ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Работа над художественными средствами.Учитель делит текст на три части, каждый ряд выполняет работу над одной из них: ребята читают текст самостоятельно и выделяют слова, которые они считают образными, рисующими. Затем подводится итог работы, в результате которой ребята называют среди художественных средств найденные в тексте эпитеты, которые они встречали ранее в устном народном творчестве: песнях, сказках, былинах: Черная зависть; Глушь лесная; Красавица девица; Молодцы честные; Белы руки; Алы губки; Святая молитва; Цепи чугунные; Земной поклон; Добрая весть; Красно солнце; Темная ночка; Глубокая тьма; Месяц ясный; Сине море; Буйный ветер; Гора крутая; и т.д
Ребята находят повторы, характерные для народных произведений: «ждет – пождет», «вьется вьюга», «путь-дорога», «жить да поживать», «нет как нет» и др. Не уйдут от внимания третьеклассников многократные повторы союзов и других слов в стихотворных отрывках: «И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться, подбочась»
Или: «За красавицей душой, За невестой молодой»
А вот еще: «… всем ты нам сестрица, Всех нас семеро любя, Все мы любим…..»
Из былинного эпоса учащимя уже знакомо назначение повторов, поэтому они установят, что этот прием использует поэт с целью выделения или усиления особо важных сообщений в повествовании. Далее учитель обращает внимание школьников, на такие сочетания слов, которые устоялись и часто встречаются в народной речи: «всем взяла», «бог с тобой», «не сойти живой мне с места», «в глаза ему смеется», «аль товар не по купцам», «спрос не грех», «тоска взяла» и др. Работая над языком текста, учитель обращает внимание на то, что в отличие от высокой пушкинской лирики, сказка написана простым народным языком; в тексте просторечных слов и выражений:
«долго дулась и сердилась» «пес проклятый одолея» «хвать – поймала» «ворота (вместо «ворота») «чуть до смерти не заел» и т.д. Однако, наряду с просторечными выражениями имеют место и высокие слова и выражения: «очи», «персты», «величать», «отрекалась», «восстали ото сна», «дух твой примут небеса» и пр. Ребята на этом уроке узнают о назначении такой высокой, торжественной речи: этими словами поэт говорит о молодой царевне, создавая идеальный образ русской девушки. Особо обращается внимание на употребление интонационных знаков в восклицательных предложениях, передающих, например, сильные чувства героев: царевны и королевича: «Гроб развился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг. Изумленными глазами, И качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: «Как же долго я спала!» И встает она из гроба…. Ах!...И зарыдали оба.»
Дети приходят к выводу, что автор вкладывает в них особый, эмоциональный, лирический оттенок повествования. На дом можно предложить выучить наиболее понравившиеся отрывки, нарисовать к ним иллюстрации.
Уроки 42-44 Тема уроков Авторские сказки. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|