Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нестационарные формы библиотечного обслуживания




Нестационарное обслуживание – вид обслуживания, обеспечивающий приближение библиотечных услуг к месту жительства, работы, учебы, отдыха, лечения пользователей.

 

В современной практике получили распространение различные формы нестационарного обслуживания.

Библиотечный пункт – территориально-обособленное подразделение библиотеки, организуемое по месту жительства, работы, досуга или учебы пользователей.

Передвижная библиотека –библиотека, меняющая местонахождение по установленному графику с целью обслуживания территориально удаленных от стационарной библиотеки групп населения. Ведет преимущественно абонементное обслуживание. К передвижным библиотекам относятся автобиблиотеки (библиобусы, библиомобили), судовые библиотеки.

Библиомобиль (библиобус) –специально оборудованная и снабженная набором литературы автомашина, предназначенная для организации нестационарного обслуживания пользователей. В настоящее время в России начинается осуществление проекта КИБО (комплекс информационно-библиотечного обслуживания), предусматривающего нестационарное обслуживание удаленных пользователей библиомобилем с принципиально новым технологическим оборудованием. Проект реализуется в рамках федеральной целевой программы «Культура России. 2006–2011 гг.», в разделе «Создание мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек». В соответствии с этим документом, предусматривается ежегодное приобретение 100 библиомобилей для обслуживания отдельных местностей, не имеющих стационарных библиотек. Реально в 2009 г. изготовлено 6 КИБО, в 2010 – 5. Потребность в КИБО и их аналогах – несколько тысяч единиц, поскольку в России четверть населенных пунктов не имеют стационарных библиотек. В 2010 г. библиомобиль КИБО получен Челябинской областью.

Книгоношество – форма нестационарного обслуживания, применяемая для доставки документов из стационарной или нестационарной библиотеки читателям по месту их жительства, отдыха, лечения. Используется для обслуживания лиц, не имеющих возможности посещать библиотеку: инвалидов, престарелых, а также на договорной основе как платная услуга.

Электронная доставка документа (ЭДД) – предоставление в электронной форме не подлежащих возврату копий, большей частью статей и фрагментов изданий из библиотечного фонда, по электронным каналам связи; поиск документов по каталогам и базам данных, заказ и получение документа осуществляется при минимальном посредничестве библиотеки или же в форме ее участия лишь как держателя документа.

Литература

1. Абрамовских, В. Г. Изменяться, чтобы стать востребованными: Павленковская – значит модельная // Библ. дело. – 2008. – № 18. – С. 39–40.

2. Бартова, С. Ф. Развитие публичных библиотек: миф или реальность (по итогам исследования) / С. Ф. Бартова // Информ. бюллетень РБА. – 2010. – № 54. – С. 91–94.

3. Бойкова, О. Реорганизация сети / О. Бойкова // Библиотека. – 2010. – № 2. – С. 29–32.

4. Ветлицына, И. М. Культура российского села в центре культурной политики страны / И. М. Ветлицына // Библиотековедение. – 2007. – № 2. – С. 19–24.

5. Высоцкая, Е. Проблемы функционирования ЦБС и реорганизация местного самоуправления / Е. Высоцкая // Библиотека. – 2005. – № 11. – С. 12–13.

6. Демченко, Ю. А. Культурологический подход к построению модели библиотеки-музея / Ю. А. Демченко // Библиотековедение. – 2009. – № 2. – С. 26–29.

7. Коробкина, Т. Е. Модель публичной библиотеки для России / Т. Е. Коробкина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 9. – С. 81–98.

8. Кузнецова, Т. В. Основные ориентиры развития общедоступных библиотек Санкт-Петербурга до 2015 года / Т. В. Кузнецова // Информ. бюллетень РБА. – 2009. – № 52. – С. 15–19.

9. Кузьмин, Е. И. Состояние и перспективы развития сельских библиотек в Российской федерации / Е. И. Кузьмин, Т. Л. Манилова // Библиотековедение. – 2005. – № 2. – С. 8–13.

10. Манилова, Т. Публичные библиотеки на пороге административных реформ / Т. Манилова // Библ. дело. – 2005. – № 6. – С. 4–7.

11. Манифест Российской библиотечной ассоциации (РБА) о публичной библиотеке // Библиотека. – 2003. – № 2. – С. 34–35.

12. Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках. 1994 г. // Справочник библиотекаря. – СПб., 2002. – С. 32–35.

13. Матлина, С. Г. «Модельная» – значит образцовая… / С. Г. Матлина // Библ. дело. – 2008. – № 16. – С. 19–20.

14. Матлина, С. Г. Новые смыслы старых понятий: к построению теории библиотечной инноватики / С. Г. Матлина // Библ. дело. – 2007. – № 3. – С. 2–3.

15. Мелентьева, Ю. П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: науч.-практ. пособие / Ю. П. Мелентьева. – М.: Литера, 2009. – 142 с.

16. Мелентьева, Ю. П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: науч.-метод. пособие / Ю. П. Мелентьева. – М.: Либерея, 2003. – 96 с.

17. Михнова, И. Б. Библиотека как информационный центр для населения: проблемы и решения / И. Б. Михнова. – М.: Либерея, 2000. – 128 с.

18. Новикова, М. В. Районные будни и праздники: мобильный комплекс информационно-библиотечного обслуживания населения / М. В. Новикова // Библ. дело. – 2010. – № 19. – С. 13–15.

19. Птиченко, О. Надо ли тратить ресурсы на глубинку? Сельские библиотеки Свердловской области в контексте регионального приоритета «Культура» / О. Птиченко // Библиополе. – 2007. – № 12. – С. 23–24.

20. Рожкова, Н. Мы доказали свою надобность. Модельная библиотека как инновационная структура библиотечно-информационного обеспечения села / Н. Рожкова // Библиополе. – 2009. – № 4. – С. 2–8.

21. Стадухина, Е. Модельная: Челябинский вариант / Е. Стадухина // Библиополе. – 2009. – № 10. – С. 18 – 20.

22. Стельмах, В. Д. Модельная сельская библиотека: модный бренд или проектирование будущего? / В. Д. Стельмах, М. А. Веденяпина // Современная б-ка. – 2010. – № 1. – С. 11–17.

23. Тищенко, М. Н. Общедоступные (публичные) библиотеки в системе местного самоуправления: практ. пособие / М. Н. Тищенко. – СПб.: Профессия, 2006. – 367 с. – (Серия «Библиотека»).

24. Тищенко, М. Н. Реорганизация ЦБС: проблемы и перспективы / М. Н. Тищенко // Библ. дело. – 2005. – № 3. – С. 8–11.

 

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте ЦБС общедоступных библиотек как особое библиотечное учреждение.

2. Назовите основные подходы к организации сети общедоступных (публичных) муниципальных библиотек.

3. Охарактеризуйте организацию обслуживания городского населения общедоступными (публичными) муниципальными библиотеками.

4. Охарактеризуйте организацию обслуживания сельского населения общедоступными библиотеками.

5. Выполните анализ ЦГБ и ЦРБ, городского и сельского филиала как видов библиотечных учреждений.

6. Охарактеризуйте проект «Модельные сельские библиотеки».

7. Назовите и охарактеризуйте основные нестационарные формы библиотечного обслуживания.

8. Охарактеризуйте КИБО как перспективную форму нестационарного библиотечного обслуживания.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных