Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сопоставительный анализ стихотворений.




Учитель. Найдите слова в тексте, рисующие обе берёзы, подчёркивайте карандашом, а я буду записывать эти слова на доске в две колонки.

Итак, какая берёза у Фета?

Дети. – «Печальная», она убрана «по прихоти мороза», т.е. по его капризам.

– Концы ветвей поэт сравнивает с гроздьями винограда.

– Её наряд «траурный», т.е. застывший, неживой.

– Заря (денница) играет в заснеженных ветвях, но красота эта временная, – птицы «стряхнут» её с «ветвей».

– Поэту жаль этой кратковременной красоты:

«И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей».

Учитель. А теперь проследим изображение берёзы и зимней картины у С. Есенина. Какие «рисующие» слова использует автор?

Дети. – картина радостная, – в ней много белой, серебристой и золотой краски, а также эпитетов, сравнений: «белая берёза», «белая бахрома»,

«принакрыта снегом, точно серебром»,

«горят снежинки в золотом огне»,

«пушистые ветви» сравниваются с «белой бахромой».

– Берёза спокойная, умиротворённая, она стоит «в сонной тишине».

– Красоту берёзы оберегает заря, обещает продолжения этой красоты:

«обсыпает ветви новым серебром».

 

В результате сравнительной работы ребята подчёркивают в тексте ключевые слова, изображающие зиму. А на доске появляется запись:

 

 

А.А. Фет С.А. Есенин
«печальная берёза» «прихотью мороза разубрана» «ветвей концы висят» «траурный наряд» «жаль мне» «птицы стряхнут красу» - красота временная «белая берёза»; спокойная, умиротворённая («в сонной тишине») «снегом, точно серебром» «белой бахромой» «горят снежинки» «в золотом огне» «заря…обсыпает ветки новым серебром»-красота вечная

 

Дети ещё раз, пробегая взглядом по ключевым словам, записанным на доске, делают вывод, что стихотворения – разные по настроению:

- у Фета зима красивая, но всё стихотворение сопровождается чувством тоски и печали, оттого что красота эта временная, и поэту жалко её. Образ берёзы печальный.

- у Есенина картина жизнерадостная, образ берёзы – величественный, пышный, прекрасный, но главное в стихотворении – это утверждение вечной красоты природы.

Учитель. А теперь прочитайте шестой вопрос в учебнике: «Какой ещё образ незримо присутствует в стихотворениях? По каким словам вы об этом догадались?»

Дети. – И в одном, и в другом стихотворении есть образ автора. Они говорят о себе: «у моего окна», «люблю игру», «и жаль мне». Это у А.А. Фета. С.А. Есенин тоже напоминает о себе: «под моим окном».

– Авторы как бы присутствуют здесь, рядом с картинами, которые изображают, созерцают их, наблюдают красоту природы, переживают и радуются вместе с ней.

5. Работа над стихотворением С. Есенина «Поёт зима – аукает».

Учитель. А сейчас мы прочитаем ещё одно стихотворение С.А. Есенина о зиме. Уже по первому его стихотворению вы убедились, как этот поэт тонно изображает природу, чувствует её. Она у него – живая, олицетворённая. И это не случайно: поэт родился и вырос в сельской местности (на Рязаньщине в селе Константиново), среди живописной природы, и уже с самого детства сроднился с ней.

(Учитель демонстрирует цветные фотоиллюстрации, изображающие живописные уголки, в которых прошло детство поэта, из книги С. Барабаша и др. «я более всего весну люблю»).

Учитель. Очень интересен и своеобразен образ зимы в этом стихотворении. Давайте прочитаем, как изобразил её поэт.

(Ребята читают текст с карандашом в руках, поскольку третьеклассники имеют уже достаточно опыта в анализе художественных произведений, необходимо предоставить им в работе над текстом больше самостоятельности. Пусть ребята сами найдут слова и выражения, рисующие живые образы, а потом в обобщающей работе над стихотворением поделятся своими впечатлениями.

Ребята должны отметить живой образ зимы, она «поёт», «аукает», «баюкает». Дети сравнивают её с неким лесным древним существом, ибо ещё свежи в памяти ребят впечатления от мифических образов. Недаром здесь автор употребляет слово «мохнатый», а слово «стозвоном» придуманное самим поэтом для создания необычной и загадочной картины зимы:

Ворвавшись во двор, это живое существо превращается в послушную метелицу, которая стелется шёлковым ковром. Живое, понятное поэту всё в этом мире, - вот почему он замечает и чувствует, как тоскуют, улетая в далёкую страну от родимой земли «седые облака».

Уже с самого начала стихотворение проникнуто печалью, тоской, которая усиливается при описании воробышков и состраданья к ним. Поэт здесь использует сравнение с сиротливыми детками, употребляет контрастные эпитеты: «игривые» - «сиротливые»; «ковром шёлковым» - «больно холодна»; пташечки нежные» - «голодные усталые».

Учащиеся не могут не отметить образ вьюги «с рёвом бешенным», которая «стучит по ставням», «злится», пугает нежных бедных пташек, прижавшихся «у мерзлого окна».

Дети должны заметить, что завершается стихотворение фольклорным образом прекрасной, улыбчивой Весны, который противопоставлен злой и холодной Зиме. Последние строчки вносят оптимистическое настроение веру и надежду на возвращение прекрасного времени.

Стихотворение С. Есенина как бы перекликается и одновременно завершает мысль, начатую на первом уроке, о движении времени, о вечности движения, о котором говорил в своём стихотворении Б.Л, Пастернак).

6. Домашнее задание: можно предложить учащимся написать небольшое сочинение «Зимние картинки» о своём впечатлении о зиме.

 

Уроки 45-47.

Тема уроков.

Сказки А.С.Пушкина






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных