ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. Продолжение наблюдений над особенностями былинного жанра.1. (Дальнейшая работа должна быть построена над выяснением главной черты былинного эпоса – историзма, который в корне отличает былины от сказок). Учитель. – А кроме фамилии и имени героя, есть в тексте другие прямые указания на реальность и достоверность повествования? Дети. – Да, здесь упоминаются конкретные города: Муром, Чернигов, Киев, а также село Карачарово – Это старинные города на Древней Руси, а Карачарово – это местность, откуда богатырь родом. Учитель. – А в сказках, хотя бы в одной из них, вы встречали указания, в каком городе или селе происходили события? Дети. – Нет, не встречали, - в сказках место действия условное. - В сказках говорится: «В некотором царстве. В некотором государстве…». Учитель. – Значит, мы с вами открыли еще одну черту былины, а именно: конкретное название городов и других населенных пунктов. Действительно, если мы взглянем на историческую карту «Древнерусское государство», мы найдем на ней города, упомянутые в былине. (Учитель показывает города на карте). Учитель. – А теперь давайте прочитаем текст по частям и поговорим о нем поподробнее. (Текст прочитывается вслух от начала до слов: «Прямоезжую до в стольный Киев-град», после чего продолжается работа над содержанием). Учитель. – О чем говорится в этой части? Ученик. – О том, как Илья Муромец победил черную вражескую силу. Учитель. – Это был сильный враг или слабый? Найдите об этом слова в тексте. Дети. – Враг был сильным, здесь говорится: «Нагнано то силушки черным-черно» - Здесь есть сравнение вражьей силы с вороньем. Этим сравнением автор былины подчеркивает несметное количество врагов. Учитель. – А Илья Муромец победил врага один или с войском? Ученик. – Один. Учитель. – А разве может быть такое в жизни, чтобы один человек, пусть даже богатырь, победить несметное вражеское войско? (Здесь ребята должны вспомнить сведения, полученные при изучении сказок. О поэтическом приеме – преувеличении (гиперболе) в описании подвигов героев. Таким образом, ученики еще раз убедятся в преемственности между двумя жанрами устного народного поэтического творчества – былинными и сказками. Учитель. – А враг, с которым сражался Илья, реальный или сказочный? Дети. – Здесь конкретно не говорится, с каким врагом дрался герой, он упомянут только в сравнении с черным вороньем, - а это значит, что сила вражья многочисленна. - А я думаю, что под «черной силой» подразумеваются враги, нападавшие в то давнее время на Русь. Учитель. – Да, ребята, в былине, хотя и в иносказательной форме, рассказывается об исторических событиях на Древней Руси. Древнерусское государство находилось в окружении кочевых народов, которые нередко в поисках добычи, нападали на русскую землю: половцы, печенеги, татаро-монголы. (Свой рассказ учитель сопровождает показом на карте). Именно об этом тяжелом времени и поется в былине. Народ мечтал о таком богатыре, который бы пришел ему на помощь и навсегда освободил его от вражеского нашествия, уничтожил бы злую вражескую силу. Вот почему народ воспевает храбрость богатыря, наделяет его недюжинной силой. Прочитайте эти слова. (Дети читают: «Он как стал-то силу великую Стал конем топтать да стал копьем колоть, А-й побил он эту силу всю великую». Учитель. – Прочитайте о том, как народ черниговский встретил Илью Муромца. Дети. – Он благодарил его и звал к себе быть главным воеводою. - Но Илья отказался, решил ехать в Киев – град. Учитель. – Зачем? Как вы думаете? Ученик. – Наверное, чтобы помочь этому городу, защитить столицу от опасности. Учитель. – А теперь посмотрим, как описана встреча Ильи Муромца с Соловьем-разбойником. Вначале урока мы с вами отметили, что образ Соловья-разбойника фантастический. Однако, если внимательно вчитаться в эти строчки, можно заметить, что этот персонаж не совсем сказочный: сидит он «на сыром дубу» не где-нибудь, а на конкретной прямоезжей дорожке «в стольный Киев-град». А это значит, что в фольклорном персонаже народ показал исторического врага, - злого и сильного, - который разбойным путем нападал на русские земли, разорял и опустошал их. Найдите, в каких словах народ выражает свое отношение к врагу. Дети. – Народ выражает ненависть, пренебрежение к врагу, он описывает его отрицательными чертами. - Называет его «злодеем-разбойником». - Для описания места, где сидит Соловей-разбойник, автором употребляются эпитеты: «у Грязи – то у Черной», «на сыром дубу». - В былине используются сравнения: «Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному» - И преувеличения: «И от его ли-то от посвиста соловьего Все лазоревы цветочки осыпаются, Темные лесушки к земле все приклоняются». Учитель. – А теперь прочитайте строчки, где Илья Муромец побеждает врага. Он с ним сражается? Ученик. – Нет, Илья Муромец расправляется с ним просто: «Он стрелил в того Соловья-разбойника, Он пустил – то Соловья да на сыру землю». (Говоря об отношении народа к герою – богатырю, ребята обращают внимание на словесные образные выражения, с помощью которых показывается любовь и уважение к нему: называет его: «старыя казак да Илья Муромец», рассказывает о надежном его оружии: «тугой лук разрывчатый», употребляет слова в ласкательной форме: «тетевочку шелковеньку» «стрелочку каленую». Как и в работе с предыдущей былиной, следует обратить внимание на употребление в тексте про Илью Муромца повторов, например в последних строках:
«Тебе полно-тка свистать да по-посоловьему, Тебе полно-тка кричать да по-звериному, Тебе полно-тка слезить да отцов-матерей, Тебе полно-тка спущать-то сиротать да малых детушек». (Говоря о наличии повторов в былинном эпосе, учителю очень важно подчеркнуть, что это не является признаком бедности языка былин. Повторы – один из художественных приемов усиливающих впечатление от описания картин, образов героев и персонажей их действий. В данном конкретном случае в четырехкратное повторение слов «тебе полно-тка» народ вложил надежу на освобождение от врага. С помощью приема повторов автор как бы усиливает заветные мечты народа о воине-освободителе, избавителе от поработителей. Не случайно, что в этом произведении, как и во всех былинах, образы богатырей наделены только положительными качествами, по законам художественного творчества, они были опоэтизированы и гиперболизированы, тогда как образы врагов наделены только отрицательными чертами. В этом тоже заключается одна из особенностей былинного жанра. Завершая разговор об образе Ильи Муромца, учителю следует заметить, что было бы большой ошибкой черты былинного героя приписывать одному какому-то историческому лицу. Былинный Илья Муромец, Добрыня Никитич и другие богатыри – это собирательные образы русского человека, идеальные образы защитников родной земли). 2. Чтение отрывка былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Учитель. – Ну, а теперь поговорим о третьем былинном герое и посмотрим, похож ли он на того Алешу Поповича, которого изобразил Васнецов на своей картине. Давайте послушаем былину. (Учитель читает текст). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|