Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ




Понятие политического процесса. Понятие «процесс» означает последовательную смену состояний в развитии какого-то объекта или явления. Политический процесс – это смена состояний обще­ства, связанная с установлением и осуществлением политической и государственнной власти, а также субъекты и средства проводимых в обществе изменений. Политический процесс можно рассматривать как взаи­модействие субъектов политики на центральном, региональном и местном уровнях.

Структура политического процесса. Политический процесс включает в себя три элемента: 1) субъект – носитель власти (различают офи­циальных субъектов – лица и институты, которые наделены властью, и неофициальных субъектов – политические партии, общественные движения, отдельные граждане); 2) объект, который должен быть создан или достигнут; 3) средства (или ресурсы) – знания, наука, технические и фи­нансовые средства, настроения масс, идеология и т.д.

Можно выделить три уровня политического процесса в зависимости от сферы участия и степени привлечения субъектов в решение проблем: микрополитика – действия индивидов, групп, направленные на обеспечение поддержки со стороны официальных субъектов; частные виды политики (жилищное строительство, транспорт, коммунальное хозяйство); макрополитика – на уровне высших государственных официальных лиц, лидеров парламента и правительства.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно разделить на два типа: 1) базовые, связанные с включением граждан в отношения с государством, с преобразованием их интересов и требований в управленческие решения и законы страны; 2) периферийные процессы (формирование отдельных политических объединений, развитие местного самоуправления, местные референдумы, митинги, демонстрации), другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

Стадии (этапы) политического процесса: 1) формулирование или вызревание политической проблемы; 2) выдвижение проблем на повестку дня; 3) принятие политического решения; 4) исполнение принятых решений; 5) оценка эффективно­сти исполнения и корректировка (частичное исправление) принятых политических решений.

Виды политических процессов: внутриполитические, внешнеполитические; открытые, скрытые; эволюционные, революционные.

Теория политической модернизации. Понятие «модернизация» означает процесс построения современного общества. Теория политической модернизации возникла в конце 50-х годов XX в. Она изучала проблемы развития новых государств Азии, Африки и Латинской Америки с целью превращения их в надежных партнеров США и других стран Запада. Перспективы развития связывались с утверждением в странах «третьего мира» западноевропейских и американских политических и экономических институтов. Однако выяснилось, что перенесенные с Запада формы общественного устройства «не работают», так как не соответствуют местным духовным ценностям и традициям.

Современная наука рассматривает модернизацию как всемирно-исторический процесс перехода от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования норм и ценностей. Политическаямодернизация означает переход к демократическому устройству с такими его признаками, как выборность органов власти, политический плюрализм, гарантия прав и свобод человека, наличие правового государства и гражданского общества и т.д.

Типы модернизации. Обычно выделяют два типа модернизации: органическую (или первичную) и вторичную (или отраженную). Органическая модернизация – это переход к современному обществу на основе внутреннего развития (США, Великобритания, Франция и др.). Вторичная (отраженная) – это догоняющая модернизация, проводимая на основе опыта передовых стран.

Мировой опыт преобразований позволил выработать некоторые наиболее общие стандарты в организации экономики, политики, социальных отношений, культурной сферы, которые ложатся в основу целей модернизации. В то же время считается, что этот процесс носит альтернативный, многовариантный характер. Во всех случаях успешность модернизации зависит от того, насколько положительно население страны воспринимает и поддерживает процесс изменений. Поэтому главным элементом, от которого зависит характер переходных процессов, является тип личности, ее национальный характер. Таким образом, стало общепризнанным, что при сохранении универсальных норм и целей политического развития надо использовать национальную форму их реализации.

Основные варианты модернизации. В мировой политической науке ведутся споры о наилучшем варианте модернизации. Сложились два основных теоретических варианта модернизации: либеральный и консервативный. Первый подчеркивает важность быстрого развития прав и свобод личности, широкого вовлечения в политику рядовых граждан и свободной конкуренции элит. Второй вариант указывает на опасность быстрых политических реформ в странах, где нет развитых демократических традиций. Поэтому консерваторы предлагают вначале проводить экономические реформы, а в политике сохранять стабильный, жесткий авторитарный режим. Только приучив людей к ответственному, законопослушному поведению, им можно дать больше свободы.

Сейчас существует много практических моделей модернизации. Наиболее эффективной была японская модель (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Чили). Во всех этих странах в переходный период реформ существовал авторитарный режим. Близким к ним путем идут Китай и Вьетнам.

Модернизация белорусского общества проводится с учетом мирового, особенно китайского, опыта. Изменения носят комплексный характер, при этом экономическое развитие сочетается с политической стабильностью. Основными направлениями политической модернизации Беларуси являются: развитие политической культуры граждан, преодоление патерналистских настроений, демократизация всех сфер жизни общества, совершенствование местного управления и самоуправления, развитие многопартийности и парламентаризма, формирование компетентной и ответственной элиты.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое политический процесс?

2. Какова структура политического процесса?

3. Почему при модернизации надо учитывать национальные особенности государств?

4. В чем сущность консервативного варианта модернизации?

5. Приведите примеры успешной модернизации.

 

Основные понятия

 

Политический процесс – это смена состояний обще­ства, связанная с установлением и осуществлением политической и государственной власти, а также субъекты и средства проводимых изменений.

Реформа – преобразование общества или какой-либо сферы его жизни, не разрушающее основ социально-политического строя.

Социальная революция – коренной переворот в жизни общества, ведущий к утверждению нового социально-политического строя.

Политическая модернизация – преобразование, совершенствование политической системы, всесторонняя демократизация общественных отношений.

Догоняющая модернизация – не очень эффективный и противоречивый по результатам процесс достижения странами Азии, Африки и Латинской Америкиуровня развития передовых стран Запада.

Вестернизация – процесс перенесения в развивающиеся страны западных ценностей и образа жизни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных