарата управления, определяет состав плановых органов, регламентирует связи между плановыми работниками и подразделе­ниями, устанавливает права, обязанности и ответственность плано­виков, определяет требования к их профессиональному уровню и т.п.

2. Механизм планирования. Представляет собой совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация.

В общем виде в механизм планирования входят:

• цели и задачи функционирования пред­приятия;

• функции планирования;

• методы планирования.

Рассмотрим эти компоненты.

а) Цели и задачи функционирования пред­приятия.

Успешное достижение конечных целей зависит от того, как в про­цессе планирования они разбиты на подцели и задачи. В общем случае алгоритм планирования целей включает их конкретизацию в техни­ко-экономических показателях работы предприятия и формулиро­вание основных проблем, требующих своего решения для достиже­ния целей.

б) Функции планирования.

В состав функций планирования можно включить следующие.

Уменьшение сложности. Это преодоление реально существующей сложности планируемых объектов и процессов, при планировании необходимо вы­делить наиболее существенные связи и зависимости, разбить процесс планирования на отдельные плановые расчеты и уп­ростить процесс разработки и реализации плана и контроля за его выполнением.

Мотивация. С помощью процесса планирования должно иниции­роваться эффективное использование материального и интеллекту­ального потенциала предприятия.

Прогнозирование. Одной из функций планирования является как можно более точное прогнозирование состояния внешней и внут­ренней среды предприятия путем систематического анализа всех фак­торов. Качество прогноза определяет и качество плана.

Обеспечение безопасности. Планирование должно учитывать фак­тор риска, чтобы избежать или уменьшить его.

Оптимизация. В соответствии с данной функцией планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ог­раничений альтернатив использования ресурсов.

Функция координации и интеграции. Планирование должно объе­динять людей как в процессе разработки плана, так и по ходу его реа­лизации, предотвращать конфликты и учитывать интеграцию раз­личных сфер деятельности предприятия

Функция упорядочения. С помощью планирования создается еди­ный порядок действий всех работников предприятия.

Функция контроля. Планирование позволяет наладить эффектив­ную систему контроля за производственно-хозяйственной деятель­ностью, анализ работы всех подразделений предприятия.

Функция документирования. Планирование обеспечивает докумен­тированное представление хода производственно-хозяйственной де­ятельности.

Функция воспитания и обучения. Планирование оказывает воспи­тательный эффект посредством образцов рациональных действий и позволяет учиться на ошибках.

в) Методы планирования. Под ними понимается способ осуществ­ления планирования, то есть способ реализации плановой идеи

Наиболее часто в планировании применяются традиционные ме­тоды обоснования плановых решений (творчество, адаптивный поиск, система бухгалтерского учета, предельный анализ, норма прибыли на вложенный капитал, дисконтирование и компаудинг, анализ чув­ствительности и проверка устойчивости) и различные экономико-ма­тематические модели (модели, основанные на теории вероятности и математической статистике, методы математического программи­рования, имитации и теории графов).

3. Процесс планирования. Состоит из следующих этапов.

Определение цели планирования. Цели планирования являются ре­шающим фактором при выборе форм и методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации.

Анализ проблемы. На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.

Поиск альтернатив. Среди возможных путей разрешения про­блемной ситуации отыскиваются подходящие действия.

Прогнозирование. Формируется представление о развитии пла­нируемой ситуации.

Оценка. Проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наи­лучшей альтернативы.

Принятие планового решения. Выбирается и оформляется единст­венное плановое решение.

4. Средства, обеспечивающие процесс планирования. Позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана пред­приятия, от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит методическое, техническое, информацион­ное, программное, организационное и лингвистическое обеспече­ние. Комплексное использование этих средств позволяет создать ав­томатизированную систему плановых расчетов.

 

 

Тема 1.3. Средства и методы обоснования плановых решений

Традиционные методы принятия плановых решений.

  1. Количественные методы обоснования рациональных решений.

 

 

Традиционные методы принятия плановых решений.

 

  1. Творчество.

Стиму­лирование творческой активности работников вообще и планови­ков в частности в направлении снижения затрат, повышения каче­ства продукции весьма эффективно сказывается на увеличении прибыли.

Характеристики, которые могут быть полезны при оценке способностей специалиста-плановика к твор­честву: быстрота мышления; гибкость мышления; оригинальность; тяготение к сложному; независимость суждения; импульсивность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных