Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Чтение стихотворения с последующим анализом.




(Ребята читают текст, делятся впечатлениями):

Дети. – Нет, у Пушкина зима мне представлялась волшебницей: природа преобразилась, и стала сказочной за одну ночь. А у Маршака зима – работница, - автор прямо об этом говорит: «Как поработала зима!»

– С.Я. Маршак олицетворяет зиму, представляет её заботливой хозяйкой.

Учитель. А о какой «ровной кайме» говорит автор? Посмотрите в словарь.

(дети находят в словаре: «кайма – полоска, обшивка по краю чего-нибудь»).

Учитель. А почему поэт упоминает именно эту деталь? Прочтите четверостишие ещё раз. Как вы представили эту картину?

Дети. – Поэт описывает городской пейзаж, говорит о «стройных зданиях».

– А зима, «не нарушая стройных очертаний», подчёркивает их строгость и стройность, покрывая снегом.

– Белизна снега, которая легла на кровли, чётче и ярче выделяет строения, делает изображение их контрастным.

Учитель. И зима – «работница» ровно, чётко окаймляет белизной городские строения, ровными линиями подчёркивает их стройность.

А у Пушкина прослеживается такая чёткая линейная графика? Вслушайтесь в строчки из его зимних стихотворений:

(Учитель читает):

« Мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром».

 

« Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит»

 

« И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей».

 

« Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами,

Среди полей, вокруг холмов».

 

Дети. – Нет, у Пушкина линии зимы плавные, мягкие, «волнистые».

– А.С. Пушкин изображает сельский пейзаж, подчёркивает простор, раздолье.

Учитель. Прочитайте следующую строфу. Какую картину вы представили?

Дети. – Автор рисует пруды. Они белые.

– А вокруг – кусты. Поэт «оживляет» их эпитетами: « в пушистых полушубках».

– И здесь наблюдается «прямолинейность» изображения:

« Проволока проводов

Таится в белоснежных шубах».

Учитель. И единственно, кто не подвластен такому прямолинейному очертанию, - это кусты, напоминающие живые образы:

« в пушистых полушубках».

Прочитайте третье четверостишье, что удивило поэта?

Дети. – Его удивило, что снежинки падали « в таком случайном беспорядке», а в результате картина получилась четкой и строгой:

« строго окаймили лес».

– И «улеглись постелью гладкой».

3.Работа над репродукцией картины М.В. Добужинского «Домик в Петербурге».

Учитель. А теперь рассмотрим в учебнике репродукцию с картины Мстислава Валерьевича Добужинского (1875-1957гг.). подумайте, почему её поместили рядом со стихотворением С.Я. Маршака?

Дети. – Эти произведения имеют общую тему: изображение зимнего городского пейзажа.

– Художником также используется четкость линий, строгость изображения зданий, окошек, которые окаймлены белизной снега!

– У этой картины много схожего со стихотворением: снегопад, кровли зданий.

Учитель. А какими словами из текста можно описать картину М.В. Добужинского?

( Ребята выбирают строчки).

Учитель. Мы находим много общего потому, что оба автора изображают один и тот же город, свой любимый Петербург, который отличается именно чёткой планировкой. А зима – «работница» только подчёркивает стройность линий, окаймляет геометрические формы домов, окошек, построек. Окошки так отчётливо и тщательно вычерчены, что их даже можно посчитать, а дом кажется таким огромным, кажущимся бесконечным, оттого, что он обрезан рамкой.

А теперь посмотрите, какое настроение у этой картины? Мрачное или светлое, радостное? Какие краски использует художник?

Дети. – Мне кажется, мрачное: в картине преобладают тёмные, серые краски и тона.

– Похоже, что автор изображает сумерки, - на картине нет солнечного света. Погода пасмурная.

– Художник использует в основном только три цвета: чёрный, белый и серый.

– Присутствует контрастность изображения: тёмные ветки деревьев на фоне белой, заснеженной кровли.

– А падающие снежинки – на фоне тёмных и серых стен, построек.

Учитель. (дополняет) Дело в том, что художник в картине подчёркивает и социальные контрасты города Петербурга: мы видим на переднем плане картины маленькие постройки, приютившиеся к огромному зданию. Художник очень переживал, что за грандиозной помпезностью, пышностью улиц и проспектов, громадных зданий на них, существовал другой Петербург, как бы его изнаночная сторона: с трущобами, глухими задними стенами, бесконечными заборами, тёмными, похожими на колодцы, дворами с деревянными домиками, в которых жили простые, бедные люди. Художник писал: «Меня уколола изнанка города». Оттого и мрачна, печальна эта картина, - тёмные цвета, приглушённые тона навевают тоску.

А у Маршака картина такая же?

Дети. – Нет, в стихотворении картина более яркая, много белого цвета:

« вокруг белеющих прудов»,

«в белоснежных трубках»,

«снежинки падали с небес»,

«улеглись постелью гладкой»,

«окаймили лес» и т.д.

– И настроение в стихотворении другое: уже в самом начале автор восторженно восклицает:

«Как поработала зима!

Какая равная кайма…»

– И дальше автор со сдержанной радостью раскрывает картину зимы, наблюдает за городским пейзажем.

– Такая картина успокаивает, умиротворяет человека.

Учитель. Давайте попробуем чтением передать это созерцательно – спокойное настроение.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных