Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие эластичности спроса и предложения. Коэффициенты эластичности, их значение и практическое применение.




Эластичность - термин технический - означает способность материала деформироваться под влиянием внешней силы. (если кусок резины хорошо растягивается- эластично, если растягивается плохо- неэластично).

Для экономики «внешней силой» будет изменение цены, а значит мы можем изучать как это повлияет на величину S и D.

Эластичность не следует путать с коэффициентом b= . Внешне коэффициент b показывает изменение величины S и D по отношению к изменению цены.

Эластичность – относительно изменение количества и цены (измеренные в % отношении). Степень реакции производителя и потребителя на изменение цены товара.

Коэффициент b-абсолютные величины.

Эластичность S и D по цене показывает степень чуткости (чувствительности) потребителей и производителей к изменению цены товара.

Прямая эластичность по цене- относительное изменение объема спроса как реакция потребителя на относительное изменение цены. Степень реакции потребителей на изменение цены товара.

Формы расчета прямой эластичности спроса по цене:

А)интервальный метод (самый главный)- используется в ценовой политике фирмы (повышать или снижать цены).

Недостатки:

· В зависимости от того какую пару данных мы возьмём в качестве базы для вычисления % изменений, у нас получатся разные данные по эластичности: слабо эластичный спрос (Е>1) или слабо неэластичный спрос (Е<1).

· И чем больше будет интервал АВ, тем эти погрешности исчислений будут больше и разночтения будут выше.

 
 

 

 


ЕDP= . ЕDP= . Е- коэффициент эластичности спроса по цене показывает относительное изменение кол-ва спрашиваемой продукции в % по отношению к относительному изменению цены в %.

· Если существенное изменение цены ведет лишь к небольшому изменению величины спроса, то такой спрос мы называем- неэластичный спрос.

· Если небольшое изменение цены ведет к большому изменению величины спроса, то такой спрос- эластичный спрос.

Коэффициент эластичности для нормальных товаров согласно наших формул будет всегда со знаком «-»

a) Или числитель или знаменатель всегда будет иметь «-», экономисты абстрагируются от «-»

b) Берем абсолютное значение коэффициента, перечислим пороговые значения коэффициента эластичности. Е>1, Е=3. Это значит, что при изменении цены товара на 1% величина спроса изменится на 3%. (эластичный спрос). –товары длительного пользования (холодильники, телевизоры).

c) Е<1, Е= . Это значит, что при изменении цены на 2% объем спроса изменится на 1%. (неэластичный спрос). –товары частого пользования (алкоголь, сигареты, бензин, коммунальные услуги).

d) Е= (единичная эластичность)- одинаковое изменение цены и объема спроса.

e) Е= (абсолютно неэластичный спрос) QD=0. –лекарства, наркотики

f) Е= (абсолютно эластичный спрос). –рынок с\х продукции, где действует множество продавцов и множество покупателей и никто не влияет на цену.

Б) метод центральной точки (дуговая эластичность)- в качестве базы для исчислений % изменений цены и количества мы берем координаты центральной точки и изменяем формулу:

ЕDP= . ЕDP= .

В) метод первой производной (точечная эластичность):

QD=a-bp и QD=a+bp, продифференцировав эти функции по цене, мы определяем эластичность в любой точке заданной функции. QD=a-bp. ЕDP= . [ ]-первая производная.

Г) линейный метод. QD=a-bp. =b- абсолютное изменение цены и количества. ЕDP= – позволяет измерить эластичность в любой точке нашей ф-и.

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1. Чем больше хороших заменителей (субститутов) данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее будет спрос на данный продукт.

2. Удельный вес данного продукта в доходе потребителя: чем выше удельный вес товара в доходе потребителя, тем эластичнее спрос на него; чем меньше товар занимает место в доходе, тем менее эластичен спрос.

3. Размеры доходов: высоким доходам соответствует неэластичный спрос, низким доходам- эластичный спрос.

4. Качество товара: чем качественнее товар, тем менее эластичный спрос на него.

5. Предметы роскоши и предметы потребления: спрос на предметы роскоши- эластичный спрос; спрос на предметы потребления- неэластичный спрос.

6. Фактор времени: экономисты различают 2 периода: краткосрочный (мгновенный) и долгосрочный. (чем длиннее период времени для принятия решения приобретения данного товара, тем эластичнее будет спрос, потому что в длительном периоде у данного товара появляется больше товаров-конкурентов, эластичность спроса увеличивается).

7. Размеры запасов: чем выше количество товара на рынке, тем выше эластичность спроса.

8. Потребительские ожидания от конкретных обстоятельств.

Значение. Хозяйственная политика:

Теория эластичности используется в ценовой политике фирм и в политике доходов фирм, т.к. уровень доходов (валовая выручка фирм) зависит от эластичности. TR=P*Q.

Е>1 небольшое изменение цены приведет к большому изменению спроса. Мы не можем рекомендовать политику снижения цены. Выручка фирмы изменяется в обратном направлении (отношении) по отношению к изменению цены.

Е<1 большое изменение цены приведет к небольшому изменению спроса. Можно рекомендовать политику снижения цены. Выручка фирмы изменяется в прямом направлении по отношению к изменению цены.

Перекрестная эластичность- эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар.

Коэффициент перекрестной эластичности: ЕDxy=

· При изменении цены на товар-субститут, коэффициент эластичности будет >0 (повышение цен на кофе вызовет повышение спроса на чай)

· При изменении цены товара-комплемента, коэффициент перекрестной эластичности будет <0 (повышение цен на фотоплёнку ведет к снижению спроса на фотоаппараты)

· При изменении цены независимого товара, коэффициент эластичности будет =0 (повышение цены на карандаши не изменит спрос на молоко).

Эластичность спроса по доходам- при изменении доходов, спрос на товары изменяется по-разному: изменение доходов покупателей оказывает гораздо большее воздействие на покупки товаров длительного пользования, чем на покупки продовольственных товаров (эластичность спроса на промышленные товары больше). ЕDI= , где Q- величина спроса, I- доход покупателей.

· С повышением доходов увеличивается спрос, но бывает наоборот (это касается товаров низкого качества, с низкими потребительскими свойствами, которые потребляют наиболее бедные слои населения)

· С повышением доходов снижается спрос на такие продукты питания как хлеб и картофель, т.к. потребитель получает возможность включать в свой рацион больше мяса, овощей, фруктов.

 

График «доходы-расходы» (цена блага остается неизменной)- кривые Энгеля.

 
 

 

 


Эластичность предложения- показатель относительного изменения предлагаемого на рынке товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. ESP=

 
 

 

 


Эластичность предложения товара зависит от:

· структуры издержек на различных предложениях

· степени загрузки производственных мощностей

· наличия свободной рабочей силы

· быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую

большое значение фактор времени имеет для характеристики эластичности предложения: прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен, должен пройти определенный промежуток времени.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных