ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Нестационарные формы библиотечного обслуживанияНестационарное обслуживание – вид обслуживания, обеспечивающий приближение библиотечных услуг к месту жительства, работы, учебы, отдыха, лечения пользователей.
В современной практике получили распространение различные формы нестационарного обслуживания. Библиотечный пункт – территориально-обособленное подразделение библиотеки, организуемое по месту жительства, работы, досуга или учебы пользователей. Передвижная библиотека –библиотека, меняющая местонахождение по установленному графику с целью обслуживания территориально удаленных от стационарной библиотеки групп населения. Ведет преимущественно абонементное обслуживание. К передвижным библиотекам относятся автобиблиотеки (библиобусы, библиомобили), судовые библиотеки. Библиомобиль (библиобус) –специально оборудованная и снабженная набором литературы автомашина, предназначенная для организации нестационарного обслуживания пользователей. В настоящее время в России начинается осуществление проекта КИБО (комплекс информационно-библиотечного обслуживания), предусматривающего нестационарное обслуживание удаленных пользователей библиомобилем с принципиально новым технологическим оборудованием. Проект реализуется в рамках федеральной целевой программы «Культура России. 2006–2011 гг.», в разделе «Создание мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек». В соответствии с этим документом, предусматривается ежегодное приобретение 100 библиомобилей для обслуживания отдельных местностей, не имеющих стационарных библиотек. Реально в 2009 г. изготовлено 6 КИБО, в 2010 – 5. Потребность в КИБО и их аналогах – несколько тысяч единиц, поскольку в России четверть населенных пунктов не имеют стационарных библиотек. В 2010 г. библиомобиль КИБО получен Челябинской областью. Книгоношество – форма нестационарного обслуживания, применяемая для доставки документов из стационарной или нестационарной библиотеки читателям по месту их жительства, отдыха, лечения. Используется для обслуживания лиц, не имеющих возможности посещать библиотеку: инвалидов, престарелых, а также на договорной основе как платная услуга. Электронная доставка документа (ЭДД) – предоставление в электронной форме не подлежащих возврату копий, большей частью статей и фрагментов изданий из библиотечного фонда, по электронным каналам связи; поиск документов по каталогам и базам данных, заказ и получение документа осуществляется при минимальном посредничестве библиотеки или же в форме ее участия лишь как держателя документа. Литература 1. Абрамовских, В. Г. Изменяться, чтобы стать востребованными: Павленковская – значит модельная // Библ. дело. – 2008. – № 18. – С. 39–40. 2. Бартова, С. Ф. Развитие публичных библиотек: миф или реальность (по итогам исследования) / С. Ф. Бартова // Информ. бюллетень РБА. – 2010. – № 54. – С. 91–94. 3. Бойкова, О. Реорганизация сети / О. Бойкова // Библиотека. – 2010. – № 2. – С. 29–32. 4. Ветлицына, И. М. Культура российского села в центре культурной политики страны / И. М. Ветлицына // Библиотековедение. – 2007. – № 2. – С. 19–24. 5. Высоцкая, Е. Проблемы функционирования ЦБС и реорганизация местного самоуправления / Е. Высоцкая // Библиотека. – 2005. – № 11. – С. 12–13. 6. Демченко, Ю. А. Культурологический подход к построению модели библиотеки-музея / Ю. А. Демченко // Библиотековедение. – 2009. – № 2. – С. 26–29. 7. Коробкина, Т. Е. Модель публичной библиотеки для России / Т. Е. Коробкина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 9. – С. 81–98. 8. Кузнецова, Т. В. Основные ориентиры развития общедоступных библиотек Санкт-Петербурга до 2015 года / Т. В. Кузнецова // Информ. бюллетень РБА. – 2009. – № 52. – С. 15–19. 9. Кузьмин, Е. И. Состояние и перспективы развития сельских библиотек в Российской федерации / Е. И. Кузьмин, Т. Л. Манилова // Библиотековедение. – 2005. – № 2. – С. 8–13. 10. Манилова, Т. Публичные библиотеки на пороге административных реформ / Т. Манилова // Библ. дело. – 2005. – № 6. – С. 4–7. 11. Манифест Российской библиотечной ассоциации (РБА) о публичной библиотеке // Библиотека. – 2003. – № 2. – С. 34–35. 12. Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках. 1994 г. // Справочник библиотекаря. – СПб., 2002. – С. 32–35. 13. Матлина, С. Г. «Модельная» – значит образцовая… / С. Г. Матлина // Библ. дело. – 2008. – № 16. – С. 19–20. 14. Матлина, С. Г. Новые смыслы старых понятий: к построению теории библиотечной инноватики / С. Г. Матлина // Библ. дело. – 2007. – № 3. – С. 2–3. 15. Мелентьева, Ю. П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: науч.-практ. пособие / Ю. П. Мелентьева. – М.: Литера, 2009. – 142 с. 16. Мелентьева, Ю. П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: науч.-метод. пособие / Ю. П. Мелентьева. – М.: Либерея, 2003. – 96 с. 17. Михнова, И. Б. Библиотека как информационный центр для населения: проблемы и решения / И. Б. Михнова. – М.: Либерея, 2000. – 128 с. 18. Новикова, М. В. Районные будни и праздники: мобильный комплекс информационно-библиотечного обслуживания населения / М. В. Новикова // Библ. дело. – 2010. – № 19. – С. 13–15. 19. Птиченко, О. Надо ли тратить ресурсы на глубинку? Сельские библиотеки Свердловской области в контексте регионального приоритета «Культура» / О. Птиченко // Библиополе. – 2007. – № 12. – С. 23–24. 20. Рожкова, Н. Мы доказали свою надобность. Модельная библиотека как инновационная структура библиотечно-информационного обеспечения села / Н. Рожкова // Библиополе. – 2009. – № 4. – С. 2–8. 21. Стадухина, Е. Модельная: Челябинский вариант / Е. Стадухина // Библиополе. – 2009. – № 10. – С. 18 – 20. 22. Стельмах, В. Д. Модельная сельская библиотека: модный бренд или проектирование будущего? / В. Д. Стельмах, М. А. Веденяпина // Современная б-ка. – 2010. – № 1. – С. 11–17. 23. Тищенко, М. Н. Общедоступные (публичные) библиотеки в системе местного самоуправления: практ. пособие / М. Н. Тищенко. – СПб.: Профессия, 2006. – 367 с. – (Серия «Библиотека»). 24. Тищенко, М. Н. Реорганизация ЦБС: проблемы и перспективы / М. Н. Тищенко // Библ. дело. – 2005. – № 3. – С. 8–11.
Вопросы для самопроверки 1. Охарактеризуйте ЦБС общедоступных библиотек как особое библиотечное учреждение. 2. Назовите основные подходы к организации сети общедоступных (публичных) муниципальных библиотек. 3. Охарактеризуйте организацию обслуживания городского населения общедоступными (публичными) муниципальными библиотеками. 4. Охарактеризуйте организацию обслуживания сельского населения общедоступными библиотеками. 5. Выполните анализ ЦГБ и ЦРБ, городского и сельского филиала как видов библиотечных учреждений. 6. Охарактеризуйте проект «Модельные сельские библиотеки». 7. Назовите и охарактеризуйте основные нестационарные формы библиотечного обслуживания. 8. Охарактеризуйте КИБО как перспективную форму нестационарного библиотечного обслуживания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|