ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Правительницы на троне
В Древнем мире было немного женщин-правительниц. Память об одной из них — полновластной царице Вавилона Семирамиде — пережила тысячелетия. И это при том, что многие историки считают ее правление марионеточным, а некоторые и вовсе отрицают ее существование, считая царицу Семирамиду красивой, но недостоверной легендой. За двухтысячелетний период процветания великой древней страны Та-Кем известны шесть полновластных священных правительниц. Шесть прекрасных и сильных духом женщин правили Египтом. Но почему же не менее древняя, чем династический Египет, Индия, и поздние Хатти (несмотря на традиции матриархата у хеттов), и Финикия, Эллада, Персия, Рим не знали женщин на троне? Отчасти это вызвано тем, что в культуре и религиозной традиции Древнего Египта, в отличие от других известных культур Древнего мира, античности и тем более Средневековья, миропорядок Маат — основной закон мироздания древнеегипетской космогонической и этической концепции, — предполагал относительное, но все же равенство между мужчиной и женщиной. В шумеро-аккадской или ассиро-вавилонской цивилизациях предел социального статуса женщины — быть Верховной жрицей Иштар, богини любви. Но уже в Элладе женским божествам, включая богинь любви и плодородия — Афродите и Деметре — служили жрецы-мужчины. А в управленческой структуре древнего мира, всюду, кроме Египта, женщинам и вовсе не было места. В Древнем Египте же аристократки не только становились жрицами женских божеств, но и чиновниками — в истории Древнего Египта немало женщин, занимавших должности номархов (правителей номов — областей Египта), писцов, учителей, послов в других странах. Единственными сферами сакральной и политической жизни, куда древние египтянки не допускались, была, естественно, армия — по понятным причинам, а также медицина (хотя известны редкие исключения). Медицина — табу для женщин, поскольку покровителем врачевателей был «мужской» бог Анубис. Лекари были его жрецами, так как любое лечение — травами, минералами, путем хирургического вмешательства, — без сакрального знания считалось бесполезным и даже опасным для больного, ибо исцеление должен был одобрить сам Анубис. Но на верховную власть над Египтом правительница, начиная с Нитокрис, могла претендовать только при строго определенных обстоятельствах: если священная супруга переживала фараона, а он не оставлял наследников мужского пола. Тогда правительница получала титул священной, что было почти аналогично титулу фараона, и становилась полновластной царицей Египта. В случае если умерший фараон оставлял наследников мужского пола младше девяти лет, вдовствующая царица получала статус правительницы-регента, что также давало ей абсолютную власть, однако, в отличие от первого случая, — не пожизненную, а до достижения наследником, титуловавшимся юным правителем, двенадцатилетнего возраста. Когда происходила его интронация, наследник объявлялся фараоном, а вдовствующая правительница, потеряв свой статус, просто-напросто «выдавливалась» окружением нового фараона — советниками, верховными жрецами и военачальниками. Следует, однако, отметить, что властвование всех священных правительниц Египта, начиная с Нитокрис и заканчивая Клеопатрой, почти всегда либо трагически оканчивалось для самой царицы, либо несло негативные последствия для страны, а часто сочеталось и первое и второе. Нитокрис правила без переворотов и мятежей пять лет и умерла по естественным причинам. Но с ее смертью в Египте начался хаос: ближайшие родственники покойного фараона — жреческая, административная и военная верхушка — начали настоящую войну друг против друга за величайший в мире трон. После этого Древнее царство ушло в небытие, и начался тяжелый для страны так называемый Первый переходный период, длившийся полтора века, за который сменились целых три династии и четырнадцать фараонов. Священная правительница Нефрусебек взошла на престол тремя столетиями позже. Верховная жрица и воительница (исключение даже для Древнего Египта), она совершила победоносный поход в Землю Куш (Нубию). Нефрусебек объединила административную (она была одним из двенадцати номархов еще до того, как вышла замуж за фараона Аменемхета), сакральную и военную власть, пользовалась безусловной поддержкой всего Египта. Она взошла на престол как регент, но наследник умер до совершеннолетия по древнеегипетским меркам. Выйдя замуж за одного из номархов (опять же, чтобы укрепить власть), она опротестовала право младшего наследника на престол и была поддержана армией, жречеством, региональной аристократией и всем народом, получив абсолютную власть. Однако и это не спасло ее: Нефрусебек была убита на охоте наемником своего мужа, возжелавшего стать фараоном, живым богом — воплощением Гора на Земле и сыном Амона Ра. Соблазн был слишком велик. Священная правительница правила чуть более четырех лет… Гибель Нефрусебек обернулась для Египта гражданской войной: новому фараону — ее мужу и убийце — противопоставили наследника, власть которого правительница оспорила сама. Начался Второй переходный период — самый драматичный, если не сказать катастрофический период в истории величайшей цивилизации древности, продлившийся два с половиной века. За гражданской войной пошла волна переворотов, так как власть фараонов потеряла династическую легитимность, закончившаяся новой гражданской войной, расколовшей Египет на два государства — Верхние и Нижние Земли. Вскоре Египет вновь стал единым, но силы государства были подорваны, и через три десятилетия пришли кочевники гиксосы, захватившие бо́льшую часть Нижнего Египта. Они основали в дельте Нила свое государство со столицей Аварисом, надругались над Сфинксом и великими пирамидами. На их изгнание ушло почти столетие. Только Яхмос I — родоначальник Нового Царства и XVIII династии — разбил армию гиксосов, сокрушил Аварис и истребил кочевников.
Нефертити, считающаяся красивейшей из женщин, живших когда-либо на Земле, после свержения ее мужа, фараона Эхнатона, объявила себя и женой бога (титул, изобретенный Нефрусебек), и фараоном, взошла на трон под мужским именем Семнехкара, но была обвинена в лояльности мужу (по данным некоторых историков, Эхнатон и Нефертити пережили всех своих детей, хотя многие утверждают обратное) и свергнута менее чем через год.
Трагичнее всех сложилась судьба священной правительницы Анхесенпаамон, взошедшей на трон после смерти мужа и брата по отцу Тутанхамона. За всего лишь полгода своего правления она проявила себя тонким дипломатом и мастером политических интриг, но не смогла переиграть циничного царедворца Эйе, свергнувшего поочередно ее родителей, а затем, вероятно, убившего и Тутанхамона — мужа и брата Анхесенпаамон. Она была убита по приказу Эйе в отсутствие верховного военачальника Хоренхеба, верно служившего еще Эхнатону. Наемники Эйе убили жениха Анхесенпаамон — хеттского царевича, за которого юная, но мудрая правительница решила выйти замуж, заручившись военной, и политической поддержкой царства Хатти. Узнав о смерти сына, хеттский царь пошел на Египет войной. Хоренхеб разбил хеттов, а когда вернулся, правительница была уже погребена и Эйе успел объявить себя фараоном. Вероятно, Египет вновь был бы ввергнут в хаос, если бы не тот же верховный военачальник. На ослабевшую державу напали хетты и ливийцы, но Хоренхеб разгромил их, а вернувшись с победой, по одной из версий, убил Эйе — заговорщика и цареубийцу. Согласно более популярной версии, старый интриган умер своей смертью, повластвовав всего четыре года, а Хоренхеб — прямой потомок великого Тутмоса III (Мудрого или Воителя) воссел на трон и стал основателем XIХ династии — великой династии Рамзессидов. Клеопатра, в руках которой уже почти была величайшая в истории человечества сверхимперия, ради удержания власти отравила пятилетнего брата, но в итоге — окончательно погубила Египет. И только мудрая Хатшепсут составила исключение из этого довольно печального списка.
Восхождение
В 1525 году до н. э. умирает Тутмос II — четвертый фараон XVIII династии, наследник славы Яхмоса, освободителя Египта и созидателя империи. Умирает, оставив двух дочерей от своей единокровной сестры и священной супруги правительницы Хатшепсут и маленького сына Тутмоса от наложницы Исиды. Мальчика, вопреки традиции, требующей достижения им двенадцатилетнего возраста, нарекли фараоном Тутмосом III. Хатшепсут не препятствовала ранней коронации мальчика, ибо она сама фактически правила страной, но все же добилась не положенного ей при малолетнем, но уже интронированном фараоне титула — правительницы-регента. Скорее всего, имела место борьба партий, в результате чего сошлись на компромиссном варианте — малолетнего Тутмоса объявляют фараоном, а вдовствующую Хатшепсут — правительницей-регентом. До трагедий Нефертити и Анхесенпаамон еще столетия, до Клеопатры — полтора тысячелетия, но Хатшепсут хватило примеров Нитокрис и Нефрусебек. Почтеннейшая — так переводится ее имя — позаимствовала у своих предшественниц на троне великой страны Та-Кем и положительный, и отрицательный опыт. В первую очередь она поняла, отчего положение на троне двух предшествующих священных правительниц было столь шатким. После смерти фараона и в случае отсутствия наследника право вдовы на абсолютную власть формально не оспаривается, но… Священная правительница неизбежно оказывается зажатой в тисках придворных интриг со стороны ближайших родственников покойного фараона — родных и двоюродных братьев, занимающих должности верховных жрецов и военачальников. Каждый из них хочет власти, а путь к ней лежит через женитьбу на правительнице. Если она отказывает всем, враждующие представители царской семьи объединяются против нее одной. Если соглашается и принимает предложение одного, то настраивает против себя остальных, одновременно становясь для нового мужа помехой на пути к абсолютной власти. Хатшепсут не стала повторять ошибку Нефрусебек и не вышла замуж повторно. Хотя, в принципе, она имела на это решение значительно больше прав, да и грозило ей это меньшими последствиями — ибо Нефрусебек была просто вдовствующей правительницей-регентом, происходящей из знатного аристократического рода, но не из царской семьи. Хатшепсут же, как и ее покойный царственный супруг и брат, была дочерью Тутмоса I, его прямой наследницей, следовательно, ее супруг, решись она выйти замуж, мог бы и не получить титула соправителя. Тем не менее Хатшепсут решает, что создавать своими руками еще одного претендента на трон не следует, хотя риск и невелик. Вместе с тем она организует пышную церемонию, пройдя которую, приобретает титул жены бога. Хатшепсут объявляет себя женой бога уже после смерти супруга-фараона. Неслыханно, но происхождение правительницы позволяет ей это.
Стела Хатшепсут
Получив необходимый статус, Хатшепсут заручается поддержкой жречества. И делает следующий шаг: на третьем году правления практически без сопротивления жречества, скорее, при его поддержке, против воли армии (здесь снова играет роль ее происхождение) она объявляет себя дочерью бога Амона-Ра. Согласно древнеегипетской мифорелигиозной традиции (в особенности получившей развитие при XVIII династии и позднее), в момент зачатия наследника, которому в будущем суждено стать фараоном, сам бог Тайного Извечного Солнца — Амон — принимает облик фараона или же (в разных текстах и трактовках) вселяется в его тело и приходит к супруге.
«Имя дочери (долженствующей родиться) должно быть Хатшепсут… Она будет прекрасной царицей надо всей этой страной», — произносит величайший из богов Египта Амон-Ра при расставании с царицей Яхмос — так записано на стеле храма Амона в Дейр эль-Бахри.
В целом Хатшепсут традиции не нарушает, хотя ранее этот мифопоэтический образ использовался лишь в отношении наследников мужского пола, но «тихий переворот» четвертого года правления Хатшепсут уже подготовлен. Она — правительница-регент, жена бога и дочь Солнца. И вот наступает момент кульминации, момент, которого никто не ожидал, за исключением части высшего жречества, поддерживающего Хатшепсут. Девятилетнего Тутмоса III собираются лишить титула фараона, переведя в статус наследника и юного правителя, а Хатшепсут рассчитывают объявить священной правительницей, к тому же имеющей титулы жены бога и дочери Амона-Ра. Однако мудрая царица понимает, что и со статусом священной правительницы, и со всеми титулами она останется всего лишь женщиной на троне, желанной добычей высшей египетской знати, а значит, придется принимать решение: идти по пути Нитокрис, лишаясь реальной власти, делясь ею с многочисленными советниками — представителями царской семьи из жречества и генералитета, или идти по пути Нефрусебек: получить все, но и рисковать всем, в том числе жизнью. И Хатшепсут разыгрывает свою главную карту, делает то, чего никто не ожидал. Еще при Тутмосе I ей было дано мужское тронное имя Мааткара — «истина, дух Солнца». Вопреки ожиданиям даже своих сторонников, она не объявляет себя священной правительницей с высочайшими сакральными титулами. Она отказывается от них… и объявляет себя фараоном Мааткара! Изумленным жрецам выбора не остается, и они увенчивают голову Хатшепсут не короной священной правительницы и пекторалью жены бога, а двойной короной фараона Египта! Вся полнота власти сильнейшего в то время в мире государства сосредоточивается в руках одной женщины. Теперь власть Хатшепсут пожизненна, а родственники Тутмоса II не могут претендовать на ее руку и статус соправителя. Женщина-фараон обезоруживает всех своих врагов. Между тем, мальчик Тутмос III остается единственным полноправным наследником. Хатшепсут планирует позаботиться не только о себе, но и о стране: после ее смерти произойдет легитимная смена власти, наследник спокойно взойдет на трон и не будет многочисленных претендентов, воюющих тайно или явно друг с другом, приводя Египет к катастрофе, как было после Нитокрис и Нефрусебек. Со временем постепенно взрослеющий и отстраненный от власти наследник — талантливый полководец, ученый и политик — станет ее злейшим врагом, армия и жречество войдут в непрекращающийся десятилетний конфликт с административной аристократией. Но это будет после, а пока Хатшепсут одержала блестящую победу, добившись власти, какой не было ни у одной женщины, ни до, ни после нее, включая английских королев и русских императриц XVIII века. Победа, открывшая Хатшепсут путь к созиданию.
Созидание
Яхмос, основатель XVIII династии, не только освободил страну от гиксосов, изгнав их из Нижнего Египта, и восстановил северные границы Та-Кем. В захваченной и разрушенной им столице кочевой империи гиксосов Аварисе были сосредоточены богатства, награбленные ими за столетия не только в Нижнем Египте, но и в странах, через которые пролегал их путь с Армянского нагорья, — Вавилоне и Хатти. Золото и другие ценности разоренной на пути в Египет столицы хеттов, десятки тонн золота — отступная дань Вавилона, заплаченная гиксосам, чтобы те не продолжили наступление на Двуречье, — драгоценные камни, сотни тонн серебра и меди, редчайшее и сверхдорогое в древнем мире доантичного периода железное оружие, обеспечившее когда-то гиксосам их победы, пополнили казну Египта при Яхмосе. Его преемник на троне, фараон Аменхотеп I, совершил победоносный поход на юг, покорив кушитов. Он не смог удержать Куш в составе империи, но нубийское золото (по-древнеегипетски золото — нуб; когда страна Куш входила в состав Египта, ее называли Золотыми Землями — Та-Нуб) в качестве ежемесячной дани потекло в сокровищницы Яхмоса. Египет стал чрезвычайно богатым царством, но столь же истощенным последствиями набега гиксосов и последующих войн. Все четыре предшественника Хатшепсут на троне XVIII династии вели войны, восстанавливая прежние границы великой империи и пополняя ее казну. Но ни Аменхотепу I, ни ее отцу, ни ее мужу не было дела до разрушенных кочевниками и землетрясениями храмов додинастического периода, Древнего и Среднего царств, великих памятников оазиса Саккары — оскверненных Сфинкса и комплекса пирамид восемнадцати властителей Древнего царства, которые еще тысячелетия и тысячелетия будут говорить о былом величии древнейших фараонов. Им не было дела и до того, что пахотные земли сокращаются, наступают саванна и пустыня, а урожаи зерновых и фиников падают из года в год, так как крестьяне охотно покидают свои земли, идя в армию Египта за щедрую плату из казны. При этом, чтобы поток нубийского золота не истощался, фараонам необходимо было содержать на юге крупный воинский контингент на случай восстания кушитов. Требовалось также держать две малых пограничных армии на севере, ибо не затронутая набегом гиксосов Ливия окрепла, да и Хеттское царство восстановило свои силы. И конечно же, необходима была немногочисленная, но непобедимая регулярная армия с легендарными боевыми колесницами, заимствованными у гиксосов, и лучниками Египта, способными сокрушить в несколько залпов превосходящего по численности врага. Землевладельцы пополняли ряды военачальников, их услуги оплачивались фараонами безмерно щедро, ведь они приводили в армию своих крестьян. В случае внезапного нападения ливийцев или хеттов эта армия сокрушила бы их, но главное — сам факт ее существования заставлял соседей относиться к Египту с трепетом и уважением. Избыток золота и «военная экономика» приводили в упадок сельское хозяйство Египта, некому было восстанавливать разрушенные города и храмы. Хатшепсут достались мощная армия и богатейший золотой запас. Она мудро распорядилась своей казной. Прежде всего следует сказать, что Хатшепсут — первый, а может быть, и единственный фараон в истории Древнего Египта, рискнувший расходовать казну значительно быстрее, чем она пополнялась. Даже Хуфу (Хеопс), построивший самое величественное и самое дорогое в истории Египта сооружение — свою Великую пирамиду с погребальным комплексом, — как и его предок Джосер, с которого, собственно, началось строительство пирамид и массовое строительство великих храмов, не расходовали (хотя и щедро оплачивали высококвалифицированный труд тысяч рабочих) золота больше, чем позволял его постоянный приток из Нубии. Однако в отличие от них, Хатшепсут-Мааткара не просто строила себе памятники, которых, согласно древней пословице, боится само Время, восстанавливая или перестраивая храмы, отстраивая новые, — она, по сути, делала инвестиции в укрепление своей власти. Но главное, она не побоялась вложить огромные средства в восстановление сельского хозяйства: резко подняла во всех номах закупочные цены на зерно, мясо и финики, стимулируя сельское хозяйство, несмотря на то что цены были и без того высокими. Дорогие продукты питания — тяжкое наследство, которое вместе с огромным запасом золота досталось Хатшепсут от предшественников. Землевладельческая аристократия сильно поредела, пополняя ряды аристократии армейской, количество пахотных земель снизилось. Самые богатые и плодородные земли дельты Нила в результате владычества гиксосов были вовсе заброшены, а достаточно большая армия, не производя ничего, требовала не только золота, но и огромного количества провизии — от хлеба и баранины до финикового и виноградного вина, входивших в ежедневный рацион древнеегипетского солдата. Из-за этого предшественникам Хатшепсут, а поначалу и ей самой приходилось даже импортировать зерно и некоторые другие продукты, закупая их в Хеттском царстве. Колоссальные средства были потрачены на восстановление городов Нижнего Египта, но стимулирование сельскохозяйственного производства, а также восстановление городов было необходимо. Города дельты Нила и побережья севера Красного моря были важнейшими торговыми центрами Средиземноморья. Хатшепсут за пятилетний срок, к девятому году царствования, на две трети опустошила казну Египта. Но тем самым восстановила разрушенную почти тремя столетиями усобиц и войн экономику своей страны! При этом на содержание армии фараон Мааткара тратила не меньше, чем ее предшественники по XVIII династии, но иначе было нельзя. Сокращение армии, конечно, ослабило бы Египет, но главное, вызвало бы недовольство военачальников. Те, кто был бы вынужден уйти с высокооплачиваемого поста, возненавидели бы Хатшепсут за потерю своей материальной стабильности и социального положения. Оставшиеся военачальники сочли бы сокращение армии угрозой безопасности страны, следовательно, — изменой. В конце концов и те и другие объединились бы, организовав военный переворот, от которого царицу не спасла бы поддержка жречества, народных масс, землевладельческой и административной аристократии. Разве выстояли бы охрана храмов, мелкие воинства номархов и толпы крестьян, даже объединившись, против самой вышколенной и оснащенной на то время армии мира? Удивительно, но Хатшепсут удалось сэкономить и на армии, причем с политической выгодой для себя. Она приостановила сооружение оборонительных, наступательных и универсальных форпостов на северных рубежах, уменьшила контингент на границе со страной Куш, отозвав в основную армию, успокоив при этом военачальников: «Войны с Хатти, ливийцами или восстания кушитов не будет!» И смогла доказать это. Кушиты еще во время Среднего царства полностью переняли древнеегипетскую религиозную традицию, и Хатшепсут набирает лучших архитекторов, посылая их в Нубию — строить погребальный храм царю Куш. Строительство отчасти финансирует Египет, однако эти средства были несравнимы с притоком нубийского золота. При этом нубийский царь, которому Хатшепсут воздвигала погребальный храм, подтвердил полную лояльность фараону Мааткара и вассальное положение. Два генерала отправляются в качестве послов в Ливию и Хеттское царство. Причем верительные грамоты подкрепляются дарами — удивительными по красоте и изяществу произведениями египетских ювелиров. В качестве подарка царю Хатти она посылает туда одного из своих лучших скульпторов с его мастерами, который создает почти десятиметровую статую хеттского царя. Итак — войны не будет! Не будет даже почти регулярных и победоносных для египтян мелких пограничных стычек с ливийцами. Не будет военных экспедиций, чтобы покорить нубийцев, переставших платить свою золотую дань Египту. И это только на руку Хатшепсут, ведь каждая, пусть и малозначительная, победа придает генералам самоуверенность и популярность в народе, увеличивая авторитет молодого, быстро взрослеющего Тутмоса, уже проявившего себя в качестве талантливого полководца и снискавшего уважение военной аристократии. А это, в свою очередь, значит, что намного уменьшится угроза военного переворота и претензии наследника на власть. Правда, ослабление рубежей Египта уже после смерти царицы соблазнит соседей собрать громадную армию из трех крупных и восьми мелких царств, двадцати городов-государств и более ста племен и пойти на Египет войной. Но Тутмос III разгромит их стотысячную армию, что откроет ему дорогу к небывалым доселе завоеваниям и максимальному за всю историю Египта расширению границ империи Та-Кем. Хатшепсут бесплатно раздает крестьянам земельные наделы, давая беспроцентные и бессрочные («вернете, когда сможете, и совесть ваша заставит быть по сему») займы на приобретение или аренду рабов для ирригационных работ. Кредиты идут и на оплату труда ремесленников, создающих водоподъемные колеса и необходимое для обработки земли оборудование — так развивается ремесло. Царица сама оплачивает работы по восстановлению магистральных каналов, что ранее номархи делали за свои средства. Теперь и региональная аристократия на ее стороне. Заброшенные пахотные земли дельты Нила распродаются за бесценок крупным землевладельцам и аристократам — разливное земледелие, не требующее ирригации, позволяющее собирать по два урожая в год при малых финансовых и трудовых затратах, приносит прибыль почти сразу же. Порты дельты и севера Красного моря уже приносят большой доход от торговли. Но для полномасштабного восстановления земледелия, каким оно было до Первого переходного периода и нашествия гиксосов, требуется 6–7 лет: чтобы удвоились, благодаря мелиорации, пахотные земли, выросли плантации финиковых пальм, а также не столь экзотического, как считалось ранее, для Египта винограда. Тогда торговля заработает в полную силу, наладится экспорт, казна станет пополняться не только золотодобычей в Египте и данью нубийцев, и Та-Кем вновь станет торговым центром и житницей древнего Ближнего Востока.
Кризис
К девятому году своего правления Хатшепсут сделала все для восстановления экономики страны, но и истратила бо́льшую часть золотого запаса. При этом торговля и земледелие уже стали пополнять казну, цены начали снижаться и прекратился импорт — напротив, начался экспорт продовольствия. Всего два года оставалось до мощного экономического рывка, позволившего Хатшепсут восстановить золотой запас, а далее — лишь пополнять его. Но на данный момент настал объективный кризис. Армия требовала денег на содержание, высшие военачальники и молодой Тутмос III, видя благотворность экономических преобразований, чувствуют за собой прочный тыл и требуют нападения на Хатти, чтобы заставить хеттов платить дань необходимыми Египту кедром и медью, которые Хатшепсут вынуждена импортировать. Требуют они и присоединения Нубии, чтобы обеспечить полный контроль Египта над почти неограниченными запасами золота кушитов, говоря в открытую об истощении сокровищниц Хатшепсут. Региональная и административная аристократия, значительно обогатившись за счет реформ, понимая, что с каждым годом доходы будут многократно расти, и не желая отдавать положенное государству, уже гневно заявляет о растрате казны, рассчитывая, что поддержка нового фараона будет щедро вознаграждена. И только жречество остается верным царице — строительство храмов приносит и экономический, и политический эффект: крестьяне и землевладельцы обязаны возносить щедрые дары храмам, объем дани увеличивается год от года, ибо доходы от сельского хозяйства растут. Конечно, храмы платят в казну, но бо́льшая часть доходов остается в руках жреческого сословия. В связи с этим верховные жрецы закрывают глаза даже на то, что по древнеегипетским меркам Хатшепсут поступила неправильно, объявив себя фараоном и взойдя на трон под мужским именем. Правда, следует заметить, что царица не дает повода жречеству для возмущения — она соблюдает все традиции, вплоть до ношения мужской одежды и ритуальной накладной бородки, проводит традиционный для фараонов праздник Хеб-сед, совершает ритуальную охоту и объезд войск на колеснице в парадной броне. И для большинства населения Египта, не знакомого с придворными интригами, она — фараон Мааткара, несущий стране мир и благоденствие. Тем не менее напряжение в верхах нарастает. Но Хатшепсут разрешает кризис, принимая неординарное решение. Со свойственной ей мудростью она решает удовлетворить запросы военачальников и претендента на престол Тутмоса, заодно отослав часть армии и практически все высшее командование, включая и самого наследника, уже ставшего верховным военачальником. Но не на войну с хеттами или покорение Нубии: она знает соотношение сил и мощь армии Египта. Вероятнее всего, победа будет за Тутмосом и он отнимет у нее трон. В случае же поражения позиции Тутмоса, конечно, ослабнут, но ее позиции и вовсе рухнут. Ведь и номархи, и военачальники обвинят во всем ее, заморозившую строительство наступательных и оборонных форпостов, ослабившую приграничные контингенты, растратившую казну, вместо того чтобы нанять еще хотя бы 5-10 тысяч воинов и обучить их за прошедшие 5 лет. Любой исход войны — поражение Хатшепсут. Она, понимая это, отправляет пять десантно-боевых кораблей и пятитысячный военный отряд во главе с Тутмосом не на войну, а в военную экспедицию к малоизвестной стране Пунт. Вместе с Тутмосом и военачальниками едут в качестве послов несколько жрецов верховных богов Египта, купцов и верных ей разведчиков. Жрецы везут дары правителю загадочной, почти легендарной для египтян страны, якобы родины богов и первочеловека, изделия лучших ювелиров Египта. Купцы везут вина, орудия земледелия и оружие.
Экспедиция в Пунт
Ученым известно, что государство Пунт (по крайней мере, так его называли египтяне) существовало на самом деле. И это был не простой племенной союз, а государство со своей структурой управления, царем, армией. В его столице существовали строения и культовые сооружения из камня, множество домов простых граждан из камня или сырцового кирпича. Жители страны Пунт знали металлообработку, земледелие, добычу золота, алмазов, меди и олова.
Наиболее смелые гипотезы историков и исследователей Ветхого Завета утверждают, что правительницей страны Пунт в более поздний период была сама легендарная царица Савская.
Об этом «царстве людей с черной кожей» упоминают и хроники государств древней Месопотамии. Однако примерно за 1000 лет до нашей эры всякие упоминания об этом государстве исчезают, и оно теряется в веках. Неизвестно даже достоверное расположение загадочной страны. Из египетских хроник, свидетельствующих, что Пунт был богат золотом и алмазами, но медью довольно беден, упоминающих черное дерево (и действительно, в захоронениях и тайниках XVIII династии были найдены предметы, вырезанные из эбенового дерева) и слоновую кость, а также по тому, что некоторые ювелирные изделия XVIII династии, начиная с периода Тутмоса III, выполнены из золота, со значительно большей степенью радиоактивности, чем золото, добываемое ныне в Египте и Судане, можно предположить, что Пунт находился на территории современных Анголы, Уганды или ЮАР. Но так или иначе, археологам еще предстоит открыть эту страну, или же остатки легендарного царства навеки поглотят саванны, и человечество никогда не откроет эту тайну. Но нам достоверно известно, что на девятом-десятом году правления Хатшепсут эскадра из пяти кораблей пристает к берегам неведомой страны. На берег южной Африки спускаются 4000 воинов во главе с Тутмосом, 500 купцов, послы и разведчики Хатшепсут. Разведчики с послом и небольшим вооруженным отрядом в течение недели разыскивают селение в пару десятков рыбацких хижин. Местные жители с черной кожей (что странно: с чернокожими нубийцами и эфиопами у египтян были давние и тесные связи, тем не менее вид местных жителей изумляет их — вероятно, египтяне не встречали ранее чистых представителей негроидной расы) принимают разведывательный отряд за богов, вышедших из моря. Скорее всего, это было вызвано тем, что чернокожим жителям Пунта смуглые для европейцев египтяне показались бледными морскими жителями. Свою роль сыграло бронзовое вооружение: медь в Пунте была редким металлом, и хотя народ этой страны умел изготавливать бронзу, но бронзовые наконечники копий (мечей здесь не знали) были привилегией знати и военачальников. Наконечники пунтских стрел были почти исключительно костяные, а иногда, что поразило египтян, наконечники стрел и копий простых воинов делались из золота, стоившего в этой стране впятеро дешевле меди. А прямоугольный щит египетского копьеносца (почти в человеческий рост) был целиком окован медным листом, не говоря о бронзовых мечах, чешуйчатых доспехах и шлемах. Через несколько дней к месту высадки египтян прибывает почетное посольство и провожает Тутмоса и его спутников в столицу Пунта. На дорогу уходит три дня. Правителю страны уже доложили, что явились чуть ли не полубоги на громадных, неведомых ранее кораблях, целиком закованные в драгоценную медь, несущие бронзовое оружие и медные щиты, числом около пяти тысяч. Царь Пунта встречает египтян как почетных гостей и сразу же, либо испугавшись их военной мощи и флота, либо позарившись на бронзовое оружие, привезенное купцами, соглашается признать суверенитет Египта над его царством и подносит египтянам щедрые дары: слоновую кость, черное дерево, шкуры леопардов, крупные необработанные алмазы, около тонны благовонной смолы и саженцы священных благовонных деревьев. Тем временем купцы (судя по переговорам Тутмоса и выгодным сделкам, в египетском отряде были переводчики, знавшие местный язык) обменивают неизвестное аборигеном вино, бронзовые орудия труда и оружие на такое количество золота, что за один раз египетская эскадра не смогла принять его на борт — через несколько месяцев торговая флотилия при поддержке только одного военного корабля вывозит оставшееся. Царь Пунта, поняв, что выше всего египтяне ценят золото, предлагает ежегодный обмен этого металла на бронзу, а также дань в половину того, что погрузили на военные корабли, раз в 14 лет. Точная масса неизвестна, но понятно, что это было огромное количество, сравнимое с поступлением золота из Нубии. Через полгода экспедиция возвращается в Египет с богатейшей добычей, покорив загадочную страну без войны. Но за это время Хатшепсут успевает укрепить свою власть: региональная аристократия подчиняется ей, лишившись поддержки армии и Тутмоса — знамени оппозиции. Огромная добыча еще больше укрепляет ее авторитет. Конечно, страна была покорена армией, пусть ни один лучник Тутмоса даже не выстрелил, — для царя Пунта было достаточно факта прибытия столь мощной силы в пределы его страны. Но формально это была дипломатическая победа Хатшепсут: золотой песок, диковинные для Египта изделия и крупные самородки добыли не воины при грабеже горящих развалин, а купцы, обменивая на изделия из бронзы, получая за меру меди пять мер золота. Это был факт, и Тутмос ничего не мог с этим поделать. Кризис разрешился полной победой фараона Мааткара. А всего через год реформы Хатшепсут наконец принесли свои плоды: уровень сельскохозяйственного производства вырос в четыре раза по сравнению с началом ее правления, больше половины продуктов шло на экспорт, внутренние цены на продовольствие упали, потянув за собой внутренние цены на золото. Государственная казна в течение года полностью восстановилась, а еще через два года — увеличилась вполовину. Теперь власть Хатшепсут стала абсолютно непоколебимой.
Священнейший храм
Во время полновластного правления Хатшепсут расцвели прикладные науки, и прежде всего архитектура. Были восстановлены древние и недавние памятные постройки и храмы, некоторые обновлены и перестроены. Так, при Хатшепсут в Карнаке перед храмом, построенном еще в Среднем царстве, был возведен целый архитектурный комплекс с культовыми помещениями. А в карнакском храме Амона Тутмоса I по приказу царицы были установлены два обелиска из асуанского гранита. Это были поистине величайшие обелиски, когда-либо воздвигавшиеся в Египте до того времени, высотой 30,7 м и весом в 350 т каждый. Надпись на одном из них гласит, что царица «сделала их как памятник ее отцу Амону, владыке Фив, главе Карнака, воздвигнув ему два обелиска из вечного южного гранита с верхушками из лучшего всех стран электрона, которые видны на обоих (берегах) Нила. Их лучи затопляют Египет, когда солнце восходит между ними, когда оно поднимается на небесном горизонте». Конечно, Хатшепсут, как и все правители Древнего Египта, заботилась о своем бессмертии. Религиозно-философская традиция, космогонический и этический миропорядок Маат — Истина, лежащая в основе Мировой Гармонии, требовали от египтян жить на Земле ради Вечности. Эта традиция диктовала древнеегипетским властителям, начиная с Джосера, готовить себе храмово-погребальные комплексы, которым будет суждено простоять тысячелетия, прославляя в веках их имена. Хатшепсут назвала свой храм Дезер-Дезеру, или Священнейший. Он расположен в большом отдалении от построек других правителей, в глубине фиванского некрополя. Путь к нему, шириной 37 м, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Замысел храма включал редкие в Египте эффекты зелени — Священнейший являлся райским садом бога Амона: на широких террасах и вдоль наружного фасада росли благовонные деревья, привезенные из Пунта. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из них находились открытый двор, крытые помещения с колоннами и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами — наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части. Однако в результате храмового строительства Хатшепсут были безвозвратно утеряны некоторые архитектурные памятники Древнего Царства и даже додинастического периода. По приказу фараона Мааткара небольшие для ее времени полуразрушенные храмы сносились, а на их месте воздвигались новые и величественные. Таким образом, вместе с появлением уникальных памятников и храмовых комплексов XVIII династии человечество потеряло нечто более ценное — древнейшие культовые постройки, относящиеся к легендарному уже при Хатшепсут периоду истории Египта: храмы обожествленных первых царей Усера (Осириса) и Хора! И мы уже никогда и ничего не узнаем о них по остаткам древних фундаментов, придавленных величественными храмами Хатшепсут. Позднее подобным занимался и Рамзес Великий, и Мернепта, и Нехо II, эта практика была продолжена и при эллинистических фараонах династии Птолемеев, к которым принадлежала последняя царица Египта Клеопатра. Фараоны не видели в этом надругательства над историей, но для человечества эта утрата невосполнима.
Уникальное для тех времен и современное в плане архитектурных решений сооружение (квадратные в сечении колонны, ступенчатое террасирование и многое другое), детище гениального архитектора Сен-Мута, действительно прославилось в веках. И не только как архитектурный памятник: в начале ХХ века элементы погребального храма Хатшепсут были использованы (причем сознательно скопированы) при возведении столь знаменитых сооружений, как Эмпайр-стейт-билдинг и Рокфеллер-центр в США, мавзолей Ленина в СССР. Хотя к тому времени сам храм находился в довольно плачевном состоянии, разрушенный сильными землетрясениями, сохранились зарисовки его прежнего величественного вида, сделанные еще экспедицией Наполеона. По этим рисункам с 80-х годов XIX века идет его восстановление: храм собирают, как мозаику.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|