ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Экологическая деятельность.В процессе хозяйственной деятельности предприятие может наносить вред окружающей среде. Экологическая деятельность предприятия направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду. Предприятие также несет ответственность за несоблюдение требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране земель, недр, лесов, других природных ресурсов. Оно обязано возместить ущерб, причиненный окружающей среде в результате его деятельности. Финансирование таких мероприятий производится за счет собственных средств или иных источников и должно быть четко увязано с основной деятельностью. Все производственные и управленческие процессы на предприятии выполняются в конкретных подразделениях (цехах, производственных участках, рабочих местах, службах, отделах и т.п.). Поэтому, наряду с функциональными процессами, объектами планирования на предприятии являются его структурные подразделения.
Тема 1.2. Система планирования на предприятии
По содержанию и форме проявления различают следующие виды планирования. 1. С точки зрения обязательности плановых заданий — директивное и индикативное планирование. Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией. Директивное планирование может служить эффективным средством решения многих народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение, например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики, структурной перестройки экономики и т.п. Специалисты в области планирования отмечают, что директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является тем не менее антиподом рынка. Это его продукт и важный элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом. Индикативное планирование является противоположностью директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер. Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне. Задания индикативного плана называются индикаторами. Это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики. Их вырабатывают органы государственного управления в ходе формирования социально-экономической политики. Индикативное планирование применяется и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании — директивное. Индикативное и директивное планирование должны дополнять друг друга, быть органически увязаны. 2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование. Перспективное планирование охватывает период более пяти лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие. Среднесрочное планирование осуществляется на период от года до пяти лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути краткосрочный план. Текущее планирование охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование. 3. По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать рыночный спрос, какие усилия следует предпринять для удовлетворения нужд потребителей, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п. В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период. В тактических планах отражаются мероприятия по расширению производства и повышению его технического уровня, обновлению и росту качества продукции, наиболее полному использованию научно-технических достижений и т.п. Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, а стратегическое планирование эффективно в долгосрочном и среднесрочном периодах. Оперативно-календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений. Бизнес-планирование предназначено для оценки целесообразности проведения того или иного инновационного мероприятия, особенно — требующего для своей реализации крупных инвестиций. 4. Планирование можно классифицировать по следующим критериям: а) степени охвата: • общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы; • частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры; б) объектам планирования: • целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей; • планирование средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация); • программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например программ производства и сбыта; • планирование действий, например специальных продаж, найма кадров; в) сферам планирования: • планирование сбыта (целей сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развития сбыта); • планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства); • планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения); • планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов); • планирование инвестиций, финансов и т.д.; г) глубине планирования: • агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например планирование цеха как суммы производственных участков; • детальное планирование, например с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта; д) координации частных планов во времени: • последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из • одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования; е) учету изменения данных: • жесткое планирование, которое не предусматривает возможность корректировки планов; • гибкое планирование, которое предусматривает такую возможность; ж) очередности во времени: • упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой; • скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период; • внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например при реконструкции или санации предприятия.
В практической деятельности предприятия используют различные виды планирования, а чаще всего их комбинацию. Совокупность различных видов планирования, применяемая одновременно на конкретном хозяйствующем субъекте, называется формой планирования. Среди множества факторов, влияющих на форму планирования, можно выделить три основные группы: 1) факторы, обусловленные спецификой фирмы - концентрация капитала, - уровень механизации и автоматизации управления, - географическое расположение предприятия; 2) факторы внешней среды - характер государственного регулирования экономики, - уровень и характер конкуренции; 3) критерии, обусловленные спецификой самого процесса планирования - полнота планирования, - детализация планов, - точность планирования, - ясность плановых заданий, - эластичность и гибкость задач, - экономичность и полезность планирования.
Организация планирования на предприятии. Система планирования представляет собой сочетание основных элементов: • планового персонала, сформированного в организационную структуру; • механизма планирования; • процесса обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования); • средств, обеспечивающих процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение). 1. Плановый персонал. В него входят все специалисты, которые в той или иной мере выполняют функции планирования. Аппарат плановых работников на предприятии функционирует в форме соответствующей организационной структуры, которая устанавливает необходимое количество планового персонала и распределение его по подразделениям аппарата управления, определяет состав плановых органов, регламентирует связи между плановыми работниками и подразделениями, устанавливает права, обязанности и ответственность плановиков, определяет требования к их профессиональному уровню и т.п. 2. Механизм планирования. Представляет собой совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация. В общем виде в механизм планирования входят: • цели и задачи функционирования предприятия; • функции планирования; • методы планирования. Рассмотрим эти компоненты. а) Цели и задачи функционирования предприятия. Успешное достижение конечных целей зависит от того, как в процессе планирования они разбиты на подцели и задачи. В общем случае алгоритм планирования целей включает их конкретизацию в технико-экономических показателях работы предприятия и формулирование основных проблем, требующих своего решения для достижения целей. б) Функции планирования. В состав функций планирования можно включить следующие. Уменьшение сложности. Это преодоление реально существующей сложности планируемых объектов и процессов, при планировании необходимо выделить наиболее существенные связи и зависимости, разбить процесс планирования на отдельные плановые расчеты и упростить процесс разработки и реализации плана и контроля за его выполнением. Мотивация. С помощью процесса планирования должно инициироваться эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия. Прогнозирование. Одной из функций планирования является как можно более точное прогнозирование состояния внешней и внутренней среды предприятия путем систематического анализа всех факторов. Качество прогноза определяет и качество плана. Обеспечение безопасности. Планирование должно учитывать фактор риска, чтобы избежать или уменьшить его. Оптимизация. В соответствии с данной функцией планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ограничений альтернатив использования ресурсов. Функция координации и интеграции. Планирование должно объединять людей как в процессе разработки плана, так и по ходу его реализации, предотвращать конфликты и учитывать интеграцию различных сфер деятельности предприятия Функция упорядочения. С помощью планирования создается единый порядок действий всех работников предприятия. Функция контроля. Планирование позволяет наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализ работы всех подразделений предприятия. Функция документирования. Планирование обеспечивает документированное представление хода производственно-хозяйственной деятельности. Функция воспитания и обучения. Планирование оказывает воспитательный эффект посредством образцов рациональных действий и позволяет учиться на ошибках. в) Методы планирования. Под ними понимается способ осуществления планирования, то есть способ реализации плановой идеи Наиболее часто в планировании применяются традиционные методы обоснования плановых решений (творчество, адаптивный поиск, система бухгалтерского учета, предельный анализ, норма прибыли на вложенный капитал, дисконтирование и компаудинг, анализ чувствительности и проверка устойчивости) и различные экономико-математические модели (модели, основанные на теории вероятности и математической статистике, методы математического программирования, имитации и теории графов). 3. Процесс планирования. Состоит из следующих этапов. Определение цели планирования. Цели планирования являются решающим фактором при выборе форм и методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации. Анализ проблемы. На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация. Поиск альтернатив. Среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия. Прогнозирование. Формируется представление о развитии планируемой ситуации. Оценка. Проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы. Принятие планового решения. Выбирается и оформляется единственное плановое решение. 4. Средства, обеспечивающие процесс планирования. Позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия, от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит методическое, техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение. Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов.
Тема 1.3. Средства и методы обоснования плановых решений Традиционные методы принятия плановых решений.
Традиционные методы принятия плановых решений.
Стимулирование творческой активности работников вообще и плановиков в частности в направлении снижения затрат, повышения качества продукции весьма эффективно сказывается на увеличении прибыли. Характеристики, которые могут быть полезны при оценке способностей специалиста-плановика к творчеству: быстрота мышления; гибкость мышления; оригинальность; тяготение к сложному; независимость суждения; импульсивность. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|