Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Явление полисемии с точки зрения типологии




Второй тип изоморфизма в типологии связан с существованием

соответствия между формой и лексическим значением в словах, которые

хранятся в памяти носителя языка. Этот тип изоморфизма называется

парадигматическим. И снова варианты соотношения формы и значения

объясняются с помощью принципов экономии и иконичности.

Начнем с синонимии. Это явление не мотивировано иконически,

поскольку нет одно-однозначного соответствия между инвентарем слов и

набором значений. Также этот случай не мотивируется принципом

экономии – в принципе синонимия может считаться избыточной для

процесса коммуникации. Но на самом деле абсолютных синонимов

практически не встречается – всегда есть некоторая разница либо в

денотате, либо в коннотативном компоненте значения, либо в

стилистической характеристике, диалектной принадлежности слов и т.д.

Именно это позволяет нам различать синонимы.

Если мы наблюдаем одно-однозначное соответствие между словом и

его значением, то мы имеем дело с моносемией. Это явление очевидным

образом мотивировано принципом иконичности, и, если бы все слова

языка имели бы ровно одно значение, нам потребовалось бы огромное

количество новых слов для выражения каждого отдельного значения.

Явление моносемии чаще всего наблюдается в сфере терминологии,

особенно технической, однако и тут его существование признается с

определенными оговорками.

Явление омонимии мотивировано принципом экономии и

встречается у тех словоформ, которые употребляются в речи достаточно

часто.

Однако самый распространенный случай соотношения формы и

значения во всех языках мира – это полисемия. С точки зрения типологии

полисемия мотивирована и принципом экономии, и принципом

иконичности. Принцип экономии действует в данном случае постольку,

поскольку несколько значений выражаются одной формой так же, как и в

случае омонимии. Принцип иконичности также играет свою роль, так как

значения связаны между собой. Набор взаимосвязанных значений можно

Page 39

воспринимать как отдельный участок нашей концептосферы. Таким

образом, мы наблюдаем иконическое соответствие между участком

концептосферы, в котором кодируются смежные понятия, и общей формой

их выражения. С этой точки зрения полисемия подобна моносемии, с той

только разницей, что моносемия – это пример соответствия определенной

формы выражения конкретной точке на каком-то участке концептосферы,

а в случае с полисемией мы имеем не точку, а более крупное понятийное

пространство, т.е. моносемия отличается от полисемии большей

экономностью.

Все варианты логически возможных способов соотношения формы и

значения и их мотивированности можно представить в виде таблицы:

Кол-во форм Кол-во значений Иконичность Экономия Семантич. тип

>1

нет

нет

синонимия

да

нет

моносемия

>1 (не связаны) нет

да

омонимия

>1 (связаны)

да

да

полисемия

Таким образом, языки мира кодируют понятия либо на основе

принципа экономии, либо на основе принципа иконичности. С точки

зрения функциональной типологии, оба эти принципа способствуют

наиболее эффективной коммуникации. Ограничения, которые налагают

эти принципы на форму языковых элементов, объясняются особенностями

нашей среды обитания.

Принципы экономии и иконичности регулируют наше общение.

Принцип экономии улучшает процесс коммуникации, поскольку

способствует его сокращению за счет укорачивания наиболее частотных

форм (в типологии этот процесс описывается в терминах структурного

кодирования) и упрощения тех форм, которые встречаются в речи менее

часто. С точки зрения парадигматики принцип экономии также

способствует повышению эффективности общения, т.к. количество форм,

которое необходимо хранить в памяти, оптимизируется путем уменьшения

количества словоформ, которые надо запоминать.

Принцип

иконичности

также

способствует

повышению

эффективности общения, поскольку он позволяет минимизировать

количество структур, с помощью которых мы кодируем информацию. К

тому же, соответствие структур языка нашему восприятию мира позволяет

минимизировать усилия при порождении речи.

Таким образом, и принцип иконичности, и принцип экономии – это

две стороны одного процесса – процесса улучшения качества общения.

Они лежат в основе большинства коммуникативных процессов, т.е

грамматику любого языка мы можем воспринимать как результат усилий

людей по наиболее эффективному устройству своих коммуникативных

систем: grammars code best what people do most (DuBois, 1985). Иными

словами, самое лучшее кодирование опыта всегда мотивировано

принципами иконичности и экономии, и эти структуры кодирования

Page 40

всегда используются либо для наиболее заметных ситуаций, либо для

ситуаций, о которых говорят чаще всего.

Контрольные вопросы

1. Как в типологии трактуется понятие маркированности?

2. Как реализуются принципы экономии и иконичности в языковых

системах?

3. Как с помощью принципов экономии и иконичности можно

объяснить явления полисемии, омонимии, синонимии?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных