ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Чтение стихотворения с последующим анализом.(Ребята читают текст, делятся впечатлениями): Дети. – Нет, у Пушкина зима мне представлялась волшебницей: природа преобразилась, и стала сказочной за одну ночь. А у Маршака зима – работница, - автор прямо об этом говорит: «Как поработала зима!» – С.Я. Маршак олицетворяет зиму, представляет её заботливой хозяйкой. Учитель. А о какой «ровной кайме» говорит автор? Посмотрите в словарь. (дети находят в словаре: «кайма – полоска, обшивка по краю чего-нибудь»). Учитель. А почему поэт упоминает именно эту деталь? Прочтите четверостишие ещё раз. Как вы представили эту картину? Дети. – Поэт описывает городской пейзаж, говорит о «стройных зданиях». – А зима, «не нарушая стройных очертаний», подчёркивает их строгость и стройность, покрывая снегом. – Белизна снега, которая легла на кровли, чётче и ярче выделяет строения, делает изображение их контрастным. Учитель. И зима – «работница» ровно, чётко окаймляет белизной городские строения, ровными линиями подчёркивает их стройность. А у Пушкина прослеживается такая чёткая линейная графика? Вслушайтесь в строчки из его зимних стихотворений: (Учитель читает): «Мягко устланные горы Зимы блистательным ковром».
«Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит»
«И вот уже трещат морозы И серебрятся средь полей».
«Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами, Среди полей, вокруг холмов».
Дети. – Нет, у Пушкина линии зимы плавные, мягкие, «волнистые». – А.С. Пушкин изображает сельский пейзаж, подчёркивает простор, раздолье. Учитель. Прочитайте следующую строфу. Какую картину вы представили? Дети. – Автор рисует пруды. Они белые. – А вокруг – кусты. Поэт «оживляет» их эпитетами: «в пушистых полушубках». – И здесь наблюдается «прямолинейность» изображения: «Проволока проводов Таится в белоснежных шубах». Учитель. И единственно, кто не подвластен такому прямолинейному очертанию, - это кусты, напоминающие живые образы: «в пушистых полушубках». Прочитайте третье четверостишье, что удивило поэта? Дети. – Его удивило, что снежинки падали «в таком случайном беспорядке», а в результате картина получилась четкой и строгой: «строго окаймили лес». – И «улеглись постелью гладкой». 3.Работа над репродукцией картины М.В. Добужинского «Домик в Петербурге». Учитель. А теперь рассмотрим в учебнике репродукцию с картины Мстислава Валерьевича Добужинского (1875-1957гг.). подумайте, почему её поместили рядом со стихотворением С.Я. Маршака? Дети. – Эти произведения имеют общую тему: изображение зимнего городского пейзажа. – Художником также используется четкость линий, строгость изображения зданий, окошек, которые окаймлены белизной снега! – У этой картины много схожего со стихотворением: снегопад, кровли зданий. Учитель. А какими словами из текста можно описать картину М.В. Добужинского? (Ребята выбирают строчки). Учитель. Мы находим много общего потому, что оба автора изображают один и тот же город, свой любимый Петербург, который отличается именно чёткой планировкой. А зима – «работница» только подчёркивает стройность линий, окаймляет геометрические формы домов, окошек, построек. Окошки так отчётливо и тщательно вычерчены, что их даже можно посчитать, а дом кажется таким огромным, кажущимся бесконечным, оттого, что он обрезан рамкой. А теперь посмотрите, какое настроение у этой картины? Мрачное или светлое, радостное? Какие краски использует художник? Дети. – Мне кажется, мрачное: в картине преобладают тёмные, серые краски и тона. – Похоже, что автор изображает сумерки, - на картине нет солнечного света. Погода пасмурная. – Художник использует в основном только три цвета: чёрный, белый и серый. – Присутствует контрастность изображения: тёмные ветки деревьев на фоне белой, заснеженной кровли. – А падающие снежинки – на фоне тёмных и серых стен, построек. Учитель. (дополняет) Дело в том, что художник в картине подчёркивает и социальные контрасты города Петербурга: мы видим на переднем плане картины маленькие постройки, приютившиеся к огромному зданию. Художник очень переживал, что за грандиозной помпезностью, пышностью улиц и проспектов, громадных зданий на них, существовал другой Петербург, как бы его изнаночная сторона: с трущобами, глухими задними стенами, бесконечными заборами, тёмными, похожими на колодцы, дворами с деревянными домиками, в которых жили простые, бедные люди. Художник писал: «Меня уколола изнанка города». Оттого и мрачна, печальна эта картина, - тёмные цвета, приглушённые тона навевают тоску. А у Маршака картина такая же? Дети. – Нет, в стихотворении картина более яркая, много белого цвета: «вокруг белеющих прудов», «в белоснежных трубках», «снежинки падали с небес», «улеглись постелью гладкой», «окаймили лес» и т.д. – И настроение в стихотворении другое: уже в самом начале автор восторженно восклицает: «Как поработала зима! Какая равная кайма…» – И дальше автор со сдержанной радостью раскрывает картину зимы, наблюдает за городским пейзажем. – Такая картина успокаивает, умиротворяет человека. Учитель. Давайте попробуем чтением передать это созерцательно – спокойное настроение. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|