Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Беседа после чтения.




Учитель. – О чем эта былина?

Дети. – О том, как Добрыня не послушался своей матушки и пошел сражаться со Змеем Горинычем …

- … и победил его!

Учитель. – А почему матушка дала такой странный наказ своему сыну?

Дети. – Наверное, ей не хотелось его потерять.

- Она знала, что Змей Гориныч сильный и страшный враг и может погубить ее родного сына.

- Мать сына очень любила, и ею руководило сильное желание спасти Добрыню от гибели.

- Мать, наверное, не хотела, чтоб Змей Гориныч разозлился и погубил всю русскую землю, - поэтому она и предостерегала сына:

«Не топчи – ка младыих змеенышей,

Да не выручай – ка полонов да русскиих»

Учитель. – А когда вы прослушали текст былины, вы ничему не удивились, учитывая наш первоначальный разговор о том, что такое былина?

Дети. – Мы говорили, что былина – это то, что было, а здесь говорится о Змее Гориныче, - фантастическом персонаже.

Это меня удивило.

- Да, не бывает в жизни таких существ, - они встречаются только в сказке.

Учитель. – Значит, мы с вами прочитали сказку? Давайте в этом разберемся: почему же произведение названо не сказкой, а былиной?

Наверное, здесь есть что-то такое, что отличает былину от сказки.

Вот это «что-то» мы и должны найти в былине, т.е. познакомиться с особенностями былинного жанра.

Сейчас мы будем читать текст повторно, а заодно и проверим поисковую работу.

(Сперва ребята прочитывают вслух начальные строчки текста до слов:

«Да не выручай – ка полонов да русскиих»., после чего отвечают на вопросы учителя).

Учитель. – Что в этих словах не похожее на сказку?

Ученик. – Текст записан не прозой, а стихотворением: каждая строка начинается с абзаца, а сюжеты народных сказок передаются прозой.

Учитель. – Если этот текст – стихотворение. Есть ли в нем ритм и рифма?

Ученик. – Да, рифма есть уже в первых 2-х строчках: «… говаривала»,

«… наказывала».

Учитель. – А теперь все вместе попробуем проговорить четыре строчки, сопровождая их хлопками.

(Ребята вместе с учителем хором проговаривают текст с хлопками и устанав-ливают, что ритм здесь есть).

Учитель. – А не заметили вы в тексте необычного произношения слов?

Ученик. – Да, я заметил: в словах «чисто поле» наверно поставлено ударение, на последний слог, (а надо «во чисто поле»).

Учитель. – Учитывая то, что былина часто исполнялась под аккомпанемент музыкального инструмента, чтобы текст плавно наложился на музыку, в былинах нередко менялось место ударения в словах, изменялась форма слова, слова могли удлиняться или, наоборот укорачиваться, к словам приставлялись частички, - и все это делалось для сокращения ритмичного рисунка.

Найдите в тексте примеры.

(Дети находят, а учитель выписывает на доске:

«на тую гору»

«трои сутки»

«на тишину»

«нанесло» «младыих»

«русских» «полонов»

«добрым – тим» «далече»

И т.д.

(Ребята прочитывают текст до конца, выбирают и объясняют значение слов, малознакомых им, например:

«смолвити – сказать»

«хобота – головы с длинными шеями» и др.).

Учитель. – А кто из вас сможет объяснить, почему в былине так много непонятных и непривычных для нашего слуха слов?

Дети. – Потому что создавалась она в далеком прошлом.

- Наверное, тогда люди так говорили.

Учитель. – Верно, - ведь былина – это произведение народное, в нее вошли слова из устной речи людей того времени. Отсюда здесь много просторечных слов:

«словца смолвити»;

«теперича»;

«съем-сожру» и др.

Хотя, если внимательно проследим за языком былины, то отметим много словесных выражений, взятых из сказки. Найдите.

(Ребята продолжают чтение).

Дети. – Здесь есть постоянные эпитеты:

«чисто поле»;

«по синему морю»;

«добрым людям».

- А я нашла повторы:

«Захочу – тебя, Добрыню, теперь съем – сожру

Захочу – тебя, Добрыню, в хобота возьму,

В хобота возьму, Добрыня, во нору снесу!»

- И здесь есть повторы:

«Они дрались со Змеею тут трои сутки,

Он подрался со Змеею еще три часа,

Он побил Змею да-й проклятую».

Учитель. – А сравнения в тексте есть?

(Детям трудно найти здесь сравнение, т.к. оно употреблено не в прямой, а в скрытой форме:

«Ветра нет, да тучу нанесло, А как летит Змеище-горище,

О тыех двенадцати о хоботах», - говорится в былине и сравнивается полет Змея Гориныча с тучей.)

(Отмечая сходства образных языковых средств в сказке и былине, дети приходят к выводу, что это явление можно легко объяснить общностью автора, создавшего оба жанра поэтического творчества, - русского народа).

Учитель. – А теперь поговорим о главном герое.

Давайте посмотрим, чем он отличается, например, от Ивана – крестьянского сына из сказки «Бой на Калиновом мосту», который также сражался со Змеем Горинычем.

Дети. – В сказке речь идет об условном герое, а в былине – о конкретно богатыре.

- Он в былине назван конкретным именем – отчеством.

- И сегодня мы узнали, откуда герой родом и чей он сын.

Учитель. – А теперь давайте, сравним словесный образ Добрыни Никитича со зрительным: таков здесь богатырь, как на картине В.М.Васнецова?

Давайте отметим в тексте его характерные черты. В своих ответах используйте таблицу «Словарь характеристик».

Дети. – Он настойчивый и упрямый:

«А Добрыня своей матушки не слушался»;

- Он неудержимый, - его нельзя остановить: несмотря на матушкин наказ, Добрыня «едет далече во чисто поле».

- Добрыня Никитич смелый, храбрый, мужественный: не испугался угроз Змея Гориныча и вступает с ним в бой.

- Сильный: побеждает лютого Змея.

- Благородный: любит русскую землю, ее людей:

«А-й повыручал он да полонов да русских».

Учитель. – А вот здесь я выписала из толкового словаря С.И.Ожегова еще два слова, характеризующие качества человека. Подходят ли они для Добрыни Никитича?

(Ребята читают запись на доске:

«доблестный» - отважный, храбрый, достойный славы;

«самоотверженный» - жертвующий собой ради общего блага, ради спасения людей.

Дети делают вывод о том, что эти слова также можно включать в характеристику богатыря.

По ходу работы учитель выписывает слова, характеризующие героя, на доску, либо красным кружочком отмечает их в таблице «Словарь характеристик», т.к. они будут использованы на следующих уроках при подготовке и написанию сочинения).

Учитель. – А как автор относится к своему герою? Видно это в тексте?

Дети. – Он его любит, называет ласково: «Добрынюшка».

- Гордится им: «Тут век про Добрыню старину поют».

- Прославляет его храбрость, мужество, стойкость в сражении:

«Они дрались со Змеею тут трои сутки,

Он подрался со Змеею еще три часа,

Он побил Змею да-й проклятую».

Учитель. – А каково отношение народа к врагу Добрыни?

Дети. – Он его ненавидит, изображает грубо:

«Змеище Горынище».

- …Называет его «Змеем проклятым».

- А его головы называет «хоботами».

- И речь врага изображена здесь грубо: «съем – сожру».

Учитель. – А давайте вместе подумаем, почему в былине народ показывает не реального врага, а фольклорного, взятого из сказок, т.е. использует аллегорию?

Дети. – Наверное, потому, чтобы подчеркнуть необыкновенную силу, с которой предстоит сражаться Добрыне Никитичу.

- И чтобы смогли представить себе, настолько враг силен.

Обобщая работу, ответы учащихся, учитель подводит их к выводу, что, хотя былина своим названием и указывает на достоверность того, о чем в ней говорится, все же в этом жанре много сказочного, вымышленного.

И хотя в этом былина похожа на сказку, это разные народные жанры.

Былина – это особое поэтическое произведение, воспевающее подлинную жизнь героев – русских богатырей, которых народ очень любил, а поэтому и наделял порой необыкновенной силой, ставил их в необычные условия, из которых они всегда выходили победителями.

Подтверждение этим мыслям и выводам учащиеся найдут на следующих уроках в работе с другими былинами.

Дома ребята несколько раз прочитывают былину о Добрыне вслух, проговаривают трудные слова и выражения. Учатся читать произведение плавно, напевно, выразительно.

А чтобы облегчить работу на следующем уроке, пусть ребята познакомятся с текстом новой былины: «Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Ой урок.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных