Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предложение и издержки производства. Роль издержек производства в рыночном хозяйстве. Семейства издержек.




Издержки- затраты труда, земли, капитала на производство товара.

Семейство издержек:

· экономические, бухгалтерские

· общие

· удельные, средние

· предельные

значение издержек производства:

1. прибыль (эффективность) производства

2. управление предприятий во многом связано с управлением издержками производства

3. оптимальный размер предприятия во многом связан с определением издержек производства

4. положение фирмы на рынке во многом связаны с издержками производства

5. суммарное рыночное предложение товара зависит от предложений отдельных фирм (индивидуальное предложение), от издержек производства

Издержки неоднородны. Имеют различные формы выражения.

· Все издержки альтернативны (экономические)

· С издержками производства, с их распределением связаны различные формы прибыли (бухгалтерские)

П(прибыль в общем виде)=TR(валовая выручка)-cost(издержки)

Издержки делятся на бухгалтерские и экономические. Т.о. и прибыль получает различные формы. Выделяют бухгалтерскую прибыль и экономическую прибыль, и между ними есть связь. Эта связь выявляется с помощью с помощью нормальной прибыли.

Бухгалтерские издержки (эксплицитные, явные, внешние)-альтернативные издержки в форме явных денежных платежей поставщикам ресурсов, прошедшим через бухгалтерию предприятия, отразившиеся в бух.отчётности

Неявные издержки (имплицитные, внутренние, вмененные)- альтернативные издержки по использованию ресурсов, принадлежащие владельцам фирм, которые не выступают в форме явных денежных платежей и не отражаются в бух.отчётности.

Основные формы неявных издержек:

1. Заработная плата владельцев фирм, которую они могли бы получать, работая по найму в другом месте и которую они жертвуют, чтобы владеть своей фирмой

2. Зачастую в бизнесе предприниматели используют собственную недвижимость (здание, квартиры, гаражи), но которую они могли бы сдавать в аренду и получать доход в виде арендной платы (жертвует альтернативным доходом ради собственного бизнеса)

3. Собственные сбережения (денежный капитал) для содержания собственного бизнеса жертвуем процентным доходом (он образует статью неявных издержек)

TC=БУХ. COST(ЯВНЫЕ)+НЕЯВНЫЕ COST

Значение неявных издержек:

Формируют низшую границу доходности предприятия, т.е. с точки зрения экономиста, они должны обязательно компенсироваться наряду с бухгалтерскими cost валовой выручки.

Если вы не получили неявные cost, то вы:

- зря уволились с прежней работы

- сдавать недвижимость в аренду

- хранить деньги в банке

Это правило действует для всех форм бизнеса.

Бухгалтерская прибыль (б/п) = TR – явные cost = н/п + чэп
Чистая экономическая прибыль (чэп) = TR – ТС (явн+неявн)
Нормальная прибыль (сумма вмененных издержек) (н/п) = б/п – чэп
Истограмма – схема показывает структуру валовой выручки и издержек производства. TR=P*Q


 

 

Структура TC неоднородна с точки зрения динамики в краткосрочном периоде.

Краткосрочный период деятельности предприятий означает, что размер предприятия не изменяется и технология производства неизменна.

Экономисты различают постоянные и переменные cost.

Постоянные издержки (FC)-расходы фирм, которые не зависят от объема производства. (арендная плата, рентные платежи, страховые взносы, нормальная прибыль, амортизационные счисления). FC=const при Q=0.

Переменные издержки (VC)- зависят от объема производства. (затраты на сырьё, топливо, энергию, транспортные услуги).

Динамика VC неравномерна:

А) первоначально на 1 этапе они растут, темп их роста обгоняет темп роста производства, потому что фирма создает запасы на будущее (Q=10%, VC=20%)

Б) затем на 2 этапе начинает сказываться фактор экономии на масштабах производства (закон возрастающей отдачи), рост VC замедляется по сравн-ю с ростом производства. (Q=10%, VC=5%)

В) в дальнейшем на 3 этапе в действие вступает закон убывающей отдачи (производительности) и VC снова начнут обгонять темп роста произ-ва. (Q=10%, VC=30%)

График семейства общих издержек:

На 2 этапе оптимальный размер предприятия и действует самый благоприятный закон.

ТС=постоян.изд(FC)+перемен.изд(VC)

ТС будут повторять конфигурацию VC и их расстояние будет равно величине FC.

Значение валовых общих издержек:

А) если TR>=TC это замечательно для предприятия. Фирма получает н/п при TR=TC. Фирма получает чэп при TR>TC. Эффект.произв-во.

Б) если TR<TC-неэффект.произв-во(убыточное). Фирма не получает даже н/п.

В) выручка должна компенсировать FC и VC обязательно!

Средние (удельные) издержки- издержки на единицу продукции.

TC/Q=FC/Q+VC/Q

AVC=VC/Q- средние перем. Изд.

AFC=FC/Q- средние пост. Изд.

ATC=TC/Q- средние валовые изд.

АTC =АFC +АVC формула семейства удельных издержек.

Динамика удельных издержек:

AVC сначала снижаются, т.к. на 2 этапе срабатывает закон возрастающей отдачи (рост произв-ти труда), доходят до т.мин, и потом срабатывает закон убывающей отдачи

График сем-ва удельных издержек:

 
 

Значение сем-ва удельных издержек:

А) Удельные изд. Сопоставляются не с выручкой, а с ценой прод-и.

Б) цена прод-и обязательно должна компенсировать AVC (если не компенсировать, то фирма убыточная)

В) AVC должна компенсировать ATC

Самое хорошее состояние- когда P>=ATC-Фирма эффективна.

 

 

3 сост-я фирмы на рынке:

1)убытки 2)н/п 3)чэп

Недостаток: средние изд. Не показывают оптимального размера предпр-я, не хватает ключевого вида издержек, которые позволили бы нам определить этот объем произв-ва- предельные издержки.

Предельный доход (MR)-дополнительный доход, получаемый фирмой от продажи и произв-ва дополнит. Ед. прод-и.

MR=дельтаTR/дельта Q

MR=TRn-TRn-1

MR=TR’

Предельные издержки (МС)-если произв-во дополнит. Ед. прод-и приносит фирме предельную выручку (MR), то затраты на эту ед. прод-и будут называться пред.затратами (МС)

МС= дельтаTС/дельта Q

МС= TСn-TСn-1

МС= VСn-VСn-1

МС= дельтаVС/дельта Q

MR=TC’=VC’

Знания сем-ва общих издержек недостаточно для определения оптимального размера предприятия. Если можно их применить, то только эмпирическим методом (сравнивая TR и TC мы добиваемся макс. Разницы между ними). Говоря об анализе средних издержек, мы сравниваем цену и удельные издержки, находим т.миним.средних изд ATC

переходим к научному определению оптимального объёма предпр-я за короткий период.

График соотношения предельных и удельных издержек:

 

 

Определить оптимальный размер предприятия нам помогают предельные величины, в частности MR и MC. MR и MC в сопоставлении со средними изд.помогают нам определить оптим. размер предприятия научным методом. Слева от т.М1 предельные изд располагаются ниже ф-и AVС. Справа от т.М1 располагаются выше ф-и AVC. Закономерность состоит в том, что ф-я предельных издержек проходит точно через т.минимума. можно судить о положении фирмы на рынке, но для этого мы должны привлечь к анализу дополнительные факторы, условия. Все изд. Мы сопоставляем в соответствие с доходом. МС-ксючевой вид изд. Соотношение MR и MC.

Ситуации:

1) если MR > MC. Сигнал продолжать (наращивать) произв-во.

2) если MR < MC. Сигнал сокращать произв-во.

3) состояние равновесия MR = MC. Правило рав-ва пред.дохода и пред. Изд.

MR = MC «золотое правило бизнеса» правило универсальное, действует на всех рынках.

График «золотого правила»:

 
 

 

 


Для рынка соверш.конкуренции ф-я спроса на прод-ю, ф-я пред.дохода, ф-я цены- всё сливается в абсолютно эластичную горизонтальную ф-ю.

4) для рынка соверш. Конк-и это правило работает специфически: MR = MC=Р

В т.Q1 пред. Доход превышает пред. Изд.- недополучение валовой прибыли. Нужно увеличивать произв-во.

Вт.Q2 мы попали в зону прямых убытков.

13.1 рынок совершенной конкуренции.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

На рынке большое число продавцов и покупателей причем никто не влияет на рыночную ситуацию. это связано с малыми размерами спроса и предложения приходящееся на долю каждого индивидуального участника. Продукция на этом рынке однородна. По всем характеристикам.. фирмы не могут контролировать цену они ценно получатели, цена задается рынком. Доступ на рынок обличен свободный вход и выход для любой фирмы. Пример рынок сельскохозяйственной продукции, финансовые рынки, рынки ценных бумаг ^


13.2 поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции.
5 классических ситуаций поведения фирмы.


 
 


1в точке El состояние убытков. убытки очень существенные AVC не компенсируются. Фирма не может покупать сырье ей нужно закрываться.МК=МС=Р<АУС. 2 ТОЧКА Е2 стартовая точка начала работы фирмы. у фирмы хватает выручки на закупку ресурсов MR=MC=P=AVC<ATC фирма не компенсирует АТС несет убытки значит надо закрываться.З точка ЕЗ ATOMR=MC=P>AVC3to допредельная фирма ситуация минимизации убытков.4 точка Е4 фирма с нормальной прибылью Р=МК=МС~АТСзамечательная ситуация долгосрочного равносесия.5 У5 фирма с чэп самая благоприятная ситуация P=MR=MC>ATC

13.3 три возможных ситуации в которых может оказаться фирма на рынке совершенной конкуренции.

17-6 показана обратная ситуация: средние издержки при любом объеме производства

Рассмотрим три возможных рыночных ситуации. Если на каком-то интервале линия цены и предельного дохода располагается выше кривой средних издержек (рис. 17-а), то в точке равновесия М фирма будет получать квазиренту, т.е. прибыль, превышающую нормальный уровень. При оптимальном объеме производства Q1 средние издержки будут равны С1 следовательно, валовые издержки составят площадь прямоугольника ОС1 LQ1 Валовая выручка (прямоугольник OP1MQ1) будет больше, и площадь заштрихованного прямоугольника С IP 1 ML покажет нам общую массу получаемой сверхприбыли. Однако в этом случае новые фирмы, привлеченные возможностью получить сверхприбыль, будут стремиться в эту отрасль. Предложение продукции начнет расти, и в результате конкуренция между фирмами приводит к снижению цены и исчезновению квазиренты. превышают рыночную цену. В эпгом случае при оптимальном производстве фирма лишь минимизирует свои убытки (площадь заштрихованного ПРЯМОУГОЛЬНИКА P2C2LM минимальна именно при объеме пронзюдсгваДО. Фирмы, оказавшиеся в таком положении, уходят с рынка» предложение продукции сокращается и, при прочих равных условиях, цена начинает возрастать, пока предельная фирма не будет получать нормальную прибыль. Это ситуация минимизации убытков P2eMR23=MC2<ATC.когда линия предельного дохода лишь касается кривой средних издержек (рис 17-в), валовая выручка в точности равна валовым издержкам. Прибыль фирмы будет нормальной, поскольку цена ее продукции равна средним издержкам.

 

14. рынок совершенной конкуренции равновесие фирмы в долгосрочном периоде»



1.РзвАТС(АТС средние валовые издержки) когда цена равна средним валовым издержкам 4то показывает что фирма достигает равновесия при рвАТС то есть в производстве используются эффективные технологии с расходом ресурсов2. ATOlatc фирма имеет оптимальный размер когда краткосрочные средние издержки т минимальным долгосрочным средним издержкам, 3. Р~мс цена как мера предельной полезности данного продукта ~ предельным издержкам как мера альтернативной стоимости дополнительной единицы продукта.ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с предпочтениями потребителей

15.1 «чистая монополия: объем производства и ценообразование.?

Отрасль представлена одной фирмой или небольшим количеством. Тип продукта не имеет близких субститутов -заменителей, контроль над ценой это фирмы ценоискатели полностью контролируют цену. фирма защищена от конкуренции рядом искусственных и естественных барьеров. высокие барьеры для проникновения в отросль. Форма конкуренции не ценовая

Ценообразование в условиях естественной монополии.

График издержек естественной монополии.

Приведены кривые спроса и издержек производства для типичной естественной монополии. Из за больших постоянных издержек кривая спроса пересекает кривую долгосрочных средних издержек.(LAC) в точке Е2 когда средние издержки все еще понижаются. Бели отрасль естественная монополия то выпуск продукции и цена установятся на уровне Q1 и-Щ соответственно точке Егде пересекаются долгосрочные предельные издержки (LMC) и предельный доход (MR) т.е. в условиях максимизации прибыли монополистом. т.к в этом положении цена Р1 превышает величину средних издержек естественный монополист получает значительную прибыль в размере прямоугольника PIEIMPm а цена значительно превышает предельные издержки. точка ЕЗ не может быть точкой долгосрочного равновесия т.к. соответствующая ей цена ниже величины LAC а фирма не может длительно существовать при отсутствии нормальной прибыли

15.2 формы монополии:

1 закрытая монополия- фирмы юридически защищены от конкуренции.(почта)

.2 естественная монополия- защищена от конкуренции эффектом масштаба производства т.е. более низкими издержками производства и высокой производительностью фирма представляет целую отрасль (Газпром ж/д)3 открытая монополия- не защищена от конкуренции одна фирма которая на некоторое время становится единственным поставщиком продукта а через промежуток времени появляются конкуренты.

Классификация барьеров может быть следующей:

Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Многие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий,

Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Классический пример — власть компании «Де Бирс» на рынке алмазов. К этому же типу барьеров относится и обладание уникальными человеческими дарованиями (выдающиеся артисты, спортсмены и т. п. Все они — монополисты в своей специфической сфере деятельности).

ЗАвторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества

4 Эффект масштаба, позволяющий снижать издержки и вместе с тем наращивать объем выпуска продукции. Так, на рынок автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающим значительными капиталами для создания крупномасштабного производства. Естественная монополия «это, в сущности, крайний случай экономии на издержках, обусловленной эффектом масштаба, когда в отрасли функционирует только одна фирма.

5Вс1уплению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозные структуры).

Входные барьеры для вступления в отрасль помогают лучше понять, почему так различна концентрация производства в различных сферах хозяйственной деятельности, а также причины отклонения от идеальной модели совершенной конкуренции, где действует множество атомизи- рованных фирм.

15.3 преимуществ а и недостатки монополистических рынков

Недостатки: 1 не учитывает разницы между отраслями где одна фирма доменирует не рынке или где 4 делят рынок поровну. пример 1 отрасль 24 фирмы но 1-а фирма доля ее 77% а 23% мелкие фирмы их доля 1 %. 2 отрасль 5 равных фирм доля каждой 20%. определяет доля концентрация 4-х фирм той или иной отрасли. Коэффициент 1 4-х фирм=80% и коэффициент 2 =80% одинаковый коэффициент концентрации но мы отличаем представителей различных фирм 1-й монополисты ф 2-я олигополия.

16.1 олигополия: ценообразование в условиях олигополии

Число фирм - малое количество фирм (от 3 и более). Тип продукции-однородная или с не значительным дифференциалом. Контроль над ценой-частичный фирмы ценоискатели. Входные барьеры высокие. Форма конкуренции не ценовая. Примеры рынок пива сигарет самолетостроения и др. Дословно термин «олигополия» означает «немного продавцов» тип рынка, при котором несколько крупных фирм захватывают производство и сбыт основной массы продукции.

Ценообразование по принципу «издержка плюс»данная модель связана с планированием выпуска и прибыли цена на продукцию устанавливается по принципу средние издержки плюм прибыль, исчисленная как процент от уровня средних издержек. Фирмы планируют средний о&ьем выпуска например 75-80% от полной загрузки производственных сил. плюс или надбавка планируется как минимальная экономическая прибыть исходя из средней нормы прибыли отрасли последних лет. Формула издержки плюс составляет основу стандартного ценообразования вокруг которой в зависимости от текущей коньюктуры цена может колебаться. используя такую модель олигополисты с почти одинаковыми издержками смогут автоматически выравнять цены и максимизировать совместную прибыль

16.2 модель картеля и ломаная кривая спроса.

Ломаная кривая спроса.

 

Конкуренты не реагируют когда олигополист устанавливает цену выше текущей и реагируют когда цена опускается ниже текущей.

Из графика видно, что каждой фирме в условиях олиго- полистической структуры рынка кривая спроса DDi (по отношению к точке Е, т. е. уровню установившейся цены Ро) представляется в сторону повышения цены очень эластичной (пологой) — отрезок ED.B сторону же понижения цены — неэластичной (более крутой) — отрезок £Dj, Другими словами, в точке Е установившейся отраслевой цены кривая спроса фирмы-олигополиста имеет перегиб, обусловливающий устойчивость отраслевой цены.

17. типы делового поведения олигополии.
При повышении цен фирмой конкуренты могут остановить ее действие без сокращенна прежнего уроки цен. Тогда кривая спроса D2 отразит высокоэластичный спрос и будет иметь пологий наклонный характер. это позволит при снижении пены существенно расширить объем продаж, а при повышении цены сокращается объем продаж. конкуренты тоже снижают или повышают цены - низкая эластичность по цене, если снижение цены, то рынок слегка увеличится, при повышении цены - слегка уменьшится.
Конкуренты не реагируют когда олигополист устанавливает цену выше текущей и реагируют когда цена опускается ниже текущей.
Из графика видно, что каждой фирме в условиях олиго- полистической структуры рынка кривая спроса DDi (по отношению к точке Е, т. е. уровню установившейся цены Ро) представляется в сторону повышения цены очень эластичной (пологой) — отрезок ED. В сторону же понижения цены — неэластичной (более крутой) — отрезок Dj, Другими словами, в точке Е установившейся отраслевой цены кривая спроса фирмы-олигополиста имеет перегиб, обусловливающий устойчивость отраслевой цены.
преимущества и недостатки олигополии.
У олгополистической структуры рынка есть свои + и -| находясь в условиях взаимозависимости, олигополисты устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их весьма редко и осторожно. олигополистиская власть над ценой не так значительна как у монополиста следовательно олигополии приносят обществу меньше невосполнимых потерь от сознательного недопроизводства по сравнению с монополией. однако технологические и другие барьеры вступления в олигополистическую отрасль все же высоки. Создавая условия для технологически статического развития они слишком ослабляют стимулы для разработки и внедрения прогрессивных технологий к удешевлению продукции серьезно ограничивают конкуренцию со стороны новых фирм.

 

18. монополистическая конкуренции с дифференциацией продукта.
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта* это тип рынка несовершенной конкуренции. в отличии от олигополии, этот вид рынка характеризуется множественностью конкурентов, число фирм на рынке - много. тип продукта- разнообразная продукция, неоднородная. Контроль над ценой слабый. Входные барьеры низкие. форма конкуренции не ценовая. пример безалкогольные напитки, основные черты рынка монополистической конкуренции.
* Товар каждой фирмы, торгующей на рынке (дифференцированный товар), является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Дифференциация продуктов возникает из-за различия в потребительских свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит не только за качество, но и за торговую марку.
* На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком маленькую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Доля должна быть более 1%. В типичном случае - от 1% до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ перед другими.
* Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других.
* На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Свободно могут прийти новые фирмы, однако уже существующие фирмы имеют преимущество и вновь приходящие будут испытывать трудности, так как завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугам нелегко.

 

18.2Равновесие фирмы в кратко и длительном периоде
Благодаря некоторой власти над ценой кривая спроса имеет отрицательный наклон, соответственно отрицательный наклон имеет и МЯ. АТС И МС изменяются в зависимости от объема выпуска.
Отсутствие сверх прибыли. Фирма получает нормальную прибыль компенсирует нормальные издержки. кривая В двигается влево вследствие внедрения новых производителей в отрасль а кривая средних издержек перемещается вверх в связи с дополнительными затратами фирмы на ведение неценовой конкуренции. Производители получают нормальную прибыль в условиях полной загрузки его производственных мощностей в точке Е1. средние издержки достигли минимума АС. Цена устанавливается на более высоком уровне.

 

19.преимущества и недостатки рынков монополистической конкуренции. В отличие от монополии и олигополии монополистическая конкуренция

характеризуется относительно невысокими барьерами вступления в отросль и множественностью производителей. Эти условия определяют высокую степень соперничества между монополистическими конкурентами ослабляя их власть над ценой. Поэтому ценообразование в данной модели рынка больше конкурентное чем монополистическое. Цена в условиях монополистической конкуренции несут в себе более точную рыночную информацию они подвижны и незавышены так как в условиях олигополии и монополии из этого следует что монополистическая конструкция с деффиренциацией продукта приводит к меньшим потерям в излишке потребителя и меньшему мёртвому убытку общества чем другие типы рынка несовершенной конкуренции.

20 потери общества от рынков несовершенной конкуренции • диагностирование монополистической власти*

Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции.

Рынок несовершенной конкуренции, по сути, предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией (степень ее может быть большей или меньшей) хозяйственной жизни. В конечное счете,-проблема монополии сводится к вопросу о власти над ценой, этим рыночным феноменом, не зависящим от воли и сознания отдельного товаропроизводителя в условиях совершенной конкуренции. Власть над ценой (а она всегда относительна и никогда не бывает абсолютной) — очень тонкий инструмент в руках монополии, или несовершенного конкурента. Если эта власть одновременно сопровождается уменьшением издержек! производства продукции вследствие экономии на масштабах производства, развитием научно-технического прогресса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизированной продукции по доступным ценам, то, очевидно, несовершенная конкуренция несет обществу определенный выигрыш, если преступить некую степень контроля над ценой, это оборачивается разрушением и уничтожением богатства общества, ведет к стагнации, застою и т. п. Тайные соглашения о ценах, создание искус- сгвенных дефицитов — все это опасные проявления моно- полизацни. Потери от несовершенной конкуренции можно проил- тюстрировать и графически (рис. 16).

Если бы цена устанавливалась на уровне точки Е1 (точки пересечения кривой МС и кривой спроса), т. е. цена Pi соответствовала бы условиям совершенной конкуренции МС — Р, то потребительский избыток (потребительская

 

Рис, 16.

На рис. 16 ЕЕ1Е2 потери общества от монопольной власти, ще СЕ1Е2 потери потребителей, ECEi потери производителя.

В условиях несовершенной конкуренции цена устанавливается на уровне точки Ез (эта точка лежит на одной вертикали с точкой Е — пересечением МС и MR). При такой же цене — на уровне Р2 объем предложения фирмы равен СЗз, следовательно, он меньше того объема, который был бы при совершенной конкуренции: Q3<QL Потребительская рента теперь уменьшилась до площади треугольника Р2Е2Р0, монопольная прибыль соответствует площади заштрихованного прямоугольника Р1СЕ2Р1, но самое важ- рое — отчетливо виден графически чистый убыток (чистые потери) для общества: это треугольник EEj Ej. Таким образом, монополия как бы «рвет на части» потребительскую ренту (потребительский излишек) и ренту производителя: часть достается (заштрихованный прямоугольник) самой монополии, а другая часть этой ренты потребителя в виде СЕ1Е2 вообще теряется обществом, не достается никому

 

Вопрос №21:

Максимизация прибыли - постулат экономической теории, в соответствии с которым фирмы комбинируют затраты и выпуск таким образом, чтобы получить наивысшую прибыль.
На совершенных рынках стремление к максимизации прибыли приводит к оптимальным по Парето результатом.
Альтернативу постулату максимизации прибыли составляют:
- постулат поведения на основе принципа разумной достаточности,
- менеджериальная теория фирмы и др.

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ — поведение продавца на рынке в условиях несовершенной конкуренции, когда он устанавливает разные цены на одинаковый товар. Условием ценовой дискриминации является наличие у продавца возможности разграничения покупателей по эластичности их спроса на конкретный товар, что позволяет запрашивать у покупателей с высокой эластичностью большую цену. Ценовая дискриминация преследуется в США законом Клейтона, если она ограничивает конкуренцию.

Смысл – стремление монополиста присвоить себе излишек потребителя.

Совершенная ценовая дискриминация Ценовая дискриминация второй степени Ценовая дискриминация третьей степени
выражается в установлении на каждую единицу однородного товара индивидуальной цены, равной цене ее спроса. Такая цена получила название резервированной цены покупателя. В чистом виде такая ценовая политика трудно осуществима, так как фирма не только не знает резервированной цены каждого покупателя, но и не может узнать ее уровень у покупателя, так как в его интересах занизить ее величину. Однако приближение к ней возможно в условиях индивидуального производства, когда каждая единица продукции или услуг производится по заказу конкретного потребителя. В этом случае производитель может назначить несколько различных цен на основе расчета резервированных цен своих покупателей, когда возможности потенциального клиента поддаются оценке. Объем производства в этом случае равен объему производства на рынке совершенной конкуренции, а диапазон предлагаемых цен может быть достаточно широк. (Адвокат каждому из посетителе устанавливает свою цену, знаю доходы) выражается в установлении разных цен на определенные партии товаров в соответствии с одной и той же функцией спроса. На практике она часто принимает форму различного рода скидок (чем больше объем партий, тем относительно ниже цена единицы товара). В этом случае монополист увеличивает объем реализованной продукции, а потребитель может достичь определенной экономии при увеличении разового объема покупки. Например: -скидки на объем поставок (чем больше объем заказа или поставки, тем больше скидка к цене); -кумулятивные скидки (цена проездного единого билета на год, который предполагают ввести в московском метрополитене относительно ниже цены ежемесячного проездного); -ценовая дискриминация во времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино, различные наценки в ресторанах в дневное и вечернее время) и т.д.   (Тарифы на проезд; дисконты)   в ходе которой осуществляется дифференциация покупателей на группы с различными функциями спроса, с последующим установлением цен для каждой такой группы в отдельности. Идеальный критерий должен быть прост в применении и пригоден для сегментирования покупателей по ценовой эластичности. В алгебраическом виде эта зависимость может быть представлена как где Р — цена единицы соответствующего товара; е — коэффициент прямой эластичности спроса по цене соответствующего товара. Для максимизации прибыли в каждом сегменте должно соблюдаться равенство предельной выручки и предельных затрат (МR1 = МС и МR2 = МС). Обычно сегментация проводится по полу, возрасту, доходу, социальному положению (статусу). В качестве примера можно привести практику установления в РФ различного уровня цен на билеты в музеи — для граждан России и для иностранцев. В последнее время ценовая дискриминация получает все большее распространение в связи с повышением интенсивности конкуренции и широким применением информационных технологий. Примеры: -авиабилеты туристского и первого классов; -спиртные напитки класса "люкс" и другие алкогольные продукты; -скидки на билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров; -плата за подписку на специализированные издания для организаций и индивидуальных подписчиков (для вторых она, как правило, ниже); -гостиничные тарифы и плата за посещение музеев для иностранцев и резидентов (в России) и т.д.

Вопрос № 22.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, антитрестовское — законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные комитеты.

Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка

Показатели концентрации рынка:

· Уровень концентрации - %-ое отношение продаж четырёх или 8-ми крупнейших компаний к общему отраслевому объёму продаж. (К)

· Индекс Герфиндаля – позволяет определить разницу в уровнях концентрации на рынках с одинаковыми количествами фирм. (Н)

Н = S1^2 + S2^2 + …+ Sn^2, где S1 –рыночная доля 1-ой по размерам фирмы в %

S2 – доля след.по размерам фирмам в %

Sn – рыночная доля самой мелкой фирмы в %.

· Индекс Лернера – индекс показывает долю прибыли в цене продукции или в валовой выручке. Имеет три формы выражения:

А) M = P – MC / P – доля прибыли в цене, рассчитанная по предельным издержкам. Если М = 0-идеальное состояние в совершенной конкуренции (Р = МС). Если М = 1- низшее значение 0 <М<=1. Чем больше значение индекса, тем выше степень концентрации.

Б) Метод средних издержек: М = Р – АТС / Р

В) М = TR – TC / TR = ЧЭП / TR – доля ЧЭП в валовой выручке предприятия.

Три этих показателя (структурных) ещё недостаточно для определения степени эффективности, нужны и поведенческие критерии, нужно принимать во внимание рыночное поведение фирм:

1) блокирование появления конкурентов.

2) отсутствие иностранной конкуренции.

3) негласное соглашение оценок (картель) – свидетельство власти над рынком.

4) отсутствие конкуренции в сфере инновации и др. неценовых областях.

Гос-во может выбирать жёсткую или мягкую политику.

Жёсткая – полная национализация, т.е. производство, управление, доходы, их распределение, з-п, цены, прибыль, кол-во занятых, инвестиции и т.д. решаются гос-ом и их деятельность прямо направлена на осуществление общенародных интересов.

Мягкая – либеральная, разные формы:

· Акционирование предприятий, где 51 % акций принадлежит гос-ву, а управление в руках частных лиц.

· Приватизация с гос. контролем над ценами.

· Преследование гос-ом необоснованного повышения цен и за ценовые сговоры.

· Запрет слияния предприятий. Формы слияний: горизонтальные – 1 и той же отрасли; вертикальные – разных отраслей.

· Запрет нечестных форм (демпинг, сговоры с покупателем или поставщиками).Защита прав потребителей.

· Снижение таможенных пошлин

· Налог на сверхприбыль, гос-во может изъять излишки. Нормальная прибыль – 10%.

· Промонопольная политика – поддержание отечественных монополистов

· Поддержка малого бизнеса.

· Политика неомеркантилизма – создание холдингов, крупных промышленностей в судостроении; уменьшение инвестиционного фонда.

3 законодательных акта США:

1.Закон Шермана Запрет на тайную монополизацию, на единоличный контроль, на сговор о ценах.
2. Закон Клейтона Запрет на ограничительную деловую практику, на ценовую дискриминацию, на определённые виды слияний(горизонтальные), на переплетающиеся директораты.
3. Закон Робинсона-Пэтмэна Запрет на ограничительную деловую практику: «ножницы цен», ценовая дискриминация.
Поправка во 2 закон – Селлера-Кефовера Уточнялось понятие незаконного слияния (скупка активов), ограничивались и вертикальные слияния.

 

23.1 монопсонии

1.число фирм на рынке: много (а покупатель один)

тип продукта: однородный

контроль над ценой: невозможность контроля за ценой производителями, цены диктуют покупатели - ценоискатели.

форма конкуренции -ценовая. 5. Пример с/х продукция мясокомбинат. 6 условия равновесия: график

Кривая D пересекает кривую АТС при повышении цены МС окажутся выше восходящей ветви кривой АТС. АТС КРИВАЯ СРЕДНИХ ИЗДЕРЖЕК В ОТРАСЛИ. уровень объема закупок определяется сравнением MR и МС и находится т пересечения.

23.2 преимущества и недостатки монопсонических рынков

при монополии кривая спроса «расщепляется на кривую спроса и кривую MR. при монопсонии расщепляется кривая предложения на кривую АС и кривую МС.

при монополии кривая предельного дохода - это MR. При монопсонии кривая предельного дохода монопсониста - это кривая спроса или кривая предельной полезности MU.

при монополии все возможные точки цены продажи лежат на кривой спроса. при монопсонии все точки цены преобретения товара лежат на кривой предложения

I при графическом анализе монополии мы вначале ищем точку пересечения кривых МС и MR. а затем проводим вертикаль до кривой спроса. Так мы определяем уровень продажной цены. при анализе монопсонии вначале также ищем точку пересечения кривых МС и MR а затем проводим вертикаль до кривой

предложения монопсониста АС Так определяем уровень цены преобретения.

•при совершенной конкуренции со стороны производителей цена равновесия устанавливалась бы на уровне пересечения кривой спроса и кривой предложения МС. и она была бы ниже монополтной цены. при совершенной конкуренции со стороны покупателей цена равновесия тоже устанавливалась бы на пересечении кривой спроса и кривой предложения для покупателей АС. И она бы была выше цены монополиста.

24 рынки факторов производства и их функции. Основное правило использования ресурсов. Оптимальный размер предприятия.

В экономической теории различают два вида дохода; во-первых, доход как понятие частно хозяйственное, т.е. на микроуровне, есть сумма денежных поступлений в руки какого-либо лица в соответствии с собственностью на фактор производства; во- вторых, доход как понятие народнохозяйственное (национальный доход), т.е. на макроуровне. Экономическим механизмом распределения в рыночной системе является цена ресурса, или фактора производства, которая определяет размер дохода потребителя. Цены на рынке, в свою очередь, определяют структуру расходов потребителей, их способность купить тот или иной товар и таким образом повлиять на размер дохода других людей. Цены на факторы производства в условиях совершенной конкуренции определяются соотношением спроса и предложения. Однако необходимо отметить два важных момента, влияющих на спрос и соответственно цену ресурсов. Во-первых, спрос на факторы производства и уровень их цен являются производными от потребительского спроса, поскольку труд, капитал, земля необходимы в конечном счете для того, чтобы произвести необходимые людям предметы потребления, спрос на тот или иной фактор производства зависит от спроса на товары, производимые с помощью этого фактора. Спрос на труд, капитал и землю — это всегда производный спрос. Например, спрос на труд ткачих определяется спросом общества на ткани; спрос на землю, пригодную для выращивания овощей, определяется спросом на овощи, и т.д. Это значит, что размер спроса на определенный фактор зависит от производительности данного фактора при создании продукта и от цены товара, произведенного с помощью фактора

Во-вторых, все факторы производства экономически и технологически взаимосвязаны, они не могут использоваться раздельно. Для производства товаров необходимы все три фактора и в определенном соотношении между собой. Размер спроса на каждый фактор зависит не только от уровня цен на данный фактор, но и от уровня цен на другие ресурсы: например, спрос на труд зависит не только от ставок заработной платы, но и от того, сколько будет приобретено машин, сырья и каковы цены на них. Когда цена определенного фактора производства возрастает, спрос на него (при прочих равных условиях) будет понижаться, а спрос на другой фактор повысится; более высокая цена, например, на труд будет вести к замещению его машинами. Возможность взаимозамещения различных факторов производства позволяет сочетать их в таком соотношении, которое обеспечивает наименьшие издержки производства и наибольшую прибыль. Равновесие фирмы, использующей факторы производства, достигается при условии равновесия доходов от предельного продукта и цен на соответствующий фактор производства (см. гл. 9).

Рыночное распределение характеризуется значительным неравенством получаемых доходов. Сглаживание негативных последствий неравенства доходов достигается с помощью государственных социальных программ.

В ходе конкурентной борьбы посредством колебаний спроса и предложения, изменения цен на товары происходит распределение доходов между собственниками факторов производства. Например, в результате повышения спроса на зерно возрастает потребность в увеличении его производства. Расширяется спрос на землю, пригодную для выращивания зерна, возрастает цена земли, т. е. рента. А это означает рост дохода собственника этого фактора производства

Анализ формирования факторных доходов в данной главе ведется исключительно в рамках позитивной экономической теории. Справедливы или несправедливы размеры получаемых доходов — это проблемы нормативного анализа, которые будут рассмотрены в гл. 19.

Оптимальные размеры предприятия — научно обоснованные размеры предприятия, обеспечивающие минимизацию капитальных затрат и текущих затрат на производство единицы продукции и ее доставку к местам потребления в масштабах отрасли или экономического района. На каждом этапе развития производства размеры предприятий имеют пределы, объективно обусловленные технико-технологическими и экономическими факторами. Важнейшие из них: экономико-географические (наличие сырьевых, энергетических и водных ресурсов, районирование потребления продукции, транспортные связи и др.); уровень, тенденции и темпы развития техники и технологии в соответствующих отраслях; величина транспортных расходов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных