Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИХ В КЛИНИКЕ




Рубинштейн С. Я.

82 Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с. (Серия «Мир психологии»).

ISBN 5-04-003883-6

Книга включает две самые известные работы выдающегося отечественного ученого, при­знанного авторитета в области патопсихологии Сусанны Яковлевны Рубинштейн (1911—1990).

«Экспериментальные методики патопсихологии» — методическое руководство по приме­нению экспериментальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы). Приведено подробное и исчер­пывающее описание 34 практических методик, изложены принципы построения эксперимен­тальных методик патопсихологии и роль экспериментального метода в изучении психики здо­ровой и отклоняющейся личности.

В работе «Психология умственно отсталого школьника» рассматриваются своеобразие пси­хического развития такого ребенка, особенности познавательных процессов в формировании личности.

Книга снабжена необходимым рабочим материалом (бланки, протоколы, цветной и черно-белый стимульный материалы), данным в приложениях.

Для психологов, психиатров, дефектологов, невропатологов.

Рубинштейн С. Я. © ООО «Апрель Пресс» © Оформление. ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1999

BN 5-04-003883-6


СОДЕРЖАНИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИХ В КЛИНИКЕ

(практическое руководство)

Предисловие............................................................................................................................. 11

От автора................................................................................................................................... 13

ЧАСТЬ I

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ................................. 15

2. ОБЛАСТИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ, В КОТОРЫХ

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.................... 22

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.................................................. 26

4. О НАПРАВЛЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДИК.................................................. 31

ЧАСТЬ II

5. ВВОДНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ............................................................ 35

6. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ И ВНИМАНИЯ........................ 37

Зрительно-моторная координация.............................................................................. 37

Слуховые восприятия...................................................................................................... 43

Корректурная проба........................................................................................................ 50

Отыскивание чисел.......................................................................................................... 53

Счет по Крепелину........................................................................................................... 56

Отсчитывание.................................................................................................................... 58

Исследование навыков.................................................................................................... 59

Доски Сегена...................................................................................................................... 63

Методика Кооса................................................................................................................ 64

Куб Линка........................................................................................................................ 67

7. ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ................................................................................... 71

Классификация предметов............................................................................................. 71

Исключение предметов................................................................................................... 92

Методика Выготского—Сахарова.............................................................................. 95

Существенные признаки................................................................................................. 99

Простые аналогии................................................»........................................................ 101

Сложные аналогии.............................................................. ;.............................................................. 103


Сравнение понятий......................................................................................................... 106

Соотношение пословиц, метафор и фраз................................................................. 108

Заполнение пропущенных в тексте слов.................................................................. Ш

Объяснение сюжетных картин.................................................................................... 112

Установление последовательности событий.......................................................... 114

Исследование ассоциаций............................................................................................ 117

Название 60 слов............................................................................................................. 117

Ответные ассоциации.................................................................................................... 120

Противоположности....................................................................................................... 122

Обучающий эксперимент.............................................................................................. 124

Классификация фигур.................................................................................................... 124

«Клипец»............................................................................................................................ 130

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ........................................................................................ 133

Заучивание десяти слов................................................................................................ 133

Опосредованное запоминание (по Леонтьеву)....................................................... 136

Пиктограмма..................................................................................................................... 140

Воспроизведение рассказов............ '............................................................................ 151

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ............................... 153

Вариант ТАТ.................................................................................................................... 153

Выбор ценностей............................................................................................................. 155

Уровень притязаний........................................................................................................ 157

Исследование самооценки............................................................................................ 163

ЧАСТЬ III

). О ВЫБОРЕ МЕТОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ................................................... 167

L СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО ДАННЫМ
ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ.......................................................................................................... 171

>. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕТОДИК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ......................... 183

ПСИХОЛОГИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ШКОЛЬНИКА

ведение................................................................................................................................... 191

ЧАСТЬ I

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ»......................... 195

ОШИБКИ В ТОЛКОВАНИИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ........................... 205

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА

УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ........................................................ 214

Первая группа................................................................................................................... 215

Вторая группа.................................................................................................................. 221

Степени умственной отсталости................................................................................. 230

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................. 234


 

5. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ.................................................................... 241

6. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ........................................................ 258

«Доски Сегена»................................................................................ 274

«Сюжетные вкладки»....................................................................... 276

«Обучающий эксперимент»............................................................. 279

Методика Кооса............................................................................... 290

Проба на совмещение признаков.................................................... 291

«Клипец».......................................................................................... 296

ЧАСТЬ II

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

7. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ................................................................................... 299

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЙ.............................................................. 308

8. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.............................................................................................................. 310

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ........................................................................... 317

9. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.............................................................................................. 318

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ................................................................ 332

10. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ......................................................................................... 338

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ......................................................................... 346

11. ВНИМАНИЕ.................................................................................................................... 356

12. ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ УЧЕБНЫМИ И ТРУДОВЫМИ
НАВЫКАМИ.................................................................................................................... 361

ЧАСТЬ III

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

13. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.......................................... 365

14. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.......................................................................... 376

15. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.................................................... 383

16. ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ.......................................................................... 388

17. ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА................................................................................ 395

ПРИЛОЖЕНИЕ. БЛАНКИ И ФОРМЫ ПРОТОКОЛОВ...................................... 415


 

Предисловие

 


 


 

 


 

 


 


Предлагаемая вниманию широкого круга специалистов книга представляет собой методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики больных.

Автор данного руководства включил в него только давно апробированные в отечественных лабораториях методики.

Данное методическое пособие имеет практическое назначение. Оно может быть полезным для обучения начинающих специа­листов-патопсихологов и психиатров использованию эксперимен­тальных методик патопсихологии.

Конкретному описанию методик предшествуют главы теоре­тического и общеметодического характера: о принципах построения патопсихологического эксперимента, о правомерности применения различных экспериментальных приемов для анализа психопато­логических явлений, о практическом использовании этих экспе­риментов в психиатрии, а также методические указания по органи­зации и технике проведения экспериментальных исследований психически больных.

Дается описание 34 экспериментальных методик, направлен­ных на исследование сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, самооценки.

Описание каждой методики содержит указание о ее назна­чении, о способе проведения и протоколирования эксперимента, а также о путях анализа экспериментальных данных. Приводятся типичные образцы и примеры экспериментальных данных, полу­ченных при исследовании больных разными заболеваниями. В по­следних главах книги содержатся указания относительно прин­ципов выбора конкретных методик при исследовании больных с различными целями и примеры, разъясняющие способы составле­ния заключений.

В виде иллюстраций даются образцы наглядных пособий, необходимых для проведения экспериментального исследования.


В заключение следует отметить, что описание эксперимен-льных методик, а также анализ получаемых с их помощью экспе-[ментальных данных даются автором на основании обобщения [ыта многолетних экспериментальных исследований больных в ихиатрической клинике. Это позволяет полагать, что книга будет >едставлять не только методический интерес.

 
 

Проф. Д. Д. Федотов

 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 


Назначение этого методического руководства — помочь начинающим сотрудникам кабинетов экспериментальной пато­психологии и врачам-психиатрам овладеть приемами эксперимен­тально-психологических исследований психически больных.

В развертывающейся сейчас сети кабинетов эксперимен­тальной патопсихологии наряду с получающими специальное университетское образование патопсихологами начинают работать также врачи-психиатры, а в детских психоневрологических учреж­дениях — дефектологи. В опубликованных за последние десяти­летия книгах, статьях и методических письмах по эксперименталь­ной патопсихологии излагается содержание некоторых методик и указываются принципы их построения, но нет конкретного опи­сания того, как следует проводить эксперименты. В связи с этим возникает необходимость в издании такого методического пособия, в котором было бы не только указано, для какой цели может слу­жить та или иная экспериментальная методика, но и то, как под­готовиться к опыту и как его провести, а также как интерпретировать полученные данные.

Разумеется, что и в этой области, как и во всех остальных разделах лабораторной работы, одно лишь книжное обучение не­достаточно; навыками проведения экспериментально-психологи­ческих исследований больных следует овладевать под непосред­ственным руководством опытных специалистов на рабочих местах, в лабораториях экспериментальной патопсихологии.

Даже самый опытный психиатр едва ли решится приступить к экспериментально-психологическим исследованиям больных, не изучив предварительно основы общей психологии и не овладев практически навыками экспериментальной работы. Тем не менее систематическое описание наиболее употребительных и апроби­рованных методик нужно и для процесса обучения, и для справок в начале самостоятельной экспериментальной работы.

При описании методик и особенно способов анализа экс­периментальных данных использованы опыт работы и результаты научных исследований коллектива сотрудников лаборатории экс-


Lt;тш.


 


 


периментальной патопсихологии Института психиатрии Министер­ства здравоохранения РСФСР (проф. Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. По­ляков, В. В. Николаева, Т. И. Тепеницына, С. В. Лонгинова), а также опыт работы сотрудников кабинетов экспериментальной патопсихологии психоневрологических больниц и диспансеров.

В данную книгу вошло описание только тех методик, в применении которых автор имел достаточный личный опыт. Многие очень ценные экспериментальные методики, например используемые в области нейропсихологии (А. Р. Лурия, Е. Д. Хом-ская, Л. С. Цветкова), а также в области экспертизы трудо­способности психически больных (Э. А. Коробкова, В. М. Коган), не включены в данное описание отчасти потому, что уже описаны, а отчасти из-за недостаточного личного опыта автора этой книги. По той же причине возникает неравномерность в разделах, которые содержат интерпретацию экспериментальных данных; по неко­торым методикам может быть дана детальная квалификация способов решений и ошибок больных, может быть указано диагностическое значение разных ошибок, а по другим — столь обширного опыта не накопилось и интерпретация дается более схематично или иллюстративно. Включение таких, в меньшей степени апробированных, методик в книгу диктуется следующими соображениями: разнообразие клинических задач вынуждает пользоваться разными методиками, необходимость в них очень велика, а недостаточная степень апробированности может стать стимулом к тому, чтобы молодые специалисты продолжали и углубляли эту апробацию.

 


 

 

ЧАСТЬ I

 

T: использование






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных