Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аналогичное задание




4. Анализ экспериментальных данных по этой методике до­вольно прост. Учитываются три главных показателя: 1) исполь­зование ориентировочного этапа (планирует ли ребенок пред­стоящую ему работу за те 30 секунд, которые ему даны на рассматривание таблицы, или смотрит в это время в окно, вообще тратит время зря); 2) какое количество «уроков-подсказок» тре­буется ему для выполнения всех трех задач. Опыт показывает, что психически полноценные дети нуждаются в 1—6 уроках, а умст­венно отсталые — в 8—17 уроках;- 3) перенос; самостоятельное полное решение второго аналогичного задания доступно здоровым детям и плохо удается детям-олигофренам.

Помимо выявления умственной отсталости, данный экспе­римент еще очень продуктивен при выявлении инертности пси­хических процессов, свойственной эпилептикам. Инертность про­является в том, что, выполнив классификацию фигур по цвету, испытуемый и вторую и третью задачу пытается выполнить, ориентируясь на цвет, либо так же «застревает» на признаке формы. Литература

Иванова А. Я. Обучающий эксперимент как метод психологического исследования детей с аномалиями психического развития. — В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. М., 1965.

Иванова А. Я. Обучающий эксперимент как принцип оценки умственного развития детей. Канд. дисс. МГУ, 1968.

Лебедева В. И. Апробация методики классификации фигур. Курсовая работа МГПИ, 1966.

«Клипец»

1. Методика предложена и апробирована польским психологом
Левицким. Направлена на выявление способности к абстраги­
рованию у детей и взрослых с небольшим образовательным уров­
нем. В последние годы апробирована и видоизменена дефектоло-
гами Т. И. Гудилиной и Т. К. Гриньковой. По построению является
обучающим экспериментом.

2. Для проведения опыта нужно приготовить 26 небольших
карточек, на которых красками или аппликацией изображены
различные по сочетанию форм и красок орнаменты (см. цветное
приложение). Среди них — 6 карточек, на которых в центре изо-


 

131

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

бражен черный квадрат на фоне различных, иных по цвету прямо­угольников. Нужен также секундомер.

3. Методика проводится в двух различных вариантах, обла­дающих существенными, можно сказать, принципиальными от­личиями.

Первый (закрытый) вариант строится так. Без каких-либо предисловий или указаний цели и задачи опыта больному пока­зывают одну из карточек, на которых изображен в центре черный квадрат, и говорят: «Эта карточка называется «Клипец». Это просто название ее, само слово ничего не означает». Затем показывают вторую карточку, с иным узором, и говорят: «А это не «Клипец» — и кладут ее поверх первой, закрывая ее. Дальше опыт идет так. Больному показывают заранее пронумерованные карточки по одной и каждый раз спрашивают: «А это «Клипец» или нет?» Каждый ответ больного корригируется экспериментатором, т. е. если больной называл «Клипцем» иную карточку, без черного квадрата внутри, ему говорят: «Нет, это не «Клипец». Если он сказал, что это не «Клипец», подтверждают: «Правильно, это не «Клипец», и т. д.

После просмотра всех 26 карточек больного спрашивают: «Так какие карточки называются «Клипец»?». Если больной отвечает правильно, т. е. говорит, что это карточки с черным квадратом в середине, опыт считается законченным.

В некоторых случаях, если по называнию карточек очевидно, что больной уже выделил «Клипец» из остальных фигурок, но словесно сформулировать, какие фигурки называются «Клипец», ему трудно, можно для контроля предложить больному просто выбрать из всех карточек все «Клипцы».

Второй (открытый) вариант отличается тем, что первая карточка «Клипец» не накрывается следующей, а все время эксперимента остается открытой.

В остальном эксперимент идет точно так же, как и при закрытом варианте. Это, казалось бы, небольшое различие методики опыта коренным образом меняет его психологическую суть. При открытом варианте больной может каждый раз сравнивать взором следующую карточку с заданным образцом «Клипец». При этом не требуется сохранения в памяти образца, процесс абстрагирования как бы освобождается от влияния памяти.


132


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ


ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ


133


 


4. При исследовании психически здоровых исследуемых, как взрослых, так и детей, выявилось, что даже при закрытом варианте решение достигается на протяжении 1—2, редко 3 просмотров 26 карточек. Дети-олигофрены с трудом выполняют это задание даже после 4—5 просмотров. Закрытый вариант вообще труднее открытого. Однако обнаружилось, что для олигофренов разница между вариантами не имеет большого значения. Даже открытый вариант олигофрены выполняют с трудом. Между тем для больных с последствиями органических заболеваний мозга (как для детей, так и для взрослых больных с сосудистой патологией) очень велико различие между открытым и закрытым вариантами методики. Если открытый вариант они решают почти как здоровые, то в решении закрытого приближаются к олигофренам.

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА Открытый вариант

 

           
           
2 3 + + + + ««• ■ rj)Ј.«   хаоП
4- + ал      
  + +     'Ш-.1 '
6+ + + штч    
7+ 8- + + +     •.
9-   +      
10+ + +      

 

Примечание. В левом столбце указаны номера карточек. Во втором помечены знаком «+» правильные ответы больных, а знаком «—» ошибочные при первом предъявлении карточек, затем то же при втором, третьем и т. д.

Литература

Гринькова Т. К. Апробация методики «Клипец». Курсовая работа МГПИ

им. В. И. Ленина, 1965. ГудилинаТ. И. Апробация методики «Клипец». Курсовая работа МГПИ

им. В И Ленина, 1965. Lowicki Andrzej. Rolaabstrakcjipozytywnej i negatywnej wprocesie uczenia

sie nowych pojec. Warszawa, 1962.


 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных