Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изменения спроса и предложения и их влияние на цену




Рассмотрим, как реагирует рынок на изменение спроса и предложения под воздействием неценовых факторов. Допустим, что в связи с ростом цен на ресурсы, используемые в производстве товара, издержки фирм увеличились и кривая предложения сдвинулась влево–вверх (из положения S1 в положение S2) (рис. 5.6).

 
 

 


Рис. 5.6. Воздействие изменения предложения на рыночную ситуацию.

 

В результате на рынке станет меньше товара (равновесный объем производства сократится до Q2), покупатели начнут активнее конкурировать между собой за покупку данного товара и равновесная цена товара возрастет до Р2. Если, напротив, производители в отрасли придумают новую, более эффективную технологию выпуска товара, то предложение вырастет (смещение кривой из положения S1 в положение S3). Объем продаж товара на рынке возрастет до Q3, но такое количество может быть продано лишь по более низкой цене, и равновесная цена снизится до уровня Р3.

Если растет спрос (рис. 5.7), например, под влиянием изменения вкусов потребителей, то кривая спроса смещается из положения D1 в положение D2. При этом конкуренция между потребителями на рынке обостряется и конкурентная цена товара вырастает с Р1 до Р2. По более высокой цене производители смогут предложить на рынке большее количество товара, и объем продаж возрастет с Q1 до Q2. Если спрос на товар снизится, то кривая спроса сместится влево–вниз до положения D3. При этом увеличится конкуренция между продавцами, вынужденными снижать цену, чтобы продать свой товар. Равновесный объем производства сократится до Q3, равновесная цена снизится до уровня Р3.

 

 
 

 


Рис. 5.7. Воздействие изменения спроса на рыночную ситуацию.

 

Итак, в стандартном случае рост спроса приводит к росту цен и объемов продаж; снижение спроса – к снижению цен и объемов продаж; рост предложения – к росту объемов продаж и снижению цен; уменьшение предложения – к снижению объема продаж и росту цен.

При одновременном сдвиге кривых спроса и предложения (в одном или разных направлениях, на одну или разные величины) возможны различные изменения равновесных цен и объемов производства. Проанализируйте самостоятельно возможные ситуации.

 

5.5. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя

Каждая точка на графике спроса показывает резервную (или максимальную) цену, которую готов уплатить потребитель за каждую последующую единицу товара. Аналогично каждая точка на кривой предложения показывает минимальную цену, за которую производитель готов продать свой товар. Вместе с тем при установлении рыночного равновесия все сделки совершаются практически по одной цене, за исключением случаев ценовой дискриминации, когда продавец запрашивает разную цену за один и тот же товар, ориентируясь на конкретного потребителя. Если бы продавец мог определять, кто из покупателей готов заплатить за товар больше, он требовал бы с него большую цену, а для покупателя с низкой платежеспособностью устанавливал бы небольшую цену. Примеры ценовой дискриминации встречаются при проведении аукционов, торговле на рынке (от умения торговаться здесь зависит цена купли-продажи), при установлении цен на проезд в транспорте для разных категорий населения и т.д.

Рассмотрим ситуацию без ценовой дискриминации, когда сделки производятся по одной равновесной цене (рис. 5.8). На рынке всегда найдется потребитель, готовый заплатить за товар больше других – цену Р10; другой согласится заплатить не более Р9, третий – Р8 и т.д. Но при установлении равновесия на рынке все заплатят одну равновесную цену Ре.

Таким образом, потребитель, готовый заплатить Р10, а реально платящий Ре, получает выгоду в размере Р10 – Ре. Эта выгода называется излишком потребителя. Если покупается более одной единицы товара, то излишек такого потребителя рассчитывается умножением разницы между резервными ценами покупки и рыночной ценой на объем покупки товара. Второй покупатель получит излишек в виде Р9–Ре и т.д. Наконец, последний покупатель, для которого резервная цена будет равна Ре, не получит излишка, так как рыночная цена совпадет с той максимальной суммой, которую он готов был заплатить за товар. Если спрос на товар дискретный (т.е. товар выражен в отдельных единицах), то общая величина излишка потребителя на рассматриваемом рынке будет выражаться суммой 10 – Ре) · Q1 + (Р9 – Ре) · Q2 +…+ (Р5 – Ре) · Q5.

 

 
 

 

 


Рис. 5.8. Резервные цены, излишки потребителя и производителя.

 

Если функцию спроса рассматривать как непрерывную, то величина излишка потребителя будет равна площади треугольника, ограниченного кривой спроса до точки рыночного равновесия, вертикальной осью цены и горизонтальной линией рыночной цены (треугольник Р0–Е–Ре).

По аналогии с излишком потребителя можно рассмотреть и излишек производителя. Допустим, самый эффективный производитель на рынке (возможно, имеющий самые низкие издержки) в состоянии предложить количество товара Q1 по цене Р1; другому, менее эффективному производителю невыгодно продавать товар дешевле чем по цене Р2; третий производитель готов выйти на рынок только с ценой Р3 и т.д. Условия могут быть и другими. В ином варианте первый производитель назначает цену Р1, предлагая товар в объеме Q1, и при этом он хочет увеличить объемы продаж. Это означает, что у него возрастут производственные издержки, следовательно, количество Q2 он не сможет уже продать так дешево, как Q1.

Цены Р1 – Р5 – это минимальные цены, за которые производители готовы продать свой товар. Однако в конечном счете на рынке устанавливается единая цена Ре, и каждый производитель получает выгоду в виде разницы между минимально приемлемой и рыночной ценой. Эта разница называется излишком производителя. Если спрос на товар дискретный (т.е. товар выражен в отдельных единицах), то общая величина излишка производителя на рассматриваемом рынке будет выражаться суммой (Ре – Р1) · Q1 + (Ре – Р2) · Q2 + … + (Ре – Р5) · Q5. Если же функцию спроса рассматривать как непрерывную, то величина излишка производителя будет равна площади треугольника, ограниченного кривой предложения до точки рыночного равновесия, вертикальной осью цены и горизонтальной линией рыночной цены (треугольник Ре–Е–О).

При равновесном объеме продаж величина излишков потребителей и производителей достигает минимума.

Понятия излишка потребителя и излишка производителя широко используются при анализе рыночных процессов, затрат и выгод субъектов рынка от тех или иных мер государственного регулирования, изменений рыночной ситуации и т.д.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных