ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИХ В КЛИНИКЕРубинштейн С. Я. 82 Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с. (Серия «Мир психологии»). ISBN 5-04-003883-6 Книга включает две самые известные работы выдающегося отечественного ученого, признанного авторитета в области патопсихологии Сусанны Яковлевны Рубинштейн (1911—1990). «Экспериментальные методики патопсихологии» — методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы). Приведено подробное и исчерпывающее описание 34 практических методик, изложены принципы построения экспериментальных методик патопсихологии и роль экспериментального метода в изучении психики здоровой и отклоняющейся личности. В работе «Психология умственно отсталого школьника» рассматриваются своеобразие психического развития такого ребенка, особенности познавательных процессов в формировании личности. Книга снабжена необходимым рабочим материалом (бланки, протоколы, цветной и черно-белый стимульный материалы), данным в приложениях. Для психологов, психиатров, дефектологов, невропатологов. Рубинштейн С. Я. © ООО «Апрель Пресс» © Оформление. ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1999 BN 5-04-003883-6 СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИХ В КЛИНИКЕ (практическое руководство) Предисловие............................................................................................................................. 11 От автора................................................................................................................................... 13 ЧАСТЬ I 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ................................. 15 2. ОБЛАСТИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.................... 22 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.................................................. 26 4. О НАПРАВЛЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДИК.................................................. 31 ЧАСТЬ II 5. ВВОДНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ............................................................ 35 6. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ И ВНИМАНИЯ........................ 37 Зрительно-моторная координация.............................................................................. 37 Слуховые восприятия...................................................................................................... 43 Корректурная проба........................................................................................................ 50 Отыскивание чисел.......................................................................................................... 53 Счет по Крепелину........................................................................................................... 56 Отсчитывание.................................................................................................................... 58 Исследование навыков.................................................................................................... 59 Доски Сегена...................................................................................................................... 63 Методика Кооса................................................................................................................ 64 Куб Линка........................................................................................................................ 67 7. ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ................................................................................... 71 Классификация предметов............................................................................................. 71 Исключение предметов................................................................................................... 92 Методика Выготского—Сахарова.............................................................................. 95 Существенные признаки................................................................................................. 99 Простые аналогии................................................»........................................................ 101 Сложные аналогии.............................................................. ;.............................................................. 103 Сравнение понятий......................................................................................................... 106 Соотношение пословиц, метафор и фраз................................................................. 108 Заполнение пропущенных в тексте слов.................................................................. Ш Объяснение сюжетных картин.................................................................................... 112 Установление последовательности событий.......................................................... 114 Исследование ассоциаций............................................................................................ 117 Название 60 слов............................................................................................................. 117 Ответные ассоциации.................................................................................................... 120 Противоположности....................................................................................................... 122 Обучающий эксперимент.............................................................................................. 124 Классификация фигур.................................................................................................... 124 «Клипец»............................................................................................................................ 130 ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ........................................................................................ 133 Заучивание десяти слов................................................................................................ 133 Опосредованное запоминание (по Леонтьеву)....................................................... 136 Пиктограмма..................................................................................................................... 140 Воспроизведение рассказов............ '............................................................................ 151 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ............................... 153 Вариант ТАТ.................................................................................................................... 153 Выбор ценностей............................................................................................................. 155 Уровень притязаний........................................................................................................ 157 Исследование самооценки............................................................................................ 163 ЧАСТЬ III ). О ВЫБОРЕ МЕТОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ................................................... 167 L СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО ДАННЫМ >. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ШКОЛЬНИКА ведение................................................................................................................................... 191 ЧАСТЬ I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ»......................... 195 ОШИБКИ В ТОЛКОВАНИИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ........................... 205 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ........................................................ 214 Первая группа................................................................................................................... 215 Вторая группа.................................................................................................................. 221 Степени умственной отсталости................................................................................. 230 ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................. 234
5. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ.................................................................... 241 6. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ........................................................ 258 «Доски Сегена»................................................................................ 274 «Сюжетные вкладки»....................................................................... 276 «Обучающий эксперимент»............................................................. 279 Методика Кооса............................................................................... 290 Проба на совмещение признаков.................................................... 291 «Клипец».......................................................................................... 296 ЧАСТЬ II ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ 7. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ................................................................................... 299 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЙ.............................................................. 308 8. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.............................................................................................................. 310 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ........................................................................... 317 9. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.............................................................................................. 318 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ................................................................ 332 10. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ......................................................................................... 338 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ......................................................................... 346 11. ВНИМАНИЕ.................................................................................................................... 356 12. ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ УЧЕБНЫМИ И ТРУДОВЫМИ ЧАСТЬ III ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ 13. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.......................................... 365 14. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.......................................................................... 376 15. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.................................................... 383 16. ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ.......................................................................... 388 17. ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА................................................................................ 395 ПРИЛОЖЕНИЕ. БЛАНКИ И ФОРМЫ ПРОТОКОЛОВ...................................... 415 Предисловие
Предлагаемая вниманию широкого круга специалистов книга представляет собой методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики больных. Автор данного руководства включил в него только давно апробированные в отечественных лабораториях методики. Данное методическое пособие имеет практическое назначение. Оно может быть полезным для обучения начинающих специалистов-патопсихологов и психиатров использованию экспериментальных методик патопсихологии. Конкретному описанию методик предшествуют главы теоретического и общеметодического характера: о принципах построения патопсихологического эксперимента, о правомерности применения различных экспериментальных приемов для анализа психопатологических явлений, о практическом использовании этих экспериментов в психиатрии, а также методические указания по организации и технике проведения экспериментальных исследований психически больных. Дается описание 34 экспериментальных методик, направленных на исследование сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, самооценки. Описание каждой методики содержит указание о ее назначении, о способе проведения и протоколирования эксперимента, а также о путях анализа экспериментальных данных. Приводятся типичные образцы и примеры экспериментальных данных, полученных при исследовании больных разными заболеваниями. В последних главах книги содержатся указания относительно принципов выбора конкретных методик при исследовании больных с различными целями и примеры, разъясняющие способы составления заключений. В виде иллюстраций даются образцы наглядных пособий, необходимых для проведения экспериментального исследования. В заключение следует отметить, что описание эксперимен-льных методик, а также анализ получаемых с их помощью экспе-[ментальных данных даются автором на основании обобщения [ыта многолетних экспериментальных исследований больных в ихиатрической клинике. Это позволяет полагать, что книга будет >едставлять не только методический интерес. Проф. Д. Д. Федотов
■ Назначение этого методического руководства — помочь начинающим сотрудникам кабинетов экспериментальной патопсихологии и врачам-психиатрам овладеть приемами экспериментально-психологических исследований психически больных. В развертывающейся сейчас сети кабинетов экспериментальной патопсихологии наряду с получающими специальное университетское образование патопсихологами начинают работать также врачи-психиатры, а в детских психоневрологических учреждениях — дефектологи. В опубликованных за последние десятилетия книгах, статьях и методических письмах по экспериментальной патопсихологии излагается содержание некоторых методик и указываются принципы их построения, но нет конкретного описания того, как следует проводить эксперименты. В связи с этим возникает необходимость в издании такого методического пособия, в котором было бы не только указано, для какой цели может служить та или иная экспериментальная методика, но и то, как подготовиться к опыту и как его провести, а также как интерпретировать полученные данные. Разумеется, что и в этой области, как и во всех остальных разделах лабораторной работы, одно лишь книжное обучение недостаточно; навыками проведения экспериментально-психологических исследований больных следует овладевать под непосредственным руководством опытных специалистов на рабочих местах, в лабораториях экспериментальной патопсихологии. Даже самый опытный психиатр едва ли решится приступить к экспериментально-психологическим исследованиям больных, не изучив предварительно основы общей психологии и не овладев практически навыками экспериментальной работы. Тем не менее систематическое описание наиболее употребительных и апробированных методик нужно и для процесса обучения, и для справок в начале самостоятельной экспериментальной работы. При описании методик и особенно способов анализа экспериментальных данных использованы опыт работы и результаты научных исследований коллектива сотрудников лаборатории экс- Lt;тш.
периментальной патопсихологии Института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР (проф. Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. Поляков, В. В. Николаева, Т. И. Тепеницына, С. В. Лонгинова), а также опыт работы сотрудников кабинетов экспериментальной патопсихологии психоневрологических больниц и диспансеров. В данную книгу вошло описание только тех методик, в применении которых автор имел достаточный личный опыт. Многие очень ценные экспериментальные методики, например используемые в области нейропсихологии (А. Р. Лурия, Е. Д. Хом-ская, Л. С. Цветкова), а также в области экспертизы трудоспособности психически больных (Э. А. Коробкова, В. М. Коган), не включены в данное описание отчасти потому, что уже описаны, а отчасти из-за недостаточного личного опыта автора этой книги. По той же причине возникает неравномерность в разделах, которые содержат интерпретацию экспериментальных данных; по некоторым методикам может быть дана детальная квалификация способов решений и ошибок больных, может быть указано диагностическое значение разных ошибок, а по другим — столь обширного опыта не накопилось и интерпретация дается более схематично или иллюстративно. Включение таких, в меньшей степени апробированных, методик в книгу диктуется следующими соображениями: разнообразие клинических задач вынуждает пользоваться разными методиками, необходимость в них очень велика, а недостаточная степень апробированности может стать стимулом к тому, чтобы молодые специалисты продолжали и углубляли эту апробацию.
ЧАСТЬ I T: использование Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|